Вследствие включения образовательных организаций начального профессионального образования (НПО) в систему среднего профессионального образования (СПО) пришел достаточно сложный в социальном плане контингент молодых людей с невысокой учебной мотивацией, которые обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). На образовательные организации СПО, реализующие ППКРС, возложены три важнейшие функции: социальная – адаптация молодежи через получение профессионального образования, экономическая – воспроизводство квалифицированных рабочих кадров и служащих для всех отраслей экономики и воспитательная – развитие нравственных качеств личности. Как следует из результатов ряда исследований, основные дефициты данной категории обучающихся лежат в области социальных компетенций [1], которые в ФГОС СПО обозначены как общие компетенции. В решении проблемы развития общих компетенций обучающихся по ППКРС, безусловно, следует опираться на опыт, накопленный в системах НПО и СПО. Вместе с тем для эффективного включения будущих квалифицированных рабочих и служащих в новую для них культурно более насыщенную среду образовательных организаций СПО, результативного развития их общих компетенций необходимы поиск и разработка новых подходов. На данном этапе авторами исследуются возможности информационно-деятельностного подхода для решения указанных выше проблем [2].
В соответствии с сущностными положениями данного подхода под информационно-деятельностным обучением понимается способ организации совместной учебной деятельности преподавателя и обучающихся, базирующийся на широком использовании ИКТ, при котором преподаватель формирует мотивы и обеспечивает условия для активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых посредством внедрения в традиционную систему обучения современных педагогических технологий, основанных на идеях гуманизации, индивидуализации и проблемности обучения. Критерии выбора педагогических технологий определяются особенностями конкретной образовательной системы [2, 3].
Данная статья посвящена анализу возможностей проектно-исследовательской технологии и сетевых технологий в развитии компетенций обучающихся по ППКРС социальной направленности (официант, социальный работник, повар, парикмахер, секретарь-референт и др.) в условиях СПО.
В структуре учебной мотивации обучающихся могут доминировать различные мотивы: познавательные, профессиональные, социальные, прагматические, мотивы социального и личностного престижа [4]. При этом мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь обучающемуся в профессиональном становлении и адаптации. В системе СПО накоплен определенный опыт формирования учебной мотивации студентов [5, 6], который также может быть адаптирован в системе обучающихся по ППКРС в новых условиях.
Из ряда экспериментальных исследований известно, что обучающиеся, выбравшие профессии социальной направленности, имеют социальную психофизиологическую установку, для которой характерно восприятие конкретных свойств объектов окружающего мира и преобладание их чувственной оценки; преобладание конкретно-образного мышления, склонность к работе с реальным (зрительным) материалом; прагматизм, эмоциональность и общительность; интерес к конкретным знаниям и умениям, к получению результата непосредственно в процессе работы, а не в отдаленном будущем; стремление уйти от излишнего, по их мнению, теоретизирования [7]. Как следствие, в процессе подготовки обучающихся по ППКРС необходимо максимально использовать информацию, базирующуюся на образном представлении; организовывать работу в небольших группах; предоставлять больше самостоятельности при выполнении заданий. С другой стороны, обучающиеся по ППКРС являются представителями «цифрового» поколения, которые, используя современные гаджеты, легко добывают любую информацию в режиме «онлайн», активно участвуют в разнообразных сообществах в социальных сетях. Проектируя систему их подготовки, необходимо учитывать эти особенности.
На основании изложенного выше критериями выбора педагогической технологии для проектирования системы развития общих компетенций обучающихся по ППКРС в логике информационно-деятлеьностного подхода являются направленность технологии на проблематизацию учебного материала, связь обучения с реальными профессиональными и жизненными ситуациями, на активизацию позиции самого обучающегося. С учетом данных критериев, а также на основе анализа информационных источников по использованию современных педагогических технологий в НПО и СПО [6, 8–10] в качестве таких технологий нами были выбраны проектно-исследовательская технология и сетевые технологии.
В основе проектно-исследовательской технологии лежит классический метод проектов Дьюи-Килпатрика. Новый импульс развитию метода проектов в конце ХХ века дала интеграция его с ИКТ, результатом которой и является проектно-исследовательская технология. Ее отличительными особенностями являются использование сети интернет как источника необходимой информации, а также прикладного программного обеспечение для обработки результатов исследования, их оформления [9]. В связи с реализацией в России Международной программы «Intel: Обучение для будущего» [11] выполнено значительное количество исследований, посвященных эффективной организации проектно-исследовательской деятельности школьников, в том числе предложены различные классификации проектов, обоснованы требования к учебно-методическим пакетам (УМП) проектов. Эти дидактические материалы можно адаптировать к подготовке будущих квалифицированных рабочих и служащих. Однако следует учитывать, что содержание требований к УМП меняется. Например, требование практикоориентированности ориентирует преподавателя при разработке УМП учитывать будущую профессию обучающихся.
