Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГУМАНИТАРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Володичева Т.Б. 1 Гетман Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
В статье проведен анализ гуманитарных технологий (кейс-стади, веб-квесты, кластеры), позволяющих проектировать инновационное образовательное пространство, направленное на формирование профессиональных компетенций студентов медицинского вуза. Авторы представили материалы по подготовке и апробации рабочих кейсов, кластеров, веб-квестов для изучения дисциплины «Биология». Авторы представляют различные способы использования технологий и сравнивают их эффективность. Авторами доказано, что использование гуманитарных технологий дает позитивный эффект, оказывает помощь студентам в адекватной оценке сформированности своих компетентностей в учебном процессе. В статье рассмотрены основные направления организации и проведения образовательного процесса при изучении биологии с использованием дидактических средств: кейс, кластер, веб-квест.
дидактические средства
кейс
кластер
веб-квест
общепрофессиональные компетенции
формирование клинического мышления
1. Артюхина А.И. Компетентностно ориентированное обучение в медицинском вузе / А.И. Артюхина, Н.А. Гетман, М.Г. Голубчикова, Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих, Н.Н. Рыбакова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12–4. – С. 563–564 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru /contents.asp? issueid =1551711(дата обращения: 21.02.2017).
2. Байденко В.И. Проектирование и реализация компетентностно ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт / В.И. Байденко, Н.И. Максимов, Н.А. Селезнева – М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2012. – 153 с.
3. Володичева Т.Б. Применение современных технологий обучения на кафедре биологии медицинского вуза / Т.Б. Володичева, Т.М. Лютикова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Десятые Чередовские чтения». – Омск: ОмГПУ, 2012. – С. 119–121.
4. Голубчикова М.Г. Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров: учебное пособие / М.Г. Голубчикова. – Иркутск: РИОИГИУВа, 2007. – 87 с.
5. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: Учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова – М.:Универ. книга; Логос, 2009.
6. Максимов Н.И. Разработка компетентностно ориентированных основных образовательных программ: нормативно-методическая документация вуза / Н.И. Максимов, Т.В. Петрова, Н.В. Угорелова, С.В. Мельник, Л.М. Городенцева, К.С. Колобова; под ред. Проф. Н.И. Максимова. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2011. – 188 с.
7. Кластер – что это такое в школе? Прием «Кластер» в начальной школе – Читайте подробнее на FB.ru:. [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: URL: http://fb.ru/article/238540/klaster---chto-eto-takoe-v-shkole-priem-klaster-v-nachalnoy-shkole#image1189372(дата обращения: 11.02.2017).

В профессиональной педагогике накоплен богатый опыт обучения в рамках компетентностно ориентированных технологий. При анализе первых результатов реализации федеральных государственных образовательных стандартов возник вопрос о способах не только формирования компетенций, но и тех технологий, которые позволят в большей степени достичь запланированного результата, т.е. самостоятельное нахождение студентом ответов на поставленные профессиональные вопросы и осмысление учебного материала. Обновление образовательного процесса в медицинском вузе базируется на внедрении в учебный процесс компетентностно-ориентированных технологий, проектировании всего образовательного процесса на этой основе.

Цель исследования. Оценить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий.

Материалы и методы исследования

Учебная дисциплина «Биология» является одной из фундаментальных дисциплин в системе обучения студентов медицинского вуза, так как формирует биологические знания у студента медицинского вуза, необходимые в медицине. Анализируя понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Образование заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся; оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения [1, 2, 3].

Результаты исследования и их обсуждение

Результатом в компетентностно ориентированном образовании можно считать готовность обучающихся к продуктивному самостоятельному и ответственному действию в учебном процессе, повседневной жизни и профессиональной деятельности [5, 6]. В обеспечении достижения образовательного результата участвуют преподаватели медицинских вузов. Оценка эффективности применения профессорско-преподавательским составом педагогических технологий может осуществляться на основе критериев и конкретных показателей. Так как педагогические технологии соединяют систему действий, операций и процедур, обеспечивающих запланированный, диагностируемый и прогнозируемый результат в динамичных условиях образовательного процесса, то актуальным остается мотивационное обеспечение деятельности преподавателем студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе [1].

