Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВСЕСТОРОННЯЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ДРУГИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Краснощеков В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Интернационализация рассматривается экспертами как базовая тенденция развития высшего образования в мире. Современные подходы к обеспечению качества подготовки в высшей школе основаны на примате интернационализации. В статье проанализировано влияние интернационализации на все компоненты триады управления качеством образования А.И. Субетто: качество образовательных программ, качество образовательного процесса и качество выпускников. Автор рассматривает также другие тенденции развития мировой образовательной среды, воздействие которых во многом сходно с результатами интернационализации университетов. Среди них выделяются внедрение массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и интеграция программ формального и неформального образования. Автор показывает не только позитивные, но и негативные последствия воздействия рассматриваемых тенденций. Последние часто не находят отражения в исследованиях, продвигающих механизмы их реализации. Главным негативным последствием и интернационализации, и внедрения МООК является глобальная конкуренция вузов, углубляющая неравенство между ними. Предложены способы компенсации и смягчения негативных тенденций в образовании.
интернационализация высшей школы
качество высшего образования
массовые открытые онлайн-курсы
интеграция формального и неформального образования
1. Бенен И., Джонс Э. Европа зовет: новый взгляд на внутреннюю интернационализацию // Международное высшее образование. – 2016. – № 3. – С. 18–20.
2. Де Вит Х., Лиск Б. Интернационализация образовательной программы // Международное высшее образование. – 2016. – № 3. – С. 16–18.
3. Краснощеков В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6. – ч. 5. – С. 1045–1048.
4. Краснощеков В.В., Сомов Я.М. Опыт разработки дистанционных курсов в формате МООК с целью повышения качества подготовки выпускников // Современное образование: содержание, технологии, качество. Т. 2. – СПб.: СПбГЭТУ, 2015. – С. 105–107.
5. Краснощеков В.В. Проблемы сопряжения программ формального и неформального образования при реализации международных студенческих проектов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24373 (дата обращения 30.04.2017).
6. Кузьминых Ж.О., Красильникова Н.В., Пауэлл Г.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования в Европе и США // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/ru/view?id=20316 (дата обращения 30.04.2017).
7. Ли Юань, Пауэлл С. МООК и открытое образование: Значение для высшего образования. – Bolton, University of Bolton; – JISC, CETIS, 2013. – 23 c. – URL: http://publications.cetis.ac.uk/2013/667 (дата обращения 30.04.2017).
8. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011. – Монреаль, Ин-т статистики ЮНЕСКО, 2013. – 88 с.
9. Отчет NMC Horizon: Высшее образование – 2016. – Остин, Техас, New Media Corporation, 2016. – 52 с. – URL: http://cdn.nmc.org/media/2016–nmc-horizon-report-he-RU.pdf (дата обращения 30.04.2017).
10. Современные проблемы образования и инновационные процессы / Л.А. Громова, М.В. Жарова, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын. – СПб.: РГПУ, 2008. – 211 с.

Коллектив авторитетных экспертов, анализируя состояние высшего образования в различных регионах мира, выделил 6 ключевых тенденций развития высшей школы и 6 основных проблем, без решения которых это развитие тормозится [9]. Эти тенденции: совершенствование культуры инноваций, переосмысление методов работы образовательных учреждений, перепланировка учебных аудиторий, переход на глубинный подход в обучении, повышенное внимание к количественной оценке образовательного процесса, активное использование смешанного обучения – хотя и звучат достаточно ново, но, по сути, опираются на известные понятия. Например, глубинный подход в обучении предполагает максимально возможное использование метода проектов. Под переосмыслением методов работы скрывается интернационализация, междисциплинарное образование и онлайн-обучение, в частности МООК – массовые открытые онлайн курсы. Смешанное обучение – это сочетание очного и дистанционного обучения. Количественная оценка образовательного процесса подразумевает анализ огромных массивов данных, характеризующих учебную активность студентов, который дает возможность углубления обратной связи «студент-преподаватель» и персонализации обучения. Такая тенденция, как перепланировка аудиторий, характерна лишь для самых топовых вузов мировых образовательных рейтингов, для отечественного образования ее массовое наступление возможно спустя десятилетия. Среди описанных тенденций большинство составляют те, положительное влияние которых на качество высшего образования бесспорно. К ним относятся совершенствование культуры инноваций, перепланировка аудиторий, глубинный подход в обучении, междисциплинарное образование, персонализация обучения и т.д.

