Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который в качестве основных критериев результата образования ставит не только предметные, но и, самое главное, личностные и метапредметные результаты обучения – универсальные учебные действия. Это в свою очередь отвечает новым социальным запросам, отражающим переход российского образования к информационно-грамотному обществу, основанному на формировании умений самостоятельно приобретать знания, в том числе посредством познавательного развития и саморазвития учащегося [1], обеспечивающих умение учиться. Важность и необходимость развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников подчеркивается в исследованиях отечественных ученых Г.Н. Аквилева, Н.А. Жинкина, И.А. Зимней, М.И. Лисиной, А.А. Максимовой, Р.С. Немова, В.А. Сластенина, О.П. Сальниковой и др. Однако, несмотря на глубокое разностороннее изучение психолого-педагогических основ формирования познавательных УУД [2], в теории и практике педагогики остается недостаточно разработанным вопрос содержательной и процессуальной основы системы их формирования у младших школьников.
В ФГОС НОО [1] общеучебные познавательные УУД младших школьников рассматриваются как смысловой компонент всей учебной деятельности школьника. Поэтому их формирование мы соотносим со структурой их учебной деятельности. Рассмотрение основных характеристик «учебной деятельности», которые отличают ее от других форм учения, позволяет конкретизировать пять основных компонентов. Таким образом, в сопоставлении с учением можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности [2, 3]. Она имеет внешнюю структуру, которая состоит из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в различной форме заданий в определенных ситуациях; учебные действия; контроль, который трансформируется в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку [4], что наглядно представлено на рис. 1.
Отсюда учебная деятельность младших школьников характеризуется тем же строением, что и другой любой интеллектуальный акт: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Е.В. Лапина, А.А. Леонтьев и др.). Каждый компонент структуры этой деятельности имеет свои особенности.
И.И. Ильясов, описывая структуру организации учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [3], отмечает, что «учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач» [5, с. 43].
Рис. 1. Компоненты внешней структуры учебной деятельности
Таблица 1
Формирование общеучебных познавательных УУД в структуре учебной деятельности
Структура учебной деятельности |
Формируемые общеучебные познавательные УУД |
1. Мотивация |
Сформированность познавательных мотивов; осознание познавательной задачи (желание прочитать, выслушать, извлечь информацию) |
2. Учебные задачи/ ситуации |
Готовность к принятию и решению учебных познавательных задач; самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации |
3. Учебные действия |
Развитие познавательной инициативы; информационный поиск с применением определенных методов, в том числе с помощью компьютерных средств: умение выделять существенную информацию; структурирование знаний; извлечение основной и второстепенной информации; выбор эффективных способов решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
4. Контроль/самоконтроль |
Умение в соответствии с задачами общения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, формулировать обобщения, делать выводы |
5. Оценка/самооценка |
Рефлексирование способов и условий действий |
Это позволило структурировать в исследовании основные категории учебной деятельности и формируемые общеучебные познавательные УУД учащихся в табл. 1.
В данной структуре формирования общеучебных познавательных УУД учебные ситуации являются ведущим компонентом учебной деятельности, поскольку в них учащийся усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения конкретно-практических задач. При этом выделение свойств понятий выступает как особый тип решения конкретных учебных задач на любом учебном премете, а воспроизведение образцов этих способов выступает как основная цель учебной деятельности.
Для оценивания уровня сформированности общеучебных познавательных УУД учащихся начальной школы использовалась диагностическая методика, которая разработана и апробирована авторским коллективом «Школы 2100» в рамках совместного федерального широкомасштабного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100» по преемственности начального и основного общего образования [6]. Эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 101 города Краснодара с учащимися экспериментального 3 «А» класса и контрольного 3 «Б» класса. Всего в нем приняли участие 50 учащихся. Диагностика проводилась в форме тестирования. Средством диагностики были дидактические тесты открытого и закрытого характера, составленные из восьми заданий, каждое из которых направлено на проверку определенных общеучебных познавательных УУД: задание 1 направлено на выявление умения учащихся определять, какая информация нужна для решения задачи; задание 2 проверяет умение ученика отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; задание 3 выявляет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций; задание 4 направлено на диагностику умений младших школьников сравнивать и группировать факты и явления; задание 5 проверяет умение ученика находить сходство и различие фактов и явлений; задание 6 направлено на проверку умений младших школьников выявлять причины явлений и событий; задание 7 выявляет умения учащихся делать выводы на основе обобщения знаний; задание 8 проверяет умение представлять информацию в различном виде: таблиц, схем, диаграмм. За основу диагностики приняты критерии, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Критерии сформированности общеучебных познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО [7]
Требования ФГОС НОО |
Критерии сформированности |
Общеучебные познавательные УУД |
|
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами |
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) |
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта |
Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ |
Рис. 2. Уровни сформированности общеучебных познавательных универсальных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
По результатам диагностики на констатирующем этапе эксперимента получены следующие данные, представленные на рис. 2.
Как видно из диаграммы, у преобладающего большинства учащихся экспериментального и контрольного классов отмечен средний уровень сформированности общеучебных познавательных УУД – 72 % и 68 % соответственно. Высокий уровень отмечен всего у 16 % учащихся экспериментального класса (4 человека), которые успешно справились с заданием, а низкий уровень отмечен у 12 % учащихся этого класса. Следует отметить, что среди учащихся не было ни одного человека, который бы совсем не справился с заданием.
