Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

Корнеева И.Н. 1 Савченко И.А. 1 Лукша Е.А. 1 Подгурская В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
Электронные средства обучения, в том числе электронные обучающие программы, становятся эффективным инструментом для повышения качества подготовки специалистов и обеспечивают возможность получения непрерывного фармацевтического образования. Нами разработана электронная обучающая программа (ЭОП), адаптированная для компьютеров, планшетов и мобильных устройств. В ходе создания информационного продукта был подобран подходящий материал для наполнения программы: отобраны фармакопейные реакции на катионы и анионы, подготовлены растворы определяемых ионов и реактивов для их обнаружения, отсняты и обработаны фотоматериалы результатов проведения реакций. Проведена апробация электронной обучающей программы на занятиях по аналитической и фармацевтической химии с последующим анкетированием потенциальных пользователей. Свыше 96 % респондентов дали положительную оценку ЭОП. Разработанный информационный ресурс позволяет интенсифицировать образовательный процесс при изучении химических дисциплин базовой и профессиональной части циклов для подготовки специалистов-провизоров. Электронная обучающая программа может быть использована в качестве учебно-методического сопровождения при подготовке к занятиям, при изучении нового материала, для закрепления усвоенных знаний и умений, в процессе контроля качества знаний, для организации самостоятельной работы студентов при изучении дополнительного материала, а также в практике анализа лекарственных средств.
химические дисциплины
качественный анализ
катионы
анионы
электронная обучающая программа
фармация
1. Корнеева И.Н., Савченко И.А. К вопросу разработки электронных учебных изданий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/viewid=17758 (дата обращения: 08.02.2019).
2. Саттарова О.Е., Курбатов Е.Р., Ярыгина Т.И. Электронные образовательные ресурсы в изучении фармацевтической химии // Фармация. Образование. 2012. № 2. С. 54–56.
3. Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г. Подготовка студентов медицинского вуза по химии – необходимое условие качественного образования будущего врача // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 3 (2). С. 347–351.
4. Крот В.О., Нарицына М.Ю. Разработка электронных обучающих программ для изучения химических дисциплин // Сборник материалов I Межвузовской (III) научной сессии молодых ученых и студентов ОмГМУ. Ч. 2. 2015. С. 682–690 [Электронный ресурс]. URL: http://omsk-osma.ru/files/730/Sbornik_red %202015.docx (дата обращения: 11.02.2019).
5. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ: учебник. М.: Гэотар-Медиа, 2014. 687 с.

Информатизация образования на современном этапе рассматривается как обязательное условие для повышения эффективности подготовки специалистов. Развитие общества ставит перед выпускниками высшей школы следующие требования: гибкость и адаптация в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельность приобретения знаний и применение их на практике для решения возникающих проблем, умение логически и критически мыслить, креативность, умение анализировать и систематизировать информацию, коммуникабельность и постоянное саморазвитие [1]. Инновационное развитие высшей школы, требования современного общества предполагают постоянное усовершенствование технологий обучения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов с помощью обучающих технологий, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют приобретать такие качества, как инициативность и адаптивность к среде.

В решении задач, стоящих перед фармацевтическим образованием, важная роль принадлежит химическим дисциплинам. Для здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе и анализе лекарственных препаратов, медицинских материалов, применении приборов, а также в диагностике и лечении. Следовательно, прикладная сторона химии, направленная на удовлетворение потребностей общества, в том числе нужд здравоохранения, должна быть полноценно отражена в изучении химических дисциплин, что делает их профессионально направленными и личностно значимыми.

Модернизация высшего образования требует кардинального обновления образовательных ресурсов, интенсификации учебного процесса, когда за минимальное время студентам необходимо предоставить максимум информации [2]. Поэтому практически все развитые страны развивают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Необходимость активного использования электронных обучающих программ (ЭОП) диктуется сегодня не только тем, что компьютер стал неотъемлемым звеном в технологии образования, но и тем, что без компьютерных программ невозможно повысить интенсивность и качество знаний, а также закрепить полученные навыки и умения.

Таким образом, разработка и внедрение в учебный процесс электронных обучающих программ, способных формировать системное мышление, ценностное отношение к знаниям и умениям, к их самостоятельному приобретению и творческому применению [3], является актуальной на современном этапе развития образования.

Цель исследования: разработка электронной обучающей программы для интенсификации образовательного процесса при изучении химических дисциплин по специальности «Фармация».

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

1) разработать структуру, дизайн и содержание ЭОП;

2) подобрать дидактический иллюстративный материал для наполнения программы;

3) выбрать среду для разработки ЭОП;

4) провести предварительную апробацию разработанной электронной программы.

Материалы и методы исследования

В процессе создания электронной обучающей программы мы использовали ранее нами разработанную и апробированную интерактивную таблицу качественных реакций на катионы и анионы [4], научные и литературные источники по данной тематике.