Последствия интернационализации, как и внедрение МООК, вызывают неоднозначную реакцию академического сообщества. Эти тенденции и избраны автором для углубленного анализа. К ним добавлен феномен интеграции формального и неформального образования, который назван авторами упомянутого исследования среди наиболее острых проблем, решение которых невозможно только на уровне отдельного университета [9, с. 22–23]. По проблемам интернационализации, начиная с 1970-х годов прошлого века, написано немало работ. В настоящее время интернационализация «воспринимается в качестве фактора развития и повышения качества высшего образования» [2]. Это положение с оговорками поддерживает и автор настоящей работы [3]. В настоящее время говорят о всесторонней интернационализации [6]. Согласно американскому подходу этот термин обозначает охват всех вузов во всех регионах мира. Европейский подход подразумевает интернационализацию всех компонентов вузовской деятельности и вовлечение в международную активность всех студентов и сотрудников, а не только активное меньшинство. При таком подходе оказывается важна роль внутренней интернационализации, не предполагающей выездной мобильности [1]. Развитие интернационализации приводит к повышению качества образовательных программ за счет привнесения лучшего из мирового опыта высшего образования. За счет въездной и выездной мобильности повышается качество преподавателей и академического менеджмента, т.е. качество образовательного процесса. Наконец, мобильность и совершенствование межкультурных компетенций студентов приводит к повышению качества выпускников. Таким образом, интернационализация позитивно влияет на все три компонента триады управления качеством А.И. Суббето. Другим позитивным последствием интернационализации является «подготовка ответственных граждан мира» [2], т.е. создание базы для устойчивого развития цивилизации. Позитивные аспекты влияния интернационализации и других тенденций развития высшей школы представлены на рис. 1.

Среди форм дистанционного обучения автором отобраны МООК, как яркий феномен онлайн-обучения [7]. Огромные средства, которые ведущие университеты мира вложили и вкладывают в создание МООК, заставляет обратить на них пристальное внимание [4]. Кроме того, внедрение МООК по своим последствиям напрямую связано с интернационализацией, что обозначено двойной стрелкой на рис. 1. Действительно, давая студентам возможность выбирать наиболее востребованные дисциплины, обеспечиваемые лучшими преподавателями мира, МООК, несомненно, повышают качество образования, внося в подготовку межкультурный и интернациональный аспекты. Другим важнейшим позитивным последствием внедрения МООК является повышение доступности качественного образования за счет возможностей дистанционных форм обучения.

krs1.tif

Рис. 1. Позитивные аспекты влияния интернационализации и других тенденций высшего образования

Интеграция формального (ФО) и неформального образования (НФО), определяемых согласно Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО [8], является, по мнению многих специалистов, естественным путем развития образования [10]. Несмотря на противодействие части академического сообщества, эта интеграция завоевывает все больше сторонников в различных регионах мира, опираясь на сложившиеся национальные традиции НФО [5]. Очевидно позитивное влияние интеграции ФО и НФО на удовлетворенность обучающихся и работодателей, как на важнейшие составляющие качества подготовки в вузах. Растет и доступность образования. Кроме того, интеграция ФО и НФО способствует направлению активности молодежи в русло обеспечения устойчивого развития цивилизации. Прежде всего, имеется в виду возможность более дешевого и быстрого получения востребованных профессий, или, по крайней мере, трудовых навыков (skills), чем это может предложить система формального образования. Далее, в сферу НФО могут быть вовлечены мигранты, которые в случае отсутствия занятий попадают в среду радикальных, или даже экстремистских, элементов. На рис. 1 двойной стрелкой отмечена тесная связь НФО (интеграции ФО и НФО) с МООК. Некоторые исследования, например [9], как само собой разумеющееся, считают внедрение МООК частью системы НФО.

