Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
В настоящее время в России существует значительное количество общественных организаций как неправительственных добровольных объединений граждан на основе совместных интересов и целей. Дифференциация общественных объединений довольно сложна и предполагает их разделение по политическим, профессиональным, религиозным и иным признакам направлений деятельности. Однако до настоящего времени актуальным является создание профессионального сообщества дефектологов, как специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На прошедшем 28 октября 2015 года в Москве Общероссийском съезде дефектологов заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов дал поручение Московскому педагогическому государственному университету разработать организационные механизмы создания Ассоциации дефектологов России. В статье представлено концептуальное и методологическое обоснование содержания основных видов деятельности и структуры Ассоциации дефектологов России.
дефектолог
ассоциация
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
1. Борозинец Н.М. Оценка результатов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на основе компетентностного подхода / Н.М. Борозинец // Специальное образование. – 2014. – № 2 (34). – С. 75–82.
2. Борозинец Н.М., Коблева А.Л. Концептуальные основы педагогического менеджмента в специальном образовании / Н.М. Борозинец, А.Л. Коблева // Вестник СКФУ. – 2014. – № 6. – С. 239–243.
3. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко. – М., 2006. – 144 с.
4. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа / С.Н. Герасимова, И.В. Евтушенко // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12 (часть 5). – С. 860–864.
5. Данилова А.М. Коррекционная направленность уроков краеведческого характера в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.М. Данилова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С.227–233.
6. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
7. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113–10919 (дата обращения: 27.11.2013).
8. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук (13.00.03) / Евтушенко Илья Владимирович; МГГУ им. М.А. Шолохова. – М., 2009. – 434 с.
9. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога / И.В. Евтушенко // Коррекционная педагогика. 2008. №1 (25). С. 57–66.
10. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа / И.В. Евтушенко, С.Н. Герасимова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1 (часть 1). – С. 102–106.
11. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
12. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография / А.А. Алмазова, Е.Э. Артемова, Г.В. Бабина и др. – М.: Спутник+, 2014. 215 с.
13. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
14. Орлова О.С. Нарушения голоса: учебное пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
15. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118 (дата обращения: 09.09.2016).
16. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов : учеб. для учреждений высшего проф. образования / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Прометей, 2017. – 578 с.
17. Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом: автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.03) / Приходько Оксана Георгиевна; МГПУ. – М., 2001. – 24 с.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс. 1–4 классы / А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
19. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл. /Т.В. Алышева, О.И. Бородина, В.В. Воронкова и др. – М.: Владос, 2013. Сб.1. – 224 с.
20. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис… д-ра психол. наук (19.00.10) / Ткачева Виктория Валентиновна; НГПУ. – Нижний Новгород, 2005. – 439 с.
21. Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи /Т.В. Туманова // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 34–41.
22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 15751 (дата обращения: 27.04.2017).
23. Чернышкова Е.В. Эстетическое воспитание глухих учащихся младших классов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20623 (дата обращения: 09.01.2017).
24. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / И.М. Яковлева. – М.: Спутник+, 2012. – 133 с.

Произошедшие в последнее время значительные изменения нормативно-правового обеспечения системы общего и специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья [9; 15; 16] способствовали формулированию основных теоретических положений специального образования, расширению психолого-педагогических классификаций, выделению типологических особенностей различных категорий детей с отклоняющимся развитием [3; 5; 6; 7; 8; 12; 13; 14; 21; 22; 23], определению механизмов ранней дифференциальной диагностики и психолого-педагогической помощи [11; 17], сопровождения [18; 19; 20], разработке интегративных подходов к системе инклюзивного обучения и воспитания детей данной категории. Однако по-прежнему актуальным является совершенствование профессионально-общественного взаимодействия всех участников специального образовательного процесса [1; 2; 4; 10; 24].

На прошедшем 28 октября 2015 года в Москве Общероссийском съезде дефектологов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов дал поручение Московскому педагогическому государственному университету разработать организационные механизмы создания Ассоциации дефектологов России.

