Одна из причин экологического кризиса по всему миру – это отсутствие должных знаний об объектах природы, их взаимодействиях между собой и человека с ними, а также навыков экологического поведения в окружающем мире.
Экологическое просвещение имеет целью формирование личности с экологически ориентированным мышлением, которая реализует свою жизнедеятельность с учетом последствий для окружающей среды. Такая личность отличается сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и гуманной по отношению к природе деятельностью.
Приоритетным направлением развития любого общества, независимо от его политического и экономического устройства является воспитание и обучение подрастающего поколения. Глобальный экологический кризис, начавшийся в середине XX в., требует создания системы экологического образования, результатом которой будет формирование экологического сознания, т.е. способности осознавать и оценивать последствия своих воздействий на природу и умения жить в относительной гармонии с нею; следование «экологическому императиву»: правильно то, что не вредит природе и не нарушает существующего в природе равновесия. Лишь в детском возрасте может быть заложено понимание самоценности всего живого на Земле, вне зависимости от полезности для человека.
Экологическое просвещение и воспитание должно соответствовать экологическим проблемам сегодняшнего дня, учитывать изменения, происходящие в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны.
Цель исследования: анализ проблем и возможностей экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста в нашей стране, а также описании опыта г.о. Дубна в области формирования экологической культуры младших школьников.
Материалы и методы исследования
В основу исследования положены работы практиков в сфере экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста, а также методические и правовые документы в указанной области и итоги личной деятельности авторов за последние годы в области формирования экологической культуры младших школьников.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности формирования и восприятия детьми младшего школьного возраста экологически грамотного образа жизни
Залогом сохранения жизни на нашей планете является воспитание детей экологически грамотными. У младших школьников должны быть сформированы представления о ключевых законах развития живого вещества, им необходимо передать прочные знания в сфере естественных наук [1].
Воспитание у детей ответственного отношения к природе – многогранный и длительный процесс. Первоначальные элементы экологической воспитанности складываются на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами и т.д. [2].
Именно у младших школьников развиваются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Анализ позволяет выделять различные свойства и признаки предметов, что является для ребенка непростой задачей. Кроме того, в младшем школьном возрасте начинает развиваться рефлексия – способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, что позже проявится в экологическом поведении. Поэтому необходима системная, целенаправленная, поэтапная работа по доведению правил поведения в окружающем мире до осознанного уровня, уровня ощущения, превращения их в собственные убеждения и естественные привычки [3].
Педагогическая деятельность для младших школьников направлена на развитие, углубление и дальнейшее формирование у детей полученных в детском саду и дома представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, пока еще элементарных, образных. На этом этапе развития ребенку важно заложить базовые основы экологических знаний, необходимые для дальнейшего образования и воспитания на последующих возрастных ступенях полноценного экологического мировоззрения [4].
В этом аспекте во главу угла ставится этический подход, который предполагает продвижение аспектов поведения, минимизирующих неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Встраивание таких норм поведения в жизнедеятельность ребенка наравне с рациональным использованием всех видов ресурсов эффективнее всего происходит через привлечение школьников к экологическим акциям, посещение экологоориентированных предприятий, встречи со специалистами и практикумы [4].
Основной целью экологического образования является формирование и прирост знаний и умений в области экологии и природопользования, а в конечном итоге – экологической культуры, а также развитие определенных компетенций по организации и ведению деятельности на основе экологических установок. Так, в общественно-политической деятельности это выполнение функций гражданина в сфере охраны и защиты окружающей среды, реализация конституционных прав и обязанностей гражданина в сфере экологии; в социальной сфере – анализ собственных экологически направленных профессиональных стремлений и возможностей; в производственной сфере – ориентирование в сфере наилучших доступных технологий и т.д.; в учебно-познавательной деятельности – работа с информацией из различных источников, умение ее анализировать, критически осмысливать, обучение в течение всей жизни; в практической деятельности – ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях [5].
