Современные условия и экономическая ситуация в стране, изменение структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической независимости вузов, новые требования к профессиональному уровню специалистов и их конкурентоспособности при свободном трудоустройстве определяют необходимость улучшения методической базы НИРС как важнейшего компонента образовательного процесса [1]. Изменения в методах НИРС должны основываться на использовании традиционного исторического российского опыта, отечественных и зарубежных инноваций, внедрении новых информационных и мобильных технологий.
В работе поставлена задача классификации и описания традиционных и инновационных методов научно-исследовательской работы студентов СПХФУ за последние годы на фоне ретроспективного анализа становления научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в России.
Цель исследования: дать характеристику особенностям современных методов НИРС, используемых в настоящее время.
Материалы и методы исследования
Работа проводилась на базе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. Объектом исследования была научно-исследовательская деятельность студентов СПХФУ на фоне ретроспективного анализа становления студенческих научных сообществ Санкт-Петербурга и России в разные годы деятельности. В работе использовались эмпирические методы исследований: отбор, анализ, синтез, количественная обработка педагогических фактов: наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности студентов и преподавателей, участвовавших в программах НИРС, а также методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ, синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент анализ [2].
Результаты исследований и их обсуждение
Первое студенческое научное общество (СНО) появилось в одном из самых крупных высших учебных заведений России – Императорском Санкт-Петербургском университете. Это было добровольное товарищеское объединение, где молодые люди общались на темы науки, литературы и искусства, не преследуя каких-либо политических или материальных целей. С начала XX в. студенческие научные общества начали организовываться во всех российских университетах. Первое время основное внимание в них уделялось вопросам корпоративного характера, товарищеской взаимопомощи, легализации студенческих прав. Многие сообщества были политизированы, партийно дифференцированы. Но после первой русской революции возникло новое течение в студенческой среде – «научный профессионализм». Студенческое научное общество начинало приобретать современные черты, выполнять разнообразные функции в научной и учебной деятельности университетов [3]. Особенно активизировалась студенческая наука в послевоенное время (1950–1960 гг.). Повсеместно в вузах возникали студенческие конструкторские бюро (СКБ). В 1960–1970 гг. научно-исследовательская работа студентов была признана органичной частью учебного процесса. Учебно-исследовательская работа (УИРС) была включена в учебные планы. В 1970–1980 гг. был создан Всесоюзный совет по научной работе студентов [4]. В настоящее время стремительно обновляющееся производство заставляет повышать требования к молодым выпускникам вузов. Они должны чутко реагировать на инновации в области науки, самостоятельно быстро собирать и анализировать информацию, творчески подходить к решениям задач, поставленных производством.
Созданный в октябре 1919 г. Петроградский химико-фармацевтический институт всегда полностью соответствовал духу и традициям российской высшей школы во все времена своего существования. Сегодняшний Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ), как старейший и один из ведущих вузов страны в области фармации, имеет огромный успешный опыт НИРС. Организация научно-исследовательской работы со студентами всегда была приоритетным направлением в работе университета. Анализируя современную научно-исследовательскую работу студентов СПХФУ, можно выделить два основных направления: классическое, в рамках сложившихся традиций, и инновационное. Как классические формы работы можно выделить: написание рефератов и курсовых работ с элементами научного творчества, а также выполнение дипломных работ и проектов с аналитическим обзором литературы, с элементами освоения научно-исследовательских методик. Данные виды студенческой деятельности можно отнести к самостоятельной индивидуальной внеаудиторной работе. Она проводится без прямого участия преподавателя, но по его заданию под его руководством и в определенное время. Такая работа позволяет перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного участника учебного процесса, способного к саморазвитию, самообразованию, умеющего критически анализировать поставленные задачи [5].
