Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дуйшонбекова Г.Д. 1
1 КНУ им. Ж. Баласагына
В статье рассматривается, что культуроведческий подход допускает соединять освоение языка с изучением культуры своего народа, рассматривать местный состав, который предложен для понимания студентами событий, конкретных для данного района. Формирование культуроведческой компетенции студентов национальных групп является средством постижения языка, национальной истории и культуры своего народа. Новые стандарты образования ставят задачу формирования у студентов таких ключевых коммуникаций, как культуроведческая и коммуникативная. Коммуникативная компетенция – умение орудиями, т.е. средствами изучаемого языка, производить вербальную речь согласно установкам и обстановкам сообщения в рамках той или иной среды участия. Действительно на современном этапе обучение русскому языку в национальных группах вуза – это не только приобщение студентов к национальной культуре – это и обучение инструменту общения, познание окружающего мира. Последнее время коммуникативному воспитанию придают особое значение, так как в нем успех формирования активной личности. У будущих специалистов речь должна быть показателем уровня культуры и грамотности. Обучение русскому языку студентов в национальных группах проводится с учетом формирования у студентов различного коммуникативного мастерства и знания во всех образцах участия в беседе на основе работы с текстами научной, научно-популярной, официально-деловой и публицистической направленности с учетом профессиональной ориентации студентов. Можно сделать вывод, что развитие культуроведческой компетенции студентов в ходе обучения русскому языку является важным и выражается в решимости будущих специалистов обращаться с уважением к духовным ценностям своего народа и других народов. Следовательно, культуроведческая компетенция в обучении русскому языку студентов национальных групп является средством развития духовно-нравственного мира студентов посредством знакомства их с культурой и традициями родного края, формирование его сознания, становление системы общечеловеческих ценностей.
культуроведческая компетенция
национальная культура
общение
1. Ахметова Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Использование метода проектов при обучении устному общению на русском языке как неродном // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. Чебоксары, 2016. С. 44–47.
2. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
3. Коваль В.А. Формирование коммуникативной компетенции у студентов-филологов при обучении русскому языку // Педагогика, психология. ТГУ, 2012. № 4 (11). С. 134–135.
4. Закирьянов К.З., Замалетдинова Г.Ф. Взаимодействие и взаимообогащение языков в полиэтническом пространстве // Филология и культура. Уфа, 2015. № 3 (41). С. 52–57.
5. Пахнова Т.М. Роль речевой среды в процессеформирования языковой личности // Русский язык в школе. 2012. № 11. С. 8–13.

На современном этапе проблема обучения русскому языку в Кыргызстане имеет особое значение. Условие и продукт человеческой культуры – это язык, поэтому изучение культуры связано с развитием культуры народа. Каждая национальная культура неповторима и самобытна, как неповторим язык. Новые стандарты образования ставят задачу формирования у студентов таких ключевых коммуникаций, как культуроведческая и коммуникативная. Коммуникативная компетенция – умение орудиями, т.е. средствами изучаемого языка, производить вербальную речь согласно установкам и обстановкам сообщения в рамках той или иной среды участия. В ее сущности сохраняется сочетание умений, допускающих фигурировать в речевой коммуникации в его рецептивных и продуктивных видах. Последнее время коммуникативному воспитанию придают особое значение, так как в нем успех формирования социально активной личности.

Основная цель работы – показать: у будущих специалистов речь должна быть показателем уровня культуры и грамотности. Обучение русскому языку студентов в национальных группах проводится с учетом формирования у студентов различного коммуникативного мастерства и знания во всех образцах участия в беседе на основе работы с текстами научной, научно-популярной, официально-деловой и публицистической направленности с учетом профессиональной ориентации студентов. Надо указать, что ознакомление подрастающего поколения с отеческой национальной культурой является актуальным. Поэтому существенно при обучении русскому языку как неродному параллельно знакомить студентов с национальной культурой своего народа. Задача уроков русского языка состоит в том, чтобы усилить степень развития речи студентов, развивать их речевые навыки и умения, формировать духовно-нравственные ценности студентов посредством знакомства их с культурой и традициями родного края. Приобщение студентов к культуре, традициям, искусству своего народа дает возможность использовать на практике традиции их народа, культуру и искусство в ходе культуроведческого воспитания. Особую роль в воспитании речевого развития будущего специалиста составляет культуроведческая компетенция. «Обучение русскому языку в вузах рассматривается в тесной связи с обучением профессионально-ориентированной деятельности, умением общаться с представителями других культур и видеть практическое применение русского языка в своей профессиональной деятельности» [1].

