Абсолютная безопасность невозможна в реальном мире, так как всегда существует угроза возникновения определенных рисков. Но даже при этом имеется возможность успешного управления этими рисками, которая обеспечивается за счет соблюдения безопасного поведения, то есть деятельностью, направленной на предотвращение потенциального вреда.
В современном обществе ситуации криминального характера по частоте оказываются на первом месте. При этом ребенок постоянно является мишенью преступных посягательств. Социум должен защищать молодое поколение, но защита не всегда может быть осуществлена, поскольку под присмотром старших ребенок постоянно находиться не будет. Следовательно, остро стоит вопрос о формировании у ребенка знаний о безопасности, причем в тех местах, где он часто появляется один (по дороге в школу и из школы, в кружки и обратно) [1].
Формирование безопасного поведения является педагогическим условием приобщения детей к жизни, формирование личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремление к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Педагогическая проблема в формировании умений безопасного поведения заключается в том, что необходимо сформировать знания, умения и навыки, необходимые для оценивания создающихся ситуаций, помогающие быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», максимально используя учебный материал [2, 3].
Одной из важных задач предмета «ОБЖ» является формирование у обучающихся знаний о безопасном поведении в криминальных ситуациях. Анализ различных программ по ОБЖ показывает, что тема личной безопасности обучающихся в социуме изучается недостаточно. Зачастую наибольшее внимание уделяется вопросам экологической безопасности, правилам поведения во время стихийных природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Таким образом, перед предметной областью ОБЖ ставится весьма серьезная и сложная задача, решать которую можно только при правильной организации процесса преподавания ОБЖ в школе. Знакомства обучающихся с правилами недостаточно для эффективного формирования знаний о безопасном поведении в криминальных ситуациях. Необходимо органически включать данную задачу в программный материал, расширять содержание последнего, отбирать активные методы и формы обучения как на уроках ОБЖ, так и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработка курса внеурочной деятельности по ОБЖ, способствующего безопасному поведению в криминальных ситуациях у обучающихся пятого класса.
Материалы и методы исследования
Базой данного исследования явилась МБОШИ «Аскизский лицей-интернат». В исследовании принимали участие обучающиеся 5-го класса в количестве 26 человек. Диагностика пятиклассников осуществлялась после изучения ими темы «Опасные ситуации социального характера» в разделе «Основы комплексной безопасности» учебной программы по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова.
Для определения сформированности безопасного поведения в криминальных ситуациях применялись две методики.
Первая методика – тест «Опасные ситуации криминального характера» разработан на основе теоретического материала учебника по ОБЖ для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова для оценки уровня знаний о безопасном поведении в криминальных ситуациях. Данный тест состоял из девяти вопросов, проверяющих: понятийный аппарат, классификацию понятий и причины возникновения криминальных ситуаций, а также алгоритмы поведения в данных ситуациях.
Вторая методика – анкета, направленная на выявление знаний по безопасному поведению в криминальных ситуациях в общественных местах, разработанная К.И. Лемеш [4]. Анкета включает в себя следующие элементы:
1) выявление уровня сформированности знаний об общественных местах и признаках их криминальности (в аспекте личной безопасности);
2) выявление уровня сформированности знаний о криминальных ситуациях, их сущности и видах;
3) выявление уровня сформированности знаний об общественных местах с повышенной криминальностью;
4) выявление уровня сформированности знаний о правилах поведения в условиях возникновения неочевидной криминальной ситуации (общение с незнакомцем, ответ на предложение сесть в автомобиль, мошеннические схемы);
5) выявление уровня сформированности знаний о правилах поведения в условиях очевидной криминальной ситуации (преследование, прямые угрозы, требования отдать деньги);
6) выявление уровня сформированности знаний о моделях поведения в условиях возникновения очевидных криминальных ситуаций с высокой степенью опасности (угрозы жизни и здоровью, грабеж, разбой).
Оценка результатов осуществлялась по формуле
ω = n/N,
где n – количество знающих учащихся,
N – общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты проведенного тестирования показали, что у 51 % обучающихся наблюдается уровень усвоения качества знаний – понимание, это говорит о том, что у учеников сформированы знания о ключевых понятиях раздела и умение решать задания с выбором ответа (подсказкой). У 32 % обучающихся уровень – узнавание, то есть у данной группы детей сформировано умение использовать ранее полученную информацию по памяти и применять к конкретному заданию, а у 17 % обучающихся уровень – воспроизведение, при котором у учеников сформировано умение самостоятельно воспроизводить и применять информацию в определенных жизненных ситуациях криминального характера.