На основе анализа ФГОС СПО нами выделены общие компетенции, компоненты которых могут формироваться/развиваться в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по ППКРС (таблица).
Развитие общих компетенций через соответствующие знания, умения, навыки, формируемые в проектно-исследовательской деятельности
Общие компетенции согласно ФГОС СПО |
Знания, умения, навыки формируемые в проектно-исследовательской деятельности |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
- Умение ставить цель собственного исследования; - умение выявить и сформулировать проблему; - умение предложить возможный вариант решения проблемы; - умение организовать процесс самостоятельного получения информации |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
- Умение увидеть противоречия, сформулировать проблему исследования по проекту; - знания этапов рабочего процесса в своей профессиональной деятельности, необходимые для выполнения проекта; - знание правил техники безопасности на рабочем месте; - знание эталонов/стандартов продукта профессиональной деятельности и учет их при выполнении проекта; - дисциплинированность и ответственность в процессе выполнения проекта |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
- Умение находить информацию, необходимую для выполнения проекта, в том числе в сети Интернет; - умение отбирать необходимую информацию, составлять план сообщения, структурировать материал в соответствии с планом |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
- Умение использовать современные ИКТ для получения необходимой информации; - умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее, сохранять и передавать; - умение работать с онлайн-сервисами профессиональной направленности; - умение работать с прикладным программным обеспечением с целью перекодирования и оформления информации для защиты полученных при выполнении проекта результатов |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
- Умение достигать согласия, толерантно воспринимать мнения других участников проекта; - умение грамотно выражать собственное мнение при представлении результатов работы по проекту; - умение аргументированно защищать собственную позицию |
С учетом анализа онлайн-ресурсов профессиональной направленности сети Интернет а также анализа работ, посвященных организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях НПО и СПО [6, 8–10], авторы предлагают классифицировать проекты для обучающихся по ППКРС на основании степени профессиональной направленности проекта: проекты общего характера; проекты с элементами профессиональной направленности и проекты с выраженной профессиональной направленностью. Нами разработаны и внедрены в практику подготовки обучающихся по профессиям «Парикмахер» и «Повар, кондитер» УМП проектов указанных типов. Разработка УМП велась в логике программы Intel: Обучение для будущего [11].
Проекты «Здоровьесбережение» и «История моей страны в истории моей семьи» в соответствии с предлагаемой классификаций относятся к проектам общей направленности. Проект «Здоровьесбережение» направлен на формирование понимания у обучающихся необходимости здорового образа жизни, воспитания бережного отношения к собственному здоровью. Основополагающий вопрос проекта: Здоровым быть модно? В рамках проекта студенты выполняют исследования по темам, касающимся здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни и спорт», «Хочешь долго жить – бросай курить!» «Как убивает алкоголь?» «Компьютер и здоровье человека», «Правила здорового питания», «Что нужно знать о витаминах?», «Как победить стресс?». То, что проект интересен обучающимся, было очевидно. Так, на завершающей стадии работы по проекту они проявили инициативу организовать массовую зарядку в корпусе техникума: договорись с инструктором из центра здоровых технологий, выпустили мотивирующие листовки, смонтировали видеоролик, и на одной из перемен в холле учебного корпуса зарядка состоялась. Причем значимым было то, что в ней приняли участие обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена.
Следует отметить, что области деятельности обучающихся по проекту можно расширить за счет включения тем, связанных с рисками их будущей профессиональной деятельности. Например, темами исследований по проекту «Здоровьесбережение» могут быть «Здоровье и профессиональная деятельность парикмахера» или «Исследование профессиональных рисков в работе повара-кондитера и их влияния на здоровье». В этом случае проект уже будет относиться к проектам с элементами профессиональной направленности.
Проект «История моей страны в истории моей семьи» был реализован в рамках кружка «Цифровой мир», входящего в программу внеурочной деятельности. Цель проекта – пробудить интерес обучающихся к истории и культуре своей страны через историю своей семьи. И это является значимым фактором духовного, нравственно-патриотического воспитания подростков. В процессе работы над проектом обучающиеся собирают материал о событиях отечественной истории, которые коснулись их семьи, материал о происхождении своей фамилии. Результаты исследований оформляются в виде буклета «Происхождение моей фамилии», презентация «История моей семьи в фотографиях», генеалогического древа семьи, созданного с использованием сетевых программ. В частности, обучающиеся использовали программу «Моя родословная» из Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru). Данный проект не следует запускать массово, поскольку контингент обучающихся по ППКРС включает детей-сирот.
Как показывает наша практика, если проекты двух первых типов можно запускать на первом курсе обучения, проекты с выраженной профессиональной направленностью целесообразно предлагать обучающимся на завершающем этапе их подготовки. В основе разработки проектов данного типа лежат две идеи: проект «идеальной организации» [5] и проект на основе онлайн-сервисов профессиональной направленности.