Проведенный анализ положительного влияния выделенных тенденций развития высшей школы показывает определенное сходство по их воздействию и на качество и доступность образования, и на мировые процессы в целом.

В то же время нельзя не сказать и о негативном влиянии этих тенденций на мировую образовательную среду (рис. 2).

Прежде всего, возрастает глобальная конкуренция вузов. Ее составляющие – коммерционализация образования, увлеченность формальными показателями для рейтингования (абсолютизация рейтингования), увеличение разрыва между сильными и слабыми вузами, богатыми и бедными регионами, утечка умов из слабых и бедных вузов и регионов в более сильные и богатые. И интернационализация и внедрение МООК практически сходно влияют на все компоненты глобальной конкуренции. Это приводит к выводу о преднамеренном регулировании процесса продуцирования идей, как самих образовательных парадигм, так и механизмов их реализации. Побочным эффектом интернационализации, как и глобализации в целом, можно считать стирание национальных различий образовательных систем. Поскольку стирание различий реализуется в виде приближения к англо-американским стандартам образования, то и этот аспект проявления интернационализации следует отнести к разряду глобальной конкуренции.

krs2.tiff

Рис. 2. Негативные аспекты влияния интернационализации и других тенденций высшего образования

Негативное влияние интеграции ФО и НФО заключается только в размывании фундаментальности образования, т.е. эта тенденция действует с двумя другими в разных плоскостях. Она выражает не стремление к глобальным преимуществам, а, прежде всего, обоснованный страх Западной цивилизации за свое будущее в условиях объективного ослабления ее контроля над мировыми процессами.

В качестве альтернативных механизмов реализации глобальных тенденций можно предложить следующие.

Во-первых, следует сосредоточиться на внутренней интернационализации, к чему, собственно, призывают и зарубежные исследователи [1]. Например, вузы городов России, отличающихся культурным своеобразием, могут создавать краткосрочные образовательные программы с международным контентом. Эти программы будут привлекательными не только для зарубежных, но и отечественных потребителей. Таким образом, может быть решена проблема активизации внутрироссийской индивидуальной физической мобильности. Возможно, для решения содержательных и финансовых задач уместно объединение вузов географически близких городов.

Во-вторых, не отказываясь полностью от участия в общепризнанных рейтингах, следует создать собственную систему международных рейтингов, например, со странами СНГ и Китаем. В нее можно включить и показатели собственных баз цитирования научных статей. Пример недавнего обновления базы РИНЦ показывает, что в условиях государственного надзора такие преобразования вполне возможны.

В-третьих, можно делать упор на национальные платформы МООК и других видов электронных образовательных ресурсов. Можно использовать опыт Национального портала «Открытое образование». Деятельность таких платформ, как просветительский проект «Лекториум», не выходит за рамки национальных МООК и успешно функционирует при этом. Можно также развивать менее затратные, чем МООК, формы дистанционного образования, например, социальные сети. Это позволит небогатым вузам выступать наравне с ведущими.

Наиболее сложной остается проблема утечки умов. Она существует и внутри России, и из России в развитые страны Запада. Очевидно, что компенсация этого риска должна включать как экономические, так и внеэкономические, воспитательные рычаги. Эта проблема может быть решена только совместными усилиями государства и общества, в котором большое место отводится в этом плане университетскому сектору.

Таким образом, интернационализация и другие тенденции развития высшего образования оказывают на качество подготовки в высшей школе России, как позитивное, так и негативное влияние. Предложены некоторые механизмы компенсации негативных аспектов интернационализации и внедрения дистанционных форм обучения в формате МООК.


Библиографическая ссылка

Краснощеков В.В. ВСЕСТОРОННЯЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ДРУГИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 43-46;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11689 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674