На сегодняшний день Ямало-Ненецкий АO обладает уникальной многовековой культурой коренных малочисленных народов. Суровые условия жизни на Севере сформировали особое мировоззрение у населения, характерной особенностью которого является единение человека с природой. Быт, традиции и культура коренного населения Ямало-Ненецкого округа отличаются традиционностью и преимущественно хозяйственной деятельностью. То есть самобытная культура данного народа была и приспособлена к законам природы, к ее условиям. Традиция эта жива и сейчас в силу того, что передавали ее от одного поколения к другому.
Коренные жители Севера пытаются сохранить историческое наследие предков и свойственное им уникальное видение мира, трепетно хранят и развивают свою культуру. Традиционные обычаи, национальный язык, самобытный фольклор, уникальные традиции и обряды – все это многообразие составляет историческое наследие коренного населения ЯHAO. За многие века народы Севера научились сохранять разнообразие биологических видов, населяющих тундру, бережное использование биоресурсов, способствующее их возобновлению, установило крепкие взаимоотношения с природой.
Освоение Севера не могло не повлиять на привычный уклад жизни и основную систему ценностей коренных малочисленных народов ЯHAO. На изменение природного потенциала и социокультурного окружения во многом повлияло инакомыслие переселенцев, мигрирующих в районы Крайнего Севера. Актуальность исследования связана с тем, что на сегодняшний день сохранение языка и традиционных для исторических жителей видов хозяйственной деятельности, а также становление самоуправленческих начал являются наиболее важными проблемами для развития и в целом выживания коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования: проанализировать проблему, связанную с сохранением национальной культуры коренных малочисленных народов ЯНАО.
В настоящее время основной угрозой является сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. Наряду с этим выступает снижение числа земель незадействованных в промышленности, сохранение экологии и биоресурсов полуострова. Сегодня большая часть земель Южного и Центрального района, планируемых под застройку поселков вахтового типа, нефтегазовой промышленности в целом и прокладку коммуникаций, пересмотрена и отвергнута в пользу сохранения природы полуострова.
К сокращению, а в некоторых случаях полному исчезновению традиционных видов деятельности, в частности оленеводства, охоты, рыболовства и прочих, могут привести малейшие природные изменения на территории проживания коренных жителей. Такого рода перемены основообразующих видов деятельности пагубно отразятся на жизнедеятельности Ямальского этноса. Исходя из этого, осуществление контроля за территорией проживания коренных малочисленных народов Севера фактически обеспечивает выживание и сохранение традиционной культуры, предоставляя возможность рационального использования биоресурсов [1].
По статистике, на территории ЯНАО проживает более двадцати народов, поселившихся здесь, преимущественно во второй половине XX века. Связано это было с освоением отдаленных северных земель.
Наиболее распространенными национальностями на территории Ямало-Ненецкого автономного округа являются русские, их численность составляет 61,8 % от общей массы. Менее распространены украинцы (9,7 %), татары (5,6 %), и другие национальности, такие как азербайджанцы, башкиры, белорусы, молдаване и прочие. Коренные малочисленные народы Ямало-Ненецкого автономного округа составляют 7,7 % от общей численности населения, они находятся в состоянии национального меньшинства [2].
По официальным данным, приведенным за 2013 г., большая часть переселенцев мигрируют в пределах Российской Федерации. От общего числа мигрантов только 25 % не имеют российского гражданства. Однако 83,6 % от общего числа выбывших, переселились в другие регионы. Наиболее распространёнными причинами переезда на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа стали поиск работы, личные и семейные обстоятельства. Трудовая деятельность в автономном округе является привлекательной в первую очередь для трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья [3].
Городское население ЯНАO 452 829 человек, что составляет 83,37 % общей численности населения. Сельское население 87 184 человека, что составляет 16,63 % от общей численности населения (рис. 1).
Представители множества народов проживают на территории ЯНАO с ярко выраженной национальной традицией. Но тем не менее особое положение занимают одни из социально значимых групп = это коренные малочисленные народы – ненцы, селькупы и северные ханты.
В 2010 г. в ЯНАО была проведена всероссийская перепись населения. Руководствуясь данными, можно констатировать, что общее количество жителей округа составляет 552 904 человек, из них 41 249 человек – представители коренных малочисленных народов Севера, что составляет 7,5 процентов от общей численности населения округа. Наиболее многочисленным этническим народом являются ненцы, их число составило 29 772 человека, т.е. 5,4 %. Менее распространены на территории Ямала – ханты и селькупы. Количество жителей народа ханты – 9 489человек, это составляет 1,7 %. Самым малочисленным народом названы селькупы, всего 0,4 процента, т.е. 1 988 человек [4] (рис. 2).
