Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Андронова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России
В статье рассматриваются вопросы экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии слушателями факультета довузовского образования и студентами медицинского вуза. Повышение степени экологизации высшего образования связано с формированием экологического мировоззрения, осознающего необходимость сохранения среды обитания для дальнейшего существования человечества. Обсуждается необходимость в координации и комплексировании вопросов экологического образования и воспитания с кафедрами клинического профиля, важного условия формирования профессиональных компетенций будущего специалиста-медика.
экологическое образование
экологическое воспитание
экологическое мышление
формирование мотивации в обучении
интерактивные методы
1. Алешечкина М.М., Андронова Т.А. Проблемы экологии реки Волга // Современная российская наука глазами молодых исследователей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции – форума молодых ученых и специалистов. – 2011. – С. 260–262.
2. Андронова Т.А., Воронцова С.А., Хлопкова А.Г. Серова Т.А. К диагностике паразитарных заболеваний // Актуальные вопросы медицинской биологии и паразитологии. Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию кафедры биологии им. академика Е.Н. Павловского. – СПб., 2009. – С. 85–86.
3. Андронова Т.А., Моррисон А.В., Моисеева Ю.М., Моисеев А.А. Зоонозная инвазия – токсокароз и связь с дерматозами // Вестник Саратовского госуниверситета им. Н.И. Вавилова. – 2012. – №6. – С. 5–7.
4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М., Высшая школа, 1991. – 207 с.
6. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1997. – С. 67.
7. Горшенина В.И., Катрунов В.А., Кузнецова М.Н., Павлова Л.А. Межкафедральная интеграция как забота о формировании медико-этической мотивации профессиональной подготовки врача // Межвузовский сборник научных статей. – Саратов, 2006. – С. 228–231.
8. Кац Я.А. Роль и место новых информационных технологий при системном подходе к медицинскому образованию // Медицинское образование в эпоху новых информационных технологий. Материалы внутривузовской научно-практической конференции. – Саратов, 2013. – С. 64–68.
9. Михеева Н.В. Научно-исследовательская работа студентов и ее роль в подготовке квалифицированного специалиста // Медицинское образование в эпоху новых информационных технологий. Материалы внутривузовской научно-практической конференции. – Саратов, 2013. – С. 101–103.
10. Хотько Н.И., Журавлева Л.Л., Дмитриев А.П. Парадигма экологического образования и ее реализация в системе среднего и высшего медицинского образования // Сборник научных трудов. Экологические проблемы промышленных городов / Под ред. проф. Е.И. Тихомировой. – Саратов, 2011. – С. 319–321.

«Законам природы повинуются люди, даже когда борются против них».

И. Гете

Процесс взаимодействия человека и среды в современных условиях стремительно меняет среду, поэтому вопросы экологического образования и воспитания в вузе приобретают особую значимость. В результате развития цивилизации человек приобрел меньшую зависимость от природы, но биосоциальная сущность человека делает его существом особым, способным совершать действия как направленные в сторону улучшения качества своей жизни, так и на подрыв собственного здоровья за счет антропогенной нагрузки на природную среду. Любая деятельность человека влияет на окружающую среду, а ухудшение состояния природной среды опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Становление и развитие человеческого общества сопровождалось экологическими кризисами антропогенного происхождения разного масштаба, однако они не приобретали такого значительного характера, как в настоящее время, когда плотность населения планеты приближается к критической. Стремление человека к господству над природой ведет к экологическим катастрофам, так как человек – порождение природы и ее разрушение – это катастрофа для самого человека, для человеческого общества в целом. Эта истина, высказанная еще Цицероном, актуальна как никогда: «всякий, желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление».

Среда жизни человека – сложное переплетение природного, техногенного и социального компонентов, а показатель ее качества – состояние здоровья населения. Искусственно созданная среда может не соответствовать возможностям человека как биологического вида, отсюда проблемы, связанные с ухудшением здоровья населения [10]. Негативные последствия человеческой деятельности таковы, что природа не в состоянии преодолеть их, да и адаптационные возможности самого человека как биологического вида не беспредельны.

Загрязнение природной среды, особенно в промышленных зонах, приводит к возникновению различных заболеваний: хронических бронхитов, астмы, эмфиземы легких, рака легких. Установлена связь между загрязнением окружающей среды и повреждением генетического аппарата. Появились так называемые «экологически зависимые болезни»: болезнь Минамата, вызванная отравлением ртутью, болезнь Итай-Итай – отравление кадмием, арсеноз, связанный с избыточным поступлением с питьевой водой мышьяка, флюороз – с избыточным поступлением фтора.

