В трудах отечественных и зарубежных авторов достаточно полно изучены процессы формирования осанки, причины, приводящие к различным нарушениям, а также различные методы ее коррекции [1, с. 151; 2, с. 8; 3, с. 82]. Но, несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку проблемы, она, судя по значительному числу детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в формировании осанки, остается нерешенной и в настоящее время.
Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является поиск новых технологий, в которых использование специально подобранных физических упражнений даст положительный эффект в профилактике и коррекции нарушений осанки [4, с. 68; 5, с. 37; 6, с. 71].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования фитбол-гимнастики в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Изучение влияния комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию и профилактику нарушений осанки у старших дошкольников проводилось на базах дошкольных образовательных учреждений «Теремок», «Сказка», «Улыбка», «Незнайка» г. Ханты- Мансийска.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих явные нарушения осанки. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Дети контрольной группы занимались по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Для детей экспериментальной группы в данную программу были дополнительно включены комплексы фитбол-гимнастики.
Комплексы фитбол-гимнастики, учитывающие возможность коррекции и профилактики каждого дефекта осанки, были разработаны с учётом выявленных ранее у старших дошкольников нарушений осанки [7, с. 42].
Основными отличительными особенностями от традиционных средств физического воспитания являлись:
– наличие организационных и методических подходов в коррекции и профилактике нарушений осанки, предполагающих усиленный характер средств воздействия на улучшение тонуса и трофики мышц позвоночного столба, выработка сильного мышечного корсета удерживающего позвоночник; у старших дошкольников;
– индивидуальный учёт и градация по степени развития признаков нарушения осанки;
– комплексное сочетание двухразовых занятий в неделю и индивидуальная работа по заданию, с родителями в домашних условиях. Занятия рассчитаны на три периода: подготовительный, основной и заключительный. Длительность подготовительного периода один месяц, основного пять и заключительного три месяца.
В подготовительном периоде дети знакомились с техникой выполнения упражнений на фитболах в различных положениях: сидя на фитболе, лёжа «грудь на фитболе», лёжа «спина на фитболе», сидя «фитбол как опора», стойка на коленях [8, с. 53; 9, с. 18].
В основном периоде происходило статодинамическое укрепление мышечно-связочного аппарата, тренировалась функция равновесия, увеличивалась динамическая сила мышц конечностей и статическая сила мышечного корсета, оптимизировались функции внутренних систем и органов, а также в данном периоде происходило формирование навыка правильной осанки.
В заключительном периоде отрабатывались и закреплялись навыки правильной осанки.
Примерный комплекс фитбол-гимнастики в основной период:
Упражнения направлены на общее укрепление организма, подготовку мышечно-связочного аппарата к прогрессивным нагрузкам.
Количество серий – 2–3; кол-во повторов – 8–10 раз; интервал отдыха – 2–3 мин; темп средний.
Задачи:
1. Общее укрепление организма.
2. Ознакомление с техникой выполнения упражнений с фитболом в положении лёжа, в стойке «на коленях, грудь на фитболе», сидя на фитболе.
3. Увеличение динамической силы мышц конечностей и статической силы мышц туловища.
4. Обучение правильному дыханию при выполнении упражнений.
Оборудование: фитболы.
Упражнения:
1. Поочерёдное поднимание прямых ног в положении «лёжа на спине».
Методические рекомендации: ноги в коленях не сгибать, сохранять равновесие, темп средний.
2. Одновременное поднимание прямых рук и ног в положении «лёжа на спине».
Методические рекомендации: руки в локтях и ноги в коленях не сгибать.
3. Опускание прямой ноги в положении «лёжа на боку».
4. Поднимание прямой ноги в положении «лёжа на боку».
Методические рекомендации: ноги в коленях не сгибать.
5. Поднимание таза в положении «сидя, спина на фитболе».
Для оценки эффективности фитбол-гимнастики как средства коррекции и профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста использовали следующие методы: для выявления нарушений осанки во фронтальной плоскости проводили измерение ромба Машкова и треугольников талии, в сагиттальной плоскости – измерение глубины шейного и поясничного лордозов и плечевого индекса. Для определения функциональных возможностей позвоночника использовали тест на гибкость по Э.Я. Степаненковой, В.Н. Шебеко.
Результаты исследования и их обсуждение
Данные анализа ромба Машкова показывают, что при сравнении показателей L-1 и L-2 (расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла лопатки) у детей экспериментальной и контрольной группы до начала эксперимента выявлена достоверная асимметрия верхней части грудной клетки, что доказывает наличие искривления верхнегрудного отдела позвоночника во фронтальной плоскости (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на симметричность ромба Машкова у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
до |
р < 0,05 |
после |
р < 0,05 |
до |
р < 0,05 |
после |
р < 0,05 |
|
L1, (см) |
13,2 ± 0,41 |
2,6 |
17,9 ± 0,52 |
2,1 |
12,9 ± 0,34 |
2,5 |
18,9 ± 0,34 |
2,6 |
L2, (см) |
11,7 ± 0,39 |
16,1 ± 0,67 |
10,6 ± 0,37 |
17 ± 0,39 |
||||
М1, (см) |
15,1 ± 0,54 |
2,5 |
20,1 ± 0,54 |
2,3 |
15,4 ± 0,87 |
1,6 |
20,4 ± 0,89 |
1,6 |
М2, (см) |
13,5 ± 0,30 |
18,6 ± 0,33 |
13,5 ± 0,8 |
18,4 ± 0,89 |
Примечание: p – достоверность различий между показателями до и после эксперимента внутри группы.
