Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Сушкова Л.Н. 1, 2 Гращенко А.Г. 1, 2
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
2 Детская музыкальная школа № 5
В статье раскрыты основные принципы формирования компетенций будущего хормейстера, связанных с навыками планирования, подготовки и реализации концертных программ с творческими единицами, такими как фольклорный ансамбль, солист – исполнитель народно-певческого и фольклорного направлений. Публикация раскрывает содержательно-целевой аспект применения новых технологий обучения выпускников образовательных учреждений в направлении этномузыкального образования. В статье учитывались основные проблемы становления отечественной системы музыкальных предпочтений российского общества, современное состояние бытования традиционной песенной культуры и дефицит знаний о национальных музыкальных традициях у населения. В связи с этим авторами статьи рассматриваются вопросы формирования у выпускников образовательных учреждений культуры и искусства навыков сценического претворения традиционных форм музыкального песенного фольклора в соответствии с конкретными сценическими целями, концертными задачами, условиями проведения мероприятия. Также в данной публикации авторами выявлена универсальная модель планирования сценической постановки народной песни, дающая выпускникам направления подготовки «Искусство народного пения» (уровня бакалавриата) представление о воплощении исполняемого репертуара как в концертной практике на этапе обучения в вузе, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.
искусство народного пения
музыкальный фольклор
сценическая постановка
образовательное учреждение искусств и культуры
концертная работа
1. Коваленко В.И. Тенденции современного образовательного процесса вуза / В.И. Коваленко, О.В. Оробинская // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 6 т. – 2017. – С. 197–202.
2. Введенский В.Н. Воспитательный аспект педагогической деятельности / В.Н. Введенский // Социосфера. – 2013. – № 4–2. – С. 158–159.
3. Сушкова Л.Н. Принципы интерпретации музыкального фольклора в учреждениях высшего профессионального музыкального образования / Л.Н. Сушкова, С.П. Коноваленко // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 5–1. – С. 196–201.
4. Бирюкова Т.П. Особенности сценария культурно-досуговых программ как средства инкультурации личности / Т.П. Бирюкова // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – С. 52–59.
5. Чабан С.Н. Народная песня в сценической интерпретации / С.Н. Чабан // Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орёл: ОГИИК, 2003. – С. 25–27.
6. Осадчая В.Н. Социализация музыкального фольклора в культурно-образовательном пространстве / В.Н. Осадчая // Музыкальный фольклор в контексте современных социокультурных процессов: III Всероссийские (с международным участием) научно-творческие «Маничкины чтения» (Белгород, 27–28 ноября 2009 г.). – Белгород: БГИКИ, 2009. – С. 28–34.
7. Игнатова И.Б. Содержание этнокультурного музыкального профессионального образования в России на современном этапе развития / И.Б. Игнатова, Л.Н. Сушкова // Методический поиск: проблемы и решения. – 2015. – № 1(18). – С. 15–20.

Современный период развития отечественной системы образования в сфере культуры и искусства ознаменован разработкой и реализацией эффективных педагогических технологий на всех её уровнях. Это обусловлено рядом факторов:

– популярностью музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических специальностей, содержание работы которых базируется на народно-певческих национальных традициях;

– возросшим уровнем преподавания профессиональных дисциплин, формирующих знания, умения, навыки в области музыкально-исполнительской, научно-исследовательской деятельности;

– возможностью реализовать творческие проекты и программы, способствующие укреплению духовных скреп общества, формированию национального самосознания, преемственности культурно-исторического опыта, связи времён и поколений.

Сегодня одной из актуальнейших проблем в вопросе изучения и сохранения традиционной музыкальной культуры является проблема её преемственности и функционирования в обществе, т.е. для нас важно, какое место будет отведено музыкальной культуре наших предков в структуре общей культуры современного человека [1].

За последние десятилетия большой пласт национальной музыкальной культуры был утерян по различным причинам, среди которых, вместе с дефицитом преемственности традиций на местах и социально-экономическими трудностями у крестьянского населения, являющегося основным носителем традиции, мы можем выделить также активную пропаганду модных (на разных этапах развития) музыкальных течений в средствах массовой информации, которые формируют музыкальные вкусы общества [2].

Решение этой проблемы не может появиться спонтанно, естественным путём, поскольку традиция, в том виде, в котором она существовала, хотя бы двадцать лет назад, уже в большей степени утеряна и сохраняется сегодня только в архивах музыкального нематериального наследия и в творчестве репродуцирующих фольклорных ансамблей и отдельных исполнителей. Именно их творчество и архивные сведения, служащие источником информации о музыкальной культуре многих некогда поющих сёл и деревень России, могут воссоздать образцы национальной культуры и донести их до зрителя, потенциально подтолкнуть его к пониманию сути своего собственного национального начала.

