На современном этапе развития нашего общества резко возросла потребность по повышению качества военно-профессиональной подготовки и уровня профессионализма будущих офицеров – защитников нашей страны, военных авиаторов в частности, так как Военно-Воздушные Силы обеспечивают стратегическую мощь Вооруженных Сил в целом. Чтобы управлять сложной авиационной техникой, будущему офицеру-штурману необходимо иметь развитые профессионально важные качества, определяющие способность к летному обучению и осуществлению летной деятельности. В профессиональной подготовке военного авиационного специалиста большое значение имеет формирование ориентировочно-гностической деятельности, которая является основой военного авиационного труда, так как от точной ориентировки в обстановке зависят правильность, точность, разумность исполнительных гностических действий штурмана.
Цель исследования: разобраться в понятийном аппарате феномена ориентировочно-гностической деятельности, определить ее сущность, выявить ключевые особенности данного вида профессиональной деятельности в подготовке военных авиационных штурманов.
Материалы и методы исследования
Чтобы выявить сущность ориентировочно-гностической деятельности, необходимо обратиться к анализу терминологического поля изучаемой проблемы, структуру которого составляют следующие понятия: «ориентировочная деятельность», «гностическая деятельность», «ориентировочно-гностическая деятельность военного авиационного штурмана». Дадим краткое описание каждого из них.
В педагогическом словаре ориентировочная деятельность рассматривается как совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения [1].
На начальном этапе изучения ориентировочной деятельности в науке делался акцент на работы, демонстрировавшие роль навыков при интеллектуальном поведении животных (И.П. Павлов и др.). В дальнейшем исследованием ориентировочной деятельности человека занимались (Я.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Ученым удалось доказать зависимость формирования двигательных навыков, процессов зрительного восприятия, запоминания и усвоения материала от особенностей ориентировочной деятельности при выполнении задания [2].
П.Я. Гальперин выявил, что ориентировочная деятельность распространяется не только на осуществление интеллектуальных функций, но и на потребности человека, его чувства, волевые качества. С точки зрения психологии «представляют собой не что иное, как разные формы ориентировочной деятельности субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения» [1].
А.В. Запорожец считает ориентировочную деятельность «сложной деятельностью, которая обслуживает исполнение действия», суть этой деятельности заключается в «составлении предварительных представлений о самом процессе действия и его результатах, учете условий действия и его фактического течения, сопоставлении последнего с принятым образом, выявлении и устранении постоянных отклонений» [3, с. 119].
Для нас является важным, что ориентировочная деятельность составляет основу общего механизма усвоения знаний, формирования умений. Осуществляя ориентировочную деятельность, человек анализирует проблемную ситуацию, выявляет в ней важные ориентиры и устанавливает связь между ними. Далее строит план действий, осуществляет контроль, при выполнении операций и действий проводит корректировочную работу. Также важными составляющими ориентировочной деятельности являются подготовительный этап, обеспечивающий установку и настрой на выполнение действия и регулировочный, так как деятельность выполняется в постоянно изменяющихся условиях. Заметим, что без ориентировочной деятельности невозможно выполнить любое действие. На основе этой деятельности учеными во главе с П.Я. Гальпериным в 1950-х гг. была разработана теория (концепция) планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий. А.Г. Лидерс, Ю.И. Фролов считают, что эта теория содержит анализ становления онтологических представлений о деятельности в целом и об ориентировочной деятельности как специфическом предмете психологии в частности [4, с.14].
Далее перейдем к определению гностической деятельности. В научной литературе нет единого подхода к определению данного понятия. Ее часто называют «познавательной», «когнитивной», «интеллектуальной» деятельностью, которые часто используются как близкие по значению. Мы тождественно рассматриваем этот синонимичный ряд, отмечаем, что чаще гностическую деятельность называют познавательной.
В XX в. проблемой гностической (познавательной) деятельности занимались многие ученые. Б.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и др. исследовали вопросы поведения животных и человека; Г. Фехнер, В. Вундт, Г. Гельмгольц, И. Мюллер и др. освещали вопросы экспериментальной психологии познавательных процессов [5, с. 33]. Природу познавательной деятельности с разных позиций изучали П.К. Анохин, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.