Развитие культуроведческой компетенции переплетается с коммуникативной компетенцией. Методистами разработан лингвокультуроведческий подход к речевому развитию студентов, который включен в дидактический материал концептов культуры. Формирование культуроведческих компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющего мира. Развитие культуроведческой компетенции, в современном образовании является одной из основных целей преподавания русского языка. Оно содействует разрешению задачи освоения языка и культуры в сегодняшней системе образования. Культуроведческая компетенция – взаимосвязанность языка и истории народа, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, понимание языка как формальности отражения национальной культуры. Цель занятий по русскому языку, прежде всего – это обучение русскому языку как средству общения, совершенствование русской речи студентов в различных сферах коммуникации: разговорно-бытовой, общественно-политической, учебно-профессиональной, официально-деловой, научной, повышение грамотности. Цикл русского языка в национальных группах способствует усовершенствованию и улучшению у студентов всех типов речевой работы, таких как чтение, письмо, аудирование, говорение. В настоящее время современное общество требует не только специалистов, профессионалов своего дела, а прежде всего коммуникабельных изобретательных личностей, устремляющихся к межкультурному диалоговому виду общения. На уроках русского языка преподаватели основное внимание уделяли разбору языковых фактов, содержащихся в тексте, т.е. нужно было научить студентов орфографии и пунктуации. В настоящее время основная задача в обучении русскому языку – это обучение русскому языку как средству общения. Заданная цель допускает преподавание различным видам общения на русском языке. Приемы общения в диалогической и монологической формах, чтение, восприятие речи людей высказываются в типе целенаправленных коммуникативных знаний, образующих коммуникативную компетенцию. Знание подхватывать ход общения, разбирать состояние устанавливается как коммуникативная компетентность. Исследователь А.Б. Добрович отмечает, что коммуникативная компетенция – это готовность к взаимодействию, контакту. Коммуникативная компетентность играет основную роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. От современного человека требуются безупречное, официальное общение, универсальные способности к порождению разноречивых суждений как словесной, так и рукописной беседы.

Действительно на современном этапе обучение русскому языку в национальных группах вуза – это не только приобщение студентов к национальной культуре – это и обучение инструменту общения, познание окружающего мира. Значит, курс русского языка охватывает языковые результаты, освоение которых содержит развитие знаний и умений, которые нужны для того, чтобы слушать, читать, правильно говорить и писать на русском языке. Современное развитие системы обучения русскому языку характеризует повышенное внимание к вопросам национальной культуры в обучении языкам. Культуроведческая компетенция является средством постижения языка национальной истории и культуры своего народа. Развитие межкультурной компетентности является необходимостью, вызванной новыми экономическими, политическими, культурными реалиями современного общества. Межкультурное воспитание формирует поликультурное мышление, которое способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе. В преподавании русского языка культуроведческий подход нужен в процессе обучения. Культуроведческий подход допускает соединять освоение языка с изучением культуры своего народа, рассматривать местный состав, который предложен для понимания студентами событий, конкретных для данного района. Культуроведческий аспект – это главная сторона сегодняшней методики преподавания, которая представляет комплекс философских вопросов, экспериментальных исследований, практических наработок. При изучении русского языка в национальных группах вуза культуроведческая компетенция является средством осознания самобытности и уникальности традиций и обычаев своего народа.

