Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФИЛИАТИВНОГО ПОДХОДА)

Шилова В.С. 1
1 НИУ «Белгородский государственный университет»
Статья раскрывает общие принципы дифференциации в системе высшего профессионального образования. Определение этих требований обусловлено необходимостью дальнейшей подготовки студенческой молодежи к выбору и овладению своей профессией, к гармонизации социоприродных отношений в будущей профессиональной деятельности. Эффективность исследования процесса профессиональной подготовки определяется научными подходами, в рамках которых она устанавливается. Одним из них является дифференцированный подход, способствующий созданию индивидуальной траектории усвоения накопленного профессионального опыта. Исходными посылками рассмотрения феномена дифференциации в свою очередь выступает филиативный подход, где филиация (filiation < filialis – сыновий) означает связь, преемственность, развитие, расчленение чего-либо в преемственной связи. Компоненты понятия «филиация» выступают ориентирами исследования какого-либо явления, процесса, предмета с позиций филиативного подхода. Он раскрывается через блоки понятий различной степени обобщенности. Так, первый из них включает понятия: «связь», «интеграция», «система»; второй – «преемственность», «развитие», «прогресс»; третий – «расчленение», «дезинтеграция», «часть», структура». Именно в этом контексте проводилось изучение феномена дифференциации в системе профессиональной подготовки. Установлено, что дифференциация как процесс характеризует не только систему общего образования, но и все ступени подготовки специалиста. Это обстоятельство вызвало необходимость определения общих принципов дифференциации.
филиация
филиативный подход
дифференциация
дифференцированный подход
общие принципы дифференциации в системе высшего профессионального образования
1. Шилова В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников. Монография. – Белгород, 2016. – 256 с.
2. Шилова В.С. Дифференциация в системе социально-экологического образования студентов. Монография. – Белгород, 2014. – 256 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2007. – 400 с.
4. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008. – 268 с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2006. – 511 с.
6. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. – М., 2010. – 272 с.
7. Шилова В.С. Дифференциация в системе социально-экологического образования студентов. Монография. – Белгород, 2014. – 256 с.
8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М., 2006. – 240 с.
9. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008. – 268 с.

Настоящее исследование обусловлено необходимостью определения принципов дифференциации в системе профессионального образования. Исследование осуществлялось в рамках филиативного подход, разрабатываемого нами. Напомним, что филиация (filiation < filialis – сыновий) означает связь, преемственность, развитие, расчленение чего-либо в преемственной связи. Схематично состав этого исходного понятия представлен на рисунке.

hil1.wmf

Состав понятия «Филиативный подход»

Филиативный подход: сущность и структура

Представленные на схеме компоненты понятия «филиация» выступают ориентирами исследования какого-либо явления, процесса, предмета с позиций филиативного подхода. Очевидно, что он раскрывается через блоки понятий различной степени обобщенности. Так, первый из них включает понятия: «связь», «интеграция», «система»; второй – «преемственность», «развитие», «прогресс»; третий – «расчленение», «дезинтеграция», «часть», «структура» [1].

Именно в этом контексте проводилось изучение феномена дифференциации в системе профессиональной подготовки. Установлено, что дифференциация как процесс характеризует не только систему общего образования, но и все ступени подготовки специалиста. Это обстоятельство вызвало необходимость определения общих принципов дифференциации. Анализ работ В.А. Сластенина, Е.П. Белозерцева, И.Ф. Исаева, М.М. Левиной, Л.И. Мищенко, А.Г. Пашкова, Р.Г. Петровой, Л.С. Подымовой, А.В. Репринцева, С.Д. Смирнова, А.Н. Ходусова и других ученых позволил нам сформулировать соответствующие общие принципы, что и составило цель настоящей работы [2]. Ее достижение осуществлялось определенными методами исследования. К ним относятся: теоретические (анализ, синтез, сравнение, исторический, логический, конкретизация, обобщение, выводы); эмпирические (методы опроса, изучение педагогического опыта); статистические методы.

Исследование проблемы потребовало выявления сущности исходной категории в рамках филиативного подхода. Напомним, что дифференциация раскрывается через соподчиненные понятия и включает выделенные нами следующие принципы.

Разделение – принцип гуманизации; принцип индивидуализации обучения и труда студентов (С.Д. Смирнов); принцип разноуровневой дифференциации; принцип дифференцированного прогнозирования; принцип гендерных различий (Р.Г. Петрова).

Дезинтеграция – принцип автономизации личности студента (М.М. Левина); диверсификации; вариативности образовательных программ.

Часть. Структура – принципы личностной типологизации; видового многообразия и разнообразия; дифференциации (внутренняя, внешняя) (В.А. Сластенин и др.) [2].

