Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Исаева К.А. 1 Токторов А.Э. 2
1 Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына
2 Ошский государственный юридический институт
В статье рассматриваются вопросы информационной и криминологической безопасности государства с учетом современных реалий, которые происходят в мире и отражаются на внутренней и внешней политике государств. Акцентируется внимание на проблемных аспектах разграничения понятий «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность», «криминологическая безопасность», с этой целью проведен анализ точек зрений ученых-юристов на данные понятия и делается сравнительно-правовой анализ их позиций. Обозначены факторы, которые обуславливают разграничение информационной и криминологической безопасности от других категорий безопасности в целом. Методологическая основа исследования, которая была использована авторами, включает: системный анализ, синтез, контент-анализ, сравнение и обобщение. В ходе проведенной работы сделаны выводы о том, что проблемы информационной безопасности связаны с: происходящей модернизацией всех сфер деятельности; экономическими, социально-культурными противоборствами государств; распространением киберпреступности, а потому должна включать в себя защиту информационных ресурсов, секретность, интересы и права личности в информационном аспекте в любом его виде. Вопрос же криминологической безопасности связан с объектом уголовно-правовой охраны, который сопровождается объективными и субъективными аспектами, и влияют на безопасность людей в целом и должен включать защиту объектов уголовно-правовой охраны, обеспечивая тем самым безопасные условия для деятельности личности, общества и государства.
безопасность
национальная безопасность
информационная безопасность
криминологическая безопасность
угроза
государство
общество
личность
преступность
криминогенные факторы
1. Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: дис. ... канд. юрид. наук: наук: 12.00.01. Санкт-Петербург, 2010. 249 с.
2. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71556224 (дата обращения: 18.04.2019).
3. Обзор законодательства Республики Кыргызстан в сфере информационной безопасности. Часть 1: Общий обзор. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/zakonodatelstvo-kyirgyizstana-informatsionnaya-bezopasnost (дата обращения: 18.04.2019).
4. Кокунов К.А. Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Москва, 2009. 174 с.
5. Алибеков М.Г. Национальная безопасность России и противодействие международному терроризму: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Москва, 2011. 194 с.
6. Isayeva K.A., Seylkhanova S.A., Shimeyeva Zh.Sh., Oskenbay G. The main factors causing the need for international cooperation to combat criminal phenomena in the CIS countries // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. 8th International symposium. 2015. Р. 126–135.
7. Исаева К.А., Абдукаримова Н.Э., Сейлханова С.А. Основные факторы, детерминирующие совершение отдельных видов преступлений организованной преступностью в Кыргызской Республике // Юридические исследования. 2018. № 1. С. 61–70.
8. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. № 3 (19). С. 91.
9. Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г. Основы теории национальной безопасности: учеб. пособие. М.: РИОР, 2011. 252 с.
10. Лебедев С.А. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Российский криминологический взгляд. 2006. № 3. С. 104–110.
11. Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. 190 c.
12. Лапин А.А. Криминологическая безопасность в стратегии национальной безопасности России // Вестник РУДН, серия юридические науки. 2015. № 1. С. 29–36.
13. Бабаев М.М., Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности государства. Труды Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 30–36.
14. Губарева Т.Я. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы // Общество и право. 2012. № 3. С. 172–174.
15. Мельниченко А.Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 2009. 377 с.

Бесспорно, что проблемы обеспечения безопасности общества были, есть и остаются принципиально важным аспектом в механизме защиты государства, как от внутренних, так и внешних угроз. И здесь нужно отметить неоднозначный подход к сущности национальной безопасности, поскольку на наш взгляд, в ее понимании, как правило, включается целый ряд составляющих его элементов: широкий набор целей и задач; объекты защиты и субъекты их обеспечивающие; основные условия и факторы детерминирующие нормальную жизнедеятельность населения и функционирование институтов государства; обеспечение политического порядка.

В современных условиях национальную безопасность следует рассматривать как одну из определяющих и приоритетных целей государства, которая служит индикатором стабильности, силы, суверенитета и независимости.