Рис. 3. Система формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Для эффективного формирования общеучебных познавательных УУД учебная деятельность учащихся экспериментального класса из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Это подтверждает и выполненный анализ современных подходов к процессу обучения (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон). Следовательно, чтобы научить младшего школьника ставить и формулировать учебную задачу по любому учебному предмету, важно:
1) сформировать у него опыт, умение видеть необходимость решения (мотивировать);
2) способствовать пониманию, что такое учебная задача, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать;
3) научить сознательно планировать шаги/действия при решении учебной задачи;
4) подвести к необходимости контролировать и корректировать свои действия для достижения наилучшего результата [8].
С этой целью была разработана и на формирующем этапе эксперимента реализована система формирования общеучебных познавательных УУД. Под системой, согласно В.Г. Беспалько, авторы понимают совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих и/или взаимозависимых элементов, созданную для достижения определенных целей [9]. Причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы эффективнее, чем у отдельной суммы ее элементов. Она обобщенно представлена на рис. 3.
В основу разработки системы формирования общеучебных УУД младших школьников положены системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы. В разработанной системе ключевыми стали и были реализованы такие принципы, как:
– принцип системности, поскольку знания и умения учащихся неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается на трех уровнях: отражения, понимания и усвоения;
– принцип непрерывности – целенаправленное освоение учащимся социокультурного опыта с использованием всех звеньев учебной деятельности;
– принцип диалогичности – включение каждого школьника в активное взаимодействие;
– принцип деятельности – освоение учащимися знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности (умственной, практической, творческой);
– принцип творчества – способность и возможность самопроявления (творчества).
Рис. 4. Этапы формирования общеучебных познавательных УУД младших школьников в учебной деятельности на формирующем этапе эксперимента
Основными компонентами авторской системы формирования общеучебных познавательных УУД младших школьников в структуре учебной деятельности стали цель, этапы и способы организации их учебной деятельности [10]. Этапы их формирования, обобщенно представленные на рис. 4, соответствуют выдвинутым принципам и зависимы от структуры учебной деятельности школьников при изучении любого учебного предмета.
На основе выделенных в исследовании обобщенных способов учебных действий младших школьников: смысловая перегруппировка материала и выделение его опорных пунктов, составление его логической схемы и плана, соотнесение с образцом для усвоения грамматических понятий о строении слов и значении морфем к примеру, – учащиеся экспериментального класса в учебных ситуациях на формирующем этапе эксперимента выполняли такие учебные задания, как:
– морфологический анализ слова (полный или частичный);
– составление алгоритмов;
– моделирование (формирует умение моделировать с помощью схем слова);
– формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
– конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
– нахождение части речи в предложении, в тексте;
– словообразование частей речи;
– опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
– подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
– группировка слов по частям речи, их разрядам;
– составление парадигмы слова;
– разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
– составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
– определение текстообразующей функции частей речи;
– наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
– выявление синтаксических взаимосвязей между частями речи в структуре предложения [11].
Рис. 5. Комплекс методов и приёмов формирования познавательных УУД младших школьников в учебной деятельности на формирующем этапе эксперимента
Рис. 6. Уровни сформированности общеучебных познавательных универсальных действий младших школьников на контрольном этапе эксперимента
В процессе реализации системы формирования общеучебных познавательных учебных действий младших школьников в исследовании составлен и реализован комплекс методов и приемов, представленный на рис. 5.
Таким образом, процесс формирования общеучебных познавательных универсальных действий младших школьников был нацелен: на готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование учебной информации; осознанный подход к процессу учения, постановку собственных учебных целей и задач; освоение способов учебных действий в конкретных учебных задачах, обнаруживая общую закономерность их решения. Для успешного достижения этой цели на формирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе решался ряд конкретных задач:
– ориентир на прохождение школьниками материализованного этапа формирования сложного умения построения ориентировочной основы внешнеречевого действия и выполнения его в умственном плане;
– возможность своевременного перехода с одного этапа на другой;
– условия для предметно-содержательного общения с учителем, одноклассниками, самим собой с использованием знаковых средств.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная проверка уровня формирования общеучебных познавательных УУД учащихся. Диагностика проводилась в форме тестирования по той же методике, которая использована на констатирующем этапе эксперимента, но с другим стимульным материалом. Её результаты представлены на рис. 6.
Из диаграммы видно, что у преобладающего большинства учащихся экспериментального и контрольного классов по-прежнему отмечен средний уровень сформированности общеучебных познавательных УУД – 64 % (16 учащихся) в экспериментальном классе и 68 % (17 учащихся) в контрольном классе. Однако в определенной степени значительный рост высокого уровня их сформированности в экспериментальном классе с 16 % до 32 % и снижение низкого уровня на 8 % указывает на эффективность применения разработанной в исследовании системы их формирования.
Положительная динамика сформированности общеучебных действий в экспериментальном классе в среднем на 12 % дает основание считать выдвинутую гипотезу о том, что результативность формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников зависит от системы их формирования соответственно этапам учебной деятельности, подтвержденной.
Авторская методическая система формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников базируется на основных концептуальных подходах и дидактических принципах, опирается на внешнюю структуру учебной деятельности, этапность и обобщенные способы её формирования. Конкретные способы их формирования включают определенный комплекс методов и приемов. Эффективность работы корректируется диагностическими методиками исследования уровня сформированности общеучебных познавательных УУД на каждом этапе их развития.
Библиографическая ссылка
Микерова Г.Ж. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 16-24;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11766 (дата обращения: 21.11.2024).