Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна.
Марк Фабий Квинтилиан
Государственная система высшего физкультурного образования сегодня ориентирована на подготовку специалиста, способного проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов спорта.
В меняющихся условиях развития общества и самой системы физического воспитания перед будущим учителем физической культуры стоит множество задач. Он должен обладать знаниями и умениями применять различные педагогические технологии, направленные на поддержку должного уровня физической подготовленности с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Рассматривая профессионально-прикладной характер физической культуры в вузе, ряд авторов: Т.А. Брусник, И.И. Молодцова, З.Н. Черных – отмечают, что результатом подготовки квалифицированного специалиста посредством занятий физической культурой является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, а также высокий уровень развития жизненных сил, спортивных достижений, нравственного, эстетического, интеллектуального развития [1].
Преподаватели вуза видят необходимость в разработке новых универсальных методик, для занятий физической культурой, по которым могут одномоментно заниматься студенты с ОВЗ, а также студенты, входящие в основную группу здоровья [2].
В учебном плане бакалавриата по направлению подготовки выпускника по физической культуре вызывают интерес такие дисциплины, как «Плавание» и «Прикладное плавание», а точнее речь идет об условиях, в которых происходит процесс обучения данному виду спорта.
Определена цель исследования, состоящая в выявлении эффективности альтернативных способов коммуникации в процессе обучения будущего учителя физической культуры прикладному плаванию. Для достижения данной цели поставлены ряд задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить наиболее часто употребляемые термины в прикладном плавании.
3. Подобрать альтернативные способы коммуникации в процессе обучения будущего учителя физической культуры прикладному плаванию, позволяющие пловцу быстро понимать сообщение преподавателя и верно выполнять технику двигательного действия.
4. Проверить эффективность альтернативных способов коммуникации в процессе обучения будущего учителя физической культуры прикладному плаванию.
Методами исследования послужили: метод анализа литературы по теме исследования, метод педагогических наблюдений, метод сравнения, а также метод математической статистики.
Плавание относится к циклическим видам деятельности, выполняемым в затрудненных для человека условиях. Классификация способов прикладного плавания включает брасс, брасс на спине, плавание на боку, ныряние в длину и глубину, прыжки в воду, переправы вплавь, транспортировку пострадавшего и оказание ему первой помощи, технику освобождения от захватов [3].
Способы передвижения в воде носят условный характер и зависят от ситуации и условий, в которых находится пловец. Умение свободно держаться на поверхности воды требует от пловца во время вдоха проявить усилия в преодолении давления воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды.
Учитывая особенности условий процесса обучения студентов технике плавания, по причине невозможности полноценного восприятия речи, преподавателю приходится применять альтернативные способы коммуникации, позволяющие устанавливать связь с занимающимися посредством разнообразных знаков. Тело преподавателя становится инструментом передачи информации для плавающих.
По мнению психологов, язык жестов и телодвижений позволяет понимать собеседника, предвидеть его дальнейшие действия и может предупредить о том, следует ли изменять свои действия, чтобы достичь нужного результата [4].
И.Н. Горелов говорит, что значение слова, словосочетание и целое сообщение, есть результат соотнесения знака вместе с ситуацией общения. Осмыслив известную ситуацию, можно создать новый знак [5].
При организации обучающихся прикладному плаванию слова, фразы, знаки, сигналы обретают конкретный смысл, передающийся преподавателем пловцу. За короткий промежуток времени, равный вдоху пловца, получатель информации пытается расшифровать подсказку и в соответствии с ней корректировать свои двигательные действия.
Напрашивается сравнение процесса коммуникации преподавателя и пловцов с правилами и знаками дорожного движения. Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) имеют достаточно подробное описание, для чтения которых требуется немало времени, чтобы их понять. Дорожные знаки, установленные на обочине дороги, а также жесты регулировщика ПДД имеют аналогичное значение, смысл, но читаются и расшифровываются со скоростью движения автомобиля. Приведем пример: в пункте 4. ПДД РФ есть предписывающий знак 4.1.1 «Движение прямо» (рис. 1) и жесты регулировщика (рис. 2).
Рис. 1. Движение прямо
Рис. 2. Движение прямо
Первый и второй рисунок соответствуют пояснению: «Движение разрешено только прямо. Знак не запрещает поворот направо во дворы и на другие прилегающие к дороге территории». Движение по трассе на автомобиле позволяет водителю визуально воспринимать предписания ПДД РФ в форме знаков и своевременно применять их к действию.
Видим аналогичный процесс на занятиях прикладного плавания, когда необходимо научить студента правильно и быстро понимать смысл сообщения преподавателя. Выдвигаем предположение о том, что данная форма взаимодействия положительно влияет на весь процесс обучения занимающихся плаванием и обеспечивает более точное усвоение материала. Вводное занятие посвящаем знакомству занимающихся с правилами поведения в бассейне.
На основании общепринятой терминологии в физической культуре и спортивной деятельности, а также профессионального практического опыта, доводим до сведения студентов первостепенно значимые альтернативные способы коммуникации.
В процессе обучения плаванию очень важны коммуникативные жесты, включающие приветствие, привлечение внимания, запреты, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные. Выразить оценку и отношение к действиям пловца помогут жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности. Слово и жест должны нести идентичную информацию с личностно-эмоциональным оттенком.
