Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Питенко С.В. 1 Кастуева В.А. 2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 МАДОУ «Детский сад № 90»
Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка является одной из приоритетных задач системы дошкольного образования. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста находит отражение в трудах современных исследователей. Статья посвящена использованию музыкально-театрализованной деятельности как эффективного средства воздействия на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В статье проанализированы труды учёных и опыт педагогов. Обосновывается мысль о том, что дети старшего дошкольного возраста чувствительны к восприятию отдельных видов искусств, способны осваивать выразительные средства искусств, отражать собственное мировосприятие через творческую деятельность. Основное внимание в работе уделено синтезу двух видов искусств: музыки и театра, их влиянию на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Описаны этапы освоения дошкольниками 5–6-летнего возраста музыкально-театрализованной деятельности. Обоснованы психолого-педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность. Проанализирована результативность опытно-экспериментальной работы, внесены коррективы в образовательный процесс ДОО. Полученные результаты позволяют нацелить музыкальных работников ДОО, воспитателей на совершенствование работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования музыкально-театрализованной деятельности. Также материалы исследования будут интересны специалистам в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
творчество
развитие творческих способностей
дети старшего дошкольного возраста
музыкально-театрализованная деятельность
психолого-педагогические условия
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Изд. «Центр педагогического образования», 2013. 32 с.
2. Никольская О.Л. Творчество как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 32–45.
3. Национальная педагогическая энциклопедия // didacts.ru Педагогика. НЭС (дата обращения: 05.09.2019).
4. Андриади И.П. Педагогический словарь: словарь / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. М.: ИНФРА-М, 2018. 224 с.
5. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. 2015. № 09. ART15320. 0,5 п.л. [Электронный ресурс]. URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm (дата обращения: 05.09.2019).
6. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. СПб.: Санкт-Петербург, 1998. 170 с.
7. Галянт И.Г. Музыкально игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 186 с.
8. Аджимарова Л.М. Влияние музыкально театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 573–575.

В современном мире, в свете новых стандартов и глобальной модификации жизнедеятельности, мы наблюдаем высокую потребность в поколении молодых людей с наиболее развитыми интеллектуальными, креативными, нестандартными способностями.

Дошкольный возраст является интенсивным периодом развития творческих возможностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена задача: развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [1]. Система дошкольного образования уделяет огромное значение созданию условий для полноценного развития ребёнка. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба. От того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны российского общества.

Многочисленные исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. подтверждают, что наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей и творческих качеств является старший дошкольный возраст. В этот период ребёнок воспринимает мир по-своему, ярко и эмоционально, для него не существует стереотипного видения окружающей действительности. Исследования учёных (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.), изучение массовой и инновационной практики (И.П. Волков, Б.М. Неменский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Библер и др.) доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс [2].

Творчество – это деятельность, с помощью которой рождается что-то новое на основе имеющегося опыта знаний и умений [3]. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [4]. Творческие способности рассматриваются как синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [5]. Творческие способности соединяют в себе связь множества качеств. Известный американский психолог Элис Пол Торренс, исследовавший проблему человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям характерно так называемое дивергентное мышление [6]. П. Торренс выделил следующую структуру творческих способностей:

– воображение,

– дивергентное мышление (тип мышления, идущего в различных направлениях),

– конвергентное мышление.

В свою очередь воображение и мышление определяются как:

1. Беглость – способность находить наибольшее количество идей (важно не качество, а количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность находить нестандартные идеи.

4. Разработанность (законченность) – способность разрабатывать свою идею или придать ей окончательный вид [6].

Изучение проблемы развития творческих способностей в дошкольном детстве является актуальной на современном этапе жизнедеятельности. В своих трудах И.Г. Галянт отмечала, что поиск условий и средств для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста так же является актуальным направлением [7]. Исследования В.В. Домогацких, Е.А. Пелих, М.В. Копосова и др. доказывают, что взаимосвязь различных направлений художественно-эстетического развития дает положительную динамику в развитии творчества дошкольников. Несмотря на множество исследований (Л.Х. Цеевой, Е.Е. Рудиной, М.А. Евсеевой и др.) по данной проблеме, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. Психолого-педагогические исследования Дж. Гилфорда, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.С. Выготского, Н.В. Татаренко, Л.С. Фурминой свидетельствуют, что музыкально–театрализованная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как его эффективность очевидна [8]. Синтез искусств дает нам возможность для наиболее эффективного и полноценного развития творческих способностей у дошкольников.

