Казахстан является многонациональной и многокультурной страной, которая демонстрирует самые доброжелательные межэтнические отношения между жителями страны. В любом учебном заведении бок о бок обучаются студенты разных национальностей. Изучение ценностей современной молодежи в последнее время становится все более популярной, но мало изучено формирование ценностных предпочтений в одной образовательной среде, отношения к другим этническим принадлежностям и как способствует этническая принадлежность формированию жизненных ценностей. Ведь отражение базовых ценностей в сознании человека, признаваемых им в качестве будущих целей в жизни и формирование общих мировоззренческих ориентиров исходят из его начальных ценностных ориентаций [1–3]. Студенческий возраст является одним из самых сложных и в то же время наиболее важных характеристик в плане формирования будущей личности. В студенческом возрасте ценностные ориентации играют важную роль и дают направленность будущей профессиональной деятельности, придают ей ценности, позволяют занять определенную позицию на профессиональном поприще, а также регулируют поведение в качестве профессионала [4–6]. Изучение ценностей и ценностных ориентаций студентов-медиков изучается на протяжении последних 5 лет. Данное исследование включает не только ряд вопросов, касающихся определения ценностей и ценностных ориентаций, но и отношения друг к другу.
Цель исследования – определить ценности студентов медицинского университета.
Задачи исследования: 1) выявить отношение студентов к учебе, 2) выяснить, с чем ассоциируется успешность в будущем, 3) определить ценностные предпочтения, 3) выяснить, что считают студенты самым значимым в жизни, 4) определить поведение студента в различных ситуациях профессионального характера.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования явились студенты Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) с 1 по 5 курсы. Опрошено 3778 студентов, обучающихся по специальности «Общая медицина» (86,7 %), «Стоматология» (7,9 %), а также по таким специальностям, как «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация» и «Биология», что составило 5,4 % от общего числа респондентов, из них русские составили 27,5 %, казахи – 62,5 % и другие национальности – 10 %. Исследование проводилось методом случайной выборки с использованием анкетирования в режиме онлайн.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования сравнивались с данными, полученными в 2012 и 2016 годах и разделились по 4 блокам в соответствии с заявленными задачами исследования. Согласно первому блоку вопросов, на вопрос «Как вы считаете, для чего вы учитесь?» большинство студентов (86,7 % в 2016 году) ответили, что обучаются для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом. Этот же ответ студенты в 2012 году выбрали несколько меньше (78,06 %). Однако есть небольшое количество студентов (0,9 %), которые получают образование «для того, чтобы не было стыдно при общении со сверстниками».
На вопрос «Как вы относитесь к процессу учебы?» 57,6 % студентов ответили, что учатся с большим удовольствием, им всё нравится, тогда как другие студенты «хорошо учат только то, что может пригодиться» (21 %) и «учатся нормально, но могли бы учиться лучше, если бы было желание» (20,2 %) почти в равном соотношении. Рассматривая одно из утверждений «могли бы учиться лучше, если бы было желание» было отмечено, что данное утверждение отмечено чаще студентами 1–3 курсов, а студенты старших курсов меньше выбирают такой ответ, и большинство из них обучаются «с большим желанием и удовольствием». Вероятно, студенты старших курсов глубже понимают значимость получения знаний и навыков, необходимых в будущей профессии, тогда как студенты младших курсов еще не полностью осознают значимость выбранной профессии.
На вопрос «Каким Вы видите себя в будущем?» ответы распределились следующим образом: студенты хотят быть «высококвалифицированными специалистами» в 42,7 % случаев, тогда как в 2012 году выбрали этот ответ 33,7 % респондентов. Ответ «богатым, материально независимым человеком» отмечено в 17,5 % случаев, а в 2012 году – 18,5 %; «человеком, реализовавшим свои умственные и физические способности» отметили 26,6 % респондентов, а в 2012 году – 33,0 % респондентов. Ответ «самодостаточной личностью» выбрали 11,9 % респондентов, так же, как и в 2012 году – 11,6 %.