При сравнении показателей М-1 и М-2 (расстояние от нижнего угла лопатки до пятого поясничного позвонка) у ребят экспериментальной группы также выявлена асимметричность нижней части грудной клетки, вследствие искривления нижнегрудного отдела позвоночника, а в контрольной группе различия находятся на уровне тенденции.
После цикла проведенных занятий и повторного обследования в экспериментальной группе различия сохранились, но достоверность различий для показателей уменьшилась, что говорит о положительном влиянии комплексов фитбол-гимнастики. В контрольной группе различия в показателях сохранились.
При оценке треугольников талии установлено, что до эксперимента имелись существенные различия в показателях правых и левых треугольников талии у детей обеих групп. Это доказывает наличие искривления в поясничном отделе позвоночника. После проведённых занятий различия в показателях стали недостоверными в обеих группах, что указывает на повышение симметричности треугольников талии и устранение искривления поясничного отдела. Предположительно, эти изменения могут быть обусловлены активными ростовыми процессами позвоночника в данном возрасте (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на симметричность треугольников талии у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
до |
р < 0,05 |
после |
р < 0,05 |
до |
р < 0,05 |
после |
р < 0,05 |
|
Состояние треугольников талии слева, (см) |
3,5 ± 0,26 |
2,7 |
3,7 ± 0,21 |
0,3 |
2,9 ± 0,37 |
2,5 |
3,4 ± 0,26 |
0,7 |
Состояние треугольников талии справа, (см) |
4,6 ± 0,30 |
3,8 ± 0,13 |
4,4 ± 0,45 |
4,5 ± 0,40 |
Примечание: p – достоверность различий между показателями до и после эксперимента внутри группы.
Однако в экспериментальной группе показатели правой и левой стороны практически сравнялись, а в контрольной – различия остались, хотя и недостоверные.
При анализе изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости было отмечено, что до проведения эксперимента показатели глубины шейного и поясничного лордозов у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах не соответствовали возрастной норме (2–3 см) и между группами не различались. После цикла занятий фитбол-гимнастикой в экспериментальной группе выявлена тенденция к увеличению глубины шейного и достоверное увеличение поясничного прогиба позвоночника, в то время как в контрольной наблюдалась лишь тенденция (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на глубину лордозов позвоночника у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
р1 < 0,05 |
р2 < 0,05 |
||||
до |
после |
р < 0,05 |
до |
после |
р < 0,05 |
|||
Глубина шейного лордоза, (см) |
2,9 ± 0,27 |
3,4 ± 0,16 |
1,5 |
2,5 ± 0,16 |
2,8 ± 0,13 |
1,4 |
0,8 |
2,8 |
Глубина поясничного лордоза, (см) |
2,5 ± 0,22 |
3,2 ± 0,2 |
2,3 |
2,4 ± 0,16 |
2,6 ± 0,16 |
0,8 |
0,8 |
2,3 |
Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.
Отклонение величины функционального изгиба позвоночника от нормы в сагиттальной плоскости приводит к сутулости. В этом случае снижается плечевой показатель. На наличие хорошей осанки указывает плечевой показатель больше 85 %. До проведения занятий фитбол-гимнастики у детей экспериментальной и контрольной групп плечевой индекс был ниже нормы. После повторного обследования дошкольников экспериментальной группы плечевой индекс существенно изменился в большую сторону, в то время как у детей контрольной группы значительных изменений в показателе плечевого индекса не произошло (табл. 4).
Таблица 4
Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на показатель плечевого индекса у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
р1 < 0,05 |
р2 < 0,05 |
||||
до |
после |
р < 0,05 |
до |
после |
р < 0,05 |
|||
Плечевой индекс, ( %) |
78,4 ± 0,93 |
85,8 ± 0,74 |
2,3 |
79,5 ± 0,45 |
80,7 ± 0,36 |
2,05 |
1,4 |
2,1 |
Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.
Таблица 5
Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на развитие гибкости у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
р1 < 0,05 |
р2 < 0,05 |
||||
до |
после |
р < 0,05 |
до |
после |
р < 0,05 |
|||
Гибкость, (см) |
3,34 ± 0,13 |
6,68 ± 016 |
2,7 |
3,41 ± 0,10 |
4,43 ± 0,11 |
2,3 |
1,2 |
2,8 |
Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.
Для определения функциональных возможностей позвоночника использовали тест на гибкость по методике Э.Я. Степаненковой, В.Н. Шебеко. До проведения эксперимента у дошкольников экспериментальной и контрольной группы показатель гибкости позвоночника был ниже установленных возрастных критериев (девочки 6–8 см, мальчики 3–6). После повторного исследования в конце эксперимента показатель гибкости у детей обеих групп достоверно улучшился. Но если в контрольной группе это улучшение предположительно произошло в результате физиологического роста конечностей, то в экспериментальной – благодаря и росту конечностей, и занятиям фитбол-гимнастикой, что подтверждает высокая достоверность различий между группами (р = 2,8) (табл. 5).
Заключение
Таким образом, в ходе эксперимента по коррекции и профилактике нарушений осанки у старших дошкольников были выявлены результаты, свидетельствующие об изменении состояния осанки в лучшую сторону под влиянием занятий фитбол-гимнастикой:
– выявлена тенденция к снижению асимметрии верхней части и достоверное снижение асимметрии нижней части грудной клетки;
– устранено искривление поясничного отдела позвоночника;
– увеличилась глубина шейного и поясничного прогибов позвоночника до возрастной нормы;
– улучшился показатель плечевого индекса до нормы;
– увеличилась гибкость поясничного отдела позвоночника.
Библиографическая ссылка
Черницына Н.В. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 11. – С. 29-34;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11843 (дата обращения: 21.11.2024).