Актуальность проблемы
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [1] и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. [2] подчеркивается необходимость формирования у обучающихся ключевых компетенций. В связи с этим перед высшими учебными заведениями нашей страны в качестве результата профессионального образования была определена система ключевых (общекультурных) компетенций. Для достижения этого результата недостаточно применения только одних аудиторных занятий, необходимо применение различных приемов организации самостоятельной работы студентов в социальном и профессиональном контексте избранной профессиональной деятельности. К числу подобных видов деятельности, в значительной степени влияющих на эффективность профессиональной подготовки в процессе обучения в вузах, в том числе и в физкультурных вузах, выступает волонтерская деятельность в процессе организации и проведения спортивных мероприятий. Накопленный в настоящее время опыт организации волонтерского движения в сфере спорта с достаточной полнотой представлен в публикациях отечественных [3–7] и зарубежных [8–10] ученых.
В целом анализ состояния научной и практической разработанности проблемы использования спортивного волонтерского движения как средства формирования ключевых компетенций у студентов физкультурных вузов показал, что она является недостаточно разработанной и требует самостоятельного научного изучения.
В связи с этим цель нашей работы состояла в выявлении и научном обосновании комплекса организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечивает повышение эффективности формирования у студентов физкультурных вузов ключевых компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях.
Материалы и методы исследования
Методологической основой нашего исследования выступают концептуальные положения системного, личностно-ориентированного, контекстного и компетентностного подходов к организации профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в процессе обучения в вузе. Теоретической базой исследования являлись научные труды по психологической теории деятельности, научные работы в сфере формирования общекультурных компетенций, в области организации волонтерского движения в современном спорте. В соответствии с проблемой нашего исследования для ее разрешения использовались теоретический анализ и обобщение литературных источников в исследуемой предметной области, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, методики психодиагностики, математико-статистические методы. Опытно-экспериментальной базой проведения исследовательской работы выступила Поволжская ГАФКСиТ г. Казань.
Результаты исследования и их обсуждение
Осуществленный авторами обзор литературных данных и состояния педагогической практики послужил теоретико-практической основой выявления организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечивает повышение эффективности формирования у студентов физкультурных вузов ключевых компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях.
Первым условием выступало вовлечение студентов Поволжской ГАФКСиТ в Волонтерскую программу Универсиады-2013 и Волонтерскую программу Оргкомитета «Сочи-2014». Для реализации этого условия осенью 2012 года Поволжской ГАФКСиТ было заключено Соглашение с Исполнительной дирекцией «Казань-2013», в январе 2013 года – с Оргкомитетом «Сочи-2014». Предметом этих Соглашений было сотрудничество в сфере реализации Волонтерских программ Универсиады 2013 года и Оргкомитета «Сочи-2014».
В соответствии с этими Соглашениями Поволжская ГАФКСиТ: создавала условия для участия студентов в Волонтерских программах Дирекции Универсиады-2013 и Оргкомитета «Сочи-2014»; принимала активное участие как в создании программ обучения и подготовки волонтеров, так и в конкурсном отборе кандидатов; организовывала вводные курсы при осуществлении программ обучения волонтеров на базе Поволжской ГАФКСиТ, осуществляла информационное сопровождение процесса реализации волонтерской программы в рамках Поволжской ГАФКСиТ.
Вторым условием выступало создание в вузе рациональной структуры управления процессом подготовки спортивных волонтеров. Приказом ректора была сформирована из числа представителей учебной части и профессорско-преподавательского состава кафедр рабочая группа, задачей которой было организационно-педагогическое сопровождение процесса обучения и подготовки спортивных волонтеров. В студсовете Поволжской ГАФКСиТ был сформирован Сектор по работе с волонтерами. Его цель заключалась в реализации взаимодействия студентов-волонтеров вуза с региональным волонтерским центром, созданным при Казанском (Приволжском) федеральном университете. В задачи сектора входили документальное оформление участия студентов в волонтерской деятельности, отслеживание их успехов и достижений, их поощрение, афиширование их деятельности в средствах массовой информации. Важной задачей выступала административная поддержка разрабатываемых студентами молодежных добровольческих программ, проектов и акций; организация конкурсов добровольческих проектов. Приказом ректора Поволжской ГАФКСиТ были назначены кураторы групп студентов-волонтеров, которые организационно обеспечивали процесс подготовки к участию в волонтерском движении в спортивных мероприятиях.