Поэтому, учитывая современное состояние бытования традиционной культуры и дефицит знаний о национальных традициях у населения, именно на специалистов – исполнителей традиционной музыки и ложится основная нагрузка по воспитанию населения в уважении к своим культурным корням, истории, культуре. Решаться данная задача должна на высоком профессиональном уровне, в образовательных учреждениях, готовящих компетентных специалистов, обладающих знаниями и навыками в вопросе изучения и трансляции образцов нематериального наследия своего региона с учётом обширных знаний о традиционной культуре в целом.

Но, решая данную задачу, нельзя забывать, что раньше фольклор не был сценическим жанром, он был частью жизни, быта русского народа, сейчас, к сожалению, утерянной. И мы ещё раз подчёркиваем, что именно по этой причине его нужно культивировать среди народа посредством исполнения со сцены, для чего требуется исполнять фольклор на высоком уровне, приближенном к аутентичному, чтобы не формировать у публики поверхностное восприятие национальных традиций как примитивно-развлекательного вида искусства.

Современное коллективное народно-певческое исполнительство развивается по двум направлениям: народный хор и фольклорный ансамбль, каждое из которых является составной частью народно-песенной культуры, обладает характерной певческой манерой, использует одни и те же средства художественной выразительности и исполнительские формы. Прежде всего, это стремление к постановкам целых сценических действ: «венков» народных песен, «свадеб», «посиделок», «вечёрок», «молодецких игрищ». При этом руководителю-хормейстеру мало быть профессионалом в области народно-певческого искусства и исполнительства. Он должен сформировать в себе режиссерское видение, способности сценариста и постановщика, приобрести навыки обучения элементам актерского мастерства участников коллектива, самому владеть ими [3].

Исполнение народных песен и фольклора на сцене требует профессионализма и огромного опыта как от руководителя коллектива, так и от участников ансамбля или отдельных исполнителей. При основной схожести творческих задач в направлениях работы с народной песней и фольклором в каждом из них есть свои особенности. Но, если к народно-песенному творчеству современная публика более привычна, то к образцам аутентичного фольклора зачастую относится, в лучшем случае, как к экзотике, достойной разового исполнения. Всё это требует от исполнителей музыки такого жанра выполнения образовательной и воспитательной функции среди населения.

Однако, попадая на сцену, традиционная народная песня утрачивает свою первоначальную функцию, становясь объектом сценического искусства. Чтобы решать художественные задачи средствами сценического искусства, руководитель-хормейстер должен научиться применять законы сцены на практике. Этим обстоятельством обусловлено создание фольклорно-этнографических спектаклей, концертов-лекций, музыкально-поэтических постановок с иллюстрациями фольклорными коллективами, главной задачей которых является аутентичное воспроизведение образцов музыкального фольклора.

По этой причине, помимо песенных, хореографических и инструментальных образцов, репертуар фольклорного ансамбля составляют и театрализованные формы народного искусства, которые являются элементами фольклорного театра. К ним относятся обряды, игрища, игры-представления, действа, «балаган», «раёк», народные драмы. Кроме театрализованных форм в репертуар включаются образцы народной прозы и поэзии: сказки, загадки, «бывальщины», приговоры, прибаутки и т.д. [4].

Из театрализованных форм в концертно-исполнительской практике особой популярностью пользуются действа календарно-обрядовой направленности, предполагающие наличие песенно-хореографических и инструментальных номеров, специального реквизита, декорационного и светового оформления. Все эти компоненты в комплексе способствуют сценическому воплощению художественного замысла «постановки».

Подобное разнообразие требует от руководителя творческого коллектива глубоких знаний и опыта в непосредственно сценической работе, а также её планировании. Подобные навыки получаются обучающимися музыкальных и социокультурных образовательных учреждений в реализации программ обучения направления подготовки «Искусство народного пения» (уровень бакалавриата), готовящих специалистов для сферы этномузыкального образования, а также руководителей народно-песенного коллектива и фольклорного ансамбля, владеющих не только собственно вокальными навыками или навыками исследователя музыкального фольклора, но также умеющих грамотно построить концертную программу, в соответствии с просветительскими сверхзадачами специалиста данного профиля [5].

Так, к примеру, планируя сценическую постановку народной песни, предполагая выступление фольклорного ансамбля, руководитель должен определить следующие критерии: цель выступления, программу (тематику) выступления, состав участников, общие условия выступления.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Цель выступления может быть определена заказчиком мероприятия (принадлежность к праздничной дате, выступление в рамках концертного абонемента и др.), а также руководителем коллектива / отдельного исполнителя (апробация концертных номеров, введение в концертную работу новых участников коллектива, выступление в рамках профессионального конкурса и др.). При этом, в идеале, цель заказчика и цель руководителя должны соотноситься обоюдно, создавая условия для наиболее эффективного решения поставленных задач. К примеру, при включении фольклорного ансамбля в программу, посвящённую празднованию масленицы, в составе коллектива может выйти максимальное количество участников, в том числе и новые исполнители, которые смогут в более или менее непринуждённой обстановке, свойственной масленичным гуляниям, приобщиться к концертной деятельности коллектива; попутно в программу выступлений на локальных площадках могут быть включены новые произведения, не получившие до этого концертную апробацию.

