Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

Нейверт Ю.В. 1 Безрукова Н.П. 2
1 КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса»
2 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Статья посвящена обоснованию выбора педагогических технологий, которые будут способствовать развитию общих компетенций обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в условиях среднего профессионального образования. Учитывая, с одной стороны, невысокую познавательную мотивацию обучающихся, особенности их социальной психофизиологической установки, а с другой – то, что они в полной мере являются представителями «цифрового» поколения, предлагается использовать проектно-исследовательскую технологию и сетевые технологии, в частности, онлайн-сервисы профессиональной направленности. Выявлена корреляция между знаниями, умениями, навыками, формируемыми в процессе проектно-исследовательской деятельности и общими компетенциями обучающихся по ППКРС, заданными ФГОС СПО. Применительно к обучающимся по ППКРС предлагается классифицировать проекты на основе степени профессиональной направленности проекта: проекты общего характера, проекты с элементами профессиональной направленности, проекты с выраженной профессиональной направленностью. Обсуждаются примеры проектов для обучающихся по профессии «Парикмахер» и «Повар, кондитер». Показано, что учебно-методические пакеты проектов с выраженной профессиональной направленностью целесообразно проектировать на основе онлайн-сервисов профессиональной направленности и/или использовать идею «идеальной организации». Апробация проектов позволяет сделать заключение о результативности используемого подхода.
подготовка квалифицированных рабочих и служащих
информационно-деятельностный подход
современные педагогические технологии
проектно-исследовательская технология
онлайн-сервисы профессиональной направленности
1. Галажинский Э.В., Литвина С.А., Муравьева О.И. Социальные и профессиональные компетенции и дефициты учащихся начального и среднего профессионального образования: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – C. 190–196.
2. Безрукова Н.П., Безруков А.А., Тимиргалиева Т.К. Информационно-деятельностный подход в системе непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы 12-й Междунар. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Ч. I. – С. 338–341.
3. Безрукова Н.П., Безруков А.А., Нейверт Ю.В. Информационно-деятельностный подход к развитию информационной компетенции студентов магистерских программ естественнонаучного цикла педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 35–39.
4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
5. Моисеев В.Б., Родионов М.А. Методология реализации дифференцированного подхода в процессе формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ссузов // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4955 (дата обращения: 04.12.2017).
6. Агафонова И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов – будущих фармацевтов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Агафонова Ирина Петровна. – Казань, 2014. – 198 с.
7. Скрипко З.А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании// Вестник ТГПУ. – 2010. – Выпуск 12 (102). – C. 178–182.
8. Порядина Г.А. Педагогические технологии в начальном профессиональном образовании // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2008. – Т. 13, Вып. 1. – С. 52–56.
9. Агафонова Н.В., Безрукова Н.П. Проектно-исследовательская технология в развитии общих компетенций студентов – будущих медицинских работников среднего звена при обучении химическим дисциплинам. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4–1. – С. 32–36.
10. Лунева Г.П. Дубровина О.С. Формирование проектировочных умений у обучающихся начального профессионального образования в ходе реализации проекта по выращиванию грибов вешенок // Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. – № 2 (02). – С. 56–58.
11. Intel «Обучение для будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/about/about.php.

Вследствие включения образовательных организаций начального профессионального образования (НПО) в систему среднего профессионального образования (СПО) пришел достаточно сложный в социальном плане контингент молодых людей с невысокой учебной мотивацией, которые обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). На образовательные организации СПО, реализующие ППКРС, возложены три важнейшие функции: социальная – адаптация молодежи через получение профессионального образования, экономическая – воспроизводство квалифицированных рабочих кадров и служащих для всех отраслей экономики и воспитательная – развитие нравственных качеств личности. Как следует из результатов ряда исследований, основные дефициты данной категории обучающихся лежат в области социальных компетенций [1], которые в ФГОС СПО обозначены как общие компетенции. В решении проблемы развития общих компетенций обучающихся по ППКРС, безусловно, следует опираться на опыт, накопленный в системах НПО и СПО. Вместе с тем для эффективного включения будущих квалифицированных рабочих и служащих в новую для них культурно более насыщенную среду образовательных организаций СПО, результативного развития их общих компетенций необходимы поиск и разработка новых подходов. На данном этапе авторами исследуются возможности информационно-деятельностного подхода для решения указанных выше проблем [2].