Рассмотрим их подробнее.

Разделение

Принцип гуманизации. Сущность его, по обоснованному замечанию В.А. Сластенина, состоит в исключении безличностного взгляда на человека, объединяет усилия ученых (философов, педагогов, психологов) в поиске смысла человеческой жизни, самоактуализации личности, самоопределения, созидания, свободы выбора жизненного пути. Этот принцип связан, во-первых, с ценностными ориентирами, во-вторых, с переструктурированием установок личности в направлении гражданственности и социальной активности, признанием одаренности и талантливости российской молодежи.

Принцип индивидуализации обучения и труда студентов. Он обусловлен современным потенциалом развития высшей школы (С.Д. Смирнов) [3]. Этот принцип требует внимания к следующим важным аспектам: во-первых, учету при выборе методов, средств и форм обучения психологических и физиологических индивидуальных характеристик студентов, во-вторых, увеличению по сравнению с аудиторной объема их самостоятельной работы, в-третьих, росту количества курсов по выбору, элективных и факультативных курсов, в-четвертых, разработке студентами планов индивидуального развития и реализации индивидуальной траектории образования. Кроме того, рассматриваемый принцип требует совершенствования умения студентов (особенно младших курсов) преодолевать трудности в процессе овладения профессией, использовать рациональные методы и приемы образования, повышающие уровень обучаемости и расширяющие состав учебных возможностей, творческого потенциала; приобщаться к достижениям культуры, повышая и свой уровень культуры труда (В.А. Сластенин и др.) [4].

Принцип разноуровневой дифференциации. Характеризует личностно-ориентированное обучение, предполагает организацию в педагогическом процессе вуза разных уровней обучения, обусловленных актуальным состоянием подготовленности студента, его целями, возможностями, другими факторами. Ученые справедливо подчеркивают, что личностно-ориентированное обучение и воспитание немыслимы без разноуровневых, дифференцированных заданий. При этом необходимо предоставлять обучающимся возможность отбирать значимые для них методы, средства и формы их выполнения. Дифференциация должна касаться и уровней задаваемых вопросов: от низкого до высокого [4].

Принцип дифференцированного прогнозирования. Установлено, что дифференциация характеризует не только процессы обучения и воспитания учащейся молодежи. Это и необходимый компонент в структуре прогнозирования результатов профессионального образования. Рассматриваемый принцип вводит В.А. Бодров и раскрывает его как требование создания не только диагностической системы, но и системы прогнозирования профессиональной пригодности, обеспечивающей постепенное, пошаговое проведение ее оценки. Прежде всего, в профессиях, классифицируемых по какому-либо общему признаку, например по характеристикам деятельности; качествам личности, необходимым для выполнения определенных трудовых функций. Во-вторых, такими признаками могут выступать отдельные профессии, в-третьих, конкретные специальности. Реализация этого принципа, подчеркивает В.А. Бодров, позволит создать целесообразную и оперативную систему установления профессиональной пригодности, обеспечивающей определение уровня соответствия индивидуальных и психофизиологических характеристик личности требованиям конкретной профессии, предоставляющей возможность изменения ее выбора уже на ранних этапах обучения, позволяющей осуществлять прогноз на стадии выбора специальности [5].

Принцип учета гендерных различий. «Гендер» – это термин, который используется сегодня для обсуждения вопросов различия и сходства мужчин и женщин, их социальных ролей, переживаний по поводу принадлежности к мужскому или женскому полу и т.п. Известно, что фундамент гендерологии заложен в 1960-х гг. Р. Столлером, хотя, по справедливому замечанию Р.Г. Петровой, интерес к полу всегда возникал в истории общества. Сегодня проблемы гендера затрагивают различные сферы жизни и деятельности общества: производственную, политическую, социокультурную и др., где все чаще гендерные границы начинают стираться, изменяться, уравниваться. К гендерным проблемам автор относит социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин. Они являются междисциплинарными и изучаются соответствующими науками [6].

Дезинтеграция

Принцип профессиональной автономии личности студента. Автономия (гр. autonomia) раскрывается как самоуправление, право самостоятельного решения каких-либо вопросов. В этике – это собственная закономерность, т.е. самоопределение личности на основе собственного разума и собственной силы в соответствии с собственной природой. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Проблема автономности исследуется разными направлениями науки. Предметом исследования одного из них выступает процесс подготовки будущего учителя. Изучая ее особенности, М.М. Левина обоснованно подчеркивает важность развития профессиональной автономии личности, ее нравственного потенциала, отказа от морали притязаний, роста требовательности к себе, своей деятельности, глубокого осмысления и понимания своей ответственности в будущем профессиональном педагогическом труде [7].

