Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

Гладкова М.Н. 1 Кутепов М.М. 2 Лунева Ю.Б. 1 Трутанова А.В. 2 Юсупова Д.М. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»
2 ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Данная статья дает характеристику особенностей одного из самых эффективных методов интерактивного обучения – кейс-метода в подготовке специалистов сервисных направлений. Использование идеи кейс-метода для студентов сервиса является очень продуктивным, поскольку однозначного ответа в таких заданиях нет, есть несколько, которые могут соперничать между собой по степени истинности. Определены классификации кейсовых ситуаций: по сложности, по степени новизны ситуаций; по этапам принимаемых решений; по иерархическим уровням принятия решений; по специализации, когда одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному. Предлагаются структура и этапы решения кейсов, а также указаны необходимые требования к хорошему кейсу, такие как, например, актуальность и развитие аналитического мышления, для получения наиболее продуктивного результата от обучающихся.
технология кейс-обучения
специалист
сервисное направление
технолого-экономическая сфера
1. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза / А.В. Гладков: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08. – Н. Новгород, 2006. – 147 с.
2. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 3 (16). – С. 68–71
3. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения провокационной идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе// Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. – С. 139–141.
4. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2002. – 182 с.
5. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014–4 (дата обращения: 11.04.2017).
6. Кутепов М.М. Технология формирования профессионально-педагогических умений у будущих преподавателей физической культуры: Монография. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – 114 с.
7. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4 (часть 4).
8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций // Современные тенденции технолого-экономического образования. – Н.Новгород. – 2014. – С. 32–39.
9. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 2 (15). – С. 31–34.
10. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2003. – 163 с.
11. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». – Нижневартовск, 2015. – С. 252–258.
12. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. – С. 24–27.
13. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально важные качества личности специалиста в области ЖКХ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2013. – № 1 (5). – С. 261–264.
14. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 – Н. Новгород, 2006.
15. Маркова С.М., Гладкова М.Н. Реализация образовательного процесса в детском доме-интернате: монография / Федеральное агентство по образованию РФ. ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», Российский гуманитарный научный фонд. – Нижний Новгород, 2008.
16. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 8.
17. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. – 2014. – Т. 1, № 1 (66). – С. 90.
18. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. – С. 30–33.
19. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4. – С. 14. [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).
20. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 1 (5). – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014–07%201/Cyplakova.pdf.

Как показывает практика, наиболее качественная подготовка специалистов возможна при интеграции теории и практики в образовательном процессе. Одним из самых эффективных способов реализации такого направления является использование кейс-методов. А, учитывая специфику подготовки будущих выпускников, обучающихся на сервисном направлении, следует сказать, что кейс-обучение (case-study) в данном случае является важным вспомогательным элементом, откуда и вытекает актуальность рассматриваемой темы.

На сегодняшний день приоритеты направлены на практическую, прикладную направленность обучения в вузах. Цель высшего профессионального образования заключается в подготовке специалистов, овладевших набором необходимых компетенций, которые формируются на протяжении всего обучения.

Благодаря этой цели трансформировались и формы обучения в высших школах. Большое внимание уделяется «деятельностным» (интерактивным) методам обучения, которые мотивируют обучающихся на изучение дисциплины, пробуждают к ней интерес, а также формируют конкретные компетенции и дают возможность применения полученных знаний на практике как на учебном занятии, так и в процессе самостоятельной работы. Интерактивные методы (от англ. слова interaction) – способность воздействовать друг на друга, взаимодействовать).

Использование в образовании интерактивных методов, предполагает:

• «работу, построенную на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

• «работу, основанную на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

• «работу, понимаемую как коллективное взаимодействие, где знание добывается в совместной деятельности через диалог» [6].

По мнению исследователя Ю.В. Гущина, интерактивным методам обучения наиболее соответствует востребованный на сегодняшний день, личностно ориентированный подход, поскольку они предполагают со-обучение (сотрудничество в процессе обучения). При этом и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагогу принадлежит лишь организаторская роль лидера группы, создающего условия для реализации инициативы обучающихся.

В интерактивном обучении основой выступает собственный опыт обучающихся, их прямое взаимодействие с областью осваиваемого профессионального опыта.

Рассматриваемый нами case-study как раз является одним из известных видов интерактивного обучения.

В зарубежных странах case-study используется в обучении экономическим и бизнес-наукам, поэтому применение этого метода в подготовке специалистов сервисных направлений является вполне целесообразным.

Кроме профессиональных компетенций, кейс-обучение формирует аналитические и коммуникативные способности, так как в процессе реализации этого метода на практике студенты учатся решать сложные неструктурированные проблемы.