Современная наука предоставляет возможность достичь согласия с природой. Воспользуется ли этим человек, зависит от него, вернее, от степени его экологического воспитания и экологической грамотности. К сожалению, знания о природной среде находятся в подчиненном положении по сравнению со знаниями, призванными извлекать из нее блага для удовлетворения сиюминутных потребностей человека.

В условиях роста технических возможностей человека, превращения его в фактор вселенского масштаба, обучение в вузе должно соответствовать тенденциям экологизации человеческой деятельности, направленной на преодоление противоречий между познающей и преобразующей биосферу деятельностью.

Повышение степени экологизации высшего образования связано с формированием экологического мировоззрения, осознающего необходимость сохранения среды обитания для дальнейшего существования человечества. Главным объектом деятельности врача любой специальности является человек. В системе обучения врачей воспитание экологических принципов подхода к оценке здоровья наиболее актуально. Для реализации профессионального экологического образования требуется целенаправленная многоэтапная подготовка специалистов, выработка алгоритма стратегии такой подготовки, включающей междисциплинарную интеграцию. Важное место в обеспечении такого подхода имеет преемственность экологического воспитания в системе от школы к вузу. Сотрудники кафедры общей биологии, ботаники и фармакогнозии активно работают на факультете довузовского образования и в медицинском лицее при СГМУ. Эта категория обучающихся связывает свою дальнейшую жизнь с профессией врача, поэтому важно формирование у них представлений о единстве человека и среды его обитания, о взаимосвязи частных и глобальных экологических проблем. Цель работы преподавателя вуза в системе довузовского образования – это своеобразная профессиональная ориентация, выявление лиц, способных служить благородной профессии врача. При этом позиция преподавателя, его личные качества и экологическая грамотность способствуют формированию экологического мышления, экологической грамотности и экологической культуры лицеиста и студента. Без воспитания персональной экологической культуры немыслимо обучение принципам коллективного экологического сознания. Обучение и воспитание экологического мышления у школьников – будущих студентов медицинского вуза – первая ступень формирования экологического образования и воспитания. Сотрудники кафедры, ведущие занятия на факультете довузовской подготовки, используют в процессе преподавания биологии информацию о важнейших достижениях в области медицины и экологии человека. К сожалению, следует отметить, что большинство людей, и особенно школьников, мало знают о своем здоровье. Экологический подход к оценке своего здоровья предполагает его ценность не только с субъективных позиций, но и как составляющую здоровья человеческой общности в целом. Работа на факультете и в лицее осуществляется по вузовской методике: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Обучающиеся посещают занятия в школе «Юный медик», где с ними делятся опытом исследовательской работы ученые СГМУ. Приоритетным направлением является проблемное обучение. Главный вектор проблемного обучения – активация учебно-познавательной деятельности. Активация познавательной деятельности достигается четкостью определения целей и значимостью экологических знаний для будущей врачебной деятельности. Важное место занимают такие работы: решение ситуационных задач, написание рефератов по экологической тематике, создание сценариев по развитию событий при нарушении одного из звеньев в биогеоценозе, о неблагоприятных действиях антропогенного фактора на структуру биогеоценозов и др. Обучающиеся на факультете довузовского образования – активные участники научных конференций для студентов и молодых ученых. Основные направления экологического воспитания и образования в вузе тесно связаны с основополагающей информацией программных вопросов биологии для студентов 1-го курса СГМУ. Учитывая особую важность экологического образования в системе медицинского вуза, кафедра ставит целью формирование у студентов системных знаний в области экологии. На это направлена организация самостоятельной учебной деятельности студентов. Один из модулей программы по биологии – «Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем» – включает темы по экологии человека. Приоритетным направлением при изучении этого раздела является учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Очень важным в учении о биосфере является то, что В.И. Вернадский впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера по Вернадскому, «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила» [6]. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Ноосфера является новым этапом в развитии биосферы, предполагающим разумное регулирование отношений между человеком и природой. Ценность учения о ноосфере: дает конструктивную модель вероятного будущего, рассматривая человека как разумное существо. Однако человек и в целом человечество далеко не всегда ведут себя по отношению к своему общему дому разумно. Изучение этого раздела дает возможность формировать экологическое мировоззрение студентов; осознавать необходимость сохранения благоприятной среды обитания человечества, особой среды, в которой искусственные компоненты преобладают над природными; понять роль среды в происхождении мультифакторных заболеваний, в происхождении нового типа заболеваний человека – экологически зависимых болезней, оценить масштаб антропогенного прессинга на природу.