Другое направление традиционных форм работы – это групповые аудиторные и внеаудиторные проекты: проведение конкурсов, олимпиад, семинаров, круглых столов, конференций; участие в научных кружках, в научно-исследовательской работе отдельных кафедр, лабораторий в составе творческих коллективов с привлечением как студентов, так и профессорско-преподавательского состава. Расширение участия студентов в коллективном творчестве способствует прежде всего успешной социализации студента, развитию более гармоничной личности в духе товарищества, способного коллективно решать профессиональные, научно-исследовательские, социальные задачи, быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях производства. Студенты приобретают ценный опыт организационной работы в творческом коллективе.
Почти все виды традиционной научно-исследовательской деятельности встроены в учебный процесс, и большинство из них осуществляется в обязательном порядке. Следует отметить, что перечисленные формы работы чрезвычайно полезны для развития общих и специальных научных навыков, формирования аналитического мышления и критической оценке результатов исследований. Без них невозможно овладеть поистине зрелыми, глубокими знаниями в области профессии. Внедрение новых информационных технологий помогает значительно обогатить традиционные методы организации НИРС. Вузу необходимо предоставить студентам средства доступа к информационным ресурсам для обработки, хранения и учета информации [6]. СПХФУ обладает большой базой электронных информационных ресурсов, содержащих электронные учебные комплексы по изучаемым предметам, электронные тесты, тренажеры, учебно-методический материал, научную литературу, доступ к которым имеют все учащиеся.
Другим направлением НИРС являются инновационные нетрадиционные методы. Перед профессорско-преподавательским составом ставится задача создания мотивационного компонента, предоставление условий, обеспечивающих возможность для каждого студента творчески реализоваться, иметь полноценное равное доступное право участия в научных исследованиях. Необходимо заинтересовать студентов в познании нового, интересного, неординарного, конструктивного. Научить творчески мыслить, не бояться самостоятельно решать поставленные научные задачи и объективно критически анализировать результаты исследований.
В итоге необходимо выделить основные инновационные направления:
- создание студенческих творческих коллективов, кружков, центров с использованием в их работе новейших информационных и мобильных интернет технологий;
- создание научно-технической базы для практической работы студентов: лабораторий, производственных площадок на базе университета;
- предоставление инновационных практик на предприятиях партнерах фармацевтической промышленности, предприятиях смежных отраслей;
- привлечение студентов к деятельности, направленной на создание наукоемкой продукции с целью овладения навыками научно-технического предпринимательства и инновационного бизнеса;
- создание в качестве мотивирующего фактора рейтинговых оценок студентов, позволяющих повысить заинтересованность студентов в результатах своей работы и сделать более объективной оценку приобретенных теоретических знаний и практических навыков;
- налаживание связей и поиск партнеров с научными студенческими обществами в других высших учебных заведениях в других городах и странах с целью реализации совместных проектов, ведения новых форм и методов работы;
- организация материальной поддержки студентов по результатам рейтинговой оценки их учебной и научно-исследовательской деятельности, содействие в получении грандов и других источников финансирования проектов;
- поощрение в виде предоставления стажировок в зарубежных вузах, имеющих совместные проекты с университетом.
