Поддержка широкого спектра инициатив и различных организационных форм проведения коллаборативных междисциплинарных исследований является одним из ключевых приоритетов инновационной политики. Обоснованность такого вывода обусловлена следующими наблюдениями:
– перед наукой стоит проблема поиска быстрых и эффективных решений задач анализа сложных систем, характеризующихся принципиальной нелинейностью, нестабильностью и непредсказуемостью их поведения;
– появление новых типов фундаментальных исследовательских проектов и программ, ориентированных на новые научные парадигмы и направленных на потребителей (Open Innovation, Инновации 2.0);
– стимулирование приоритетных прорывных новаций в точках роста современного научного знания: нано-, био-, информационные и когнитивные технологии;
– включение междисциплинарных исследований в круг программных задач научно-исследовательских организаций;
– интенсификация усилий в области «трансляционных исследований» для преодоления разрыва между результатами исследований научного сообщества и ежедневной практикой.
В настоящее время научные прорывы чаще всего происходят в областях сближения, переплетения традиционных академических дисциплин. В качестве примера можно привести кластер конвергентных технологий, в который входят нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, социум (NBICS-конвергенция). Значительный рост объемов новых знаний способствует возникновению многочисленных нестандартных путей их распространения и использования. Очевидно, что интенсификация внутренней динамики науки не может не оказывать громадное влияние на экономическое и социальное развитие общества. Как следствие, наблюдается растущий интерес, связанный с выяснением современной роли инноваций и научных исследований. При этом пристальное внимание сосредотачивается на экономических, образовательных, управленческих, правовых и этико-экологических аспектах. Сегодня накоплен огромный опыт по исследовательским программам, организованным в университетах и других исследовательских подразделениях в традиционном дисциплинарном ключе. Вместе с тем, отсутствуют, например, достаточные эмпирические данные об экономическом эффекте, который обеспечивают результаты междисциплинарных проектов. Также большие трудности вызывает решение вопросов планирования такого рода проектов. Особенность ситуации заключается в том, что требуется большое количество экспериментов для продвижения междисциплинарного подхода, которые позволили бы выявить «подводные камни» в организации и проведении междисциплинарных проектов.
На сегодняшний момент сформировалось два взгляда на проблему междисциплинарности [9]. Существо первого заключается в том, что для решения сложных проблем реальной жизни, освоения неординарных технических задач привлекается совместно множество различных научных методов, компетенций, методологий и технологий. Несомненным приоритетом в таком подходе является полученный результат проведенных исследований.
Другой взгляд на междисциплинарность, напротив, сосредоточен собственно на исследовании, его целях, процедурах, методах и перспективах новых научных открытий. В таком случае междисциплинарность считается инструментом, инкубатором научных прорывов. Однако следует отметить, что результаты исследований невозможно прогнозировать, в отличие от проекта с четко определенными целями, этапами и результатами.
Понятие компетенции
Значение терминов «компетенция» и «компетентность» обсуждается в литературе с начала 60-х годов. Существует множество трактовок данных терминов [3, 20]. Несмотря на многообразие определений, можно выделить в них общие признаки: знания, осведомленность, опыт в какой-либо области, подготовленность к определенному виду деятельности [17].
В нашей статье компетенция понимается как сложная деятельность с опорой на обширные знания, нацеленная на творческое решение проблем, выработку суждений и принятие решений. Другими словами, компетенция означает доказанную способность использовать знания, навыки и личные, социальные и методологические способности в работе, в учебном процессе, а также для профессионального и личного развития.
Концепция междисциплинарных компетенций
Разрабатываемая концепция компетенций имеет в основе предположение, что в своей деятельности эксперт выполняет следующие функции [12]:
– информационно-аналитическую;
– рефлексивную;
– прогностическую;
– коммуникативную.
Информационно-аналитическая деятельность эксперта
Под информационно-аналитической деятельностью эксперта понимается сбор информации об объекте экспертизы и определение в ней наиболее важных моментов для решения задач экспертизы. Такого рода деятельность основывается на следующих основополагающих принципах [19]:
– осмысление дисциплинарности;
– оценивание научно-дисциплинарных перспектив;
– осмысление дисциплинарных границ;
– междисциплинарная оценка.
Осмысление дисциплинарности
Осмысление дисциплинарности имеет ключевое значение для понимания сформировавшихся исследовательских рамок и выявления факторов взаимодействия и взаимовлияния смежных дисциплин [8, 11, 13, 15]. Феномен дисциплинарности можно изучать в двух направлениях: теоретико-познавательном и социальном. С теоретико-познавательной точки зрения, научную дисциплину можно рассматривать как комплекс гипотез, концепций, фундаментальных теорий, методов и образцов решения различных научных проблем. В социальном плане научная дисциплина позволяет выявить границы научного сообщества, разделяющего ее основные положения, ценности и нормы. Несмотря на очевидную ограниченность дисциплинарного подхода, сохранение дисциплинарных областей знания необходимо как условие для ведения диалога между дисциплинами (М. Хайдеггер).
Оценивание научно-дисциплинарных перспектив
Способность выявления сильных и слабых сторон в дисциплинарной перспективе представляется важным источником развития компетенций эксперта, в том числе междисциплинарных. Процесс получения дисциплинарного знания и оценивание дисциплинарных перспектив предполагает движение от базовых знаний различных дисциплин по направлению к более конкретным знаниям через понимание, каким образом каждый из элементов знания участвует в формировании общего понимания проблемы.