В соответствии с сущностными положениями данного подхода под информационно-деятельностным обучением понимается способ организации совместной учебной деятельности преподавателя и обучающихся, базирующийся на широком использовании ИКТ, при котором преподаватель формирует мотивы и обеспечивает условия для активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых посредством внедрения в традиционную систему обучения современных педагогических технологий, основанных на идеях гуманизации, индивидуализации и проблемности обучения. Критерии выбора педагогических технологий определяются особенностями конкретной образовательной системы [2, 3].

Данная статья посвящена анализу возможностей проектно-исследовательской технологии и сетевых технологий в развитии компетенций обучающихся по ППКРС социальной направленности (официант, социальный работник, повар, парикмахер, секретарь-референт и др.) в условиях СПО.

В структуре учебной мотивации обучающихся могут доминировать различные мотивы: познавательные, профессиональные, социальные, прагматические, мотивы социального и личностного престижа [4]. При этом мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь обучающемуся в профессиональном становлении и адаптации. В системе СПО накоплен определенный опыт формирования учебной мотивации студентов [5, 6], который также может быть адаптирован в системе обучающихся по ППКРС в новых условиях.

Из ряда экспериментальных исследований известно, что обучающиеся, выбравшие профессии социальной направленности, имеют социальную психофизиологическую установку, для которой характерно восприятие конкретных свойств объектов окружающего мира и преобладание их чувственной оценки; преобладание конкретно-образного мышления, склонность к работе с реальным (зрительным) материалом; прагматизм, эмоциональность и общительность; интерес к конкретным знаниям и умениям, к получению результата непосредственно в процессе работы, а не в отдаленном будущем; стремление уйти от излишнего, по их мнению, теоретизирования [7]. Как следствие, в процессе подготовки обучающихся по ППКРС необходимо максимально использовать информацию, базирующуюся на образном представлении; организовывать работу в небольших группах; предоставлять больше самостоятельности при выполнении заданий. С другой стороны, обучающиеся по ППКРС являются представителями «цифрового» поколения, которые, используя современные гаджеты, легко добывают любую информацию в режиме «онлайн», активно участвуют в разнообразных сообществах в социальных сетях. Проектируя систему их подготовки, необходимо учитывать эти особенности.

На основании изложенного выше критериями выбора педагогической технологии для проектирования системы развития общих компетенций обучающихся по ППКРС в логике информационно-деятлеьностного подхода являются направленность технологии на проблематизацию учебного материала, связь обучения с реальными профессиональными и жизненными ситуациями, на активизацию позиции самого обучающегося. С учетом данных критериев, а также на основе анализа информационных источников по использованию современных педагогических технологий в НПО и СПО [6, 8–10] в качестве таких технологий нами были выбраны проектно-исследовательская технология и сетевые технологии.

В основе проектно-исследовательской технологии лежит классический метод проектов Дьюи-Килпатрика. Новый импульс развитию метода проектов в конце ХХ века дала интеграция его с ИКТ, результатом которой и является проектно-исследовательская технология. Ее отличительными особенностями являются использование сети интернет как источника необходимой информации, а также прикладного программного обеспечение для обработки результатов исследования, их оформления [9]. В связи с реализацией в России Международной программы «Intel: Обучение для будущего» [11] выполнено значительное количество исследований, посвященных эффективной организации проектно-исследовательской деятельности школьников, в том числе предложены различные классификации проектов, обоснованы требования к учебно-методическим пакетам (УМП) проектов. Эти дидактические материалы можно адаптировать к подготовке будущих квалифицированных рабочих и служащих. Однако следует учитывать, что содержание требований к УМП меняется. Например, требование практикоориентированности ориентирует преподавателя при разработке УМП учитывать будущую профессию обучающихся.

На основе анализа ФГОС СПО нами выделены общие компетенции, компоненты которых могут формироваться/развиваться в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по ППКРС (таблица).

Развитие общих компетенций через соответствующие знания, умения, навыки, формируемые в проектно-исследовательской деятельности

Общие компетенции

согласно ФГОС СПО

Знания, умения, навыки формируемые в проектно-исследовательской деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- Умение ставить цель собственного исследования;

- умение выявить и сформулировать проблему;

- умение предложить возможный вариант решения проблемы;

- умение организовать процесс самостоятельного получения информации

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- Умение увидеть противоречия, сформулировать проблему исследования по проекту;

- знания этапов рабочего процесса в своей профессиональной деятельности, необходимые для выполнения проекта;

- знание правил техники безопасности на рабочем месте;

- знание эталонов/стандартов продукта профессиональной деятельности и учет их при выполнении проекта;