На вопрос «С каким настроением Вы смотрите в будущее?» респонденты ответили следующим образом: «с надеждой и оптимизмом» – 77,6 % респондентов, тогда как в 2012 году так ответили 74,5 % респондентов; «спокойно, без особых надежд и иллюзий» ответили в 2016 году так же, как и в 2012 году (15 %), при этом число студентов, имеющих настроение «с тревогой и неуверенностью, со страхом и отчаянием», снизилось с 10,5 % (2012) до 5,9 % (2016).
На основании результатов исследования можно выделить рейтинг ответов на жизненные ценности. Самыми значимыми для всех респондентов ценностями в жизни оказались семейное счастье (88,7 %) и здоровье (73,8 %), тогда как эти же ценности в 2012 году выглядели следующим образом: семейное счастье (27,4 %) и здоровье (44 %). По устным опросам преподавателей предполагалось, что студенты на первое место как главную ценность жизни поставят деньги. Однако результаты как в 2012 году, так и в 2016 году показали, что выбор денег как ценности жизни в обоих случаях составляет около 7 %, и находится по рейтингу на последнем месте. Студенты в обоих исследованиях считают, что карьера человека является успешной при наличии «морального удовлетворения от работы, возможности заниматься любимым делом» (76,1 %), «высокого дохода» (50,8 %), «достижения высокого уровня профессионального мастерства» (50,7 %) и «возможности приносить пользу людям» (38,9 %). Далее ответы на вопросы не имели существенных различий по годам, поэтому данные представлены за 2016 год. На вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру молодого человека?» респонденты ответили следующим образом: «образование» (80,9 %), «личностные качества характера» (58,1 %), «опыт работы» (49,7 %), «знание работы» (46,9 %), «знание языков» (24,6 %). На вопрос «Что Вас привлекает в вашей будущей профессии врача?» ответить однозначно не могут, потому что у всех разное понимание и видение будущей профессии. Это видно на рисунке, однако материальные блага не являются основными ценностями будущих специалистов здравоохранения.
Ответы студентов на вопрос «Что Вас привлекает в вашей будущей профессии врача?»
С целью изучения межэтнических отношений среди студентов были включены вопросы, касающиеся отношения к другим этническим принадлежностям. На вопрос «Какие эмоции вызывают у Вас представители других национальностей?» большинство студентов ответили «уважение» (43,9 %), «интерес» (25,9 %) и 5,8 % затрудняются ответить. При этом среди студентов есть респонденты, которые проявляют «безразличие» к другим этническим группам (21,2 %), а у 2,3 % – они вызывают «раздражение». В целом, студенты считают свою студенческую жизнь «полной и эмоционально насыщенной» (43,7 %), несмотря на то, что учеба в медицинском вузе очень трудная, 24,3 % респондентов не видят особой разницы, и отмечают «жизнь как жизнь», а 22,4 % респондента – «чего-то не хватает для этого». На вопрос «Каково Ваше отношение к однокурсникам?» респонденты отвечает следующим образом: проявляют хорошее отношение в 55,3 % случаях и отмечают «мне с ними всегда интересно», 34,3 % студентов отмечают, что «есть близкий друг, а к остальным отношусь равнодушно», 3,7 % респондентов относятся к своим однокурсникам как «потенциальным конкурентам по своей специальности», и 5,5 % студентов считают, что «большая часть однокурсников не достойны получения диплома».
На вопрос «В вашем понимании здоровый образ жизни – это 68,9 % студентов ответили, что это «жизнь с разумными ограничениями, не мешающая реализации целей и желаний», 8,6 % ответили, что это «жизнь, в которой из-за здоровья приходится от многого отказываться», 14,3 % респондентов ответили, что это «жесткий, рациональный режим дня», и лишь 7,1 % – «это жизнь без ограничений».