Также проблема формирования гностической (познавательной) деятельности отразилась в исследованиях П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, занимавшихся формированием умственных действий; в теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; в работах И.С. Якиманской, исследовавшей индивидуальные познавательные возможности человека.
В.А. Сластенин считает, что познавательная деятельность развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями [6].
Соглашаясь с В.А. Сластениным, мы рассматриваем категорию гностической (познавательной) деятельности как основу познавательных и творческих возможностей личности и считаем, что она связана с познанием процессов, явлений, которые присутствуют в учебной и профессиональной деятельности человека. Основное содержание гностической деятельности составляет процесс обработки информации, принятия решений и др.
Гностическая деятельность опирается на владение гностическими действиями: перцептивными (прием и усвоение); мнемическими (переработка); мыслительными (оперирование – осуществление процессов мышления), умении анализировать, сравнивать, абстрагировать, синтезировать, обобщать, классифицировать подлежащие изучению факты, их связи и отношения [7].
По структуре гностическая деятельность бывает внешней и внутренней. Внешняя (предметная) гностическая деятельность проявляется в воздействии человека на предмет (сборка, разборка, измерение и т.д.). Она может проходить с использованием функций восприятия (рассматривание, слушание, наблюдение) или с работой с символами (изображение, обозначение и т.д.). Внутренняя гностическая деятельность выражается посредством умственных действий. С.А. Дружилов отмечает, что наиболее развитые формы мышления выполняются человеком «про себя» (действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, сравнения, классификации, категоризации) [8].
В научной литературе описаны гностические функции, с помощью которых человек может:
1. Претворять, усваивать (ассимилировать) потоки психофизических воздействий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущение, восприятие, память).
2. Перерабатывать эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов (апперцепция).
3. Оперировать их в своем сознании, совершая процессы мышления и воображения [9].
Таким образом, В.Н. Панферов считает, что гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в познавательную деятельность, а знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума – важнейший компонент структуры личности [9].
А сейчас перейдем к понятию ориентировочно-гностической деятельности.
В 1970-х гг. на основе теоретического и экспериментального анализа операторского труда впервые ориентировочно-гностическая деятельность была выделена как вид в трудах А.А. Крылова, А.Ф. Пахомова, связанная с осуществлением быстрой оценки ситуации в каждый момент времени и принятием новых сигналов в период текущей деятельности, осуществлением гностической деятельности.
Используя теоретические сведения об ориентировочной и гностической деятельности, мы постараемся обозначить понятие и сущность ориентировочно-гностической деятельности военных авиационных специалистов, чья деятельность является также операторской. Дадим краткую характеристику летной деятельности военного штурмана.
Профессиональная деятельность авиационного штурмана реализуется как активная мыслительная деятельность с высокой эмоциональной нагрузкой, требующей хорошей психической устойчивости. Штурман постоянно осуществляет ориентировочно-гностическую деятельность. Ее суть заключается в ориентировке ситуации и текущей деятельности, переработке цифровой и структурно-образной информации, проведении быстрых и точных вычислительных действий и операций: прокладывание курса, вычисление перемещения, работа с картой, слежение за работой сложной навигационной аппаратуры, прицеливание и бомбометание, наведение и пуск ракет и др.
В предполетной подготовке штурман использует таблицы, справочники, схемы, карты и др., поэтому важным в осуществлении профессиональной летной деятельности является образный компонент мышления.
Подчеркнем еще раз, что работа авиационного штурмана относится к операторскому типу деятельности, поэтому основные этапы ориентировочно-гностической деятельности можно проследить в общей схеме деятельности оператора в системе «человек – машина» (далее СЧМ), сформулированной Б.Ф. Ломовым [10]:
1. Прием, восприятие поступающей информации: обнаружение сигнала; выделение главного, расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа проблемной ситуации. Операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.
2. Оценка и переработка информации: запоминание; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.
