В современной медицинской психологии все больше исследований посвящено роли психосексуальной сферы в возникновении, развитии и лечении гинекологических заболеваний. Лейомиомы (ЛМ), миомы, фибромиомы матки – наиболее часто встречающиеся доброкачественные новообразования репродуктивной системы женщин [1, 2], распространенность которых прогрессивно растет. Некоторые патологоанатомические исследования свидетельствуют о том, что распространенность ЛМ может достигать 85 %. Этиопатогенез развития ЛМ остается многогранным и малоизученным [2, 3]. Редки частные исследования этиопатогенетических факторов, таких как психологические, психические, сексуальные и межличностные факторы, влияющие на течение и возникновение заболевания, и тем более мало изучены поведенческие как способ справиться и найти механизм решения проблем, получить удовлетворение и удовольствие от жизни в целом. Имеются редкие работы по оценке дезадаптационных механизмов супружеских пар [4] при миоме матки, исследования по особенностям конфликтного поведенческого реагирования женщин с ЛМ [5, 6]. Признание важной роли удовлетворения женщиной в системе ее семейных отношений (так как женская сексуальность в большей степени связана с психологическими факторами) – очень важный фактор для ощущения женщиной женского счастья, которое оценивается подругому в семейных отношениях женщин с ЛМ матки [6, 7].
С целью изучения особенностей удовлетворения брачными отношениями в семьях женщин с ЛМ матки было проведено настоящее исследование.
Материалы и методы исследования
В общем исследовании использован анализ результатов психодиагностики 430 женщин: 242 женщины с верифицированным диагнозом ЛМ, 188 женщин без данного диагноза, в возрасте от 22 до 54 лет (средний возраст 37,931 ± 1,519). Критериями включения явились: верифицированный диагноз ЛМ (миома, фибромиома матки), опыт сексуальных отношений и добровольное информированное согласие пациенток на исследование психиатром. Критерий исключения: отказ исследуемых женщин или их мужей от обсуждения особенностей их сексуальной жизни, наличие диагноза онкологического гинекологического заболевания. В выборке преобладали пациентки с давностью ЛМ более двух лет (83,2 %), ЛМ с давностью менее 6 мес. выявлялась лишь у 4 %.
В данной работе был проведен анализ анкетных данных 20 мужчин (супругов женщин с ЛМ). Психодиагностика проводилась по следующему инструменту: Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и Тест описания поведения К. Томаса (TKI, Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, K.W. Thomas, R.H. Kilmann, 1974. На вопросы теста ответили все респонденты, все заполненные ими бланки оказались пригодны для анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к результатам определения степени благополучия супружеских отношений. Рис. 1 отражает процентную долю испытуемых с неблагополучными, переходными и благополучными семейными отношениями.
Оценки качества супружеских отношений по методике «Опросник удовлетворенности браком» распределились следующим образом. Абсолютно благополучны семейные отношения в восприятии 2,5 % опрошенных; «благополучны» для 27,5 %; и «скорее благополучны» для 30 %. Кроме благополучного восприятия семейных отношений определились и другие показатели: «переходные», при которых нельзя однозначно оценить удовлетворенность браком, показали 7,5 % испытуемых. Скорее неблагополучным, чем благополучным, свой брак видят 22,5 %. И доля воспринимающих супружеские отношения как «неблагополучные» составляет 10 %.
На основании проведенного ранее теоретического и эмпирического анализа вся группа испытуемых разделена на три сценария психосексуального поведения: отвержение, противоречие, холодное принятие.