Принцип диверсификации содержания высшего профессионального образования. Диверсификация (лат. diversus – разный + facere – делать) – разнообразие; разностороннее развитие. Он требует расширения круга обязательных (профильных) и элективных (по выбору студента) дисциплин, реализующих условие гуманитаризации содержания профессионального образования (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). В свою очередь само это условие предполагает вычленение из накопленных человечеством социальных знаний особого гуманитарного знания, отражающего внутренний мир личности, ее духовную сферу, способствующего формированию самосознания личности, активному познанию и преобразованию реальной действительности; воспитанию нравственных качеств, ответственного отношения к природе, другим людям, себе; подготовке к условиям существования в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществе [7].

Принцип вариативности образовательных программ. Требует разработки различных, в том числе и разноуровневых, программ специального образования. Сегодня на средней ступени профессиональной подготовки функционируют, прежде всего, программы базового и повышенного уровней. Другой (повышенный) уровень дает возможность выпускнику повысить свою квалификацию, вплоть до качественного ее изменения. Здесь конкретные показатели дифференциации представлены, прежде всего, вариативностью и гибкостью содержания образования. Их учет осуществляется в разных формах: курсах по выбору, спецсеминарах, проблемных группах, научных обществах, индивидуальной творческой деятельности. В отношении вузовского образования подчеркнем, что здесь дифференциация обязательно присутствует и выступает одним из основополагающих принципов. Сохраняются и формы дифференциации: спецкурсы, элективные курсы, научные кружки и общества.

Часть. Структура

Принцип личностной типологизации в профессиональной подготовке. Тип (гр. typos – форма, образец, отпечаток) раскрывается как: вид, форма чего-либо, характеризующееся определенными качественными показателями; некая единица разделения (расчленения) реальной действительности в типологии; человек с характерными чертами; представитель нации, сословия, народности или иной социальной общности. Изучение воспитательного аспекта подготовки специалиста показывает необходимость рассмотрения принадлежности студента к тому или иному социальному слою и учета этого факта. Исследование воспитательного процесса в вузе, проведенное Ю.Г. Фокиным, причем в рамках личностно-ориентированного подхода, позволило ему выделить культурно-исторические типы личности современного российского общества: советский, крестьянский, дворянский, буржуазно-криминальный, предпринимательский, профессиональный, чиновничий. По мнению автора, учет типологии поможет преподавателю обеспечить индивидуальный подход к студентам, более эффективно выстраивать с ними взаимодействие, достигать цели и задачи воспитания в системе подготовки технического специалиста [8].

Принцип видового разнообразия дифференциации (внутренняя, внешняя). Вызывает необходимость учета в системе подготовки специалиста двух форм дифференциации: внешней и внутренней. Ученые (В.А. Сластенин, А.Д. Гонеев и др.) раскрывают сущность этих форм следующим образом. Так, первая (внешняя) предусматривает создание относительно постоянных групп обучающихся с учетом их склонностей, интересов, способностей, актуального уровня подготовленности, прогнозируемых результатов будущей профессиональной деятельности. При этом содержание образования и предъявляемые требования различаются в каждой группе. Кроме того, учитываются перспективы и задачи достижения высокого уровня развития студентов в процессе овладения избранной специальностью. К формам внешней дифференциации авторы относят: профильные группы с углубленным изучением одного или цикла учебных предметов (так называемая селективная система), возможность выбора учебных дисциплин в рамках инвариантной составляющей базисного учебного плана («свободная система») [9].

Второй вид дифференциации (внутренняя) представляет собой вариативность разных показателей: выбора определенного вида деятельности, ее режима, темпа, условий, учебного материала, организации разноуровневых мобильных групп, объема педагогической помощи. При этом учитываются индивидуальные и групповые особенности обучающихся. Внутренняя дифференциация, согласно мнениям ученых, позволяет охватить вниманием всех учеников: успевающих и одаренных учащихся; школьников, испытывающих трудности в обучении, в жизни, в общении. Кроме того, внутренняя дифференциация осуществляется на разных уровнях, сохраняя одновременно и традиционные свои средства, методы и формы [9].

В заключение отметим, что соблюдение сформулированных принципов позволит, на наш взгляд, успешно решать задачи изучения явления дифференциации в процессе профессиональной подготовки, включая и другие его направления. К последним мы относим и систему социально-экологического образования студентов.


Библиографическая ссылка

Шилова В.С. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФИЛИАТИВНОГО ПОДХОДА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 87-91;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11748 (дата обращения: 12.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674