Программа (тематика) выступления диктует руководителю условия по подбору непосредственного репертуара. Здесь необходимо учесть следующие факторы:

- общую направленность тематики выступления (концертные номера коллектива должны соотноситься с общей тематикой выступления или же не диссонировать с ней);

- возможный временной диапазон (сколько времени даётся коллективу для выступления, или количество концертных номеров внутри его программы);

- возрастные и психологические особенности публики (детская аудитория, молодёжная, взрослая, а также их сфера интересов и занятости и др.).

К примеру, песни, изначально принадлежащие аудитории взрослой, не всегда уместны для включения в детскую программу; или многие шуточные жанры могут быть не приемлемы в обществе священнослужителей, а подвижные детские игры в концертном выступлении для людей с ограниченными возможностями и т.д.

Состав участников коллектива, принимающего участие в концертном выступлении, также необходимо учитывать при формировании программы. В зависимости от специфики коллектива, состав может формироваться по-разному:

- по гендерному признаку (женский ансамбль, мужской ансамбль, смешанный ансамбль);

- по возрастному признаку (ансамбль, состоящий из исполнителей, детский ансамбль, молодёжный ансамбль, смешанный ансамбль);

- по основному творческому направлению (вокальное исполнительство, хореография, исполнение на музыкальных инструментах (реализуется индивидуально, в зависимости от собственной компетентности каждого из исполнителей)).

Например, песни сугубо женские в исполнении мужчин будут восприниматься комично, равно как и взрослый репертуар в исполнении детей не будет в полной мере раскрыт.

Общие условия выступления определяются руководителем с учётом следующих условий:

- место проведения концерта (выступление в помещении или на открытом воздухе; на сцене или на локальной концертной площадке, а также др.);

- перечень необходимых для выступления сопутствующих материалов (имеется в виду оборудование, которое коллектив может обеспечить самостоятельно (костюмы, музыкальные инструменты, записи фонограмм и др.));

- технические условия выступления (наличие микрофонов, звукоусиление, состояние и размеры концертной площадки (особенно важно при подготовке выступления на открытом воздухе), наличие помещения для смены костюмов и многое другое).

Например, если концертное мероприятие планируется проводить на улице, на локальной концертной площадке без микрофонов, то необходимо при планировании концертного номера учесть неуместность пения под фонограмму «минус», отдать предпочтение более камерным или, наоборот, более массовым подвижным жанрам с элементами интерактивной работы с публикой; если же выступление намечается в концертном зале, с профессиональным звуковым и световым сопровождением, то здесь уместны более академично выстроенные концертные номера. При этом у коллектива / отдельного исполнителя может быть несколько вариантов режиссуры одного и того же произведения (блока произведений) для работы на разных площадках и в различных технических условиях.

Таким образом, планирование сценической постановки может выразиться в модели, реализующейся как в концертной практике обучающихся направления подготовки «Искусство народного пения» в образовательных учреждениях искусства и культуры, так и в дальнейшей их профессиональной деятельности (рисунок).

suh1.tif

Модель планирования сценической постановки народной песни

Русский песенный фольклор состоит из множества разнообразных жанров и направлений: это детский фольклор, фольклор для детей, обрядовые формы фольклора и др. Каждая песня требует профессионального подхода, так как произведение нужно исполнять и преподносить публике в соответствии с жанровыми особенностями, соблюдая региональную специфику и учитывая особенности публики. Например, репертуар, исполняемый для детской аудитории, может существенно отличаться от песен, спетых для молодёжи или взрослых [6].

Чтобы иметь возможность выступать для различной зрительской аудитории, у фольклорного ансамбля должен быть наработан большой репертуар, охватывающий разные жанры фольклора. Исполнители при этом должны не только просто петь, но и обладать определёнными знаниями в области народного творчества и этнографии, чтобы иметь возможность наиболее полно раскрыть смысл исполняемых произведений и наиболее ярко представить культуру зрительской аудитории [7].

В вопросе планирования сценической постановки руководители коллективов, специализирующихся на реконструкции традиционного фольклора в его аутентичном виде, должны учитывать множество факторов: региональный характер музыкальной и хореографической составляющей традиции, вербальные особенности фольклора, этнографические данные, виды прикладного творчества. По этой причине возникает ряд трудностей, основные из которых связаны с исполнением песен разной местности в одной концертной программе силами одного коллектива. Решаться эти задачи могут по-разному, в зависимости от творческих предпочтений выпускника образовательного учреждения искусств и культуры – будущего руководителя коллектива, их профессионализма и подготовки к профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 12. – С. 23-28;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11781 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674