Среди всех дидактических средств обучения, кейсы выделяются больше всего, поскольку они формируют широкий круг компетенций.

Кейс – это основной элемент педагогической технологии кейс-стади, обеспечивающей условия для решения реальных проблемных ситуаций.

Научная литература, стоит заметить, по-разному обозначает данную технологию обучения.

В зарубежных публикациях встречаются такие подходы, как метод изучения ситуаций, деловые истории и просто case-study. В современном мире кейс-стади считается педагогической технологией и рассматривается в виде содержательной техники реализации учебного процесса; в роли тщательно продуманной модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателей; в роли системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Кейс-метод – это анализ конкретной ситуации в профессиональной деятельности специалиста.

Впервые кейс был разработан в Гарвардском университете в 20-х годах. В США метод ситуационного анализа применяется для того, чтобы получить навыки при поиске решения (решений), основывается на реальных ситуациях. Вот как ситуация обстояла в целом: обучающиеся знакомились с описанием поставленной проблемы; самостоятельно анализировали ситуацию; диагностировали проблему и представляли свои идеи и решения в дискуссии с другими студентами.

Во Франции это представляет собой скорее некий портфель документов, которые отражают и детально фиксируют имеющуюся в них информацию. Этот педагогический прием используется при обучении управлению. В США кейс представляет собой 20–25 страниц текста, где зачастую может быть только один вариант решения. А в Европе, в Манчестере, кейс состоит из 13 страниц текста и решение может быть многовариантным. В обучении кейс предназначен для разбора конкретных ситуаций на основе фактического материала.

Впервые в России кейс-метод начали использовать в 1980-х годах, и на сегодняшний день он широко распространился. Нельзя не отметить опыт отечественных исследователей при обосновании практико-ориентированных методов обучения. По мнению Лежниной Л.В., кейс – «это описание реально произошедшего в профессиональной деятельности специалиста события, побуждающего студентов к выработке в ходе дискуссии способов разрешения ситуации на основе ее анализа» [1].

Существует несколько классификаций кейсовых ситуаций:

• выдуманные, так называемые кресельные или кабинетные;

• реальные (полевые, естественные);

• структурированные (те, которые содержат минимально необходимое количество информации);

• неструктурированные (предоставляется максимальное количество информации при описании конкретной ситуации) [2].

По сложности кейсы бывают:

• иллюстративными учебными ситуациями;

• учебными ситуациями со сформированной проблемой;

• учебными ситуациями с формированием проблем;

• прикладными упражнениями.

По установленным целям и задачам процесса обучения могут быть:

• обучающими анализу и оценке;

• обучающими решению проблем и принятию решений;

• иллюстрирующими проблему, решения или концепцию в целом.

Кейсы разделяются также на степень новизны ситуаций и применяемым в зависимости от этого методам решений; на этапы принятия решений, для отработки которых применяют рассмотрение конкретных ситуаций: по иерархическим уровням принятия решений, так как разными преподавателями одна и та же ситуация рассматривается по-разному; по специализации, когда одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному [3].

Цель кейсового метода – как можно тщательнее проанализировать ситуацию всей группой студентов и выработать наилучшее решение, в завершении процесса производится оценка предложенных алгоритмов и выбор одного из лучших вариантов в контексте поставленной проблемы.

Совершенствование подготовки специалистов происходит во время прохождения студентами практики в сервисных центрах. Ориентируясь на этот принцип, использование кейс-методов в процессе обучения незаменимо [4].

Идеи кейс-метода (метода ситуационного обучения) для специалистов сервисных направлений достаточно просты. Использование его для студентов сервиса является очень продуктивным, поскольку однозначного ответа в таких заданиях нет, есть несколько, которые могут соперничать между собой по степени истинности [5]. Преподавание в данном случае уходит от классической схемы и от студентов требуется нахождение многих истин в проблемном поле. Обучающиеся не овладевают готовым знанием, а вырабатывают его с помощью сотрудничества студентов и преподавателя [6].

К личности будущего специалиста предъявляют некоторые требования, среди которых, высокий уровень толерантности, эмпатии, доброжелательности, коммуникабельности, условие постоянного личностного и профессионального роста, высокая устойчивость к стрессу и конфликтным ситуациям [7].

Для организации своей продуктивной профессиональной деятельности будущий выпускник должен овладеть набором профессиональных компетенций, которые успешно позволит сформировать кейс-технология [8].

Проводя работу над сложными конкретными ситуациями, обучающиеся выявляют основную проблему, причины ее возникновения, а также возможные последствия и определяют методы для коррекции поведения участников ситуации [9].