Общеизвестно, что к основным объектам обеспечения национальной безопасности страны относятся: суверенитет, независимость, конституционный строй, территориальная целостность. Национальную безопасность всегда воспринимают через призму мощи страны над другими государствами и зачастую отождествляют с военной безопасностью государства [1, с. 76].

На сегодняшний день практически всеми аналитиками и экспертами признается, что понятие «безопасность» содержит в себе пять основных «секторов» безопасности, к ним относят: экономическую безопасность, военную безопасность, политическую безопасность, социально-культурную и экологическую безопасность. Каждая из них обоснованная, изучена и освящена в ряде научных трудов.

Но наряду с этим отдельными учеными-специалистами выделяется информационная и криминологическая безопасность, получившее свое распространение сравнительно недавно. А потому считаем обоснованным на данных видах безопасности остановиться в статье более детально.

Цель исследования: изучить вопросы и пробелы в сфере формирования основных, базисных понятий и формирования понятийного аппарата. В данном конкретном случае речь идет о таких понятиях, как «информационная безопасность» и «криминологическая безопасность».

Материалы и методы исследования составляют диалектический метод познания, системный, сравнительный, собственно юридический, логический методы, а также метод анкетирования и метод экспертных оценок. Методика исследования включает в себя изучение отечественного и зарубежного законодательств, научных и иных публикаций, диссертационных исследований, изучение обзоров и методических рекомендаций, справочного материала, относящегося к предмету исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Логично, что в современных условиях развития информационных технологий, гаджетов, появления новых «информационных полей» вопросы обеспечения информационной безопасности (ставшей специфической и жизненно важной сферой) приобрели особую актуальность. По нашему мнению, на это влияют ряд факторов и процессов, закономерность возникновения и развития которых связаны с модернизацией, информатизацией, цифровизацией общества, проникновением компьютеризации практически во все сферы жизни личности, общества и государства. При этом данные процессы зачастую происходят вне зависимости от субъективного (желания или нежелания) человека, так как продиктованы веянием времени и современного образа жизни. Мы согласны с тем, что к таким факторам [1] можно отнести как:

– во-первых, бурную модернизацию практически всех направлений и сфер деятельности государства, которая реализуется, как правило, именно посредством современных информационных технологий, оцифровки и сканирования данных, что ведет к росту угрозы безопасности государству в целом, в том числе и извне;

– во-вторых, информационная сфера, становится средством, через которое происходит воздействие на сознание и психику общества, дискредитирующие государственные институты, в том числе и в ситуации противостояния политических оппонентов как внутри государства, так и извне;

– в-третьих, государству в результате слабого обеспечения информационной безопасности может быть нанесен значительный материальный ущерб в условиях усиливающегося экономического противоборства между государствами. В условиях развития современного мира, в контексте сотрудничества между странами, информационная безопасность становится объектом соперничества. Имеющие место экономические, социальные политические противоборства между государствами обостряют сферу информационных отношений и часто приводят к информационному неравенству;

– в-четвертых, отставание информационно-технической инфраструктуры общества влияет не только на состояние экономической, политической, военной составляющей безопасности, но и влечет за собой отставание в сфере противодействия криминальным проявлениям, выходящими далеко за пределы государственных границ (например, появление киберпреступности);

– в-пятых, немало угроз возникает из-за манипуляции подсознанием граждан (киберзомбирование), что приводит к распространению терроризма, экстремистских взглядов, межнациональным конфликтам. Ущерб наносится и нравственным аспектам населения, что влечет за собой к наркотизации части общества, распространению порнографии, насилия по отношению к окружающим и т.д. То есть немаловажной проблемой является именно широкий спектр возможностей информационно-психологического воздействия именно на различные социальные слои общества.

Исходя из указанных обстоятельств, информационная безопасность стала предметом и законотворческого процесса, что находит отражение в доктринах и стратегиях развития практически всех государств.

При этом под информационной безопасностью преимущественно подразумевается «…защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, а также обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие, оборона и безопасность государства» [2]. Наряду с этим одним из приоритетных направлений безопасности является обеспечение информационной безопасности, к которому относится «…создание эффективных государственных механизмов по обеспечению информационной безопасности, а также участия в этой деятельности гражданского общества» [3].

