Развитие мирового сообщества выдвигает перед образованием Республики Казахстан сложную задачу подготовки конкурентоспособного, компетентного в профессиональной сфере специалиста с высоким интеллектуальным потенциалом и положительными личностными качествами человека.
В проекте «Концепции высшего педагогического образования в Республике Казахстан» подчеркивается: «Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования, главным действующим лицом в которой является учитель, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности» [1].
Сегодня в общественном сознании и деятельности получает обоснование в качестве определяющего в решении современных проблем человеческий фактор, а потому аргументируется идея самоценности человека, необходимости уважения его личностного достоинства, духовного опыта, этнической принадлежности, этносоциальной роли.
Поэтому вуз, как открытая образовательная система, должен способствовать повышению культурного, духовного уровня личности будущего учителя и формированию его этнопедагогической культуры.
Особую теоретико-методологическую значимость для исследуемой проблемы имеют концептуальные положения и идеи, изложенные в исследованиях отечественных ученых С.К. Абильдиной [2], Б.А. Альмухамбетова [3], Г.Р. Бахтияровой [4], Р.К. Дюсембиновой [5], Ж.Х. Кендирбековой [6], К.Ж. Кожахметовой [7].
Цель исследования – разработка научно-теоретических основ этнопедагогической компетентности будущего учителя, определяющих эффективность исследовательского процесса, расширяющих и одновременно конкретизирующих арсенал исследовательской проблематики, включающих решение актуальных проблем, которые отражают потребности теории и практики профессионального образования.
Материалы и методы исследования
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, опросные методы.
Исходной позицией для выявления возможностей педагогического процесса и разработки системы педагогических условий формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей служит определение исследуемого феномена, которого определена нами как совокупность интегративных профессионально значимых личностных качеств, способствующих реализации соответствующих знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды.
В содержании нашего исследования, модель процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей была разработана нами в соответствии с компонентами этнопедагогической компетентности, выраженных в сочетании критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты формирования искомой компетентности, поэтому данный критериально-показательный аппарат явился ориентиром для анализа вышеперечисленных документов.
Руководствуясь принципом системности, предполагающим рассмотрение явлений и процессов во взаимосвязи, мы исходили из признания существующей связи теории с практикой.
Практическая реализация основных теоретических положений профессиональной подготовки будущих учителей определяется и регулируется государственными документами в области высшего образования, в которых профессиональная подготовка регламентирует усвоение совокупности определенного объема теоретических знаний об объекте предстоящей деятельности и практических умений перевода их в способы этой деятельности, а также формирование и развитие профессионально значимых качеств специалиста.
Поскольку содержание профессиональной подготовки студентов определяется государственными стандартами, учебными планами, типовыми программами, определяющими учебные дисциплины, различные виды практик, самостоятельную и исследовательскую работы, а также другие виды и формы учебной работы, то, выявляя возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию этнопедагогической компетентности будущих учителей в условиях полиэтнического образовательного пространства и развитию у них соответствующих умений, мы подвергли системному анализу нормативные документы трех факультетов педагогических специальностей, готовящих учителей разных профилей, студенты которых задействованы в опытно-педагогической работе [8, 9].
При изучении и анализе названных нормативных документов мы ставили перед собой задачу: выяснить, насколько в них согласованно и рационально представлено содержание преподаваемых дисциплин. В ходе решения этой задачи нам удалось выделить такие дисциплины, которые в наибольшей степени, на наш взгляд, способствуют формированию знаний и умений, необходимых будущим учителям в этнопедагогической деятельности и выяснить, что их содержание и количество времени, отводимое на их изучение, существенно не отличается.
Перечень данных дисциплин на примере трех специальностей «Биология», «Иностранный язык: два языка», «Физическая культура и спорт».
Результаты анализа государственных общеобязательных стандартов образования, содержащихся в них квалификационных характеристик, типовых учебных планов, типовых программ (учебных дисциплин и педагогических практик), учебников и учебных пособий для специальностей «Иностранный язык: два языка», «Биология», «Физическая культура и спорт» показал, что в их содержании в рамках формирования исследуемого феномена нет принципиальных отличий. Поэтому мы сочли допустимым подробно изложить результаты анализа учебной и учебно-методической документации одной из названных специальностей, а именно: «Иностранный язык: два языка».
Анализ квалификационной характеристики данной специальности позволяет судить об актуальности исследуемой нами проблемы.
При этом этнопедагогическая компетентность при подготовке будущих учителей данной специальности приобретает особое значение, так как в соответствии с нормативными требованиями специалист должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также, что он, как выпускники других специальностей, в нашем случае учителя биологии, географии и физической культуры и спорта, осуществляет свою профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде, только с той разницей, что развитие личности обеспечивается средствами иностранного языка.
Эта особенность детерминируется также характером следующих составляющих профессиональной деятельности выпускников данной специальности:
– объектов (учащиеся учебных учреждений образовательной сферы: дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, средние школы с углубленным изучением иностранных языков, средние профессиональные учебные заведения, лицеи, гимназии, колледжи);
– видов (образовательная или педагогическая, научно-исследовательская).
Необходимость исследуемой этнопедагогической компетентности обосновывается тем, что один из перечисленных квалификационных признаков анализируемой специальности – профильное и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам как средству иноязычного взаимодействия на межкультурном уровне в условиях официального и неофициального иноязычного общения и социального взаимодействия – требует от будущих учителей знания методов, средств организации этнопедагогической деятельности с учащимися, другими субъектами общения и умения применять их на практике.
