Образование является стратегически важной сферой человеческой деятельности, важнейшим ресурсом страны, который обеспечивает ее экономический рост, конкурентоспособность, готовность личности к постоянно меняющимся запросам социума. Формирование коммуникативных умений является актуальной проблемой, являющейся важной для каждой личности, так как ею осуществляются профессиональные и личные планы, и для общества в целом, поскольку оно немыслимо вне общения.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. подчеркивается, что Государственные общеобязательные стандарты образования ориентированы на «результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность» [1].
Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев представил новый стратегический национальный план – «100 конкретных шагов», в котором определил главные направления развития страны, нашего общества на ближайшие годы. В плане предусмотрены шаги, направленные (76 шаг) на «поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности» [2, с. 4]. В Республике Казахстан организация образовательного процесса осуществляется на трех языках – казахском, русском и английском. Данные нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями времени и служат развитию страны.
В условиях модернизации системы образования в Республике Казахстан новые требования предъявляются к личности учителя, в профессиональные задачи которого входит реализация новых учебных программ начального образования, ориентированных «на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» [3, ст. 16].
На современном этапе перед педагогом стоит задача научить учащихся самостоятельно мыслить, уметь работать в группе, слушать и слышать собеседника, отстаивать свои взгляды и убеждения, свободно и ясно излагать свою точку зрения на проблему, быть толерантным к различным мнениям, что в дальнейшем будет способствовать их успешной самореализации в различных видах деятельности. Целью исследования является организация групповой работы на уроках русского языка в начальной школе, способствующей формированию коммуникативных умений обучающихся, развитию у них способности к взаимопониманию и сотрудничеству.
Материалы и методы исследования
Система ценностей «Мәңгілік Ел» [4] заложена в основу программ всех уровней образования и внедряется в школьное содержание образования, направленное на воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма, формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, развитие толерантности и общения в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации, укрепление межличностных отношений, взаимопомощи и сотрудничества, неприятия идеологии терроризма и экстремизма.
Целью начального образования является создание благоприятной образовательной среды, способствующей гармоничному становлению и развитию личности обучающегося, обладающего способами коммуникации. Содержание языковых предметов направлено на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией, умения работать с текстом как речевым материалом, понимания смысла фраз, выражений и использования их в конкретных ситуациях [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников обусловлена переходом от традиционного репродуктивного метода обучения к новой конструктивной компетентностной модели образования, обеспечивающей формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, являющейся залогом их благополучного развития в информационно-насыщенной образовательной среде.
Процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников следует рассматривать в контексте педагогического процесса и условий, необходимых для коммуникативного общения.
Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, которыми должен овладеть младший школьников, в их числе:
– уметь ставить вопросы и давать грамотные, полные ответы на них;
– быть активным в обсуждении рассматриваемых проблем и аргументировать свое мнение;
– взаимодействовать с собеседником в процессе диалога, беседы и выражать ему эмпатию;
– давать критическую оценку высказываниям собеседника и комментировать ее.
Коммуникативная игра, применяемая на уроках и направленная на формирование коммуникативных умений у младших школьников, способствует развитию умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать в разных ситуациях. В процессе игры учащиеся обмениваются друг с другом новыми знаниями, что обогащает процесс познания и постижения окружающей действительности. Игры «Путаница», «Что изменилось?», «Комплименты», «Поменяйтесь местами» проводились со всеми учащимися класса, а на пары делились при проведении игр «Зеркало», «Дорисуй рисунок», «Разговор через стекло».
В Республике Казахстан в условиях обновленного содержания среднего образования большое внимание при организации учебной деятельности уделяется групповой форме, предполагающей выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами, состоящими из 2–6 обучающихся, при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.
На уроках русского языка в 4 классе нами использовалась групповая работа для формирования коммуникативных умений у младших школьников. Коллективно-групповая деятельность характеризуется взаимодействием учащихся друг с другом, в процессе которого они становятся активными субъектами собственного учения.
При изучении темы «Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода» учащимся дано задание: вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, определите падеж. В процессе его выполнения в группе начались обиды, нежелание работать вместе из-за того, что один из учеников стал командовать и указывать, что надлежит делать всем остальным. Для регулирования данной ситуации нами был предложен такой прием, как использование инструмента – «жезла», только тот, кто его держит в руках, может говорить. Данный прием обеспечил создание благоприятной атмосферы и включенность всех участников группы в совместное выполнение задания. Учащиеся определили падеж, записали окончание и провели самооценку своей работы.
