В настоящее время одной из актуальных проблем в нашем обществе является создание семьи, ее формирование, ее динамика и функции. Неслучайно в основные направления государственной семейной политики включены такие актуальные вопросы, как развитие структуры семьи; поддержка репродуктивной составляющей; финансово-материальное и жилищное обеспечение; трудоустройство; доступ к возможности получения высшего и среднего специального профессионального образования; а также диагностика, развитие, поддержка и сопровождение социально-психологического функционирования семьи как основной первичной ячейки, необходимой для устойчивого планомерного, целенаправленного развития общества [1]. Особое внимание государственной политики уделено поддержке материнства и детства непосредственно в виде финансовой помощи (материнский капитал, пособие по рождению ребенка, социальные стипендии и пенсии), что находит отражение в многочисленных документах, а также в информационных источниках, таких как средства массовой информации, социальные и образовательные компьютерные сети [2]. Внимание уделяется развитию семейной культуры, средне-образовательных школ (СОШ), дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и лечебно-профилактических учреждений, в рамках которых оказываются не только образовательные услуги, но и психолого-педагогическое консультирование, психологическая диагностика, намечаются меры профилактического характера и непосредственно реализуется консультативная и корректирующая помощь. Предметом особого внимания в настоящее время стало студенчество, поскольку молодёжь в возрастных группах от 16–21 года, получающая высшее профессиональное и среднее специальное образование, составляет контингент, в котором формируется и начинает реализовываться институт семейных отношений [3]. Студенчество служит основой для создания эффективной демографической ситуации на биологическом, психологическом и социальном уровнях. На уровне бытового мышления принято делить семьи на благополучные и неблагополучные; однако существуют научно обоснованные критерии, согласно которым в гармоничных семьях сбалансированы структура и все ресурсы, на хорошем уровне функционируют все семейные механизмы и семья справляется с выполнением всех своих основных функций: репродуктивной, материально-финансовой, психологической, социальной. В фундаментальных социально-психологических исследованиях рядом авторов выделяются группы неблагополучных, преимущественно социально-дисгармоничных семей, нуждающихся в различных видах помощи диагностических, коррекционно-защитных: в спектре материальных, экономических, информационных, педагогических и медицинских направлений [4]. Дисгармоничные и неблагополучные семьи выделяются в отдельные группы риска с целью разработки и реализации технологий, активирующих внутренние ресурсы семьи для решения личностных и психосоциальных проблем как семьи в целом, так каждого ее члена, кроме того, это служит основой для подготовки и реализации специфических государственных программ и проектов. Особую значимость приобретают развитые и актуальные родительские и гендерные функции и компетенции, а как инструмент особую роль приобретает коррекционно-образовательное направление включающее все виды педагогической, психологической и психотерапевтической помощи [5]. Социально-психологическое тестирование, проводимое в различных слоях населения, позволяет более четко структурировать актуальную проблематику и выявить сильные системообразующие стороны.
Цель исследования: комплексная оценка социально-психологических проблем современной молодой семьи и, что не менее важно, родительской семьи: финансово-экономические проблемы; жилищная обеспеченность; занятость; проблемы трудоустройства; репродуктивная составляющая семей; психологический климат семьи; наличие или отсутствие алкогольной, наркотической, игровой зависимостей у членов семьи; а также анализ возможных конфликтных ситуаций. Семья, как предмет социально-психологического анализа, позволяет выделить наиболее значимые системообразующие факторы личности, которые закладываются в микросоциальной ячейке (семье) и в последующем все вышеназванные факторы проецируются на средние и большие социальные группы (макроуровень).
Материалы и методы исследования
Выборку составили молодые люди, студенты г. Владикавказа, в следующих возрастных категориях: до 21 года – 187 человек (82,4 %); 21–25 лет – 31 человек (13,6 %); 26–30 лет – 4 человека (1,8 %); 31–35 лет – 5 человек (2,2 %); куда вошли студенты трех высших учебных заведений города Владикавказа (Республики Северная – Осетия Алания): Северо-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА), Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Левановича Хетагурова (СОГУ) и Северо-Кавказского горно-металлургического института (СКГМИ). Таким образом, выборка представлена молодыми семьями, преимущественно из студентов высших учебных заведений г. Владикавказа, что повлияло на возрастное распределение в подгруппах. Максимум пришелся на возраст до 21 года, что подчеркивает значимость исследования именно будущих молодых семей, поскольку в этот период на психолого-социальном уровне закладываются и формируются поведенческие паттерны на основе собственного социального опыта и опыта родительских семей. Более 80 % данной выборки не имеют собственного опыта семейной жизни (вне родительской семьи). Обращает на себя внимание тот факт, что в составе выборки из 227 человек 35 человек, состоят в отношениях, из них 20 состоят в официально зарегистрированном браке и 15 в незарегистрированных отношениях. По данным выборки длительность брачных отношений составила от 1 до 9 лет. Люди, не состоящие в браке, 189 человек, это в основном студенты чьё мнение и установки отражают (составляют проекцию) структурно-функциональных особенностей родительских семей.