Это подтверждается и требованиями ГОСО РК к знаниям, умениям и навыкам выпускника по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка», среди которых отмечается, что он должен иметь представление о роли иностранного языка в современном поликультурном мире, знать специфику коммуникации как особого вида деятельности и сущность понятия «межкультурная коммуникация» и основные ее виды, уметь пользоваться различными способами и формами коммуникативно-речевой деятельности, использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения адекватно социальному статусу партнера по общению и представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, вести «диалог двух и нескольких культур», иметь навыки корректно использовать языковой материал во всех видах коммуникативно-речевой деятельности, а также быть компетентным в использовании иностранного языка как средства межкультурной коммуникации в составе всего комплекса компетенций.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показал дальнейший анализ государственного стандарта образования, типового учебного плана и типовых программ по психолого-педагогическим и некоторым социально-гуманитарным дисциплинам, сущность этнопедагогической компетентности не достаточно отражена в содержании образования, получаемого будущими учителями названных специальностей в условиях вуза.
Подтверждение данного вывода мы нашли в результате анализа дисциплин, имеющих потенциальные возможности для наиболее эффективного формирования исследуемой нами компететности. Они выглядят следующим образом:
в цикле социально-гуманитарных дисциплин, на изучение которых отводится 1520 часов, курсу «Философия» выделяется – 170 часов, «История Казахстана» – 120 часов, «Социология» – 50 часов, что составляет – 21,8 % учебного времени от общего количества часов этого цикла;
в цикле общепедагогических дисциплин – общее количество – 410 часов на изучение курса «Педагогика» – 180 часов, «Этнопедагогика» – 100 часов, «История педагогики» – 70 часов, «Общая и возрастная психология» – 60 часов, что составляет 10,4 % учебного времени от общего количества на изучение дисциплин, имеющих наибольшие возможности в формировании этнопедагогической компетентности будущих учителей.
Безусловно, на формирование этнопедагогической компетентности опосредованное влияние оказывают как содержание, так и характер педагогического процесса вуза в целом. Однако, как показывает практика, это влияние имеет нецеленаправленный и несистематический характер, трудно поддающийся коррелятивному измерению.
В целях систематизации и большей организованности использования возможностей учебно-воспитательного процесса вуза для формирования исследуемого феномена нами была предпринята попытка разработать комплекс соответствующих дополнений к содержанию психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим мы проанализировали государственные стандарты образования РК в части обязательного компонента циклов СГД и ОПД.
В формировании профессионально-педагогических знаний будущих учителей курс «Педагогика» занимает ведущее место. Как базовая дисциплина по данным специальностям она является важнейшим компонентом общей системы психолого-педагогической подготовки студентов, ориентированным на овладение методами научного анализа и прогнозирования педагогических явлений и процессов, обеспечение обращенности к индивидуальности, творческому потенциалу личности обучающегося.
Целью данного курса является формирование личности специалиста, подготовленного к работе в системе «человек – человек». Отсюда логически вытекает назначение курса: формирование у будущих учителей системы теоретических знаний и практических умений по переводу их в практические действия в условиях учебно-воспитательного процесса.
Основные задачи курса:
• сформировать у будущих специалистов понимание и осознание того, что человек – субъект деятельности и собственного развития;
• развить гражданскую позицию специалиста и его общую культуру;
• раскрыть сущность педагогических знаний, необходимых специалисту для эффективного взаимодействия и педагогически обоснованного воздействия на систему «человек-человек» для ее оптимального функционирования и развития;
• ознакомить с генезисом педагогических знаний и их ролью в социализации личности;
• сформировать умения педагогически обоснованно отбирать средства воздействия на систему «человек-человек» для перевода её в новое качественное состояние;
• ознакомить с современными технологиями обучения, самовоспитания и саморазвития личности будущего специалиста.
Заключение
Необходимо отметить, изучение курса «Педагогика» позволяет расширить знания студентов об особенностях функционирования педагогической системы «педагоги-учащиеся», раскрыть роль учителя в воспитательном процессе и его возможности в формировании личности.
Несомненно, все темы курса позволяют дать теоретические знания для учебно-воспитательной работы в школе. Изучая основные принципы педагогической деятельности, поиски, находки в совершенствовании педагогического процесса, будущие учителя осознают социальную значимость своего труда, у них формируется чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения, расширяются представления о методах и средствах нравственного, эстетического, физического, экологического воспитания школьников, формируются социально значимые мотивы профессионально-педагогической деятельности.
Вместе с тем, отмечая несомненную познавательную ценность данного курса, необходимо констатировать, что в нем не уделяется внимания содержанию, формам и методам этнического воспитания и их использованию в учебно-воспитательном процессе, не раскрывается сущность педагогической и этнопедагогической культуры и их особенностей, в то время как формирование духовно-нравственной, интеллектуальной, этнокультурной, саморазвивающейся и самореализующейся личности с развитым творческим потенциалом является насущной задачей системы образования Республики Казахстан, вставшей на путь социально-экономических, культурных и политических преобразований, а успешное решение этой задачи требует совершенствования подготовки педагога-учителя, обладающего профессиональной компетентностью высокого уровня, поскольку его предстоящая деятельность будет проходить в условиях полиэтнического образовательного пространства.
Выводы, полученные в результате анализа возможностей курса «Педагогика», послужили основанием для разработки дополнений к содержанию рабочих программ данной дисциплины.
Библиографическая ссылка
Ишанов П.З., Аубакирова К.Ф., Кадирбаева Д.А., Жангожина Г.М. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 35-38;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11687 (дата обращения: 21.11.2024).