Одним из способов передачи информации является мимика, выражающая основные эмоциональные состояния: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение, проявляющаяся в целостности и динамичности. Визуальный контакт, располагающий к общению, передает самые точные сигналы о состоянии человека, о его намерениях. Позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта разгадываются в положении ладоней, направленных вверх. Разнообразие движений руками и головой позволяет в затрудненных обстоятельствах достигать более полного понимания между общающимися людьми.
Дополнительным средством коммуникации служит графическая форма записи, часто применяемая для более точного понимания положения тела пловца и отдельных его частей. Применяя штриховую форму записи, преследуем цель наглядности, экономичности, простоты и доступности в объяснении нового материала или в работе над ошибками. При необходимости более детального изображения отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, служит полуконтурная форма записи.
А.А. Магутина говорит, что интернациональная семантическая языковая система состоит из нескольких сотен базовых графических символов и способна заменить любой естественный и искусственный язык на письме. Блиссимволика может дополняться новыми символами, обозначающими новые понятия [6].
Опираясь на вышесказанное, хочется поделиться опытом применения особых знаков, жестов, в процессе обучения прикладному плаванию.
Направленный вверх указательный палец, хлопок в ладоши, сигнал свистком привлекают внимание, предупреждают об опасности.
В момент ныряния подсказка о закрытии рта выполняется смыканием всех пальцев. Соединение больших и указательных пальцев между собой в кольцо означает открыть рот и сделать вдох. При правильном выполнении упражнения подается сигнал сжатой кистью в кулак и большой палец направлен вверх, если большой палец направлен вниз – это означает неверное выполнение упражнения.
Серия подготовительных упражнений сопровождается движениями тела или частью тела преподавателя на суше, обращая особое внимание на часто допускаемые ошибки: Выдох – непосредственно перед вдохом, пловец с резким возрастанием скорости через рот и нос выполняет выдох в воду. Вдох – выныривая из воды, пловец в полной координации движений рук и ног быстро ртом выполняет вдох.
«Поплавок» – занимающиеся выполняют его стоя в воде по грудь, сделав глубокий вдох, приседают под водой, с одновременным прижатием подбородка к груди, обхватив колени руками и зафиксировав положение тела, выполняют задержку дыхания на 20–30 с, всплывая на поверхность воды.
«Звёздочка на груди» – из положения «поплавок» ноги и руки разведены в стороны, как морская звезда для равномерного распределения веса тела.
Звёздочка на спине» из положения стоя в воде, ноги и руки развести в стороны, как морская звезда, затем плавно опуститься спиной на воду. Туловище держать прямо, подбородок поднять, смотреть вперед – вверх, дышать, спокойно, равномерно.
«Торпедный толчок и скольжение», сопровождаемые движением тела преподавателя дают пловцу понять, что это скольжение тела пловца после отталкивания от стенки бассейна с меньшим сопротивлением воды, чем при плавании в обычном режиме до момента снижения привычной средней скорости плавания. Длина «торпедного» толчка считается до выполнения полного гребка, обычно составляет около 5 м (15 футов), но по правилам, установленным FINA (Международная федерация плавания), элитные пловцы могут выполнять толчок со скольжением до 15 м (45 футов).
«Гребок» – активное движение пловца рукой зависит от умения включить в работу крупные мышцы верхнего плечевого пояса.
«Ныряние» – старт с бортика бассейна или с тумбы для последующего проплывания дистанции. Исходное положение стойка на задней части тумбы. Толчковая нога впереди, зафиксировав положение кончиками пальцев, наклон вперед, хват руками за передний край тумбы. Тело немного смещено назад для разгона. Затем следует толчок впереди стоящей ногой, приставляя к ней позади стоящую. Активный мах руками вперед, для рассечения поверхности воды, голова на одной линии с руками, колени и носки прямые, выполняют заныривающее движение, после чего все тело вслед делает кувырок, оказавшись под водой на спине. Одномоментно выдох носом, чтобы в него не попала вода. Ноги принимают упор о бортик бассейна для выполнения активного толчка с поворотом тела, чтобы затем вновь оказаться на груди. Для скольжения под водой руки выбрасываются стрелкой вперед.
Некоторые альтернативные способы коммуникации, применяемые на занятиях прикладного плавания, представлены в таблице.
Альтернативные способы коммуникации в процессе обучения будущего учителя физической культуры прикладному плаванию
Значение жеста |
Жест |
Место остановки |
|
Конец занятия |
|
Движение ко мне |
|
Необходимо ускорение |
|
Обратите внимание на работу ног |
Дополняя систему вербального общения альтернативными способами коммуникации, ведем педагогические наблюдения за поведением занимающихся в бассейне.
Рассуждая о результатах нашего исследования, отмечаем, что в процессе обучения прикладному плаванию у будущего учителя физической культуры активизируется ассоциативное мышление. Восприятие требований преподавателя происходит достаточно быстро. Студенты более точно выполняют практическое задание, направленное на освоение техники двигательного действия. Как следствие проделанной работы, демонстрируют отличные способности в нырянии в длину и глубину, в проплывании на спине, на боку. Могут транспортировать пострадавшего на расстояние, равное 50 м, и оказать ему первую помощь. Умеют освобождаться от захватов.
Таким образом, на основании того, что каждый студент успешно справляется с зачетными требованиями по прикладному плаванию, напрашивается вывод об эффективности внедрения альтернативных способов коммуникации в процесс обучения будущего учителя физической культуры прикладному плаванию. Преподаватель уверен в том, что будущий учитель физической культуры, активно посещающий данные занятия, способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Иванова Л.Ю., Иванов О.Н., Иванова А.П. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 17-21;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11916 (дата обращения: 12.10.2024).