В опроснике были использованы ситуационные задачи профессиональной направленности для определения личностных качеств в качестве предполагаемого профессионала системы здравоохранения и было проведено сравнение с предыдущим исследованием, которое проводилось в 2012 году. Анализ ответов на вопрос о том, как поступил бы студент в профессиональной ситуации, где он является лечащим врачом пациента, состояние которого является тяжелым, но не угрожающим для жизни, но ситуация предполагает, что возможны варианты представления ложных сведений, показал, что ответы респондентов 2016 года отличаются от респондентов 2012 года. Задачей было определено, что к респонденту обратился друг с просьбой дать «заведомо ложное» заключение об отсутствии тяжелого сотрясения мозга у пациента, которого он сбил своей машиной. Если более 60 % респондентов в 2012 году не знали, как они поступят в данной ситуации и только 30,7 % респондентов могли отказаться от такой просьбы, так как «не могут идти против истины», то нынешние студенты в 37,5 % случаях категорично отказали бы в просьбе. В 13,4 % случаев студенты «готовы помочь другу и сделать запись в документах о легкой степени сотрясения – ведь всё равно никто не установит», что позволяет сделать заключение, что не представляют себе ответственности врача и возможных последствий.
Следующая ситуация закоючается в том, что главный врач дает распоряжение срочно выписать из больницы пациента, не имеющего определенного места жительства и злоупотребляющего алкоголем, хотя состояние его вызывает опасения (сохраняются отеки, одышка, нестабильность АД). У 49 % респондентов 2012 года было решение «выписать больного, так как «он сам виноват в своих бедах», тогда как в 2016 году 56,8 % студентов решили «постараться убедить главного врача продолжить лечение». И лишь 2 % студентов выбрали ответ «выпишу пациента, так как в его бедах виноват он сам». Это свидетельствует о развитом чувстве эмпатии и ответственности по отношению к пациентам.
Третья задача включала ситуацию, когда во время дежурства пациент похвалил врача за внимание и «пожаловался на некомпетентность другого врача, хотя другой врач с большим стажем работы, к которому вы не испытываете симпатии из-за его самоуверенности и черствого отношения к больным. Как вы отреагируете на слова пациента?». В 2012 году «для торжества справедливости» 47 % опрошенных студентов готовы были заниматься подстрекательством в отношении коллеги, тогда как лишь 6,6 % респондентов 2016 года выбрали этот ответ. Респонденты 2016 года в большинстве случаев ответили «Поблагодарю за оценку и проигнорирую негативный отзыв о коллеге, поскольку неэтично сплетничать» (49,8 %) и «постараюсь убедить пациента, что он ошибается, так как не могу поддерживать плохое мнение о врачах» (29 %), что свидетельствует о чувстве профессиональной солидарности.
Причем существенного отличия в ответах между клиническими специальностями и неклиническими не наблюдалось. Например, студенты специальности «Фармация» думают так же, как и студенты специальности «Общая медицина». Все результаты, полученные в ходе исследования, являются отражением специфики обучения в медицинском университете и не могут быть перенесены на всю категорию студентов.
Таким образом, данное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Студенты медицинского университета имеют определенные профессиональные и личностные ценности и ценностные ориентации. Студенты убеждены в значимости нравственных ценностей, дают собственную оценку общественных явлений и поступков людей, руководствуются своими знаниями в различных профессиональных ситуациях.
2. Ценностные ориентации студентов-медиков обусловлены факторами социализации, так как могут быть как моно-, так и полиэтнические студенческие группы, но это не отражается на формировании ценностных предпочтений. В одной культуре могут быть разные ценностные и профессиональные ориентации.
3. Воспитательная деятельность вуза должна планироваться и реализовываться с учетом обобщенных данных по личностным качествам студентов.
Библиографическая ссылка
Молотов-Лучанский В.Б., Кемелова Г.С., Тулеутаева С.Т., Култанов Б.Ж., Макаренко Т.В., Гарифуллина Р.Р. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 53-56;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11665 (дата обращения: 08.11.2024).