Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Осипова О.П. 1 Алексеева И.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Минобрнауки России
Статья посвящена анализу теории и практики этнокультурного образования, осмыслению этнической педагогики как важной составляющей в воспитании и формировании личности будущего учителя. Педагогическое сопровождение этнокультурного образования будущих педагогов в вузе на основе духовно-нравственных ценностей народа, традиций национальной культуры; формирование толерантных навыков поведения в поликультурном регионе осуществляется в процессе освоения образовательного модуля этнопедагогики «кут-сюр»; этнопедагогическая подготовка учителя национальной школы; методическое сопровождение применения в воспитательной практике вуза интерактивных гуманитарных этнокультурных технологий. Научно-теоретическая и практико-ориентированная подготовка учителя на традициях этнопедагогики необходима в целях воспитания личности будущего педагога на основе изучения и признания духовных, культурных ценностей народа; формирования этнопедагогических качеств педагогической деятельности в национальной школе.
этнокультурное образование
образовательный модуль «кут-сюр»
духовно-нравственные ценности
формирование личности учителя
толерантность
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики / Н.Д. Неустроев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 396–400. URL: http://e-koncept.ru/2015/95364.htm (дата обращения: 03.10.2017).
3. Григорьева А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 1999. – 32 с.
4. Елисеева А.П. Реализация программы этнокультурного образования для обучающихся в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 39–42.
5. Кожахметова К.Ж. Развитие воспитания в Казахстане: проблемы и перспективы / К.Ж. Кожахметова, С.С. Конырбаева // Ученые записки СПбГИПСР. – 2014. – Т. 22, № 2. – С. 131–135.
6. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха: монография. – М.: Академия, 1998. – 184 с.
7. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Якутск, 1999. – 363 с.
8. «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год» Итоговый отчет Министерства образования Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. – URL: https://minobr.sakha.gov.ru/files/front/download/id/1327421 (дата обращения: 03.10.2017).
9. Алексеева И.С. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сетевого взаимодействия сельских школ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С. 65–67.
10. Учебный процесс. Педагогический институт / Сайт свфу [Электронный ресурс]. – URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/educational-process/index.php (дата обращения: 07.10.2017).
11. Научные школы. Научно-исследовательская деятельность. Педагогический институт / Сайт свфу [Электронный ресурс]. – URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/Nauka/Nauchnye_shkoly.php (дата обращения: 07.10.2017).
12. Неустроев Н.Д. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера / Н.Д. Неустроев, А.Н. Неустроева // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Ин-т нац. шк. Респ. Саха (Якутия)»; (сост. д. соц. н., к. псих. н., проф. У.А. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова; отв. ред. У.А. Винокурова). – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.
13. Неустроев Н.Д. Этнопедагогическая подготовка учителей в системе университетского образования // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. – С. 176–180.
14. Неустроева А.Н. Инновационная модель учителя – тьютора кочевой и основной малокомплектной школы Севера / А.Н. Неустроева // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя: Сборник материалов научной конференции, Россия, Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 6–7 ноября 2013. – Киров: МЦНИП, 2013. – С. 146–154.
15. Научные лаборатории. Научно-исследовательская деятельность. Педагогический институт / Сайт свфу [Электронный ресурс]. – URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/Nauka/Laboratorii.php (дата обращения: 03.10.2017).

В условиях социально-культурных перемен в многонациональной России формирование личности учителя-гуманиста, педагога-патриота актуализирует народные традиции воспитания, методы, приемы и средства этнопедагогики. Педагогический опыт народа, представляющий собой фундамент воспитания подрастающего поколения, в то же время является основой для развития личности учителя, формирования мировоззрения будущих педагогов.

Классическая теория воспитания претерпевает изменения в интерпретации с позиции этничности и педагогики народного воспитания, в процессе которых личность, в том числе будущего учителя, осваивает ценности своего народа, культуру и традиции воспитания.

По определению основоположника отечественной этнопедагогики Г.Н. Волкова «в народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука» [1].

Н.Д. Неустроевым «этнопедагогика рассматривается как тип культурно-исторической педагогики» [2]. Автор обосновывает, что в «формировании личности в определенные периоды общественного развития те или иные народы занимали определяющую роль, объединяясь с другими или распадаясь. При всем этом они сохраняли свою этническую ментальность. В то же время к общим гуманистическим ценностям относится культура межнационального общения, предполагающего, с одной стороны, знание индивидом норм, принципов и требований гуманистической этики и, с другой, наличие у человека таких специфических коммуникативных качеств, как способность к идентификации, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке» [2].