Культуроведческая компетенция будет верной, если на занятиях студенты будут сталкиваться с различными типами искусства, в первую очередь с живописью. Живопись – исключительная форма искусства, представляет студентам реальность, прививает любовь к природе родной, почтение к человеческой деятельности, а также учит познавать и осмысливать красивое в искусстве и в жизни. Работа по картине – одна из различных форм деятельности формирования речи, которая содержит образовательную и воспитательную значимость. Работа по картине с будущими специалистами проводится на первом курсе при прохождении темы: «Искусство в нашей жизни». По данной теме со студентами проводятся различные работы письменного и устного характера. Следовательно, работа по картине является средством художественного воздействия на студентов. Впечатления от рассматриваемых картин с хорошим и ясным, понятным сюжетом помогает преподавателю начать со студентами живое общение по разбору картины. Данная работа по картине стимулирует у студентов интерес к искусству. Содержание картины вызывает у студентов их личное волнение, напоминает о событиях, которые произошли с ними, и учит студентов работать творчески. Работа по картине под руководством преподавателя помогает студентам понять содержание картины. Развивает у студентов восприятие и способность логически и последовательно, толково, ясно выразить свои мысли. Такая работа по картине помогает студентам дополнять, расширять содержание картины. Рассматриваемая картина на занятии дает мотив для беседы, для раскрытия впечатлений, для обогащения их словарного запаса, для понятий, представлений о сюжете картины. Главным моментом в работе по картине является определение названий картины. Такая работа по картине дает возможность понять, как студенты поняли основное в содержании картины. При такой работе студенты могут придумывать разные названия и выбирают наиболее удачное, но при этом нужно обосновать, почему это название удачнее других. Воспитание всесторонне развитых специалистов невозможно без развития мышления и познания устной речи.

Таким образом, одной из главных задач на уроках русского языка является развитие речи студентов. Будущие специалисты в первую очередь должны овладеть языком как средством общения, такими навыками, как чтение, слушание, говорение, письмо. На первый взгляд нам покажется, что это задача не актуальна – все студенты в определенной мере владеют русским языком: умеют читать, пишут по-русски, понимают устную речь. Однако нам известно, что речевые возможности студентов ограничены. Многие студенты плохо понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Следовательно, систематическая работа над произведением искусства способствует развитию речи студентов на основе восприятия произведений искусства, развивает культуроведческую компетенцию студентов.

Знание речевого этикета, наименований предметов и традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества включает в себя культуроведческая компетенция. Культуроведческая компетенция также содержит сведения о невербальных инструментах общения (жестов, мимики). Обучение русскому языку в национальной группе с использованием культурологического подхода основной единицей на занятиях является текст. «Речевое целенаправленное произведение – текст, который состоит из множества грамматических структур и одновременно имеющий определенный смысл, в большей или меньшей степени отличающийся от показателей смысловых и грамматических структур» [2].

Приобщение к культурному наследию, национальной культуре достигается с помощью выбора и составления текстов, которые показывают факты и особенности культуры своего края. Научить чувствовать красоту природы родного края, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас. Именно через текст очевидна связь между языком и культурой человека. Преподаватели русского языка на занятиях приобщают студентов к своей национальной культуре. Следовательно, в ходе обучения русскому языку нужно параллельно знакомить студентов с национальной культурой своего народа, развивать культурологическую компетенцию. Культуроведческий подход преподавания предполагает:

– объединение культуры и языка в ходе развития коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов;

– обогащение словарного запаса студентов установленной лексикой, развитие устной связной речи искусствоведческими терминами

– создание условия общения в социально-культурной среде.

Из опыта работы мы знаем, что работа с текстом лежит в основе изучения русского языка. Содержание текстов различных жанров и стилей приобщает студентов к культуре мышления, культуре речевого этикета, культуре речи языка как приема высказывания своего мнения при общении.

Основная цель преподавания русского языка в вузе – формирование устной речи студентов, оказание помощи в овладении профессиональной речевой деятельностью. В связи с этим на занятиях русского языка у будущих специалистов используются тексты профессиональной направленности.

Культуроведческий фон, вызываемый наглядным материалом, интересным текстом, дает возможность развивать у студентов вежливое отношение к моральным ценностям и культуре своего народа, только развивает интерес к достижениям национальной культуры и помогает сохранить себя, свою духовность, свой язык [3].

Работа с текстами предоставляет студентам возможность проводить знакомство с историческим прошлым, стремиться беречь и развивать ценные традиции прошлого, сохранять национальные достижения, воспитывать уважение к своей культуре и своему народу.