Целью нашего исследования выступила необходимость разработки концептуального и методологического обоснования содержания основных видов деятельности и структуры Ассоциации дефектологов России.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация дефектологов России» – это самоуправляемое общественное объединение, основанное на добровольном участии, созданное по инициативе граждан – дефектологов-практиков, ученых, государственных и общественных деятелей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Деятельность Ассоциации дефектологов России как общероссийской общественной организации, консолидирующей дефектологическое сообщество, реализуется с опорой на следующие принципы (равноправие всех своих членов, законность, гласность, открытость, добровольность, самоуправление) и направлена на объединение дефектологической общественности для участия в демократизации общества, совершенствовании гражданских институтов правового государства, включая общедоступное образование.

Направления деятельности Ассоциации: участие в общественной экспертизе нормативно-правовых актов, в том числе антикоррупционной экспертизе законопроектов; общественная экспертиза специальных товаров, услуг, оборудования, технических средств обучения; общественная экспертиза специальных информационно-коммуникационных технологий, ассистивных технологий, программно-методического обеспечения; общественная экспертиза образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательных программы; повышение качества специального (дефектологического) образования, в том числе посредством проведения общественной аккредитации программ высшего и дополнительного профессионального образования дефектологического профиля; оказание бесплатной консультативной дефектологической и правовой помощи отдельным группам граждан; организация и проведение научных и практических конференций различного уровня, включая международный; проведение общественно-просветительных кампаний, направленных на популяризацию дефектологических знаний среди населения, в том числе в СМИ; проведение высшей дефектологической премии «Дефектолог года».

Ассоциация реализует следующие цели: содействие процессу общедоступности образования в Российской Федерации; содействие повышению престижа профессий дефектологического профиля в Российской Федерации, воспитание дефектологов в духе неукоснительного соблюдения норм общечеловеческих ценностей, профессиональной этики, положений закона; содействие созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов; содействие укреплению правовой основы деятельности дефектологов, их социально-правовой защищенности; вовлечение дефектологической общественности к участию в гуманитарных программах; развитие разностороннего сотрудничества между дефектологами, педагогами, психологами, медицинскими работниками, представителями общественных объединений родителей; содействие укреплению взаимосвязи между дефектологической наукой, образованием и практикой; содействие решению социально значимых задач, повышению культуры и просвещения, обеспечение прав граждан на общедоступное образование.

Руководствуясь своими целями, Ассоциация реализует следующие задачи: сотрудничать с Федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, общественными объединениями, международными организациями; проводить конгрессы, конференции, семинары; рассматривать актуальные проблемы совершенствования законодательства в области общедоступности российского образования и анализировать практику его применения; рассматривать и готовить предложения, связанные с принятием, изменением, дополнением или отменой нормативно-правовых актов в области общедоступности российского образования; осуществлять научное рецензирование и экспертизу программ, проектов нормативно-правовых актов в области общедоступности российского образования; разрабатывать рекомендации по вопросам применения нормативно-правовых актов в области общедоступности российского образования; разрабатывать научно обоснованные рекомендации по обеспечению защиты прав граждан в области общедоступности российского образования; осуществлять общественную сертификацию и аккредитацию образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательных программы, и дефектологов; осуществлять образовательную деятельность в целях повышения квалификации дефектологов; участвовать в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования дефектологического профиля; изучать и распространять инновационный зарубежный опыт в области дефектологии; оказывать информационно-консультативную и организационно-правовую поддержку членам Ассоциации; осуществлять информационное присутствие в электронных и печатных СМИ и информационно-коммуникационных сетях.

Съезд является высшим руководящим органом Ассоциации. Созыв съезда осуществляется Президиумом Ассоциации не реже одного раза в три года. Съезд определяет приоритетные направления деятельности Ассоциации; принимает решение о создании Ассоциации; утверждает Устав Ассоциации и вносит в него изменения и дополнения; принимает решение о реорганизации и ликвидации Ассоциации; выбирает членов постоянно действующего органа управления организации (Президиум Ассоциации), досрочно прекращает их полномочия при нарушении ими Устава Ассоциации; назначает ликвидационную комиссию в случае ликвидации Ассоциации. Съезд принимает решения по всем вопросам деятельности Ассоциации, в том числе входящих в компетенции выборных органов Ассоциации.