3. Принятие решения, которое во многом зависит от имеющихся альтернативных решений. Важным является выбор правильного решения, соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы.
4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия.
5. Контроль результативности деятельности [10].
Отметим, что все действия ориентировочно-гностической деятельности авиационного штурмана основаны на познавательных психических процессах: восприятии, внимании, памяти, мышлении, которые развиваются в течение жизни человека и обладают определенными свойствами.
Например, чтобы качественно выполнять перцептивные действия, необходимо развивать наблюдательность, тренировать глазомер, слуховой и зрительный анализатор, пространственную ориентировку и др.; протекание мнемических процессов связано с развитием мышления, требует осмысления и осознанности учебного (рабочего) материала в деятельности. Чтобы повысить продуктивность запоминания, необходимо алгоритмизировать деятельность, например составлять планы, схемы, определять четкую постановку задач, иметь установку на запоминание, активизировать мышление, постоянно тренироваться.
Необходимо помнить, что «мышление присутствует во всех познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи» [11, с. 303].
В науке выделяют виды мышления: теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное) [11].
Наглядно-образное мышление является важным для осуществления летного труда, его активизация обеспечивает глубину усвоения учебной деятельности. Развитию данного вида мышления способствует обучение с использованием схем, чертежей, технологических карт, наглядных пособий и др.
Мы считаем, что эффективность военно-профессиональной авиационной деятельности определяется развитым творческим мышлением, которое трактуется в психологии как самый высокий уровень развития умственных способностей. С помощью творческого мышления, в частности деятельности авиационных специалистов, качественно и верно решаются непредвиденные экстремальные ситуации служебной деятельности. Мы разделяем позицию А.Г. Маклакова, относящего к особенностям творческого мышления:
– оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
– способность видеть объект под новым углом зрения;
– способность видеть новые, скрытые стороны объекта;
– продуцирование идей в неопределенной ситуации [11, с. 324].
Для развития творческого мышления необходимо использовать различный психолого-педагогический инструментарий, современные технологии, педагогические и психологические методы непосредственно в процессе сопровождения учебной и воспитательной деятельности в военном вузе (интерактивные методы обучения, метод проблемного обучения, мозговой штурм, тренинги и др.).
Необходимо отметить, что психические свойства ориентировочно-гностической деятельности во многом зависят от наличия соответствующей мотивации и заинтересованности в результате, понимании функций выполняемых операций, высокого уровня нервно-психической и эмоциональной устойчивости, развития волевых процессов, положительных личностных качеств и черт характера, осознания ответственности за выполняемую работу, чувства долга. Все перечисленные качества формируются в учебно-воспитательной деятельности военного вуза посредством кропотливой работы всех участников образовательного процесса и самостоятельной работы будущих офицеров летного звена.
Заключение
Мы провели понятийно-терминологический анализ и пришли к заключению, что совокупность главных свойств ориентировочно-гностической деятельности в профессиональной подготовке военных авиационных штурманов:
– воплощает единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности;
– отражает уровень сформированности познавательных психических процессов, оказывающих прямое влияние на результат деятельности;
– является базовой основой деятельности военного авиационного специалиста и условием его высокого профессионализма.
Сущность ориентировочно-гностической деятельности сформулирована нами в авторском определении. Ориентировочно-гностическая деятельность военного штурмана – это вид познавательной деятельности, включающий комплекс перцептивных, мнемических, мыслительных действий и операций, направленный на ориентировку в ситуации, прием и переработку информации, с последующим прогнозированием развития, принятием и реализацией решения в текущий момент времени при выполнении полетного задания.
Также ориентировочно-гностическая деятельность военного штурмана определяется гармоничным сочетанием личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических и физических профессионально важных качеств, которые комплексно оцениваются при проведении профессионального психологического отбора при поступлении в военный авиационный вуз и при дальнейшем проведении мониторингов профессионально важных качеств в рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-практической деятельности военнослужащих.
Библиографическая ссылка
Карабанова О.Р. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ШТУРМАНОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 12. – С. 20-25;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11846 (дата обращения: 21.11.2024).