Современному преподавателю высшей школы приходится выбирать из широкого спектра инновационных технологий, учитывая особенности освоения нового материала студентами, тенденцию молодежи к быстрой утомляемости в нынешнем социуме. Качественная подготовка специалистов зависит от эффективного учебного процесса, от метода преподавания, от умения преподавателя заинтересовать студентов своим предметом. Для результативного образовательного процесса многие преподаватели нашего вуза на своих занятиях реализуют активные методы обучения, которые вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, элементы развлечения и позволяют создавать атмосферу творчества, радости, способствуя развитию интереса к учебному предмету. Принцип коммуникативного обучения – это решение коммуникативных задач средствами неродного языка – легко осуществляется в игровой деятельности, которая требует речевых действий. Психологи считают, что с возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь ее характер и уменьшается время, которое ей уделяют. Игра способствует усвоению знаний по желанию обучаемого и происходит заинтересованно, она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности обучаемого [1].
Учебная игра является игрой по форме, учением по содержанию. Игра, предлагаемая преподавателем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена, можно заранее подготовить наглядные пособия, слайды, если они необходимы по условию игры. Если игра предполагает деление группы на команды преподавателем, то он должен подобрать состав команд из студентов разного уровня владения русским языком. Игра не должна основываться на авторитарности преподавателя, преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности, открытости.
Активные методы обучения (АМО) активизируют учебный процесс, побуждают обучаемого к творческому участию в нем и развивают практические навыки и умения. При применении АМО на занятиях по русскому языку в национальных или английских группах нашего университета, студенты активно вовлекаются в решение поставленных перед ними задач. АМО характеризуются наличием двух планов. С одной стороны, участник учебного процесса выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, нестандартных задач; с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью.
В структуре активности выделяются: стремление к самостоятельной деятельности, стремление повысить свой личный уровень, осознание выполняемых действий и др. [2].
Мы считаем, что современные занятия по изучению неродных языков со студентами высших учебных заведений в основном должны проводиться с применением АМО, в частности, в форме игры, так как игра дает возможность лучше и легче освоить новый материал. Студентам очень нравится проведение занятий в форме игры, ведь игра обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. Студенты с большой охотой втягиваются в процесс обучения, организованный в форме различных игр. В английских группах нашего университета, где уровень знаний языка у студентов пороговый, игры помогают закрепить материал по предмету, игра благодаря своей двуплановости помогает преподавателю русского языка как иностранного достигать одной из сложнейших целей: обучать и языку, и речи. Во время игры преподаватель, наблюдая за речью студентов, имеет возможность фиксировать для себя типичные ошибки, возникающие в их спонтанной речи, а после игры в упражнениях отработать нужные формы.
В КазНМУ имени С. Асфендиярова учатся студенты из разных стран: Индии, Афганистана, Пакистана, Иордании, Узбекистана и других, они обучаются на английском языке. Преподавателям английских групп проводить занятия по русскому языку намного эффективнее, применяя АМО. Преподаватель Т.К. Бердалиева, делясь своим опытом преподавания в английских группах, рассказывает, что на занятиях по русскому языку, поделив студентов на две команды, часто проводит эстафету «Кто быстрее?»: кто быстрее и без ошибок напишет на доске предложения по лексическим темам «Семья», «Аудитория», «Город» и т.п. Чтобы облегчить задачу, можно задавать вопросы, ответы на которые должны написать студенты. Например, по теме «Город» могут быть следующие вопросы:
1. Каким видом транспорта вы пользуетесь?
2. Сколько раз в день вам приходится ездить?
3. Сколько времени вы тратите на поездки?
4. По какой улице вы добираетесь до университета?
5. Какие места в городе вы любите посещать? и т.п.
Как в английских, так и в национальных группах студентами постоянно используются толковые и переводческие словари. Использование словарей вырабатывает навык, облегчает работу с новыми понятиями и обогащает лексику студентов, к тому же каждый студент старается быстрее остальных найти нужное слово, что создает атмосферу здорового соперничества.