На кафедре биологии ОмГМУ преподается ряд дисциплин: «Биология», «Биология, экология» и «Основы медицинской генетики». В процессе изучения данных дисциплин при проведении аудиторных занятий в учебном процессе применяются гуманитарные педагогические технологии [3, 4].

Использование технологии веб-квест на дисциплине «Биология» на кафедре осуществляется более четырех лет. Веб-квестом называется организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и для развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации [7].

В организации образовательного процесса нами используются краткосрочные веб-квесты, которые применяются при выполнении аудиторной самостоятельной работы. Кроме того, они являются эффективным способом организации и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе. Приведем пример использования данной технологии на кафедре биологии.

При организации семинарского занятия по теме «Общие понятия паразитологии» была использована технология Веб-квест. Студенты индивидуально получали задание, для решения которого требовалось воспользоваться ссылками, содержащими всю необходимую информацию. Каждое понятие должно содержать определение и примеры из гельминтологии. По окончании работы студенты могли ознакомиться с эталонами ответов и пройти тестирование.

Рассмотрим пример разработанного и применяемого нами веб-квеста для студентов 1 курса к занятию по теме: «Общие понятия паразитологии».

Веб-квест «Паразитология». Явление паразитизма широко распространено в природе. Круг участников данных взаимоотношений очень широк. Человек также вовлечен в круг хозяев для многих паразитов. Цель – изучить общие понятия паразитологии. Задания, которые приведут к решению. Ознакомьтесь с теоретическими вопросами по основам терминологии, используемой в паразитологии, используя интернет ресурсы, предложенные в Веб-квесте.

Интерактивное обучение (интернет-сеанс 40 минут). Скопируйте информацию в интернете и сохраняйте ее в отдельном файле.

1. Используя ресурсы интернета, найдите определение «паразитизма», информацию об основных понятиях паразитологии.

– Представляется набор интернет-ссылок для поиска информации (4–5 ссылок, подобранных преподавателем)

2. Обсудите найденную информацию и заполните таблицу.

Основные понятия паразитологии

Основные понятия паразитологии

Определения

1.

Паразитизм

 

2.

Инфекции

 

3.

Инвазии

 

4.

Гельминты и т.д.

 

Проанализируйте информацию и ответьте на следующие вопросы в письменном виде:

• Для каких организмов характерен паразитический образ жизни?

• Чем паразитизм отличается от хищничества?

• Для каких гельминтов человек является окончательным хозяином?

• По какому принципу дифференцируются био- и геогельминты?

3. Устно предоставить отчет другим группам.

Рассмотрим использование гуманитарной технологии кейс-стади при изучении дисциплины «Биология». Под методом кейсов понимается изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение позволяет накопить ценностно-смысловой опыт решения проблем, с которыми они столкнутся в сфере будущей профессиональной деятельности [1, 4].

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного цикла подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается опыт решения профессионально ориентированных задач [4]. Кейс, созданный нами, состоит из трех частей: описание конкретной ситуации; задания к кейсу, вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса. Нами был использован кейс в ходе занятия по теме «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви», студенты решали ситуационные задачи в виде кейсов. В начале занятия студенты были разделены на 4 подгруппы, каждая из которых состояла из 3–4 человек. В каждой подгруппе был назначен модератор. Далее распределялись задания кейса между подгруппами. Первая подгруппа работала с заданием кейса (использует дополнительные данные о цистицеркозе из приложения), вторая подгруппа из приложения подбирала иллюстрации (рисунки, фотографии) по строению и жизненному циклу паразита. Третья подгруппа подбирала методы диагностики гельминтоза по заданию кейса, способы заражения, меры профилактики (по рисункам в приложении). Четвертая подгруппа – работала с вопросами анкеты по паразитоносительству (отвечали на вопросы письменно). По истечении времени подгруппы представляли результаты работы по своим заданиям (резюме в виде выводов на одной странице). Заслушали заключительный доклад модератора, который слушает вместе со всеми и собирает решения подгрупп и оформляет письменный отчет по решению задания кейса. Далее преподаватель обобщил результат выполнения кейса, оценил работу в подгруппах и работу модератора.