Рис. 1. Особенности удовлетворенности браком в семьях (n = 40)
Таблица 1
Распределение выборки в зависимости от уровня удовлетворённости браком и сценарием психосексуального поведения
Данные методики В.В. Столина |
Подгруппы испытуемых |
||
Категория отношений по результатам тестирования |
% среди испытуемых выборки |
% среди испытуемых выборки |
Сценарий психосексуального поведения |
Неблагополучные отношения |
10 % |
32,5 % |
Отвержение |
Скорее неблагополучные отношения |
22,5 % |
||
Переходные отношения |
7,5 % |
37,5 % |
Противоречие – нестабильность |
Скорее благополучные отношения |
30 % |
||
Благополучные отношения |
27,5 % |
30,0 % |
Холодное принятие |
Абсолютно благополучные отношения |
2,5 % |
Далее, результаты методики на удовлетворённость браком распределились исходя из выделенных сценариев (табл. 1).
В подгруппу испытуемых, сценарий которых определен как «отвержение», с преобладанием низкого уровня удовлетворенности браком, вошли лица, охарактеризовавшие свои отношения как «неблагополучные» и «скорее неблагополучные», в общей сложности 32,5 % (13 человек). Таким образом, у испытуемых этой подгруппы внутрисемейные отношения характеризуются низким уровнем уважения, принятия, отмечается недовольство супругов друг другом. К подгруппе со сценарием «противоречие – нестабильность», с преобладанием среднего уровня удовлетворенности браком, относятся испытуемые с качеством отношений «переходные» и «скорее благополучные» – 37,5 % (15 человек) опрошенных. Эти испытуемые испытывают как частично негативные, так и в большей степени позитивные эмоции от внутрисемейных отношений. Подгруппа испытуемых со сценарием «Холодное принятие» и высоким уровнем удовлетворенности браком – демонстрирует благополучные и абсолютно благополучные отношения 30,0 % (12 человек). Они характеризуют свой брак как удавшийся, чувствуют радость и удовлетворение от общения в семье. Взаимопонимание в брачных отношениях находится на высоком уровне.
Далее, результаты методик исследования особенностей супружеских отношений будут приводиться раздельно для испытуемых каждой из выявленных подгрупп.
Обратимся к итогам психодиагностики по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса в адаптации Н. Гришиной. Исследование поведенческого реагирования в конфликтных ситуациях с помощью данного теста, у женщин с ЛМ в сравнении со здоровым контролем, значимых различий не выявило (р > 0,05).
Средние значения по каждому из стилей поведения в конфликтах в сравнении представлены на рис. 2.
Таким образом, на основании описательных статистических данных можно сделать вывод о том, что наиболее используемым стилем поведения в конфликте супругов со сценарием «отвержение» и низким уровнем удовлетворенности браком является конкуренция (среднее значение 8,08 баллов). Такой стиль поведения, как конкуренция (соперничество), ориентирован на индивидуальный результат, что немаловажно при объективной и субъективной необходимости настоять на своем, однако не позволяет принимать в расчет мнение брачного партнера.
Среди супружеских пар со сценарием «противоречие – нестабильность», со средним уровнем удовлетворенности браком, наиболее применим стиль «компромисса» (среднее значение составляет 7,27). Супруги при этом сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желаний другого человека. Разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Такие действия могут в некоторой степени напоминать сотрудничество, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне.
Супруги со сценарием «холодное принятие» и высоким уровнем удовлетворенности браком в конфликтных ситуациях наиболее часто применяют стратегию сотрудничества (среднее значение 9,0). Стиль сотрудничества позволяет всесторонне обсуждать вопрос и возникшие разногласия (переговорная стратегия разрешения конфликтов) с целью выработки оптимального общего решения. Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Одновременно стратегия сотрудничества является наиболее редко используемой испытуемыми с со сценарием «отвержение» (средний показатель 4,46). Реже всего супружеские пары со сценариями «противоречие» и «холодное принятие» используют в ситуации конфликта «избегание», для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей (средний балл 4,13 и 3,58).
В результате выделения эмпирической области, соответствующей предмету исследования (определение соотношения О, O1 и С для каждой группы семей), была проведена эмпирическая интерпретация полученных данных в виде двух рядов статистических гипотез. Их проверка с помощью критерия х2 показала, что определенному типу семей (стабильные, проблемные и др.) соответствуют определенные типы соотношения О, С и O1. Последние являются также условием возникновения супружеских конфликтов.