Экологическое воспитание младших школьников на уроке
Как такового предмета экологии в школьной программе в настоящее время нет, однако некоторые задачи в области экологического образования можно решать в рамках дисциплины «Окружающий мир». Именно она направлена на знакомство детей с явлениями окружающей среды и общественной жизни, на формирование бережного отношения к богатствам природы, прирост нравственного опыта, становление и развитие навыков корректного поведения в социальной среде и окружающем мире. В курс включены такие темы, как «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Осваивая эти темы, школьники изучают сами природные явления, взаимосвязи между ними, знакомятся с аспектами влияния человека на компоненты среды и результатами этого воздействия.
Кроме традиционных образовательных методов, для привлечения к некоторым проблемам можно дополнительно использовать организацию конкурсов рисунков, составление газет и листовок, разработку плакатов и т.д. [6].
Экологическое образование и воспитание в младших классах невозможно без применения на уроках окружающего мира экологических игр. В начальных классах по мере изучения учебных дисциплин возможности для введения в игру экологических представлений возрастают. Например, не секрет, что большинство детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста считают волка злым, нехорошим животным, что подтверждается специальными исследованиями. С экологической точки зрения такое отношение нельзя считать правильным. Вопрос: откуда сформировалось такое отношение? Ответ прост: главным образом из сказок с участием этого животного. Достаточно вспомнить содержание сказок «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Три поросенка», где волк предстает в образе жестокого, безнравственного героя. Авторы таких сказок, разделяя животных на добрых и злых, на примере их поступков стремились показать всю сложность взаимоотношений в мире людей. Кроме того, сочинители сказок наделяли волка и другими не очень симпатичными качествами. В сказке «Волк и лиса» глупый волк противопоставляется хитрой лисе. Таким образом, негативное отношение к некоторым представителям животного мира имеет глубинные причины, которые, однако, необходимо трансформировать в положительные. Этому способствуют, в том числе игровые мероприятия. Сочетание новых экологических представлений (волк – санитар экосистем) и элементов антропоморфизации (трогательная забота зверей о потомстве) воздействуют на эмоциональную сферу детей. В результате негативные элементы олицетворения этого животного трансформируются в экологически грамотные отношения с ним. В классах, где проводились подобные мероприятия, дети уже не называли волка «злым».
Аналогичная работа может быть проведена и по отношению к другим животным, к которым у младших школьников сложилось негативное отношение: к земноводным (жаба, лягушка), паукообразным и др. [7].
На уроках можно организовать конкурсные игры, например «экологический КВН», викторины по растительному и животному миру, имитационные игры по заселению территории, постройке завода или заповедника, смоделировать экотропу и т.д.
Для школьников младшего возраста очень важным является погружение в естественную среду – выходы за пределы класса, что лучше всего реализуется через экскурсии. Во время экскурсий можно организовать наблюдения, веселые экологичсекие старты, ориентирование на местности, работу со схемами и прочее. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать непрагматическое отношение к нему, осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде [8].
Однако же при всех возможностях урока эта форма работы с детьми достаточно жесткая, очень ограниченная во времени, регламентированная по тематике, поэтому полностью не позволяет реализовать «натуралистический» и этический подходы экологического образования. Эти вопросы можно решить через включение обучающихся в исследовательскую работу и проектную деятельность во время каникул, организацию профильных экологических смен в оздоровительных лагерях и развитие внеклассной экологической деятельности [9].
Экологическое воспитание младших школьников во внешкольной деятельности
Внеурочная деятельность является добровольной работой обучающихся вне основных уроков, которая выполняется под руководством учителя с целями развития и поддержания познавательных интересов и творческой деятельности детей.
Внеурочная деятельность имеет различные формы организации, является необязательной (в отличие от уроков), учитывает интересы, уровень подготовки и возрастные особенности учащихся [1].
Принцип добровольности является одним из ключевых во внеурочной деятельности: школьники сами выбирают наиболее привлекательную для себя сферу по своему желанию, возможностям, стремлениям, согласно личному целеполаганию [1].
Большей частью внеурочная деятельность решает те задачи, которые остаются за пределами достаточно формальных уроков: это развитие эмоциональной сферы, расширение кругозора, поднятие уровня личностных качеств и достижений ребенка.