Рис. 1. Оценка численности постоянного городского и сельского населения на 1 января 2019 г.
Рис. 2. Численность коренных малочисленных народов Севера на 2010 г.
Наиболее ярко чертой каждого народа является культура. Коренные этнические группы ЯHAO отличаются особой консервативностью, традиционная культура и характерные для нее типы хозяйственной деятельности, образ жизни. Культура северных народов самобытная и исторически адаптирована к имеющейся природной среде, на ее основе воспроизводит в целом весь свой социокультурный комплекс [5].
Итак, среди малочисленных коренных народов Севера наиболее титульной этнической группой являются ненцы (ненэй, ненэць). Культура представителей уральской языковой семьи самодийской группы формировалась в течение многих столетий и многим ранее, относительно культур других групп самодийского населения. Ненецкий народ выделяется, среди прочих коренных народов своими традиционно-культурными особенностями [2].
Развивающаяся на протяжении длительного времени как вид традиционной хозяйственной деятельности, оленеводческая отрасль и по сей день является основным видом хозяйства для ненецкого народа. Кочевой образ жизни ямальских ненцев обусловлен необходимостью восстановления биопотенциала оленьих пастбищ. Помимо оленеводства сохранились и более ранние виды хозяйственной деятельности, такие как охота, рыболовство и собирательство.
Традиционно жилищем ненцев служит чум, представляющий собой каркасное сооружение, напоминающее по форме конус. В качестве покрытия выступают шкуры оленей, защищающие от сурового северного климата. Такой вид легко трансформируемого переносного жилища хорошо приспособлен для кочевого образа жизни [6]. Сохранились и традиционные элементы одежды. Для мужского населения это: малица, маличная рубаха, совика, меховые чулки и сапоги. Для женщин традиционной одеждой служит: меховая шуба, ровдужные штаны и шапки, имеющие длинную затыльную часть. Ненцам свойственно украшать предметы одежды и аксессуары традиционными орнаментальными узорами. Воспроизведение элементов природного окружения является основным мотивом традиционного орнамента. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» [7] (рис. 3).
Менее распространенный на полуострове народ – ханты (самоназвание – ханти, хандэ, кантэк). Само название ханты означает люди. Относящийся к угорской группе народ – ханты, распространенный в северных районах Западной Сибири, традиционно занимается речным рыболовством, оленеводством и таежной охотой. Эти отрасли являются основными видами хозяйственной деятельности. В южных районах и вдоль берегов р. Оби, начиная c ХIX века распространено животноводство и овощеводство. Также, большое значение имеет собирательство [8].
Первоначально традиционным жилищем для хантов служили различного рода землянки, имеющие в своей основе каркас из бревен. Такого рода землянки способствовали появлению срубного жилища, в традиционном понимании слова – дома. Хотя, по мировоззрению ханты, дом – это все, что окружает человека в жизни. В качестве переносного жилища оленеводов-кочевников используют чум, заимствованный у исторических соседей ненцев и отличающийся лишь некоторыми деталями. Чум покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом. В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом [5].
Традиционными видами деятельности женщин являются вышивка бисером, шитье одежды и обуви из оленьего меха, замши и цветного сукна. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.) [6] (рис. 4).
Наиболее малочисленным коренным народом Севера являются селькупы. Селькупы (селькуп, чумыль-куп, шелькуп, шешкум; устаревшее – самоеды) – народ, живущий на севере Западной Сибири. Селькупы – один из самых малочисленных народов Сибири.
Отличительной особенностью данного народа является ведение оленеводческого промысла, в основном с транспортной целью. В отличие от ненецкого и хантейского, оленьи стада селькупов имеют не большое поголовье, в среднем 10–30 голов. Во время короткого летнего периода, свойственно объединять оленей в одно стадо, поручая его нескольким пастухам. Характерно использование собачьих упряжек в качестве транспорта, помимо оленьих. Наряду с традиционными видами хозяйственной деятельности, выступает сбор ягод (морошки и брусники) и кедровых орехов. Основной рацион питания состоит из продуктов, добываемых национальными промыслами. Традиционный гардероб селькупов представлен: короткой шубой из оленьих шкур – паргы и глухой меховой одежды – соккы. Из шкурок пешки, песцовых и беличьих лапок, а также шкурок с шеи гагары, шьются шапки в виде капоров – укы. Обувь – пеема, производится из камусов и сукна или ровдуги [7].