- дисциплинированность и ответственность в процессе выполнения проекта

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- Умение находить информацию, необходимую для выполнения проекта, в том числе в сети Интернет;

- умение отбирать необходимую информацию, составлять план сообщения, структурировать материал в соответствии с планом

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- Умение использовать современные ИКТ для получения необходимой информации;

- умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее, сохранять и передавать;

- умение работать с онлайн-сервисами профессиональной направленности;

- умение работать с прикладным программным обеспечением с целью перекодирования и оформления информации для защиты полученных при выполнении проекта результатов

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- Умение достигать согласия, толерантно воспринимать мнения других участников проекта;

- умение грамотно выражать собственное мнение при представлении результатов работы по проекту;

- умение аргументированно защищать собственную позицию

С учетом анализа онлайн-ресурсов профессиональной направленности сети Интернет а также анализа работ, посвященных организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях НПО и СПО [6, 8–10], авторы предлагают классифицировать проекты для обучающихся по ППКРС на основании степени профессиональной направленности проекта: проекты общего характера; проекты с элементами профессиональной направленности и проекты с выраженной профессиональной направленностью. Нами разработаны и внедрены в практику подготовки обучающихся по профессиям «Парикмахер» и «Повар, кондитер» УМП проектов указанных типов. Разработка УМП велась в логике программы Intel: Обучение для будущего [11].

Проекты «Здоровьесбережение» и «История моей страны в истории моей семьи» в соответствии с предлагаемой классификаций относятся к проектам общей направленности. Проект «Здоровьесбережение» направлен на формирование понимания у обучающихся необходимости здорового образа жизни, воспитания бережного отношения к собственному здоровью. Основополагающий вопрос проекта: Здоровым быть модно? В рамках проекта студенты выполняют исследования по темам, касающимся здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни и спорт», «Хочешь долго жить – бросай курить!» «Как убивает алкоголь?» «Компьютер и здоровье человека», «Правила здорового питания», «Что нужно знать о витаминах?», «Как победить стресс?». То, что проект интересен обучающимся, было очевидно. Так, на завершающей стадии работы по проекту они проявили инициативу организовать массовую зарядку в корпусе техникума: договорись с инструктором из центра здоровых технологий, выпустили мотивирующие листовки, смонтировали видеоролик, и на одной из перемен в холле учебного корпуса зарядка состоялась. Причем значимым было то, что в ней приняли участие обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена.

Следует отметить, что области деятельности обучающихся по проекту можно расширить за счет включения тем, связанных с рисками их будущей профессиональной деятельности. Например, темами исследований по проекту «Здоровьесбережение» могут быть «Здоровье и профессиональная деятельность парикмахера» или «Исследование профессиональных рисков в работе повара-кондитера и их влияния на здоровье». В этом случае проект уже будет относиться к проектам с элементами профессиональной направленности.

Проект «История моей страны в истории моей семьи» был реализован в рамках кружка «Цифровой мир», входящего в программу внеурочной деятельности. Цель проекта – пробудить интерес обучающихся к истории и культуре своей страны через историю своей семьи. И это является значимым фактором духовного, нравственно-патриотического воспитания подростков. В процессе работы над проектом обучающиеся собирают материал о событиях отечественной истории, которые коснулись их семьи, материал о происхождении своей фамилии. Результаты исследований оформляются в виде буклета «Происхождение моей фамилии», презентация «История моей семьи в фотографиях», генеалогического древа семьи, созданного с использованием сетевых программ. В частности, обучающиеся использовали программу «Моя родословная» из Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru). Данный проект не следует запускать массово, поскольку контингент обучающихся по ППКРС включает детей-сирот.

Как показывает наша практика, если проекты двух первых типов можно запускать на первом курсе обучения, проекты с выраженной профессиональной направленностью целесообразно предлагать обучающимся на завершающем этапе их подготовки. В основе разработки проектов данного типа лежат две идеи: проект «идеальной организации» [5] и проект на основе онлайн-сервисов профессиональной направленности.