Внеурочная деятельность разнообразна по содержанию и методам. Основными формами ее организации применительно к экологическому блоку можно назвать [5]:
– массовые мероприятия, примерами которых можно назвать акции, праздники, конкурсы, викторины, тематические недели/месяцы, кинофестивали, ролевые игры, экскурсии, олимпиады, конференции, экологические квесты, КВН, часы занимательного естествознания;
– групповые занятия, среди которых различаются эпизодические для подготовки праздника или любого другого массового мероприятия и постоянные кружковые занятия или факультативы, беседы по материалам прочитанной литературы о природе;
– индивидуальные задания: наблюдения, опыты, эксперименты, проектирование; подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ.
Отдельно считаем необходимым подчеркнуть важность такой формы внеурочной деятельности и работы в семье, как чтение литературы. В ракурсе обсуждаемых вопросов имеется в виду литература о природе и окружающей среде. Для детей младшего школьного возраста бесценными в этом отношении являются произведения В.В. Бианки, М.М. Пришвина, И.И. Акимушкинa, Н.И. Сладкова и др. с последующим обсуждением и проработкой [10].
В.М. Минaева предлагает следующий перечень занятий по различным классам младшей школы [11]:
1–2 классы – наблюдение за формой снежинок и их зарисовка, ростом и развитием комнатных растений, зимующими птицами на кормушке, распусканием срезанных и поставленных в воду ветвей деревьев и кустарников;
3 классы – наблюдение за свойствами снега; образованием наста; началом снеготаяния и скоростью схода снега; повадками отдельных птиц леса; муравейниками и муравьями; божьей коровкой; составление календаря цветения раннецветущих растений; проращивание семян растений, наблюдение за их ростом;
4 класс – наблюдение за водными растениями и животными аквариума; насекомыми и птицами леса; сбор насекомых вредителей леса, парка, поля; растений луга, парка для гербария; образцов почв; изучение лекарственных растений.
Что касается г.о. Дубны Московской области, то работа по формированию экологической культуры и развитию системы экологического образования школьников здесь ведется давно. В рамках добровольческой деятельности кафедры экологии и наук о Земле университета «Дубна» и компании «ЭКОСИСТЕМА», имеющей мусоросортировочный комплекс и являющейся в данный момент субподрядчиком регионального оператора по обращению с отходами, существует проект «ЭКОШКОЛА», который реализуется более 10 лет.
Основными видами активностей при работе с младшими школьниками можно считать экологические занятия, на которых рассматривается какая-либо тема на базе презентации и видеоблока, затем происходит закрепление кроссвордом, экологической игрой, игрой-угадайкой или объявлением конкурса или акции. Несколько раз в разных школах г.о. Дубна проводились недели экологии. В теплое время года проводятся занятия на открытом воздухе: например, представляется информация об отходах, раздельном сборе, вторичном использовании и проводится субботник; рассматриваются растительный и животным мир г. Дубны и исследуется травянистый покров вокруг школы или собирается гербарий, развешиваются кормушки для птиц. На таких занятиях также возможно обозначить проблему, по которой затем выполняется исследовательский проект. Таким образом, основное внимание сосредоточено на деятельности, смене видов активностей и повышении внимания к тем или иным проблемам.
Как и обучение в рамках урока, внеурочная деятельность имеет наибольшую эффективность при сочетании различных форм и видов работы детей. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы [1].
Заключение
Основные цели экологического воспитания и просвещения – создание основательного базиса экологической культуры, ответственного отношения к природе, к естественной среде жизнедеятельности человека. Важнейшую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны образовательного процесса: учебный блок и внеучебную работу.
Просвещение, воспитание и обучение детей младшего школьного возраста, основанные на погружении в ключевые естественнонаучные законы в сочетании с парктической деятельностью, позволят осознать и усвоить правила и нормы поведения, дружественные окружающему миру [9].
Работая над экологическим воспитанием детей, целесообразно применять различные занимательные и наглядные педагогические технологии: комплексные экскурсии; этические беседы; чтение и разбор экологических сказок; дидактические и ролевые игры. Сочетание разнообразных приемов обеспечит формирование комплексной картины мира и экологического сознания, а самое главное: в процессе правильно организованного процесса экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе и естественнонаучным знаниям.
Библиографическая ссылка
Савватеева О.А., Авдошкина Е.В., Горячева Я.А., Храпунова Е.М. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 32-36;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11919 (дата обращения: 03.12.2024).