Цель исследования: выявление степени эффективности психолого-педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования выступили: изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, опытно-экспериментальная работа, анализ полученных данных. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 90» г. Березники Пермского края в 2018–2019 учебном году. В ней принимали участие музыкальный руководитель, 2 воспитателя, 46 детей (группа № 9 и 11), 5–6-летнего возраста, 85 родителей, давших своё согласие на проведение исследования. Работа состояла из трёх этапов. На первом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено диагностическое исследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Второй этап включал формирующий эксперимент, который проводился с внедрением определённых педагогических условий с педагогами, детьми, родителями детей на основании разработанной системы работы. На третьем этапе была проанализирована результативность работы.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен начальный уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (методика Э.П. Торренса) [6]. При оценке уровня развития творческих способностей измерению подлежали воображение и творческое мышление. С детьми проводились индивидуальные беседы, предлагались практические и творческие задания. Диагностирование детей проводилось музыкальным руководителем с участием воспитателей при соблюдении режимных моментов. По результатам исследования было выявлено: 30,5 % (14 чел.) имеют низкий уровень развития творческих способностей, 37 % (17 чел.) – средний уровень, 32,5 % (15 чел.) – высокий уровень. Результаты исследования каждого ребёнка были занесены в «Диагностическую карту». Полученные данные свидетельствуют, что большинство дошкольников находятся на низком и среднем уровне развития творческих способностей: выявлены низкие показатели в гибкости мышления, умении разрабатывать идею, создавать что-либо новое и неповторимое. Исходя из анализа полученных данных, музыкальным руководителем был разработан тематический план работы с детьми, конспекты занятий, сценарии мероприятий.

Второй этап опытно-экспериментальной работы осуществлялся в соответствии с разработанным тематическим планом на групповых, индивидуальных занятиях, в совместной деятельности педагога и ребёнка. Для успешной реализации тематического плана в образовательный процесс ДОО были внедрены психолого-педагогические условия.

Условие первое. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности.

Интеграция различных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности является фактором формирования личности и дает возможность получить более глубокие и разносторонние представления об окружающем мире. С самых первых занятий с дошкольниками в практическую часть важно включать музыкальный компонент. Во время приветствия детей использовать музыкальное сопровождение, чтобы дети могли поздороваться не только с помощью речи, но и с помощью движений и пения под музыку, что способствует развитию оригинальности выполнения заданий. Пластические этюды необходимо сопровождать музыкой, это помогает детям представить более подробно и точно художественный образ, лучше его понять и показать. Музыкальные произведения лучше обыгрывать с помощью театрализации, что даёт возможность детям развивать воображение, создавать образы живых и неживых существ с помощью выразительных пластических движений, пользуясь разнообразными жестами и мимикой для завершения сценического образа.

Условие второе. Оснащение музыкального и театрального творчества вспомогательными средствами выразительности.

Для более эффективного развития творческих способностей дошкольников необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в группах и в музыкальном зале. Например: ширмой для показа сказок, персонажами для теневого и пальчикового театров, масками, костюмами в уголок ряженья (платки, юбки, жилетки, кепки, шапочки, плащи и т.д.), шумовыми и деревянными музыкальными инструментами для самостоятельной деятельности, дидактическими играми («Театр масок», «Посмотри и покажи», «Отгадай сказку» и др.). В музыкальном зале дошкольной образовательной организации систематически обновлять аудиотеку различными музыкальными произведениями, шумовыми эффектами, классической, народной музыкой, видеотеку с записями театрализованных постановок, дополнять уголок в музыкальном зале различными музыкальными инструментами: металлофонами, треугольниками, бубнами, шумелками, маракасами, деревянными ложками, барабанами, тарелками, шуршалками и др., а также обеспечить наличие костюмов для обыгрывания театрализованных постановок.

Условие третье. Пополнение знаний, умений и навыков детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Опыт накапливается в постоянном повторении или преобразовании уже знакомого материала. Поэтому на занятиях важно учить детей строить диалог с партнером на заданную тему, произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, запоминать определенные позы и образно их передавать, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение и т.д.), развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, разнообразную интонацию речи, координацию движений, навыки действий с воображаемыми предметами. Все выше перечисленное использовать на каждом занятии в практической деятельности для усвоения определенных знаний, умений и навыков в исполнительстве, для развития беглости, оригинальности и гибкости мышления.

Условие четвертое. Использование игровых ситуаций, способствующих проявлению творческих способностей.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, переход к художественному воображению – это путь через создание игровых ситуаций, в которых раскрываются фантазии детей. Для снятия напряжения, создания внутреннего комфорта можно использовать в музыкально-театрализованной деятельности различные игровые ситуации (пластические этюды, игры, драматизации, импровизации и т.д.).

Участвуя в таких игровых ситуациях, дети старшего дошкольного возраста имеют возможность проявить творчество в деятельности, развить быстроту и гибкость мышления при перевоплощении в сказочного персонажа.

Условие пятое. Создание комфортной психологической обстановки.

Это условие обеспечивается соблюдением определённых правил. На занятиях музыкально-театрализованной деятельности педагогам необходимо:

– с помощью мимики и жестов передавать своё настроение, радость от общения с конкретным ребёнком и детским коллективом в целом,

– не нарушать границ личного пространства детей,

– устанавливать контакт с помощью вербального способа,

– проявлять искренний интерес к вопросам ребёнка и давать полноценные ответы,

– в трудных ситуациях в практической самостоятельной или коллективной деятельности детей оказывать непосредственную помощь,

– создавать ситуацию успеха для всех детей.