Совершенно верно указывается К.А. Кокуновым, что информация сопровождает все сферы жизни, и потому информационную безопасность можно представить как комплекс усилий по нейтрализации информационных угроз в каждой сфере по отдельности, где информатика является определяющим и занимает важное место [4, с. 87].

Мы солидарны с мнением М.Г. Алимбекова о том, что информационная безопасность представляет собою надежную защиту национальных интересов государства и его населения в сфере информации [5, с. 28].

Безусловно, конец XX в. и начало XXI в. ознаменовались развитием техники, науки, экономического сотрудничества, политическими изменениями которые произошли в странах постсоветского пространства, при этом все это сопровождалось криминализацией населения [6, с. 127]. И в таких условиях, в комплексе приоритетных аспектов деятельности государства, вопросы обеспечения информационной безопасности не могут не приобретать все большое значение.

Информационную безопасность следует понимать как состояние защищенности информационного пространства. То есть возможность нивелировать (нейтрализовать) опасные воздействия различного спектра информации с целью защиты интересов личности, общества и основные сферы деятельности государства. Логично, что информационная безопасность тесно связано с другими видами безопасности, в том числе может быть инструментом и средством распространения криминальных вредов, угрожающих общественной безопасности государства.

Можно сказать, что информационная безопасность – это многогранное, сложное явление, на которое оказывают воздействие: внутриполитическое состояние страны; присутствие внешних и внутренних угроз (пусть даже потенциальных); политическая обстановка в мире. Исходя их этих позиций, для всех государств вопрос обеспечения информационной безопасности является актуальным и открытым.

Наряду с этим следует отметить, что вопросы, связанные с противодействием преступности и его предупреждения, находятся в центре внимания не только государственных органов, но и общества в целом. Меняется отношение населения и к коррупционным проявлениям, наблюдаемым сегодня в органах исполнительной и судебной власти.

На сознание граждан непосредственное влияние оказывают происходящие на фоне сложной криминальной ситуации проводимые в странах СНГ преобразования, которые нередко усиливают социальные конфликты и противоречия, что вынуждает органы государственной власти, противодействие преступности рассматривать как одну из стратегических задач в концепции национальной безопасности.

На негативные процессы влияют целый ряд факторов, так, например, экономический кризис, который произошел в странах СНГ, после приобретения независимости усилил миграционные потоки в Россию. При этом ужесточение миграционной политики вынудило многих вернуться в свою родину, и здесь особое беспокойство правоохранительных органов вызывает то обстоятельство, что именно материальная потребность заставляет большую часть мигрантов пополнить ряды Исламского государства. Такая проблема касается, в большей части Казахстана, Кыргызстан,а Таджикистана и Узбекистана [7, с. 62].

Нельзя не отметить, что следует разграничивать понятие охрана общественного порядка и национальная безопасность – это разные по характеру сферы общественных отношений, и относятся к разным функциям государственных органов.

Некоторые отрицают, что происходящие в мире глобальные процессы порождают немало новых угроз национальной безопасности, которые требуют принятия адекватных мер, в том числе правовых, в сфере обеспечения защиты личности, общества и государства.

Свидетельством этого является высказывание ряда ученых, что на сегодняшний день «…происходит политизация наркодеяний в сфере общественных отношений, которые представляют не только экономическую, но и политическую угрозу обществу, так как они стремятся влиться в сферу государственного управления и политики. Лоббируются такие законы, которые обеспечили бы наилучшие условия для развития наркопреступлений. Используя свои огромные прибыли, наркопреступники противодействуют деятельности органов власти, поэтому борьба с ними носит уже политический характер. Но, к сожалению, доказать, что тот или иной принятый нормативный акт был проллобирован, практически невозможно» [7, с. 69].

В юридической литературе и на законодательном уровне используется термин «национальная безопасность», который преимущественно исходит из понятий «безопасность» и «общественная безопасность».

Кроме того, правовые и организационные аспекты безопасности рассматриваются юридическим сообществом на отраслевом уровне.

Как показывает контент-анализ ряда источников, преимущественной частью ученых под безопасностью понимается обеспечение благоприятных условий для существования, функционирования и развития самой системы, а именно общества и государства [8–10].