Метод «круглого стола» имеет высокую эффективность в учебном процессе и также применяется многими преподавателями нашего университета. Обсуждая за круглым столом проблемные вопросы материала, студенты учатся выступать, отстаивать свою точку зрения, тем самым обогащая свою лексику. Студенты-первокурсники с большим удовольствием участвуют в играх на занятиях, при этом, выполняя отведенную для себя роль, они стараются справиться с заданием наилучшим образом за максимально короткое время. Коллективные игры проходят острее, повышается игровой интерес участников, каждый студент чувствует поддержку товарищей, что придает ему уверенность в его выступлении и сам он старается не подвести товарищей, а значит, повышается результат изучения нового материала. Возникновению игрового интереса способствуют удовлетворение от успеха и демонстрация товарищам своих возможностей, а иногда и азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций. Игры «Кто прочитает больше слов?», «Выбери правильное словосочетание!» и другие популярны среди наших первокурсников, они иногда сами охотно придумывают задания к таким играм. В игре «Кто прочитает больше слов?» можно использовать как отдельные буквы, так и слоги.
Например, из данных букв на рис. 1 можно прочитать слова: аптека, доктор, род, рот, катер, ракета и др.
На рис. 2 из двух словосочетаний: бархатный сезон и бархатный день нужно выбрать одно правильное.
Рис. 1. «Кто прочитает больше слов?»
Рис. 2. «Выбери словосочетание!»
Со студентами старших курсов мы проводим уроки-конференции, проблемные лекции, семинары и дискуссии. Чаще всего они представляют перед группой презентацию результатов своих исследований, разработку учебного проекта и т.п. При изучении грамматической темы «Тезис. Антитезис» на 4 курсе специальности ТФП (технология фармацевтического производства) преподавателем А.А. Курмангалиевой было проведено занятие по русскому языку с применением АМО. Группа была поделена на две команды и были избраны эксперты, которые после выполнения задания должны будут сделать выводы и рекомендации. Экспертами была предложена тема для дискуссии, первая команда должна была защищать тезис «Истина рождается в споре», а их оппоненты – антитезис: «Кто спорит, тот ничего не стоит». Что интересно, их дискуссия на эту тему продлилась и на внеурочное время, они просили продолжения дискуссии на следующих занятиях. Студентам иногда целого часа бывает недостаточно для того, чтобы подискутировать. Они признаются, что занятия с применением АМО проходят намного живее и интереснее. Оценивание производится в основном, самими студентами, им предлагается со стороны преподавателя учитывать при оценивании умение аргументировать свои ответы и отстаивать их на этапах обсуждения решений, эрудированность, полноту ответов.
Все активные методы обучения ориентированы на самостоятельную работу студента, на развитие мышления и обогащение лексики. Деловые игры направлены на расширение лингвистического кругозора студентов, становление их логического мышления, всестороннее развитие речевой деятельности и индивидуальных способностей. Методику проведения деловых игр описали в своих трудах такие исследователи, как М.М. Новик, А.А. Вербицкий, Л.Г. Вишнякова и др.
М. Новик считает, что активное обучение характеризуется особенностями: повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых, длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс и др. Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. АМО формируют и развивают познавательные интересы и способности, создают творческую атмосферу в аудитории.
Преподаватель Г.М. Чумбалова использует ситуационное обучение – кейс-стади, представляющее собой описание деловой ситуации и метод проектов. Кейс-стади близок к методу анализа конкретных ситуаций. Основными требованиями к использованию метода проектов являются: наличие задачи, требующей решения путем исследовательского поиска, самостоятельная деятельность студентов, практическая значимость результатов. Кейс-технология строится на анализе кейса – сложившейся ситуации или специально сформулированных условий осуществления того или иного вида деятельности, в которых еще не существует готового решения [3].
Также мы используем на занятиях по русскому языку распространенные игры «Кто лучше?», «Кто быстрее?» (кто быстрее переведет медицинский термин с казахского языка на русский и английский языки), «Синонимы и антонимы» (подобрать к слову сначала синоним, затем антоним), «Угадай предмет» (называются качества и свойства, по которым определяется предмет). Например, называются такие качества и свойства: мышечный орган, состоит из четырех камер, сокращается автоматически и др. Ответ: сердце.
На занятиях по русскому языку на 4 курсе факультета «Общей медицины» по лексической теме «Хронический вирусный гепатит» можно применять игру «Кто быстрее», выбрав следующие термины печень, вирусный гепатит, печеночная колика, желтуха, клетка и другие, которые нужно перевести на казахский и английский языки:
Печень – бауыр – hepar
Вирусный гепатит – вирусты гепатит – Hepatitis viruses
Печеночная колика – бауыр шаншуы – hepatic colic
Желтуха – саргаю – jaundice
Клетка – жасуша – cell
Эти игры развивают быстроту мышления и ассоциаций. Чаще всего игры проводятся во второй половине занятий, когда студенты устают и работоспособность их падает, внимание рассеивается. В это время игра мобилизует умственную деятельность и в то же время является разрядкой, снимающей усталость. Студентам необходимо накопить лексический запас, не всем удается выучить новые слова без усилий и употребить их в нужный момент. Применяя активные методы обучения, языковые и речевые единицы многократно употребляются в разных моделях: рисунки, схемы, таблицы, запоминание новых слов на мотивы песен, т.е. «пропевание» нужных для запоминания слов. Повторение, безусловно, способствует запоминанию, но, чтобы не было монотонности, можно предложить студентам разные задания. Например:
1. Произнесите все вместе.