Отвечая инновационным требованиям, в СПХФУ создано Молодежное научное объединение (МНО) Pharma Slam для студентов, аспирантов, молодых ученых активно участвующих в научно-исследовательской работе. Их девиз: «Когда успех становится традицией». Общество открыто для всех желающих, ведет блог в социальной сети «В контакте», в мини-соцсетях, проводит дискуссии, встречи, конкурсы, делится научной информацией. Обмен информацией происходит в основном с использованием мобильных интернет-технологий. Они обеспечивают быстрый всеобъемлющий доступ к информационно предметной среде и взаимодействие студентов и преподавателей. Мобильные технологии в образовании являются необходимым инструментом формирования информационной культуры личности. Они открывают возможность создания специфического персонализированного профессионально ориентированного мобильного пространства, что соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике [7]. В содружестве с МНО работают Союз Фармацевтических и Биомедицинских кластеров России, АФПЭС – Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза, Союз медико-фармацевтические проекты. XXI век. Запущен совместный образовательный проект Novartis и СПХФУ. Студенты факультета промышленной технологии лекарств и фармацевтического факультета посещают фармацевтическое производство компании Новартис Нева, где знакомятся с оборудованием и циклами производства лекарств, с современными лабораториями, принимают участие в мастер-классах. В октябре 2018 г. был проведен мастер-класс на тему «Квалификация оборудования». В СПХФУ создан российско-финский центр «Наука – Жизнь». Совместно с университетом Турку в нем работают пять исследовательских групп. Университет проводит международные стажировки студентов и молодых ученых на базе университетов Финляндии. В сентябре 2018 г. прошла первая встреча студентов в рамках работы Центра трансфера технологий. Цель встречи – передача знаний, полученных студентами в ходе недельного лабораторного курса «Базовые методы в биохимии и биотехнологии» в городе Куопио Восточной Финляндии, а также выступление основателя курса профессора Фердинанда Молнара. На встрече также слушали и обсуждали выступления магистрантов и ассистентов, прошедших более длительные стажировки в Або академии и университете города Турку. На встрече обсуждались будущие проекты Центра трансфера технологий для студентов. Развит академический обмен с Казахстанским национальным медицинским университетом, Минским и Витебским государственными медицинскими университетами. В рамках совместных образовательных программ с компанией Pfizer студенты университета проходят стажировки в американских и европейских вузах. В рамках программы «Фарма – 2020» в СПХФУ создан и успешно работает Центр превосходства по разработке инновационных лекарств и фармацевтических технологий. В вузе спроектирована и построена учебная площадка «GMP тренинг центр» – настоящий завод, где студенты могут использовать свои знания в условиях максимально приближенных к производству, повышая свой профессионализм.
В университете создан и активно действует современный Центр экспериментальной фармакологии, модернизирован Центр контроля качества лекарств. Они оснащены современным аналитическим оборудованием. Данные центры являются местом коллективного пользования студентов, где они осваивают навыки проведения фармакологических и химико-технологических исследований.
Сегодня СПХФУ сотрудничает более чем с 50 фармацевтическими компаниями России, а также с предприятиями работающими в сфере ветеринарии, здорового питания, производства косметики. Студенты проходят практику более чем на 43 фармацевтических предприятиях России. Компании-партнеры дают возможность молодым исследователям выполнять курсовые и дипломные работы, закреплять знания и навыки, полученные в процессе обучения в вузе непосредственно на предприятиях. Производственники – постоянные гости традиционной университетской конференции «Молодая фармация» и участники итоговой государственной аттестации в составе экзаменационных комиссий [8]. Инновационные практики дают студентам сильный импульс в постижении фармации, вызывают огромную заинтересованность своей новизной, актуальностью, связью с производством, когда видна конечная цель обучения, вносят огромный вклад в профессиональное становление.
Выводы
- Традиционные направления научно-исследовательской работы студентов являются неотъемлемой частью освоения профессиональной образовательной программы.
- Использование электронных информационных ресурсов, мобильных интернет-технологий значительно обогащает классические методы организации НИРС.
- Инновационные направления НИРС базируются на традиционных методах и являются основой развития творческой самостоятельной заинтересованности, мотивируют к познаванию предмета, дающие импульс к самообразованию, самореализации в профессии.
- Научно-исследовательская работа студентов – единство двух составляющих, традиционного и инновационного направлений, разделение которых носит лишь условный характер. Они дополняют и обогащают друг друга.
- Только совместная реализация двух направлений научно-исследовательской работы студентов – классического и инновационного, позволяет молодым специалистам СПХФУ овладеть высотами профессионального мастерства, получить на многие годы заряд творческого потенциала, достичь высшей квалификации.
Библиографическая ссылка
Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н. ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 9. – С. 11-15;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11830 (дата обращения: 21.11.2024).