Задания к текстам способствуют обобщению, повторению пройденного по словообразованию, синтаксису лексике, фонетике, грамматике. Развивают умение создавать текст, раскрыть главную мысль. В полиэтническом пространстве взаимные контакты разноязычных народов представляют собой естественное явление. В процессе этих связей взаимодействуют их языки, происходит взаимообогащение языков за счет заимствований [4].

Большинство методистов важную роль отводят культуроведческому подходу. В методике преподавания русского языка подчеркивается, что формирование личности студента как творца и носителя культуры осуществляется с помощью образования. Они видят, что главную роль в развитии культуроведческой компетенции занимает текст художественной литературы не только как источник для разборов упражнений, но и как инструмент эстетического и духовного воспитания и обучения речевому общению студентов. Работа с такими текстами способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции студентов. Работа над текстом прежде всего должна быть нацелена на формирование грамотной, правильной речи студентов, поэтому текст должен быть увлекательным, интересным, логически выстроенным, связным.

В работе со студентами I курса мы используем тексты, которые являются основой для развития культуроведческой компетенции в преподавании русского языка как неродного. Несомненно, расширяют кругозор студентов тексты о художниках, о великих композиторах, о писателях и поэтах, ученых. Такие тексты формируют в них знание культуры своей родной земли, своего народа. Студенты после чтения и анализа текста пишут сочинения-миниатюры. Особенность мини-сочинений в том, что они не отпугивают студентов своим объемом. Студенты с наслаждением принимаются за такую работу, так как сразу виден результат, все стараются раскрыть тему. Работа над мини-сочинением помогает найти обратную связь – как студенты разобрали тему прочитанного текста, какие заключения сделали из текста. На занятиях по русскому языку в национальных группах, работая с текстами, можем сделать вывод, что в конце обучения студенты могут беседовать на элементарные темы, понимают вопросы, заданные им. Развивать речь студентов – это значит систематически работать над ее содержанием, учить студентов построению предложений, постоянно работать над грамматическим оформлением мыслей.

Основное место на занятиях по русскому языку занимает работа по развитию речи студентов – это творческий пересказ. После чтения текста по теме студенты ставят себя на место героев и пересказывают от имени героя, переживают и приходят к мысли, что они бы сделали на его месте. В таком творческом пересказе студенты не только учатся общению, но и делают вывод из прочитанного текста. Такая работа важна в обучении русскому языку как неродному, так как развивает речь студентов. Такой творческий пересказ позволяет студентам самостоятельно добавлять в текст свои мысли, они могут дать свою оценку событий, развивающихся в тексте. После чтения таких текстов студенты могут задать себе вопрос: А как бы я поступил на его месте? При таком рассказе действительно есть место творчеству студентов. Способность студентов задумываться над текстом, чувствовать и понимать каждое слово в тексте появляется, когда содержание текста понято и воспринято. Правильно подобранный текст несет в себе важную отдельную функцию. Работа с такими текстами в национальных группах формирует культуроведческую компетенцию.

В процессе комплексной работы с текстом студентам всегда дается задание: «Наизусть выучите текст, подготовьтесь к письму по памяти». Формирование памяти – главная часть работы развития личности [5].

Заключение

Таким образом, культуроведческая компетенция предполагает понимание следующих моментов:

– это изучение национальной культуры обучающихся;

– владение русским языком как инструментом общения;

– обладать культурой речевого действия.

Можно сделать вывод, что инструментом развития культуроведческой компетенции может служить слово. Основа хорошего владения русским языком есть привитие интереса у студентов к слову.

Данная система работы является богатым материалом для развития не только познания культуры своего народа, других народов, но и развитием духовно-нравственного потенциала каждого студента. Развитие культуроведческой компетенции студентов в ходе обучения русскому языку является важным и выражается в решимости будущих специалистов обращаться с уважением к духовным ценностям своего народа и других народов. Следовательно, культуроведческая компетенция в обучении русскому языку студентов национальных групп является средством развития духовно-нравственного мира студентов посредством знакомства их с культурой и традициями родного края, формирование его сознания, становление системы общечеловеческих ценностей.


Библиографическая ссылка

Дуйшонбекова Г.Д. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 8. – С. 12-17;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11825 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674