Также нами на занятиях достаточно активно используется графический метод организации информации – кластер, в котором выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Кластеры нами составлялись со всей группой обучающихся. Обучающиеся методом мозговой атаки – предлагали идеи по данной теме. Обсуждение темы «Филогенез скелета позвоночных животных» проводилось в виде кластера с преподавателем в роли ведущего. В начале занятия преподаватель обозначил посередине доски название системы органов и методом мозговой атаки предложил студентам назвать структурные компоненты, функции, возможные связи с другими системами, эмбриональные источники, филогенез, направления эволюции, аномалии и пороки развития, относящиеся к изучаемой системе органов у человека. Каждый из «спутников» далее в процессе обсуждения темы дополнялся своими «спутниками». Например, «спутник» – филогенез – особенностями развития скелета у разных классов позвоночных животных. Беседа по содержанию спутников кластера осуществлялась со студентами группы. Практическая часть закреплялась изучением макропрепаратов, решением ситуационных задач по порокам и аномалиям строения скелета у человека, имеющим онтофилогенетическую обусловленность, путем заполнения предложенных ранее таблиц для самостоятельного изучения и тестовым контролем. Рассмотрим пример составленного студентами кластера (рисунок). Технология кластера позволила развивать умение формулировать вопросы, находить главное в большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные и логические связи, строить умозаключения, переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде, проводить аналогии и т.д. [6].

В процессе планирования семинарских занятий по дисциплине «Биология» проводился анализ и апробация образовательных технологий: 1) веб-квест, 2) кейс-стади, 3) кластер. Для занятия, на котором рассматривались вопросы общей паразитологии, применялась технология веб-квест. Технология кейс-стади использовалась на занятиях, включающих разбор материала по вопросам гельминтологии, паразитизма в Типе Плоские черви, Классе Ленточные черви. Для проведения аудиторных занятий по разделу программы «Филогенез систем органов позвоночных животных» с изучением аномалий и пороков развития систем органов у человека применялась технология «Кластер». Экспериментальная работа проводилась в группах студентов (по 12 человек), обучающихся на первом курсе лечебного факультета по дисциплине «Биология». Всего оценивалась эффективность трех занятий, проводимых с помощью различных технологий. Первая тема «Общие понятия паразитологии» – реализовалась при помощи технологии «Веб-квест», вторая тема «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви» проводилась по технологии «Кейс-стади», третья тема «Филогенез скелета позвоночных животных» – по технологии «Кластер».

vol.tiff

Кластер по теме филогенез скелета позвоночных животных

Анализируя результаты эффективности применения компетентностно ориентированных технологий в рамках дисциплины «Биология», мы разработали анкету для студентов. В конце всех занятий они ответили на ряд вопросов: 1) оцените уровень усвоения занятия по трем темам; 2) оцените свой познавательный интерес к занятию; 3) помогли ли Вам учебные материалы в изучении темы; 4) насколько комфортно Вы себя чувствуете на занятии?

По результатам проведенного первого занятия студенты отметили от высокого до среднего уровня усвоения занятия. 75 % студентов оценили свой познавательный интерес выше среднего. По результатам проведенного занятия «Общие понятия паразитологии» студенты отметили повышение уровня усвоения занятия. 62 % оценили свой познавательный интерес выше среднего. В ходе занятия 58 % чувствовали себя комфортно.

После проведения темы «Филогенез скелета позвоночных животных» по результатам анкетирования, высокий уровень усвоения знаний отметили 8 % студентов, выше среднего – 50 % студентов, средний – 42 %. Структура занятия не вызвала у студентов дискомфорта.

Выводы. Результаты экспериментальной части работы показали, что эффективно организовать и провести аудиторные занятия по дисциплине «Биология» позволили технологии «Веб-квест» – на занятии по теме «Общие понятия паразитологии», технологии «Кейс-стади» – занятие по теме «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви»; технологии «Кластер» – для проведения занятия с изучением темы «Филогенез скелета позвоночных животных».

Анализ результативности компетентностно ориентированных технологий в рамках дисциплины «Биология» с учетом целей занятий показал, что выбор следующих технологий наиболее эффективен: «Веб-квест» – для темы с разбором общих понятий паразитологии, генетики, вопросов эволюции; «Кейс-стади» – для занятия с разбором ситуационных задач по паразитологии; технология «Кластер» – для проведения занятий с изучением вопросов филогенеза.


Библиографическая ссылка

Володичева Т.Б., Гетман Н.А. ГУМАНИТАРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 15-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11715 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674