Первый председатель Ассоциации избирается членами Президиума Ассоциации на первом заседании после проведения Съезда. Сопредседателей Ассоциации дефектологов России избирает Президиум Ассоциации из состава членов Президиума сроком на три года. Сопредседателей поочередно избирают на должность председателя Ассоциации со сроком полномочий на один год.

Бюро Президиума Ассоциации дефектологов России является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом, избираемым Президиумом Ассоциации из своего состава по представлению председателя Ассоциации на период своих полномочий. В компетенции Бюро Президиума Ассоциации входит: подготовка проектов нормативных документов для их рассмотрения на Съезде, Президиуме Ассоциации; формирование повестки дня заседаний Президиума Ассоциации; представление к утверждению на Президиуме Ассоциации ежегодного Плана мероприятий Ассоциации; осуществление оперативного контроля реализации нормативных документов Съезда Ассоциации, Президиума Ассоциации; обеспечение координации и реализации зарубежных связей; обеспечение координации деятельности комиссий и иных органов Ассоциации; организация работы по направлениям, определенным Президиумом Ассоциации.

Президиум Ассоциации является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом, осуществляющим права и обязанности юридического лица от имени Ассоциации в соответствии с Уставом, избирается Съездом Ассоциации из числа ее членов со сроком полномочий на три года. К компетенциям Президиума Ассоциации относятся: избрание из своего состава трех сопредседателей Ассоциации, председателя Ассоциации из сопредседателей Ассоциации; избрание Бюро Президиума Ассоциации из своего состава, а также возможность досрочного прекращения полномочий членов Бюро Президиума Ассоциации; утверждение положения о Бюро Президиума Ассоциации; избрание по представлению Председателя Ассоциации из состава Президиума Председателя Правления Ассоциации; избрание по представлению Председателя Правления Ассоциации состава Правления Ассоциации, а также возможность досрочного прекращения полномочий членов Правления Ассоциации, утверждение Положения о Правлении Ассоциации; рассмотрение годовых отчетов Правления Ассоциации; принятие решения о созывах очередных и внеочередных Съездов; определение нормы представительства на Съезде; формирование повестки заседаний Съезда; отчет о своей деятельности перед Съездом; организация и контроль выполнения решений Съезда; рассмотрение и утверждение соответствующих утвержденным Съездом основным направлениям деятельности Ассоциации, программы и планы работы Ассоциации; определение текущих задач Ассоциации, создание комиссий и иных структур, утверждение Положений о них, принятие решений о вступлении Ассоциации в иные общественные объединения; утверждение Положений о региональных и местных отделениях Ассоциации; принятие решений о вхождении Ассоциации в международные объединения; учреждение наград и утверждение Положений о наградах Ассоциации; награждение наградами и премиями Ассоциации; утверждение логотипа и символики Ассоциации; утверждение нормативов требований, предъявляемых к кандидатам на вступление в члены Ассоциации; утверждение штатного расписания Аппарата Ассоциации; принятие решений, связанных с вопросами деятельности Ассоциации, за исключением относящихся к компетенциям Съезда.

Правление. Аппарат Ассоциации является постоянно действующим органом Ассоциации и обеспечивает организационное, кадровое, правовое, финансовое, материально-техническое, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности руководящих органов Ассоциации и структурных подразделений Ассоциации. В структуру Аппарата входят: организационное управление, управление регионального развития, пресс-служба.

Для решения задач Ассоциации в определенных сферах (отраслях) профессиональной деятельности создаются Комиссии. В их полномочия входит выполнение нормотворческих, экспертных, аналитических, консультационных, научно-просветительских и коммуникационных функций, соответствующих предмету деятельности. К компетенциям комиссий относятся: внесение предложений по формированию планов работы в Правление Ассоциации; подготовка материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Президиума и Правления Ассоциации; выполнение поручений Президиума; взаимодействие с соответствующими федеральными, региональными органами законодательной и исполнительной власти; направление отчетов по итогам своей деятельности руководящим органам Ассоциации (рисунок).

В качестве заключения можно сформулировать вывод о том, что представленное в исследовании концептуальное и методологическое обоснование содержания основных видов деятельности и структуры Ассоциации дефектологов России может найти практическое применение в самое ближайшее время.

evt.wmf

Схема органов Ассоциации дефектологов России


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ДЕФЕКТОЛОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 30-34;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11686 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674