А.А. Григорьева отмечает, что «народная педагогика… как область педагогического сознания этноса… представляет собой целостную систему знаний, отношений, оценок и существует как результат совокупной духовной деятельности его представителей» [3].

А.П. Елисеева под этнокультурным образованием понимает «совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на овладение богатствами этнокультуры, интегрирующуюся в общечеловеческие ценности и имеющую результатом этнокультурную идентичность личности» [4].

По мнению К.Ж. Кожахметовой, в «нравственно-духовном воспитании, осуществляющем трансляцию и воспроизводство культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни… форма и содержание детерминированы спецификой “национально-культурного мира”» [5].

Современная этнопедагогика в системе педагогических наук представляет собой самостоятельные научные школы и направления. Так, этнопедагогика «кут-сюр»», представленная И.С. Портнягиным как уникальный педагогический опыт народа саха, является первым научным исследованием по якутской этнической педагогике.

Дух «кут» является основой «сюр» – жизненной силы человека, дословно «душа, дающая человеку силы» [6]. «Сущность учения айыы, школы воспитания “кут-сюр” заключается в воплощении закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления в реальной действительности, выработке норм морали, поведения людей их духовности и нравственности» [7].

И.С. Портнягиным собран богатейший фактический материал, представляющий несомненный интерес для науки, позволяющий смотреть на якутский народ с новой стороны, с повышенным интересом, вниманием и уважением. Важно то, что конструктивен интернационально-общегуманистический аспект исследования; плодотворное обращение к диалогу культур, особенно – к фактам и идеям благотворного влияния русской культуры и явлениям созидательного взаимодействия якутской духовности с всероссийской, а также с явлениями цивилизации.

Уникальность исследования и полученных научных результатов состоит в том, что И.С. Портнягину удалось в своем содержательном труде совместить историю, теорию и практику народного воспитания, сочетая прошлое, настоящее и будущее, обогатив все это почти полувековым личным энтузиастским опытом. «В глубинах народной памяти сохранились вековые ценности такие, как “учение айыы” и школы воспитания “кут-сюр” имеющие большое воспитательное значение и в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем и в первую очередь многих проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Обращение к национальному, духовному богатству, нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям – залог эффективного решения этих проблем» [7].

Автор выстроил организационно-педагогическое обоснование народных традиций, обрядов и обычаев, возможность их применения в воспитании подрастающего поколения, участвующего в культурной, общественной жизни.

В контексте обсуждаемого вопроса о теории и практике воспитания студентов на традициях этнопедагогики в качестве примера приводим разработанный преподавателями кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова образовательный модуль по этнопедагогике народа саха «кут-сюр» по одноименной концепции И.С. Портнягина.

Кафедра педагогики Педагогического института в составе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – одного из ведущих вузов Северо-Востока России, обеспечивает общепрофессиональную педагогическую подготовку во всех подразделениях (факультетах, институтах) педагогической направленности университета. Преподаватели кафедры ведут занятия по общим основам педагогики, курсам по выбору, осуществляют руководство выпускными квалификационными работами, педагогической практикой будущих учителей. Общие основы педагогики в составе базовой части общепрофессиональной подготовки педагогических кадров формируют у будущих специалистов психолого-педагогические компетенции, базирующиеся на знаниях теоретических основ педагогической науки; практических умениях, необходимых для организации обучения, воспитания и развития обучающихся. Также курс формирует у студентов основы педагогического мышления, навыки самоорганизации и самообразования, развивает способности осмысливать педагогическую действительность, в том числе национальные особенности региона.

Практика доказала, что введение в образовательный процесс вуза модуля по этнопедагогике народа саха «кут-сюр» является насущной задачей сегодняшнего дня. Необходимость разработки данного образовательного модуля по этнопедагогике народа саха «кут-сюр» обусловлена целью. Цель – воспитание личности будущих педагогов на основе духовно-нравственных ценностей народа, традиций национальной культуры; формирование толерантных навыков поведения в поликультурном регионе.

Разработанный модуль по этнопедагогике народа саха «кут-сюр» в составе курса «Педагогика» представлен, по предположению самого автора И.С. Портнягина, как форма обучения и подготовки будущих учителей. Исходя из этого, обозначены основные педагогические положения образовательного модуля этнопедагогики «кут-сюр»:

во-первых, изучение традиций воспитания как выражение демократии и гуманизма;

во-вторых, изучение направлений воспитания народной педагогики;

в-третьих, интеграция традиционной культуры воспитания с современной духовной жизнью молодежи.