Так, для обучающихся по профессии «Парикмахер» разработаны УМП проектов «Модная прическа» и «Идеальный салон-парикмахерская». Проект «Модная прическа» – пример проекта третьего типа, разработанный на основе онлайн-сервиса профессиональной направленности. Проект направлен на формирование понимания обучающимися значения ИКТ в их будущей профессиональной деятельности, видение, как сетевые технологии могут быть эффективно использованы в профессии парикмахера. Проект способствует развитию воображения, креативности обучающихся в процессе создания модного образа с использованием ИКТ. На этапе запуска проекта перед обучающимися ставится вопрос: Нужны ли ИКТ в работе парикмахера? В ходе обсуждения предлагались разные ответы, например: да, в интернете можно посмотреть новые модные стрижки и, возможно, технологию ее выполнения, найти новинки в сфере ухода за волосами или тенденции в окрашивании. Следующим этапом был выпуск бюллетеня с информацией о том, на что нужно ориентироваться при выборе стрижки/прически. Бюллетени оформляются в программе MS Publisher. Каждая мини-группа создает свой вариант, придумывает его название, выбирает стиль, цветовую гамму и профессионально значимую информацию на заданную тему.

После презентации и обсуждения бюллетеней перед обучающимися ставится вопрос: можно ли с помощью ИКТ визуализировать новый образ с новой стрижкой или укладкой волос? Для ответа на этот вопрос проводится исследование интернет-ресурсов с целью выявления, какие интернет-сервисы предлагают подбор прически онлайн. В частности, в рамках реализации данного проекта сентябре 2017 г. на основе сравнительного анализа возможностей онлайн-сервисов участники проекта выбрали «Виртуальный салон красоты» Makeoveridea (http://www.missfit.ru/krasota/podbor-prichesok-online) за большое количество вариантов стрижек, причесок, окраски волос, возможности подобрать макияж и использовать в создании модного образа различные аксессуары. По завершении исследования виртуальных сервисов организуется конкурс виртуальных причесок. Мини-группы работают по темам: «Офисная прическа девушки», «Прическа для молодежной вечеринки», «Прическа для официального торжественного мероприятия» и т.д. Один/одна из участников мини-группы становился моделью, для которой подбирается соответствующая выбранной теме прическа. Сделать фото, используя мобильный телефон, а затем загрузить его на сайт виртуального сервиса – это задача, которую легко решают «дети цифрового века».

Проект «Идеальный салон-парикмахерская» направлен на развитие креативности обучаемых, умений работать с профессионально значимой информацией. В ходе работы над проектом обучающиеся анализируют существующие салоны-парикмахерские, их достоинства и недостатки и разрабатывают проект «идеального салона-парикмахерской». На стадии запуска проекта обучающимся предлагается вопрос: «Кто является главным субъектом в парикмахерской?» Ответы обычно бывают разными: директор, владелец, администратор... В итоге, как правило, обучающиеся приходят к мнению, что это клиент. Тогда девиз «Идеального салона-парикмахерской»: клиент, удовлетворенный своей стрижкой/прической/ макияжем, – это главный результат. В процессе запуска проекта определяется место размещения смоделированного салона и его название. Перед выбором названия салона целесообразно обсудить с участниками проекта критерии, которым оно должно соответствовать. Далее в процессе «мозгового штурма» обучающиеся выделяют наиболее значимые факторы, обеспечивающие эффективное функционирование салона-парикмахерской: планировка и размещение оборудования; оформление интерьера и музыкальное «оформление» зала; оформление внутренних витрин с косметическими новинками; наличие компьютера для использования онлайн-сервисов с целью оказания помощи клиенту в выборе нового образа; личностные качества сотрудников салона. Согласно выделенным факторам, обучающиеся делятся на мини-группы: группа дизайнеров, отвечающая за оформление, планировку и размещение оборудования; группа, отвечающая за оформление витрин, и т.д. Задание для каждой группы – разработать предложения для идеального салона-парикмахерской по выбранному направлению. Так, одна из групп, работая над проблемой: какими качествами должны обладать идеальный парикмахер, администратор парикмахерской, в ходе апробации проекта в 2016–2017 учебном году, в число необходимых качеств парикмахера включила доброжелательность, высокий уровень профессионализма, отзывчивость, аккуратный внешний вид, терпение в работе с клиентами, умение выслушать.

Практика показывает, что защита выполненных проектов вызывает неподдельный интерес не только у других обучающихся, но мастеров производственного обучения.

Таким образом, творческий, методически грамотный подход к организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по ППКРС способствует, наряду с развитием компонентов выделенных нами общий компетенций (таблица), развитию интереса к выбранной профессии через моделирование своей профессиональной деятельности (ОК 1), способствует развитию их творческих качеств.


Библиографическая ссылка

Нейверт Ю.В., Безрукова Н.П. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 11. – С. 34-39;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11776 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674