Рис. 3. Традиционный орнамент ненцев
Рис. 4. Традиционный орнамент хантов
Рис. 5. Традиционный орнамент селькупов
Селькупские поселения обычно небольшие, располагаются на высоких берегах рек и в них примерно от 2 до 10 жилищ. Для них также характерно проживание сразу 2–3 семей в одном жилище, представляющем собой полуземлянку «пои мот», «локоро пои мот», «локоро чуй мот». Заметим, что расположение жилища ориентировано входом к реке, на восток, в сторону восхода солнца.
Орнамент селькупов схож по очертаниям с орнаментами других коренных народов. В основе лежат прямолинейные геометрические формы, отдельные фигуры дополнены крючками и отростками, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение) [7] (рис. 5).
Рассматривая традиции и культуру коренного населения Севера, прослеживаем важность традиционного природопользования в жизнедеятельности коренного населения. Жизнедеятельность этнической группы тесно связана с природой Севера и напрямую зависит от географической среды обитания, что акцентирует внимание на поиске решения проблем использования земель полуострова, для сохранения и развития коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. Столкновение двух столь разных видов использования биоресурсов, как индустриальное и традиционное, выражается в виде разногласия двух культур. В связи с этим наблюдается острая необходимость поиска вариантов решения их дальнейшего сосуществования и развития. Отметим, что выше обозначенные виды хозяйственной деятельности, сосуществующие сегодня на полуострове и являющие собой опосредованные человеческим участием формы антропогенного воздействия, в значительной степени по-разному влияют на развитие экологических и этнокультурных перспектив и на сохранение традиционной культуры коренного малочисленного населения Ямало-Ненецкого округа в целом.
Разработка новых месторождений препятствует привычному образу жизни коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа, тем самым вытесняя оленеводческие народы с привычного маршрута мигрирования. В связи с тем, что оленеводческой деятельностью занята большая часть коренного населения, деградация используемых в качестве пастбищ земель становится как экологической, так и социальной проблемой округа. То есть все это может катастрофично сказаться на коренных малочисленных народах Севера, ведущих кочевой образ жизни [9].
Таким образом, дальнейшее выживание и сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера фактически зависит от осуществления контроля над землями их проживания. Существует острая необходимость предоставления возможности коренным малочисленным народам использования своей земли и ее ресурсами, и рационально используя и сохраняя ее в первозданном виде. В связи с этим возникает необходимость развития и реализации идей по рациональному использованию территории, взаимовыгодных для двух культур, без нарушения прав коренного населения, защищая и оберегая окружающую среду, в частности при добыче полезных ископаемых.
На сегодняшний день эти проблемы акцентируют на себе все больше внимания. Для их решения, при поддержке Комитета, подготовлены и рассмотрены законы в сфере защиты исторической среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Помимо принятия законов, защищающих права коренных жителей, действуют окружные целевые программы, разработанные с учетом сложных моментов при переходе к рыночным отношениям традиционных видов хозяйственной деятельности. Программно-целевое планирование в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера на протяжении последних лет осуществлялось в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008–2011 гг.». Данная программа предполагает целенаправленную работу в сфере повышения образованности коренных жителей, улучшения бытовых и социальных условий жизни населения, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни. Также важной стороной данной программы является сохранение и приумножение национального языка и культуры народов Севера. В автономном округе проводились и проводятся ставшие традиционными такие окружные мероприятия, как «Праздник народов Севера» (г. Новый Уренгой); фестиваль фольклора народов Севера (г. Салехард); детский фестиваль художественного творчества народов Севера «Солнце на ладони» (г. Салехард); народные праздники «Ворнахатл», декады культуры финно-угорских народов и многие другие.
Заключение
На сегодняшний день в законодательстве Ямало-Ненецкого округа выявлены наиболее приоритетные направления. К их числу относятся: меры, способствующие сохранению и развитию коренных народов ЯHAO. Также следует отметить, что при создании ряда предпосылок, связанных с правовыми, финансовыми и социальными условиями, коренные народы Севера смогут продолжать осуществлять те привычные, традиционные формы хозяйственной деятельности. И во многом ведение хозяйственной формы деятельности, как правило, зависит от ряда важных факторов, и таких как: сохранение и организация этнокультурных промыслов, получение льгот на землю, а также получение части денежных средств от доходов промышленных предприятий. Немаловажное значение в решении поставленной проблемы имеют меры по профилактике здоровья населения, в том числе, бесплатные медицинские услуги за счет государственного финансирования. И последнее, в решении данной проблемы важное значение имеет предоставление бесплатного образования детям в учреждениях высшего и среднего образования.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Куратова Т.А. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 7-12;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11885 (дата обращения: 21.12.2024).