Необходимой основой обучения является мотивация [4, 5], формируемая сегодня не только классическими педагогическими технологиями обучения, но и инновационными, которые позволяют акцентировать внимание студентов на экологических проблемах, с активным участием в этих процессах обучающихся. Для повышения мотивации к изучению экологии предлагаются оригинальные ситуационные задачи, представленные в изданном преподавателями кафедры учебном пособии «Медицинские аспекты экологии человека». Пособие содержит основополагающую информацию и инновационные приемы проведения занятий (решение оригинальных ситуационных задач, кейс-задач, сценарий познавательной игры в формате брейн-ринга) по трем темам раздела экологии человека: «Человек как объект действия экологических факторов. Адаптация человека к среде обитания», «Биологическая изменчивость популяций в связи с биогеографическими особенностями среды и экологическая дифференциация человечества» и «Антропогенные экологические системы. Влияние факторов среды на демографические процессы». Перед студентами ставятся проблемные вопросы, решение которых побуждает их мыслительную активность, требует ответа на конкретные вопросы, касающиеся оценки качества экологической обстановки в своем микроокружении, так как для каждого человека существует не вся макросреда в целом, а только ее часть.

При сохранении современных тенденций развития технико-экономического прогресса, существует ряд экологических опасностей, которые могут приобрести серьезную угрозу для человечества в будущем. Это проблема исчерпания природных ресурсов, которые условно можно разделить на возобновимые и невозобновимые, исчерпаемые и неисчерпаемые, внимание студентов акцентируется на этой проблеме в рамках ситуационных задач. Анализируются вопросы, касающиеся возникновения новых биогеохимических циклов, представляющих опасность для здоровья человека.

Студенты активно вовлекаются в научную работу по медико-экологической тематике: работают в студенческом научном кружке, работа в котором является мощным стимулом повышения профессиональной мотивации [9] и расширения экологического кругозора. Задачи изучения системы адаптации биосферы к условиям, созданным человеком, изучение механизмов адаптации самого человека к изменяющейся природной среде – насущная потребность современного этапа взаимоотношений человека и природы. Проведение комплексных экологических исследований, объединяющих усилия наук общественных, наук естественно-математического цикла и медицины требуют специалистов разного профиля, но обладающих экологической грамотностью. Работа в кружке предоставляет возможности для самостоятельного поиска информации по освоению учебного материала и выбранной тематике научной работы, способствует формированию профессиональных компетенций. Многие студенты продолжают исследования по экологической тематике, начатые в годы обучения в лицее, публикуют результаты своих исследований в журналах и в материалах конференций [1, 3].

Система медицинского образования на современном этапе предполагает широкое использование информационных технологий [8]. Одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса и повышения мотивации в обучении являются мультимедиа-технологии. На кафедре имеются мультимедийные презентации лекций практически ко всем разделам курса, в том числе по экологии, учебные фильмы по паразитологии. Экологической паразитологии уделяется особое внимание. Сезонные изменения в жизненных циклах паразитов-переносчиков, особенно малярийных комаров, создают угрозу для заболеваемости малярией, так как ситуация по малярии может изменяться в связи с увеличением массовых миграций населения. При выполнении заданий студенты обсуждают вопросы проблемного характера, позволяющие понять, как изменение экологической ситуации может привести к вспышке малярии. Изменение экологической обстановки, в частности, в Поволжье, привело к тому, что в последние годы стал часто встречаться дирофиляриоз [2]. Пациенты с дирофиляриозом обращались к специалистам разного профиля, поскольку медработники не могли сразу поставить правильный диагноз из-за отсутствия знаний об этом гельминтозе. Информированность студентов, изучающих биологию, об изменении экологической ситуации в своем регионе, о росте на этом фоне паразитарных, аллергических, онкологических заболеваний будет способствовать повышению мотивации к обучению, разорвет существующие в умах студентов, да и не только их, представления о второстепенности фундаментальных биологических знаний, об исключительной приоритетности клинических дисциплин. При этом создается предпосылка и возникает необходимость в координации и комплексировании изучаемого раздела с кафедрами клинического профиля, что придает формированию профессиональной мотивации особую значимость [7]. Методология преемственного подхода к проблеме экологического образования студентов первокурсников предполагает дальнейшее повышение экологической грамотности в системе специалитета, поскольку только интегрирование знаний по различным дисциплинам естественно-научного и медико-биологического цикла в единый экологический принцип, основанный на проблемно ориентированном модульном обучении, позволит решить поставленные задачи формирования экологических знаний у будущих врачей. В рамках этих тенденций – включение в изучение в медицинском вузе дисциплин, переходных от экологии к медицине: медицинской экологии, экологической физиологии человека и др.


Библиографическая ссылка

Андронова Т.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 12-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11682 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674