Структура кейса обстоит следующим образом: определяется сама ситуация (в ее роли может выступать какой-либо случай или проблема); то, в каком контексте находится ситуация (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации); комментарии к ситуации, которые дает автор [10].

Этапы решения кейсов:

• ознакомление с ситуацией и особенностями, которые она имеет;

• выделяется основная проблема (основные проблемы), необходимые факторы и персоналии, которые имеют реальное воздействие;

• предлагаются концепции или темы для проведения «мозгового штурма»;

• анализируются последствия принятия того или иного решения;

• непосредственное решение кейса, то есть предлагается одно или несколько вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения [11].

Очень важно, на наш взгляд, ознакомить студентов с квалифицированным и неквалифицированным поведением в процессе профессиональной деятельности.

Приведём пример организации работы над кейсовым заданием.

Необходимо разделить группу на подгруппы, состоящие из 3–5 человек. Такое деление обусловлено тем, что чем меньше подгруппа, тем вовлечённее оказывается студент в работу. Повышается уровень персональной ответственности за результат. Команда формируется по желанию студентов. В каждой из групп должен быть выбран руководитель, который возьмет на себя роль модератора и будет отвечать за действия своей команды, распределит вопросы между участниками, а также на нем лежит ответственность за принимаемые решения. По окончании занятий модератор выступает с докладом о результате проделанной работы.

Организация работы над кейсом может быть выполнена двумя способами. Либо на протяжении всех практических занятий каждой подгруппе необходимо сделать одну тему, либо все подгруппы одновременно работают над одним и тем же разделом кейса, вступая в конкуренцию друг с другом в поиске наиболее подходящего решения [12].

В первом случае учебная группа – это одна команда, которая разбита на маленькие группы. Важно, чтобы за каждой подгруппой была закреплена ответственность за то, какие решения она принимает, перед другими подгруппами [13]. Подгруппы всегда должны обмениваться информацией как на протяжении занятий, так и при обсуждении результатов. К примеру, подгруппе, отвечающей за политику сбыта предприятия, должна предоставлять информацию о ценах на продукцию, подгруппа, отвечающая за разработку ценовой политики предприятия.

Для второго случая характерно наличие большого объема аудиторных практических занятий. Каждой подгруппе дается время для последовательного прохождения всех тем учебного курса. Подгруппы представляют собой разные команды.

Отметим, что при организации работы с кейсом необходимо иметь представление о методе модерации, которое широко распространено в западных высших школах, тогда процесс управления заданием будет намного проще. Такой метод имеет своей целью научить команды быстро принимать решения в изменяющихся условиях при недостатке времени, поэтому он непосредственно относится к кейс-обучению [14].

Используются при этом различные методы исследования:

• экспертные (знания, интуиция, опыт);

• аналитические (чаще всего математические формулы);

• экспериментальные (научно поставленный эксперимент) [15].

В результате использования кейс-метода, студенты получают не только знания, но и навыки профессиональной деятельности [16].

По нашему мнению, кейс, который сможет обеспечить хороший результат, должен отвечать определенным требованиям:

• должен соответствовать изначально заданной цели создания;

• обладать нужным уровнем трудности для студентов;

• содержать аспекты экономической жизни;

• оставаться актуальным на протяжении определённого времени;

• содержать шаблонные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• каждый раз провоцировать дискуссию среди обучающихся [17].

Этот метод является разновидностью проектных технологий. Отметим основное отличие. Обычная проектная технология предполагает разрешение имеющейся проблемы с помощью совместной деятельности студентов, а благодаря кейс-методу, формируется проблема и пути ее решения, основанием чего является кейс, выступающий и в роли технического задания, и источником основной информации для структурирования эффективных действий студентов, для первичного осознания проблемы [18].

Функция case-study заключается в учении студентов решать сложные неструктурированные проблемы, заставляя работать с реальными ситуациями один на один [19].

А для студентов сервисного направления, как показывает исследование, такие ситуации в профессиональной деятельности нередки.

Технолого-экономическая сфера является одной из самых изменчивых, поэтому конкурентоспособность такого специалиста зависит от его умения быстро ориентироваться, кейс-метод как раз дает такие возможности [20].

Сущность кейс-обучения состоит в выработке группового решения какой-либо профессиональной ситуации, задействуя при этом аналитическое мышление студентов, благодаря чему обучающиеся получают эффективную подготовку к профессиональной деятельности, требующей принятия решений в быстро изменяющихся условиях. Следовательно, кейс-обучение является неотъемлемой составляющей всего обучения студентов для эффективной организации их работы в вузе и умения ориентироваться в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б. Трутанова А.В., Юсупова Д.М. ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 21-25;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674