Третьим условием являлось обеспечение информационного сопровождения волонтерской программы на уровне Поволжской ГАФКСиТ. Для его реализации на официальном сайте Поволжской ГАФКСиТ была представлена символика Универсиады и ссылка на официальный сайт Универсиады [11].
Все мероприятия Дирекции Универсиады, в которых принимали участие студенты вуза в качестве волонтеров, оперативно представлялись на сайте Поволжской ГАФКСиТ. Среди студентов распространялись журналы «Моя Универсиада». Дополнительно к этому проводились собрания на уровне студенческих учебных групп, на которых выступали представители Дирекции Универсиады с использованием мультимедийных презентаций, проводились уроки Универсиады, приобретенные знания распространялись в ближайшем социальном окружении (друзья, знакомые и т.п.). Организовывались и проводились экскурсии на спортивные сооружения Универсиады. Сборные команды вуза принимали активное участие в различных студенческих соревнованиях студенческих лиг. Проводились различные виды флешмобов, а также ряд других мероприятия, так или иначе связанных со студенческим спортом в целом, Универсиадой-2013, зимними Олимпийскими играми Сочи-2014.
Четвертым условием выступало добровольное включение студентов в волонтерскую деятельность. Был создан эффективный механизм поощрения студентов-волонтеров, способствующий формированию мотивации участия в волонтерской деятельности. Он предполагал: получение зачета по педагогической и производственной практике; предоставление индивидуального или свободного графика посещения учебных занятий, с учетом занятости студентов в волонтерских мероприятиях, связанных с организацией и проведением тестовых соревнований в рамках подготовки к Универсиаде-2013, Сочи-2014.
Пятым условием выступало формирование ключевых компетенций с ориентацией на избранную профессию. С учетом данных собеседований каждому студенту-волонтеру предлагалось одно из 40 возможных функциональных направлений. При согласии заключался гражданско-правовой договор между волонтером и АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013», в котором указывались права и обязанности студента в качестве волонтера. Студенты Поволжской ГАФКСиТ в соответствии со спецификой содержания их профессиональной подготовки были привлечены непосредственно к обслуживанию соревнований на спортивных объектах.
Шестым условием являлось обучение с постепенным приближением к предметному и социальному контексту избранного направления волонтерской деятельности на спортивном объекте. В процессе обучения студентов-волонтеров выделялись три последовательных этапа.
Этап учебно-познавательной деятельности академического типа. На этом этапе широко использовалось дистанционное обучение (e-learning). Студенты-волонтеры получили через личный кабинет комплекс обучающих материалов, который включал знания об Универсиаде-2013 (история Универсиады, терминология, виды спорта в программе Универсиады-2013 и т.д.), волонтерской программе. После завершения дистанционного обучения проводилось онлайн-тестирование. По его результатам был осуществлен отбор студентов-волонтеров для дальнейшего обучения. Затем проводилось общее (ориентационное) обучение (general training), содержанием которого являлась общая информация об Универсиаде 2013.
На этапе квазипрофессиональной деятельности проводились обучающие тренинги, на которых студенты-волонтеры знакомились с сотрудниками оргкомитета и другими волонтерами, могли оценить полноту и точность своих знаний и представлений по различным аспектам проводимого спортивного мероприятия – Универсиады-2013.
На этапе учебно-профессиональной деятельности осуществлялась подготовка к выполнению специфических функций (job-specific training). Это включало ознакомление с зонами своей ответственности, с возлагаемыми на волонтера функциями, с необходимыми для волонтерской деятельности профессиональными навыками, специальной терминологией и лексикой (на русском и английском языках), с другими волонтерами, которые должны были работать на этом же объекте. Затем студенты-волонтеры проходили подготовку непосредственно на спортивных объектах Универсиады-201» и Сочи-2014 (venue training). В ее содержание входили: инструктаж на месте предстоящей работы: усвоение общих знаний о спортивном объекте, зонах доступа, видах спорта на объекте, управление объектом, знакомство с сотрудниками, работающими на объекте и т.д. Студенты Поволжской ГАФКСиТ в течение 2012–2013 гг. участвовали в качестве спортивных волонтеров более чем в 20 тестовых соревнованиях различного уровня, которые были проведены преимущественно на спортивных объектах Поволжской ГАФКСиТ.
Дорожная карта, включающая правила набора, отбора и подготовки волонтеров зимних Олимпийских Игр Сочи-2014, существенно не отличалась от представленной выше волонтерской программы Универсиады-2013. В ее содержание также были включены: «Регистрация на сайте – Интервью – Онлайн-тестирование на базе волонтерского центра – Обучение».