Обнаруживаются следующие тенденции. Оценка реального брачного партнера, данная испытуемым, последовательно возрастает в соответствии с ростом уровня удовлетворенности браком (средние значения 1,2 – 2,51 – 3,39). По сути, чем выше респондент ценит своего супруга/супругу, тем более он доволен в целом сложившимися отношениями. Самооценка (я как брачный партнер) в среднем приблизительно равна в подгруппах лиц с низким и средним уровнем удовлетворенности браком (2,26 и 2,32) и выше у испытуемых с высоким уровнем удовлетворенности супружеством (2,93). Ожидания по поводу партнера (или общие представления супругов о необходимом им абстрактном партнере по брачным отношениям) не демонстрируют выраженных различий на основании средних значений по всем трем подгруппам. Данные абстрактные конструкты, по данным проведенного исследования, с уровнем удовлетворенности реально существующим браком не соотносятся. Еще больше информации может быть получено при анализе соотношений между оценками, самооценкой и ожиданиями относительно брачного партнера (рис. 4).
Рис. 2. Уровень выраженности различных стратегий поведения в конфликте испытуемых с различными сценариями психосексуального поведения. Примечание- синий – «Отвержение»; оранжевый – «Противоречие – нестабильность»; серый – «Холодное принятие»
Таблица 2
Результаты оценки брачного партнера, самооценки и ожиданий
Сценарий «Отвержение» |
Сценарий «Противоречие» |
Сценарий «Холодное принятие» |
||||
Средн. знач. |
Станд. откл. |
Средн. знач. |
Станд. откл. |
Средн. знач. |
Станд. откл. |
|
Оценка партнера (О) |
1,20 |
0,95 |
2,51 |
0,90 |
3,39 |
0,46 |
Самооценка (С) |
2,26 |
0,87 |
2,32 |
0,93 |
2,93 |
0,55 |
Ожидания по поводу партнера (О1) |
2,66 |
0,72 |
2,63 |
0,94 |
2,76 |
0,62 |
Индекс симметрии (Исм) |
–0,66 |
1,45 |
–0,21 |
1,05 |
–0,08 |
0,65 |
Рассогласование взаимных оценок и ожиданий |
–2,20 |
1,44 |
0,64 |
1,77 |
0,93 |
1,22 |
Рассогласование взаимных оценок и самооценок |
–2,60 |
1,91 |
–0,37 |
1,49 |
1,27 |
0,83 |
Рис. 3. Сравнительные показатели оценки партнера, самооценки и ожиданий по поводу партнера испытуемых с различным психосексуальным сценарием
Рис. 4. Соотношение между оценками, самооценкой и ожиданиями по поводу партнера испытуемых с различным психосексуальным сценарием
«Индекс симметрии» (Исм), представляющий собой разность между взаимными оценками партнеров, в благополучной, гармоничной паре Исм будет приблизительно равен нулю: то есть ни одна из сторон партнерства не оценивает другую заметно выше или ниже. Индекс симметрии опрошенных пар изменяется: наиболее «несимметричны», со значимым перекосом во взаимных оценках отношения в брачных парах с низким уровнем удовлетворенности (–0,66); ближе к нулю он в подгруппе лиц со средним уровнем удовлетворенности браком (–0,21); и практически равен нулю в подгруппе с высоким уровнем удовлетворенности (–0,08). Чем более довольны партнеры своими отношениями, тем больше равенства во взаимных оценках.
Интересно рассмотреть также рассогласование взаимных оценок и ожиданий. Вследствие рассогласования уровня взаимных оценок и ожиданий возникает напряженности в межличностных отношениях, которая может привести к переходу конфликтов на поведенческий уровень. Благоприятно, если взаимные оценки превышают уровень ожиданий (разница имеет математический знак «+»). В данном случае партнеры могут дать друг другу все, на что рассчитывают; и даже больше. Подобная картина, на основании средних значений, образована у испытуемых со средним (0,64) и высоким (0,93) уровнем удовлетворенности браком.