Так, для обучающихся по профессии «Парикмахер» разработаны УМП проектов «Модная прическа» и «Идеальный салон-парикмахерская». Проект «Модная прическа» – пример проекта третьего типа, разработанный на основе онлайн-сервиса профессиональной направленности. Проект направлен на формирование понимания обучающимися значения ИКТ в их будущей профессиональной деятельности, видение, как сетевые технологии могут быть эффективно использованы в профессии парикмахера. Проект способствует развитию воображения, креативности обучающихся в процессе создания модного образа с использованием ИКТ. На этапе запуска проекта перед обучающимися ставится вопрос: Нужны ли ИКТ в работе парикмахера? В ходе обсуждения предлагались разные ответы, например: да, в интернете можно посмотреть новые модные стрижки и, возможно, технологию ее выполнения, найти новинки в сфере ухода за волосами или тенденции в окрашивании. Следующим этапом был выпуск бюллетеня с информацией о том, на что нужно ориентироваться при выборе стрижки/прически. Бюллетени оформляются в программе MS Publisher. Каждая мини-группа создает свой вариант, придумывает его название, выбирает стиль, цветовую гамму и профессионально значимую информацию на заданную тему.
После презентации и обсуждения бюллетеней перед обучающимися ставится вопрос: можно ли с помощью ИКТ визуализировать новый образ с новой стрижкой или укладкой волос? Для ответа на этот вопрос проводится исследование интернет-ресурсов с целью выявления, какие интернет-сервисы предлагают подбор прически онлайн. В частности, в рамках реализации данного проекта сентябре 2017 г. на основе сравнительного анализа возможностей онлайн-сервисов участники проекта выбрали «Виртуальный салон красоты» Makeoveridea (http://www.missfit.ru/krasota/podbor-prichesok-online) за большое количество вариантов стрижек, причесок, окраски волос, возможности подобрать макияж и использовать в создании модного образа различные аксессуары. По завершении исследования виртуальных сервисов организуется конкурс виртуальных причесок. Мини-группы работают по темам: «Офисная прическа девушки», «Прическа для молодежной вечеринки», «Прическа для официального торжественного мероприятия» и т.д. Один/одна из участников мини-группы становился моделью, для которой подбирается соответствующая выбранной теме прическа. Сделать фото, используя мобильный телефон, а затем загрузить его на сайт виртуального сервиса – это задача, которую легко решают «дети цифрового века».
Проект «Идеальный салон-парикмахерская» направлен на развитие креативности обучаемых, умений работать с профессионально значимой информацией. В ходе работы над проектом обучающиеся анализируют существующие салоны-парикмахерские, их достоинства и недостатки и разрабатывают проект «идеального салона-парикмахерской». На стадии запуска проекта обучающимся предлагается вопрос: «Кто является главным субъектом в парикмахерской?» Ответы обычно бывают разными: директор, владелец, администратор... В итоге, как правило, обучающиеся приходят к мнению, что это клиент. Тогда девиз «Идеального салона-парикмахерской»: клиент, удовлетворенный своей стрижкой/прической/ макияжем, – это главный результат. В процессе запуска проекта определяется место размещения смоделированного салона и его название. Перед выбором названия салона целесообразно обсудить с участниками проекта критерии, которым оно должно соответствовать. Далее в процессе «мозгового штурма» обучающиеся выделяют наиболее значимые факторы, обеспечивающие эффективное функционирование салона-парикмахерской: планировка и размещение оборудования; оформление интерьера и музыкальное «оформление» зала; оформление внутренних витрин с косметическими новинками; наличие компьютера для использования онлайн-сервисов с целью оказания помощи клиенту в выборе нового образа; личностные качества сотрудников салона. Согласно выделенным факторам, обучающиеся делятся на мини-группы: группа дизайнеров, отвечающая за оформление, планировку и размещение оборудования; группа, отвечающая за оформление витрин, и т.д. Задание для каждой группы – разработать предложения для идеального салона-парикмахерской по выбранному направлению. Так, одна из групп, работая над проблемой: какими качествами должны обладать идеальный парикмахер, администратор парикмахерской, в ходе апробации проекта в 2016–2017 учебном году, в число необходимых качеств парикмахера включила доброжелательность, высокий уровень профессионализма, отзывчивость, аккуратный внешний вид, терпение в работе с клиентами, умение выслушать.
Практика показывает, что защита выполненных проектов вызывает неподдельный интерес не только у других обучающихся, но мастеров производственного обучения.
Таким образом, творческий, методически грамотный подход к организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по ППКРС способствует, наряду с развитием компонентов выделенных нами общий компетенций (таблица), развитию интереса к выбранной профессии через моделирование своей профессиональной деятельности (ОК 1), способствует развитию их творческих качеств.
Библиографическая ссылка
Нейверт Ю.В., Безрукова Н.П. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 11. – С. 34-39;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11776 (дата обращения: 21.12.2024).