На уроке по теме «Обобщение сведений о глаголе» класс разделили на 5 групп, каждая получила задание, подбор которого осуществлялся с опорой на имеющиеся знания младших школьников. На данном этапе происходило побуждение учащихся подумать и определить спряжение глаголов, найти ошибку в написании глаголов, вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и др.
В коллективно-групповой деятельности трансформируется характер взаимоотношений между младшими школьниками, возникает понимание других и самого себя, а также формируется умение согласовывать позиции членов группы в процессе работы над заданием и его выполнением. Наблюдая за работой в группе, мы видели, что учащиеся ясно и четко излагают собственную точку зрения, аргументируют свой ответ при выполнении задания. Результаты всех групп фиксировались и затем обсуждались. На заключительном этапе урока учащиеся ответили на вопросы: Какое задание было самым интересным? А какое самым трудным? Кого бы вы хотели похвалить? Оцените свою работу на уроке.
Учащихся заинтересовала работа по подготовке выпуска очередного номера газеты «Глагол» на уроке по теме «Неопределенная форма глагола». Каждое задание выполнялось в группе в соответствии с рубрикой газеты. Так, «Отдел новостей» предложил учащимся выполнить следующее задание: выписать глаголы, определить время, лицо, число, а у глаголов прошедшего времени – род. После выполнения работы в группах проведена проверка, в процессе которой возникла некоторая заминка. Учащиеся определили время у глаголов – кормит, поют, промолчал, а глаголы прозвучать, перелетать, заморозить вызвали у них сомнение. При объяснении учителем особой формы глагола, не показывающей ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, один учащийся воскликнул «просто полная неопределенность», это позволило определить ее форму – неопределенная и ответить на вопрос учителя: На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? Эту новость они опубликовали в газете «Глагол».
«Отдел информации» публикует статью с фразеологическими оборотами «Повесить голову», «Прикусить язык», «Зарубить на носу», «Водить за нос», «Бить баклуши». Задача учащихся объяснить читателям значение фразеологизмов, заменить их глаголами (для справок даны слова: грустить, промолчать, запомнить, обманывать, бездельничать) и доказать, что они имеют неопределенную форму.
«Отдел корреспонденции» получил письмо, в котором автор просит помощи в написании глаголов – прим…рять (платье), прим…рить (друзей). Учащиеся выбирают проверочные слова для глаголов и распределяют их по группам однокоренных слов (мир, примерка, мирный, примерочная, мерить, мировая, помирятся, измеренный).
Младшие школьники, выполняя функции корректора, получают задание – найти и исправить ошибки в следующих высказываниях: «Кит наплакал», «Соду в решете носить», «Браться за ус».
Использование различных способов работы при выпуске очередного номера газеты «Глагол» способствовало взаимодействию друг с другом, сотрудничеству и высокой групповой активности младших школьников.
Учащиеся посетили «Орфографическое кафе» на уроке по теме «Работа над ошибками». В нашем «кафе» было пять столиков, соответственно, 5 групп, работающих над определенной орфограммой. Кроме того, учащиеся выбрали эксперта, который, по их мнению, объективен, имеет более высокий уровень знаний, т.е. не только грамотно выполняет задания, знает правила, но и может проверить задание, выполненное одноклассником, найти и объяснить допущенные им ошибки. Группа учащихся, поочередно работающая, за каждым из пяти столиков, повторила все орфограммы, исправила ошибки, заполнила «Лист самооценки» и собрала карточки-помощницы. Обучающиеся сравнивали свои карточки-помощницы с эталоном, оценивали работу, применяли технику «сигналы рукой», позволяющую учителю увидеть: если все понятно младшим школьникам, то они поднимали большой палец вверх; сложно – опускали его вниз; есть вопросы, сомнения, располагали палец в сторону. Учащиеся-эксперты давали оценку, как своей выполненной работе, так и группам, их посетившим.
Целью урока по теме «Типы текстов. Закрепление» [6] являлась систематизация знаний учащихся о типах текстов; развитие умений составлять тексты: описание, повествование, рассуждение; формирование коммуникативных умений в коллективно-групповой деятельности. Для реализации поставленной цели нами сформировано 6 групп и даны задания: 1) составить кластер «Типы текстов»; 2) составить предложения на тему «Весна» с применением опорных слов к каждому типу речи.
Учащиеся грамотно составили кластер, который выглядел следующим образом:
Алгоритм действий учащихся на уроке:
1. Рассаживаются в группы.
2. Получают материал (опорные слова) для сочинения (таблица).