Рассогласование уровня взаимных оценок и самооценок показывает разность взаимных О и С. Превышение самооценки над оценкой партнера свидетельствует о высокой автономности супругов, переходящей во взаимное отчуждение, неадекватной требовательности к партнеру; что характерно для испытуемых с низким уровнем удовлетворенности браком (–2,6) и частично отмечается у пар со средним уровнем удовлетворенности (–0,37). В свою очередь равные или более высокие взаимные оценки супругов относительно их самооценок соответствуют позитивным супружеским отношениям, отражают чувство любви и взаимопонимания в семье, внимательное и чуткое отношение к брачному партнеру. Средние значения данного показателя в подгруппе лиц с высоким уровнем удовлетворенности браком составляет 1,27.
Таким образом, проведенный анализ позволил установить следующие статистически значимые различия аспектов супружеских отношений испытуемых с различным сценарием психосексуального поведения.
Супруги со сценарием «Отвержение» и низким уровнем удовлетворенности браком обладают значимо более выраженной ориентаций на конкурентную стратегию поведения в конфликте (p ≤ 0,05), достоверно реже применяют компромисс (p ≤ 0,01) и сотрудничество (p ≤ 0,01). Сравнительно более низкой является также оценка собственного брачного партнера (p ≤ 0,01), но более выражено рассогласование взаимных оценок и ожиданий (p ≤ 0,05), а также рассогласование взаимных оценок и самооценок (p ≤ 0,01) супругов с низким уровнем удовлетворенности браком.
Испытуемые со сценарием «Противоречие-нестабильность» и со средним уровнем удовлетворенности браком в случае конфликтной ситуации отличаются уже достоверно сравнительно более редко используемой стратегией конкуренции (соперничества) (p ≤ 0,01), при этом достоверно снижается также склонность избегать конфликтов (p ≤ 0,01) наряду с возрастающей частотой использования сотрудничества как способности обсудить вопрос для выработки оптимального решения (p ≤ 0,01). Достоверно выше уровень оценки брачного партнера и самооценки себя как супруга (p ≤ 0,01), а также достоверно ниже уровень рассогласования взаимных оценок и ожиданий в парах (p ≤ 0,01); рассогласования взаимных оценок и самооценок (p ≤ 0,01). Восприятие более гармоничное.
Супруги со сценарием «Холодное принятие» и высоким уровнем удовлетворенности супружескими отношениями, согласно полученным нами данным, более выражено отличаются от лиц с низким уровнем удовлетворенности браком, нежели от лиц со средним уровнем. Статистически значимо отмечается наиболее высокий уровень способностей к сотрудничеству в конфликтных ситуациях (p ≤ 0,05) и достоверно наименьший уровень использования стратегии конкуренции (p ≤ 0,01). Достоверно отмечается наивысшая среди трех подгрупп оценка брачного партнера и себя как брачного партнера (p ≤ 0,01); а также именно в этих парах наименьший разрыв взаимных оценок и ожиданий (p ≤ 0,01).
Выводы
У женщин с ЛМ высокий уровень неудовлетворенности в таких значимых сферах отношений, как к себе, к матери, к отцу, к семье, к половой жизни, к сотрудникам, к начальству, к подчиненным, а также к прошлому, будущему и жизненным целям. Поведенческое реагирование в конфликтных ситуациях у женщин с ЛМ значимых особенностей не выявило. Наиболее используемым стилем поведения в конфликте супругов с низким уровнем удовлетворенности браком является конкуренция. Среди супружеских пар со средним уровнем удовлетворенности браком наиболее применим стиль компромисса, а с высоким уровнем удовлетворенности браком наиболее часто применяют стратегию сотрудничества.
Библиографическая ссылка
Маленьких Г.А. ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В СЕМЬЯХ ЖЕНЩИН, СТРАДАЮЩИХ ЛЕЙОМИОМОЙ МАТКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 57-62;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11895 (дата обращения: 08.11.2024).