Безопасность воспринимается как неотъемлемое, обязательное условие любого государства, которая выражается в ее целостности, независимости и устойчивости развития, причем все эти три составляющие должны быть в одной целостной системе, являясь взаимодополняющими, поддерживающими друг друга элементами.

В данном контексте криминологическая безопасность выступает в качестве фундаментальных и необходимых разновидностей государства, которая обеспечивается и гарантируется Основным законом страны.

Терминологическое понятие «криминологическая безопасность» было предложено В.С. Овчинским [11], после чего криминологическая безопасность в качестве элемента безопасности в целом стала объектом изучения ряда других авторов.

По мнению А.А. Лапина, сама система управления безопасностью определяет и оценивает угрозы объектам безопасности в целом, так как все они носят криминальный характер, так как уже определены в уголовном законе каждой страны. Причем зачастую такие угрозы представляют не только внутреннюю опасность, но и международную (торговля людьми, терроризм, наркопреступления и т.д.), и, исходя из этого угрозы национального и международного уровня, приобретают криминологический смысл [12, с. 30].

С точки зрения М.М. Бабаева и В.А. Плешакова, криминологическая безопасность является объективным состоянием защищенности интересов личности, общества и государства от криминальных деяний и угроз [13, с. 31]. То есть исходя из определения, криминологическая безопасность является составной частью общественной безопасности, охрана которой гарантируется основным Законом государства. Помимо этого, здесь же указанными авторами подчеркивается, что безопасность сама по себе должна рассматриваться как неотъемлемое свойство любой системы и утрата одного из таких системных признаков, как устойчивость, целостность и относительная самостоятельность, ведет к разрушению системы. И мы согласны с Т.Я. Губаревой, что криминологическая безопасность является одной из составляющей общественной безопасности, так как выступает обязательным атрибутом, обеспечивающее нормальное функционирование демократического государства [14, с. 173].

Можно подчеркнуть о наличии среди ученых позиций, отстаивающих необходимость рассмотрения безопасности с точки зрения уголовно-правового подхода, т.е. как объект посягательства соответствующего вида, на общественные отношения, которые обеспечивают безопасные условия жизнедеятельности личности.

Такую позицию не разделяет А.Б. Мельченко, которая пишет, что предлагаемое такой группой авторов определение не удовлетворяет требованиям социального содержания данного термина, значимость безопасности как условие функционирования общества и всех его членов, поскольку оно опирается лишь на понимание как объекта группы преступлений [15, с. 66].

М.М. Бабаевым и В.А. Плешаковым дано также интегральное понимание криминологической безопасности, с позиции содержательных составляющих его структурных элементов, в частности что объектами криминологической безопасности выступают права, свободы, жизнь, здоровье, собственность и т.д., при этом субъектами обеспечения криминологической безопасности выступают в первую очередь от имени государства все три ветви власти, далее органы самоуправления, а также граждане и организации, которые непосредственно принимают участие в деле обеспечения криминологической безопасности [13, с. 34].

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1. Под информационной безопасностью понимается защищенность информационных ресурсов, конфиденциальность, самое главное, законные права личности в информационной сфере в любом его проявлении; надежная защита национальных интересов государства, общества населения в информационном пространстве. Обеспечивать информационную безопасность обязано государство, посредством создания информационной организации исходя из экономического состояния страны, но с учетом демографического составляющего, которая должна быть инженерно-технически сильной и могущей противостоять внешним и внутренним угрозам.

2. Под криминологической безопасностью следует понимать совокупность профилактических мер направленных на предупреждение и защиту объектов уголовно-правовой охраны от преступных посягательств, порождаемые различными объективными и субъективными криминогенными факторами, обеспечивающие безопасное условие жизни людей государственными и общественными институтами. Обеспечивать криминологическую безопасность государство может посредством сильной законодательной базы, в частности уголовно-правовой и уголовно-процессуальной базы, которая исходя из реалии времени должна быть направлена на эффективную борьбу с преступностью и иметь предупредительный характер.


Библиографическая ссылка

Исаева К.А., Токторов А.Э. К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3. – С. 123-127;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11884 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674