Визуальное сопровождение теоретического материала в ЭОП осуществлялось дидактическими иллюстративными материалами, которые создавались с помощью фотосъемки проведения фармакопейных реакций и дальнейшей их обработки.

Информационный продукт был разработан на базе программы Аdobe Рhotoshop для персональных компьютеров, планшетов и мобильных устройств.

Апробация электронной обучающей программы проводилась путем апробации в ходе образовательного процесса с последующим анкетированием потенциальных пользователей, студентов 2 и 3 курсов фармацевтического факультета Омского государственного медицинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Студентами фармацевтического факультета в курсе аналитической и фармацевтической химии изучается более 120 реакций для идентификации катионов и анионов в лекарственных средствах. В связи с этим обучающимся сложно запомнить все реактивы на ионы, внешние эффекты, мешающие ионы и условия проведения реакций. В качестве дидактического материала на занятиях и для самоподготовки, как правило, используются периодическая таблица химических элементов им. Д.И. Менделеева и таблица растворимости, которая позволяет оценить возможность протекания реакции, но не описывает характерных свойств продуктов реакции (осадков, растворов или газов).

В связи с этим появилась необходимость создания интерактивного средства обучения, которое включает большинство качественных, в том числе фармакопейных реакций, используемых на специальных дисциплинах, для проведения испытаний на подлинность катионов и анионов.

На первом этапе в рамках научно-исследовательской работы студентами фармацевтического факультета ОмГМУ была разработана интерактивная таблица по качественному химическому анализу, содержащая реакции идентификации катионов и анионов [4]. Катионы были систематизированы на 6 групп согласно кислотно-основной классификации, три группы анионов выделены по образованию малорастворимых солей бария и серебра [5].

Материал содержал внешний эффект для каждого иона при проведении фармакопейных и характерных (нефармакопейных) реакций, которые используются при изучении базовых и профессиональных дисциплин, а также в экспресс-анализе лекарственных средств и токсикологическом анализе.

Второй этап включал проектирование электронной обучающей программы на основе созданной ранее интерактивной таблицы. Были разработаны дизайн программного продукта, его структура и содержание, подобрана цветовая гамма. Внешний вид оболочки представлен на рис. 1.

korn1.tif

Рис. 1. Внешний вид электронной обучающей программы

В ходе создания ЭОП был подобран подходящий материал для наполнения программы: отобраны фармакопейные реакции на катионы и анионы [5], подготовлены растворы определяемых ионов и реактивов для их обнаружения, отсняты и обработаны фотоматериалы результатов проведения реакций.

В оболочке программы Аdobe photoshop разработана электронная обучающая программа, адаптированная для персональных компьютеров, планшетов и мобильных устройств.

На рис. 2–5 показаны примеры из электронной обучающей программы.

korn2.tif

Рис. 2. Реакции на катион калия

korn3.tif

Рис. 3. Обнаружение катиона калия с помощью гексанитрокобальтата натрия

korn4.tif

Рис. 4. Реакции на нитрат-ион

korn5.tif

Рис. 5. Идентификация нитрат-иона раствором дифениламина

Важным этапом исследований явилась демонстрация и апробация разработанной ЭОП, использование ее в учебном процессе (на занятиях по аналитической и фармацевтической химии) и последующее анкетирование потенциальных пользователей. В эксперименте участвовали студенты 2 и 3 курсов фармацевтического факультета ОмГМУ. Положительную оценку по различным показателям (удобство использования, качество выполнения, наглядность и др.) дали 96,4 % респондентов.

По мнению студентов, обучающая программа может быть использована:

- при изучении химических дисциплин базовой и профессиональной части цикла по специальности «Фармация», в том числе аналитической, фармацевтической и токсикологической химии;

- для подготовки к текущей и промежуточной аттестации по указанным дисциплинам;

- в практике экспресс-анализа лекарственных средств.

Желание использовать подобные электронные ресурсы для дальнейшего обучения выразили 100 % участников эксперимента.

Выводы

1. Разработана электронная обучающая программа по качественному химическому анализу.

2. Созданный информационный продукт удобен в использовании и адаптирован для персональных компьютеров, планшетов и мобильных устройств.

3. Положительную оценку при апробации ЭОП дали 96,4 % участвовавших в эксперименте студентов 2 и 3 курсов фармацевтического факультета.

4. Разработанный информационный ресурс может быть использован в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса: при подготовке к занятиям, при изучении нового материала, для закрепления усвоенных знаний и умений, в процессе контроля качества знаний, для организации самостоятельной работы студентов при изучении дополнительного материала.


Библиографическая ссылка

Корнеева И.Н., Савченко И.А., Лукша Е.А., Подгурская В.В. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 1. – С. 11-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11850 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674