Социологический опросник включает 18 параметров с детализацией, позволяющих провести качественный и количественный факторный анализ выборки. Анкета содержит 19 вопросов и 89 вариантов ответов. На сегодняшний день молодые люди, вступая в отношения, по-разному относятся к регистрации брака: большинство считает, что брачные отношения должны быть официально зарегистрированы, что создаёт условия для большей ответственности со стороны супругов к выполнению основных функций семьи; это служит научно обоснованной платформой для подготовки и реализации эффективной государственной политики в вопросах демографии, экономической (трудовых ресурсов), психолого-педагогической и духовной составляющих. На наш взгляд, вышесказанное влияет на ситуацию «избегания» вступления в брак до достижения определённого социального статуса и возрастного ценза. Все-таки остается доминирующим представление о том, что вступление в брак должно закрепляться юридически, что, на наш взгляд, повышает уровень взаимного доверия, предотвращает и смягчает конфликты супругов и гармонизирует их отношения на биопсихосоциальном уровне. Все вышесказанное подтверждается статистическими данными в масштабе страны: по данным Росстата более 60 % населения, состоящего в браке, считают регистрацию брачных отношений обязательной, особенно это связывается с наличием рожденных в браке детей и возможностью получения различных видов и форм социально-экономической поддержки [6]. Факторный системный анализ феноменологии семьи и семейных отношений в условиях региона являлись предметом исследований в научных публикациях предшествующих лет [7, 8]. Полученные данные анализировались с помощью электронной таблицы MS EXEL и IBM SPSS Statistic 21; использовались результаты двустороннего корреляционного анализа по Пирсону (N) с показателями достоверности (p < 0,01** и p < 0,05*) [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Прагматико-реалистический подход в системе многофакторной мотивации семейных отношений многими членами общества, в особенности в молодежной среде, связывается с экономическим статусом индивида и его микро- и макросоциальными источниками. По данным нашего исследования объективная значимость финансового благополучия семьи двусторонне, достоверно коррелирует с обеспеченностью жильем (p < 0,01** N = 0,399). Жилищное обеспечение формирует чувство комфорта, психологической защищенности и на его поддержание тратится значительная часть семейного бюджета. До вступления в брак экономической ситуации большее значение придают мужчины (64,6 %), чем женщины (41,6 %) (p < 0,05*), на наш взгляд, данный факт является отражением доминирующих мнений в родительской семье о том, что финансовым благополучием семьи должен заниматься работающий мужчина. После вступления в брак выявлена инверсия мнений: финансовая составляющая оценивается как более проблематичная женщинами: у женщин 65 %, у мужчин 35 %. Вероятнее всего, это связано с перспективой увеличения семьи, рождением и воспитанием детей. Вместе с тем наличие финансового достатка обеспечивает бесконфликтную ситуацию в семье, что демонстрируется достоверной корреляцией в оси «финансы – бесконфликтность» (p < 0,01** N = –0,217). Таким образом, достоверно подтверждаются связи и взаимозависимости между следующими факторами: финансового обеспечения, жилищного обеспечения и дружественным бесконфликтным и доброжелательным климатом в семье. Психологический климат напрямую зависит от финансового обеспечения и жилищных условий, что является наиболее укоренившимся социальным стереотипом, распространённым как в «молодых семьях», так и наиболее значимым в родительских семьях (p < 0,01** N = 0,342). Таким образом, бесконфликтная, конструктивная, комфортная атмосфера в семье тесно взаимосвязана с названными факторами, что подтверждается высокой достоверностью статистического корреляционного анализа (p < 0,01** N = –0,403). В сознании членов семьи проецируется уровень экономического благополучия в обществе в целом, что находит отражение о мнении прямой взаимосвязи с благополучием и благосостоянием каждой одной отдельно взятой семьи и качеством жизни в обществе в целом, особенно это проявляется в условиях региона. На уровне семьи, как микроячейки, оценка уровня жизни связывается с трудоустройством и занятостью каждого отдельно взятого члена семьи. Проблемы трудоустройства выделены как высоко значимые у 54,2 % мужчин и 45,2 % женщин, что коррелирует с финансово-экономической ситуацией семьи. Репродуктивная функция семьи является наиболее значимой и вместе с тем проблемной составляющей, как показано в многочисленных социально-психологических исследованиях. Наличие детей в семье, их количество влияет на все структурно-функциональные семейные параметры. Количество детей в семье и желание еще иметь детей напрямую коррелирует со следующими факторами: наличие брака и его длительность (p < 0,01** N = 0,546), жилищные условия (p < 0,05* N = –0,154). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в нашем исследовании выявлен феномен: наличие детей может быть причиной возникновения или обострения конфликтных ситуаций (p < 0,05* N = 0,159). В целом стабилизация демографической ситуации является маркером социально-экономического благополучия страны, что подтверждается положительной достоверной корреляцией между деторождением, жилищным обеспечением, бесконфликтностью и стабильными брачными отношениями (p < 0,05* N = 0,163). Малодетность в молодых семьях (возраст брака от 1 до 9 лет) очевидна. Только у 9,1 % молодых семей есть дети. В половине семей, имеющих детей, зарегистрированы два ребенка. Репродуктивная составляющая семей глубоко имплементирована в возможности социальной защиты, материальное обеспечение, жилищно-коммунальные условия, обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями, детскими садами и яслями, наличие воспитательной и образовательной развивающей среды. Анализ семейной ситуации по признаку наличия детей показал, что только 9,1 % имеют детей, что подтверждает необходимость изменения демографической ситуации. Низкая рождаемость не является исключительно следствием финансово-экономической ситуации. На наш взгляд, на структуру и функции семьи оказывает значимое влияние неоднородность этнического состава, что особенно сказывается на психологическом климате и совместимости. Полиэтнические браки являются источником культурологического разнообразия, основой биологического здоровья и вместе с тем расхождение в микросоциальных стереотипах на уровне внутрисемейных этнических обычаев, традиций и особенностей, включая языковые предпочтения, может служить источником эмоциональных напряжений и возможных расхождений, конфликтов и даже распадов семьи (p < 0,01** N = 0,245). Этнический компонент наиболее четко проявляется в зависимости от уровня образования и включенности в различные виды социальной деятельности, особенно в трудовую и образовательную деятельность. На наш взгляд, вопрос социально-психологического мониторинга института семьи является комплексным, многофакторным, полиэтиологическим, гибким, динамичным и вместе с тем неоднородным по своей структуре. Исследование, мониторинг, количественный и качественный анализ вышеописанных факторов: финансовое и жилищное обеспечение, социальная инфраструктура, образование, трудоустройство и социальная занятость, психологический климат, этнический компонент и репродуктивно-демографическая ситуация может послужить основой для моделирования и реализации социально-экономической политики. Данное направление является актуальным в течение более чем, двадцати лет. Исследования имеют научно обоснованный, межпредметный, междисциплинарный характер и приобрели лонгитюдную направленность. Особо значимым становится социально-психологический мониторинг института семьи в условиях регионов. Если раньше традиционно придавалось приоритетное значение экономическим (1980–1990-е гг.) вопросам, то в настоящее время приобретают значение социально-психологические факторы и фокус смещается на репродуктивную составляющую (2 и более детей в семье), на развитие гармоничных, бесконфликтных отношений, на взаимодействие факторов социализации внутрисемейных с макросоциальными факторами. Осознание семьи как ценности является основой, гарантией и показателем стабильности, благополучия и высокого уровня жизни. Проведенное исследование еще раз подтверждает актуальность наличия в структуре высших учебных заведений психолого-педагогических служб, выполняющих функции диагностики, поддержки и коррекции ситуации в области семейных отношений.
Выводы
Целесообразно создание консультативных центров на базе лечебно-профилактических учреждений и в образовательных учреждениях, а также в рамках проектов социальной поддержки семьи; создание системы скоординированных между собой центров и служб, обеспечивающих помощь по следующим направлениям: финансово-экономические проблемы, жилищная обеспеченность, занятость, репродуктивная составляющая, психологический климат семьи. Особую значимость приобретают такие помогающие специальности, как семейный психолог, семейный психотерапевт, клинический психолог, наряду с широко распространёнными специальностями педагога, психолога и социального работника. Информационная культура может стать одной из составляющих системного процесса поддержки молодых семей, поскольку качественные информационные ресурсы помогают реализовывать текущие социальные программы и обеспечивают своевременность и конструктивность их внедрения как в центре, так и в регионах. В плане демографической ситуации, на наш взгляд, очень перспективным является расширение функций центров планирования семьи и введение в их штат специалистов психотерапевтов, клинических психологов, социальных работников, а также юристов, которые будут комплексно и оперативно осуществлять все необходимые консультативные, диагностические, профилактические и лечебные мероприятия. Этническое многообразие позволяет реализовывать в условиях поликультурной среды благоприятный бесконфликтный климат в семьях лишь на основе полилингвистического подхода с обязательным соблюдением норм использования единого государственного языка. Современная биопсихосоциальная концепция развития молодой семьи может служить методологической, теоретической и научно обоснованной базой для успешного развития реальных социальных программ и практик в сфере семейной политики. Все вышесказанное составляет единую динамическую структурнофункциональную систему и может быть применимо на всех уровнях в современном обществе на всей территории России.
Библиографическая ссылка
Татров А.С., Аликова З.Р., Кантемирова М.А., Темиров А.Я. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 37-41;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11891 (дата обращения: 21.12.2024).