Содержание образовательного модуля включает следующие разделы:

1. Этническая педагогика в материальной и духовной культуре.

2. Учение «кут-сюр» в философском осмыслении.

3. Идеалы воспитания школы «кут-сюр».

4. Технологии этнокультурного образования учащихся.

5. Этнопедагогические идеи в работе учителей.

В процессе освоения образовательного модуля студенты помимо того, что расширяют ранее полученные знания об истории, фольклоре, обычаях, традициях народа саха, овладевают духовно-нравственным содержанием этнопедагогики «кут-сюр», методами и приемами народного воспитания, обогащают собственные моральные, культурные ценности, основанные на гуманизме и глубокой философии «кут-сюр».

Необходимо отметить, что значительную часть общеобразовательных школ в Республике Саха (Якутия), до 73,3 %, составляют сельские школы, в которых обучаются 40 % учащихся от общей численности обучающихся [8]. Современные сельские школы представляют собой «общеобразовательные учреждения… разнообразные по наполняемости» (в основном с малым контингентом учащихся или малой наполняемостью классов), «территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, удовлетворяющие образовательные потребности сельских детей и решающие задачу базового среднего образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также выполняющие социокультурную и социально-педагогические функции» [9].

Данные национально-региональные особенности принимают во внимание руководители, преподаватели профессиональных учреждений республики и учитывают при разработке образовательных программ и соответствующих им рабочих программ и формируемых компетенций будущих педагогов.

Значительное внимание в этнопедагогической подготовке учителя национальной школы уделяется содержанию и сопровождению образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [10], «Начальное образование и дополнительное образование», «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» [10] Педагогического института СВФУ. Организационно-педагогическое обеспечение осуществляется в рамках деятельности научной школы «Модернизация деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ на основе современных образовательных систем и технологий» [11] Н.Д. Неустроева, доктора педагогических наук, профессора, ученика и соратника И.С. Портнягина.

По мнению Н.Д. Неустроева, этнопедагогическая подготовка учителя национальной школы осуществляется в соответствии с такими этнопедагогическими категориями, как «этнопедагогическая культура» «этнопедагогическая компетентность» и «этнопедагогический профессионализм».

В монографии «Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера» автор определяет понятие этнопедагогической культуры учителя, которое предполагает развитие необходимых личностных качеств, овладение знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями квалификационной характеристики учителя национальной школы как представителя северного этноса [12].

Этнoпедaгoгическая кoмпетентнoсть и профессионализм учителя с точки зрения национально-региональных особенностей предполагает: понимание целей и задач обучения национальной школы в контексте современных требований; знание и широкое применение этнoпедaгoгических понятий, культурно-исторических событий и фактов в учебных предметах и курсах; владение содержанием этнoпедaгогики как научным знaнием, способами применения и критериями оценки [13]. Также этнопедaгoгическая кoмпетентнoсть и этнoпедaгoгический профессионализм подразумевает помимо ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа такое же бережное пoликультурнoе отношение к духовным достижениям других народов [14].

Междисциплинарные исследования по организации учебно-воспитательного процесса в вузе на основе этнопедагогических знаний организует Учебно-научная лаборатория этнокультурного образования Педагогического института СВФУ. Данная лаборатория проводит целенаправленную работу по созданию сети экспериментальных площадок и опорных образовательных учреждений в системе регионального образования; по методологическому обоснованию и организационно-методическому сопровождению интерактивных гуманитарных этнокультурных технологий (коллективный способ обучения, продуктивная технология «Сатабыл», педагогика эпоса «Олонхо») практико-ориентированного этнокультурного образования будущих педагогов Республики Саха (Якутия) [15].

Представленный анализ теории и практики этнокультурного образования позволяет сделать вывод о том, что осмысление этнической педагогики является важной составляющей в воспитании и формировании личности будущего учителя. Педагогическое сопровождение этнокультурного образования будущих педагогов в вузе на основе духовно-нравственных ценностей народа, традиций национальной культуры; формирование толерантных навыков поведения в поликультурном регионе осуществляется в процессе освоения образовательного модуля этнопедагогики «кут-сюр»; этнопедагогической подготовки учителя национальной школы; методического сопровождения применения в воспитательной практике вуза интерактивных гуманитарных этнокультурных технологий.

Таким образом, научно-теоретическая и практико-ориентированная подготовка учителя на традициях этнопедагогики необходима для воспитания личности будущего педагога, формирования этнопедагогических качеств и опыта педагогической деятельности в национальной школе.

Статья публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-26-03003.


Библиографическая ссылка

Осипова О.П., Алексеева И.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 33-37;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11768 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674