Необходимо отметить, что каждый студент-волонтер получил возможность освоить дистанционно оригинальную программу обучения английскому языку, состоящую из 36 уроков – Winter Games English. Доцентом Поволжской ГАФКСиТ В.И. Волчковой был создан факультативный спецкурс «Английский язык для спортивных волонтеров», который вошел в содержание учебного плана по направлению подготовки «Физическая культура».
Седьмым условием являлась разработка и реализация программы мотивации, признания и поощрения волонтеров. С волонтерами Универсиады-2013 и Сочи-2014 были заключены договоры, в соответствии с которыми их труд был безвозмездным и не оплачивался. При этом волонтеры имели возможность свободно или на льготных условиях посещать все соревнования, бесплатно пользоваться общественным транспортом, им бесплатно предоставлялись питание и спортивная форма.
Восьмым условием выступала рациональная организация деятельности и взаимодействия волонтеров во время проведения спортивного мероприятия. Организацию работы волонтеров на объекте осуществлял менеджер по организации работы волонтеров на объекте (VenueVolunteer Manager). Он являлся членом команды управления объектом. Ему подчинялись и помогали тим-лидеры, которые в свою очередь координировали работу команды волонтёров, выполняющих несколько взаимосвязанных функций. Тим-лидерами ставились волонтеры, обладающие качествами лидера и богатым опытом участия в волонтерской деятельности.
Назначался ответственный за мотивацию, который обеспечивал оптимальные условия для работы волонтеров, отвечал за check-in/check-out волонтёров, брифинг/дебрифинг, мотивационные мероприятия и подарки, осуществлял оценивание и выбор лучших волонтеров.
Координатор от функции осуществлял непосредственное управление деятельностью волонтера, формулируя конкретные задачи на определенную смену. Куратор от вуза проводил контроль выезда и прибытия волонтера на объект, учитывал выполненную работу и оформлял документы педагогической практики, отвечал за организацию проживания волонтеров; уточнял у тим-лидеров время начала и окончания смен на следующий день.
Для апробации эффективности реализации приведенного выше комплекса организационно-педагогических условий формирования ключевых компетенций у студентов физкультурных вузов в процессе волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях мы провели педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы студентов 2-го курса Поволжской ГАФКСиТ.
Контрольную группу (КГ) составили 20 студентов, не принимавших участия в волонтерском движении. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 19 студентов, с которыми проводилась целенаправленная подготовка к участию в волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях, таких как Универсиада-2013 в г. Казани и Зимние Олимпийские игры – 2014 в г. Сочи. В процессе этой подготовки мы осуществили практическую реализацию определенного нами комплекса организационно-педагогических условий. Педагогический эксперимент был проведен с сентября 2012 по июнь 2014 г.
Выявлено, что перед экспериментом студенты ЭГ отличались высокими по сравнению со студентами КГ показателями «волевого потенциала» и «адаптации». Они также имели несущественное преимущество в показателях «социальной креативности», «самоуважения», «принятия других». Вероятно, что высокий уровень данных личностных качеств является внутренней предпосылкой, определяющей их интерес к участию в волонтерской деятельности. Сравнивая показатели ключевых компетенций, которые были выявлены у испытуемых обеих групп после эксперимента, мы выявили, что студенты ЭГ отличаются более высокими показателями «социальной креативности» (70,2 против 61,7 балла у студентов КГ), «вербальной самооценки» (56,3 против 84,0 балла), «волевого потенциала» (38,7 против 33,6 балла), «творческого потенциала» (41,5 против 37,6 балла), «адаптации» (62,3 против 55,5 балла), «принятия других» (64,8 против 56,6 балла), «внутреннего контроля» (63,6 против 56,1 балла) и «стремления к доминированию» (62,6 против 50,2 балла).
Заключение
Комплекс следующих организационно-педагогических условий, обеспечивающих существенное повышение эффективности процесса формирования ключевых компетенций у студентов физкультурных вузов в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях включает: создание в условиях вуза оптимальной структуры управления подготовкой волонтеров; информационное сопровождение волонтерской программы на уровне вуза; добровольное включение в волонтерскую деятельность; формирование ключевых компетенций с вероятной ориентацией на будущую профессию; обучение с постепенным приближением к предметному и социальному контексту волонтерской деятельности на спортивном объекте; разработку и реализацию программы мотивации, признания и поощрения волонтеров; оптимальную организацию деятельности и взаимодействия волонтеров во время спортивного мероприятия.
Библиографическая ссылка
Файзуллин И.Ф., Драндров Г.Л. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 75-80;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11746 (дата обращения: 12.11.2024).