Внедрение выделенных психолого-педагогических условий на формирующем этапе эксперимента началось с ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром как зрелищным видом искусства. Дети делились впечатлениями, полученными при просмотре театрализованных постановок, знаниями о театральном искусстве. Просматривали презентацию «Кто работает в театре». В беседе с воспитателем дети пополняли знания о специфики работы актеров, режиссёров, постановщиков, костюмеров, звукооператоров и др. Особо заинтересовал просмотр отрывка из мюзикла «Дюймовочка», в котором главных героев играют дети. Многие дошкольники захотели взять на себя роль положительных героев, отмечая их доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание прийти на помощь в трудную минуту.

В помещении ДОО с помощью родителей была организована мини-выставка различных видов театров (пальчиковый театр, театр ростовой куклы, настольный театр, теневой театр). Импровизированная экскурсия на мини-выставку способствовала знакомству детей с историей создания театра, видами театральных постановок.

На первых музыкальных занятиях детям объясняли, как необходимо слушать музыкальные произведения, акцентируя внимание на начало и окончание музыкальных фраз, учили анализировать прослушанный фрагмент, выполнять танцевальные движения в различных образах (зверята, качающиеся деревья, птички и т.д.).

На интегрированных занятиях детей учили перевоплощаться в сказочных персонажей (животных, птиц, фей и др.) под музыкальное сопровождение. Данный приём «перевоплощение» помогал развивать у воспитанников творческое воображение. При этом шла активная работа по развитию умения передавать конкретное действие, пластические музыкальные этюды эмоциями, жестами, мимикой, имитационными движениями, выразительностью речи. Проигрывались небольшие музыкальные сказки, что способствовало развитию структурных компонентов творческого мышления: беглости и оригинальности. Для поддержания интереса детей к музыкально-сценическим играм педагоги предлагали дополнять сценический образ атрибутами (шапочки, крылышки, маски, жилетки и т.д.) для полной разработанности образа. В случае затруднений детей в работе использовались дополнительные средства обучения: дидактические игры («Зеркало», «Театральные маски», «Узнай и покажи», «Повтори что видишь» и пр.), индивидуальные беседы, собственный показ, коллективные игры. Для постановки выразительности речи и интонации проводилась артикуляционная гимнастика. Использовалась как индивидуальная, так и групповая работа с детьми. Созданная педагогами комфортная обстановка способствовала раскрепощению детей, у них пропадал дискомфорт, скованность, страх, переживания, улучшалось настроение. В игровых ситуациях, созданных педагогом, дошкольники учились ставить перед собой цель, находить пути решения проблемы, проявляли инициативу и творчество при демонстрации различных сценических образов, озвучивании сказочных героев, музицировании.

В дальнейшем, когда дошкольники обучились приёмам перевоплощения в различных героев, научились изменять голос, оригинально использовать мимику и жесты, педагоги перешли к постановке небольших музыкально-театрализованных спектаклей. Вначале совместно с детьми обсуждался выбор сказки, распределялись роли, придумывались костюмы и атрибуты каждому герою. Родители помогали разучивать с детьми текст, создавать декорации. Педагоги работали над выразительностью речи детей, имитационными движениями, мимическими изменениями, помогали разучивать индивидуальные и совместные песни и танцы. Каждому герою подбиралось музыкальное сопровождение, соответствующее персонажу по характеру. После индивидуальных и коллективных репетиций дети выходили на сцену и представляли зрителям театральную постановку.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы была выявлена степень эффективности психолого-педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Повторное диагностирование детей старшего дошкольного возраста показало, что количество детей с низким показателем уменьшилось на 23,9 % (11 человек), средний уровень увеличился на 10,8 % (5 человек), высокий уровень увеличился на 13 % (6 человек). Намеченная динамика свидетельствует о целесообразности и эффективности проведённой работы.

Заключение

Полученные данные доказали эффективность обоснованных и внедрённых в практику образовательного учреждения психолого-педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность. Обучающиеся стали более активными, раскрепощенными, отзывчивыми и эмоциональными. Начали больше фантазировать и воображать. Расширился словарный запас, что является важным фактором в творческом развитии детей. У воспитанников повысился интерес к творческой коллективной деятельности. Дети научились самостоятельно дополнять и оригинально представлять свой сценический образ. Развились коммуникативные качества личности (вербальные и невербальные). Дети начали проявлять любознательность, стремиться познать новое, появились способности к импровизации, что показывает развитие творческого мышления и творческого воображения. При целенаправленных наблюдениях выявлено, что дети стали использовать полученные знания, умения и навыки в свободной творческой деятельности.


Библиографическая ссылка

Питенко С.В., Кастуева В.А.     РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 27-31;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11918 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674