Междисциплинарное оценивание
Под междисциплинарным оцениванием подразумевается способность осознания и осмысления подходов, методов и перспектив широкого круга дисциплин, а также критическое понимание ограничений каждой из них [8,14]. Напомним, что, как справедливо отметил В.С. Степин [16]: «Научные революции возможны не только как результат внутри дисциплинарного развития, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, освоение которых требует изменения оснований научной дисциплины. Они возможны также благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на «парадигмальных прививках» – переносе представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм из одной научной дисциплины в другую».
Интеграция
Междисциплинарное оценивание тесно связано с понятием «интеграция» [11]. Под интеграцией будем понимать способность к интеграции знаний и способов мышления в двух или более дисциплинах для когнитивного продвижения, такого как, например, объяснение феномена, решение проблемы, или создание технологии, в случае недостаточности одного дисциплинарного инструмента. Целью интеграции является всестороннее объяснение объекта, который «больше, чем сумма его дисциплинарных частей».
Рефлексивная деятельность эксперта
Рефлексивная деятельность составляет главное содержание деятельности эксперта и может считаться системообразующей [18]. Основная цель рефлексивной деятельности – это осмысление существа объекта экспертизы и оценивание его индивидуальности. Оценка источников информации, оценивание сложных проблем или решение спорных вопросов невозможны без применения рефлексии. Рефлексивная деятельность направлена на исследование наиболее важных характеристик объекта экспертизы, полученных в ходе информационно-аналитической деятельности, а также на создание целостного «образа» объекта. Целостное представление объекта экспертизы помогает выполнению основной миссии рефлексии – изучениюприроды и оцениванию сущности объекта экспертизы и пониманию степени его уникальности на основе выхода за границы исследования конкретного объекта и включению его в контекст анализа. В этом смысле механизмы рефлексии сходны с основными механизмами системного подхода [2, 4]. В результате рефлексии яснее проявляются границы предмета, что является мощным инструментом объективации предмета экспертизы. В процессе рефлексивности обнаруживается многомерность предмета и проясняются особенности функционирования его составных частей.
Профессиональная рефлексивность
Будем рассматривать феномен рефлексии как одну из составляющих компетентности, как ее системообразующий элемент и как условие ее развития. Согласно мнению B.A. Метаевой [10], профессиональная рефлексия способствует:
– росту предметной профессиональной компетентности, объема знаний и навыков в своей профессии;
– развитию навыков постановки и решения проблем;
– развитию способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций;
– обогащению как профессионального, так и личностного опыта.
Знание механизмов рефлексии и способность к ее применению способствуют [5, 6]:
– формированию собственных ценностей и принципов;
– определению стратегии личного развития;
– саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.
В работе [7] А.В. Карповым была проведена классификация рефлексивной деятельности. Было выделено три вида профессиональной рефлексии:
– ситуативная (актуальная);
– ретроспективная;
– перспективная.
Актуальная профессиональная рефлексия подразумевает осуществление самоконтроля ситуационного поведения индивидуума в профессиональной деятельности, постоянное переосмысление ее компонентов, разбор происходящего, соотнесение собственных действий с профессиональной ситуацией и их корректировка сообразно с изменяющимися условиями и своим состоянием. Характерными проявлениями этого вида рефлексии можно считать время обдумывания индивидуумом своей актуальной деятельности; то, насколько часто субъект практикует анализ происходящего; степень обоснованности процессов принятия решения; стремление к самоанализу в сложных профессиональных ситуациях.
Ретроспективная профессиональная рефлексия подразумевает анализ уже состоявшихся событий и осуществленной в прошлом деятельности. К предметам рефлексии в этом случае относятся предпосылки, причины и следствия произошедшего; сущность прошлого поведения, его результативные параметры и допущенные ошибки. Ретроспективная рефлексия проявляется в продолжительном анализе и систематическом оценивании субъектом произошедших событий.
Перспективная профессиональная рефлексия корреспондирует с деятельностью по проектированию предполагаемой деятельности, составлению планов, прогнозированию вероятных событий и др. Основными поведенческими характеристиками перспективной рефлексии являются подробное планирование вариантов своего поведения, ориентирование на профессиональные перспективы.
Прогностическая деятельность эксперта
Прогностическая составляющая экспертной деятельности в наибольшей степени востребована на завершающей стадии. Экспертная деятельность не ограничивается формальным изучением объекта. Она предполагает выявление потенциала развития объекта экспертизы и прогнозирование его развития. Основная функциональность прогностической деятельности эксперта состоит в следующих действиях:
– изучение и анализ опыта реализации аналогичных проектов;
– выработка гипотез, связанных с эволюцией развития конкретного явления во времени;
– разработка прогностических моделей.
Коммуникативная деятельность эксперта
Коммуникативный элемент экспертной деятельности имеет большое значение на всех этапах проведения экспертизы. В качестве субъектов коммуникативной деятельности выступают, с одной стороны, члены экспертной группы, а с другой – авторы проекта.
Коммуникативный компонент является необходимым условием для реализации прочих компонентов экспертной деятельности. Вместе тем он имеет и другое значение, связанное с реализацией потребности эксперта в профессиональном общении и пребывании в благоприятной эмоциональной среде [1].
Заключение
В настоящей работе предложена концепция построения системы междисциплинарных компетенций в задаче поиска экспертов в научной среде. Представлено, что структура системы компетенций обуславливается характерными особенностями деятельности экспертов. Описаны ключевые понятия, базовые принципы и содержательные функции, которые выполняет эксперт в своей деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №16–29–12925).
Библиографическая ссылка
Кривцов В.Е., Крапухина Н.В., Арлазаров Н.В., Путинцев Д.Н. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКСПЕРТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 47-51;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11690 (дата обращения: 21.11.2024).