2. Теперь только ребята, затем девушки.
3. Только сидящие справа.
4. Только сидящие слева.
5. Только сидящие за одной партой.
6. Произнесите каждый по отдельности.
7. Сидящие впереди.
8. Сидящие сзади.
9. Сообщите шепотом рядом сидящему.
10. Произнесите как диктор телевидения.
А также можно предложить произносить слово или фразу с разной эмоциональной окраской:
1. С радостью.
2. С нежностью.
3. С удивлением.
4. С большим удовольствием.
5. С сожалением.
6. С восхищением.
Такое многократное проговаривание с элементами игры не вызывает усталости. В моменты спада внимания можно проводить конкурсы загадок. Загадки дают возможность отработать интонацию и произношение, развить навыки аудирования и служат повышению внимания. Эти игровые формы работы при обучении русскому языку как иностранному способствуют развитию памяти у студентов и совершенствованию речевых умений и навыков. Такие игры могут проводиться со студентами разного уровня владения языком и разного возраста, преподаватель на свое усмотрение может адаптировать задания для уровня аудитории. От уровня владения языком и возраста должно зависеть наполнение игры определенным речевым материалом. На начальном уровне, который требует накопления языкового материала, лучше использовать задания и игры, стимулирующие запоминание языкового материала, а на продвинутом уровне – активизирующие творческое отношение учащихся к языку.
Организация образовательного процесса с использованием АМО опирается на принцип сотрудничества, предполагающий развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат [4].
Технология АМО создает инициативность, многообразие мыслительной работы в процессе обучения и ориентирована на полное мировосприятие и развитие, на развитие навыков добывать информацию и применять ее опытным путем в действительности [5].
Учебная деятельность требует от индивида не только умственных, но и волевых усилий. Еще Сократ отмечал, что человека нельзя ничему научить, можно только научиться [6].
Таким образом, активные методы обучения, на наш взгляд, являются наиболее эффективными методами обучения на занятиях по русскому языку как неродному в медицинском вузе, так как применение АМО дает возможность повысить степень мотивации, легче и лучше, без принуждения освоить новый материал, побуждает студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. АМО дают нестандартный подход к решению изучаемой проблемы. Выводы и рекомендации может делать не только преподаватель, но и студенты, что дает им возможность примерить на себе роль преподавателя и ответственно подходить к делу. Применение АМО дает целенаправленную активизацию мышления, когда обучаемый активен независимо от его желания и эта активность устойчива на протяжении всего занятия. Применение АМО также дает равные права и одинаковое участие всех субъектов учебного процесса в решении задач, свободный обмен мнениями и умение адекватно принимать критику. Применение АМО и интерактивных технологий вытеснило из образовательного процесса взаимоотношение преподавателя и студента как субъект – объекта, когда преподаватель вкладывал в студента все свои знания. АМО дают возможность субъект-субъектным взаимоотношениям преподавателя со студентами в учебном процессе. Преподаватель лишь направляет студента в верное русло, дает подсказку, ориентацию на верную информацию, указывает на ошибки и пути их исправления. Разнообразной информации в век технологий и скоростей много, к тому же она быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении, поэтому студентам необходимо научиться совершать правильный выбор в непрекращающемся потоке информации.
Русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Привить интерес к учению, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний – это главная задача педагога [7].
Результатом применения активных методов обучения на занятиях по русскому языку можно считать готовность студентов к любым видам активной деятельности, умение применять полученные знания в новых ситуациях, в условиях самостоятельной жизни, расширение кругозора студентов, выявление скрытых возможностей, организаторских способностей у студентов, оттачивание мастерства в красноречии.
Библиографическая ссылка
Курмангалиева А.А., Бердалиева Т.К., Чумбалова Г.М. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 5. – С. 17-22;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11808 (дата обращения: 03.12.2024).