Опорные слова для составления текста на тему «Весна»
Весна пришла. Текст-повествование |
Весна в лесу. Текст-описание |
За что я люблю весну? Текст-рассуждение |
|||
1 группа: – апрель; – небо, облака, ветерок; – воздух; – тепло |
2 группа: – пение птиц; – ручьи; – капель, – обновление природы |
3 группа: – почки, – листочки; – трава; – подснежник; – солнышко |
4 группа: – гнезда птиц, – белки; – медведи; – лесные обитатели |
5 группа: – весенний лес; – я люблю, потому что…; – теплые дни; – запах весны |
6 группа: – прекрасное время года; – природа оживает; – настроение; – прогулка |
3. Думают, мыслят, творят в индивидуальном и групповом режиме, составляют предложения, используя опорные слова.
4. Слушают, обсуждают, думают, дописывают текст.
5. Читают текст, доказывают тип речи, дорабатывают, читают всему классу, слушают, оценивают работы, соединяют три текста в один.
Одной из задач современной школы является развитие у школьника способности к реализации себя в новых социально-экономических условиях и адаптации к различным жизненным обстоятельствам, при этом личность обладает такими качествами, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству и взаимодействию, владение культурой слова, письменной и устной речью в различных сферах применения языка. Данная работа по составлению текстов, проводимая на уроке, важна и направлена на развитие языковой культуры, формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе коллективно-групповой деятельности.
На уроке по теме «Состав слова. Повторение» [6] применялась групповая работа «Снежный ком» – вид, включающий индивидуальную, парную и групповую работы. Первый этап предусматривал работу по учебнику, каждый индивидуально выполнял упражнение: записывал слово, от которого образовано найденное слово и выделял суффиксы. Например, елка (к//оч) – елочка, листок (ок//оч) – листочек; трава – травинка; береза – березка и др. [7]. Таким образом, учащиеся применяли суффиксальный способ, т.е. образовывали новое слово с помощью словообразовательных суффиксов.
На втором этапе организована работа в парах, во время которой учащиеся называют способы образования слов: 1) приставочно-суффиксальный; 2) суффиксальный, определяют, что обозначают вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные). Учащиеся, работая в паре, учатся слушать и слышать друг друга, давать и принимать советы, работать слаженно и в едином темпе.
На третьем этапе – работа в 4-х образованных группах. Учащиеся выполняли несколько заданий [7]:
1. Найти в каждой группе слов лишнее, которое отличается от других по своему составу.
Группа слов |
Лишнее слово |
1) Замер, запрос, забор, задел, заход, захват |
забор, нет приставки |
2) Зонтик, листик, дождик, кролик |
кролик, нет суффикса, не образовано суффиксальным способом |
3) Посидит, поговорит, попрыгает, получит |
получит, нет приставки, не образовано приставочным способом |
4) Лампочка, вазочка, мамочка, сумочка |
сумочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса -очк, а с помощью суффикса -к, от слова сумка |
2. Найти общий признак, объединяющий слова в каждой группе.
Группа слов |
Общий признак |
1) Стол, город, лист, грач |
имена существительные, отсутствует суффикс и приставка, основа слов равна корню, окончание нулевое |
2) Ключик, веточка, синенький, машинка, куколка |
имена существительные, слова уменьшительно-ласкательные, образованные суффиксальным способом, основа состоит из корня и суффикса |
3) Самокат, звездопад, пароход, самовар, книголюб, рыболов, самолёт |
имена существительные, слова образованы способом сложения, имеют два корня, соединительная гласная «о», нулевое окончание |
4) Привокзальный, пригодный, пришкольный, приусадебный, придворный |
имена прилагательные с приставкой при-, слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, состоят из приставки, корня, суффикса и окончания |
Выводы
Учитель, формируя коммуникативные умения у младших школьников на уроках русского языка, создает в классе атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и доверия, устанавливает дружеские связи между учащимися, развивает их активность, инициативность, ответственность. Такая организация учебного процесса позволяет каждому учащемуся объективно сравнивать собственное умение с умениями одноклассников, сопоставлять свое мнение с мнениями других, объективно оценивать себя, достигать понимания и взаимодействия, работая в паре, в группе. Коммуникативные умения необходимы как для успешной учебной деятельности субъекта образовательного процесса, так и для жизни в целом.
Библиографическая ссылка
Одинцова С.А., Прыщенко С.В., Пирогова Т.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 10. – С. 22-27;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11837 (дата обращения: 21.11.2024).