На втором этапе диагностики было выявлено, что большинство обучающихся обладают низким уровнем сформированности знаний по безопасному поведению в криминальных ситуациях. Так, у менее чем 50 % респондентов сформированы знания о правилах поведения и моделях поведения в условиях возникновения очевидной и неочевидной криминальных ситуаций (рис. 1).
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о том, что исследуемые обучающиеся не в полной мере обладают информацией о безопасном поведении в криминальных ситуациях и, как следствие, не обладают достаточными знаниями и умениями для того, чтобы вовремя предугадать или вовсе предотвратить их. Это говорит о том, что существует недооценка большинством школьников содержания и роли безопасного поведения в опасных ситуациях. В то же время часть школьников весьма осознанно подходит к проблеме, оценивая значение безопасного поведения в криминальных ситуациях как первостепенное условие обеспечения безопасной жизнедеятельности личности.
Предмет ОБЖ в данной образовательной организации изучается с 5 по 11 классы по программе учебника А.Т. Смирнова [5]. В соответствии с учебным планом предмета ОБЖ вопросы безопасного поведения в криминальных ситуациях рассматриваются обучающимися в 5 классе. Из календарно-тематического планирования видно, что на изучение данной темы отводится всего 7 ч, из них 3 ч – на изучение подраздела «Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение», и 4 ч – подраздела «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».
Поэтому, основываясь на результатах проведенных диагностик и анализа учебного плана по ОБЖ, было принято решение о необходимости прививать культуру безопасного поведения в криминальных ситуациях не только на уроках, но и разрабатывать и внедрять в учебный процесс внеурочные занятия, которые должны быть эффективными, интересными и познавательными.
Для этого был разработан курс внеурочной деятельности «Криминальные ситуации и личная безопасность». Курс рассчитан на 15 ч с периодичностью один раз в неделю для реализации в первом полугодии учебного года.
Целью курса является формирование у детей знаний, установок, норм безопасного поведения в криминальных ситуациях. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) обучить детей правилам безопасного поведения в криминальных ситуациях;
2) сформировать сознательное отношение к криминальных ситуациям;
3) сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
4) воспитать чувство ответственности за личную безопасность;
5) развить самостоятельность, активность, творческие способности, приемы логического мышления.
Рис. 1. Уровни сформированности знаний по безопасному поведению в криминальных ситуациях у обучающихся 5 класса
Личностные результаты будут касаться понимания необходимости вести здоровый образ жизни, развития личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях, формированию внутренней дисциплины по соблюдению правил безопасного поведения в криминальной ситуации.
Регулятивные результаты направлены на ориентирование в различных жизненных ситуациях и применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, на планирование своих действий в соответствии с поставленной целью, на умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания, а также самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные результаты будут включать знания основных правил безопасного поведения в криминальной ситуации, основных приемов самозащиты, умения наблюдать, делать выводы, задавать вопросы, уточняя непонятное.
К коммуникативным результатам будут относиться такие умения, как: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, выполнять требования и условия ролевых игр, договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию, осуществлять взаимопомощь.
В программу курса включены следующие формы занятий: беседа-диалог, лекция, экскурсия, практические занятия, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Данный курс можно разделить на два блока: первый блок – мотивационно-информационный (5 ч) и второй блок – практический (10 ч) (рис. 2).
Рис. 2. Схема курса «Криминальные ситуации и личная безопасность»
Мотивационно-информационный блок направлен на расширение кругозора обучающихся и формирование мотивации к обучению, связанных с поведением и включает такие формы деятельности, как беседа-диалог по теме «Психологические основы самозащиты», беседа с сотрудниками правоохранительных органов по теме «Ответственность за совершение преступлений».
Практический блок направлен на профилактику предотвращения опасных ситуаций, на формирование безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и правовое просвещение. В данном блоке преобладает игровой вид деятельности по таким темам, как «Я смогу себя защитить», Профилактика предотвращения возникновения криминальных ситуаций» «Безопасность в нестандартных ситуациях»; также предусмотрены занятия по проектной деятельности («Я на природе, а опасность рядом», «Дорожно-транспортная безопасность “Я в путешествии”»); а также просмотр видеофрагментов с последующим обсуждением по теме «Правила поведения при захвате в заложники (в помещении, на улице, в поезде, в самолете, на речном транспорте)».
Заключение
Таким образом, разработанный курс «Криминальные ситуации и личная безопасность» по ОБЖ предполагает целенаправленную работу по формированию безопасного поведения в криминальных ситуациях у обучающихся 5-х классов. Используя на занятиях активные формы и методы внеурочной деятельности по ОБЖ (проектная деятельность, игры-соревнования, решение ситуационных задач), можно сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, сформировать умения предвидеть и оценивать возникающие ситуации по характерным признакам, а также умения анализировать, проектировать модели личного безопасного поведения в криминальных ситуациях.
Библиографическая ссылка
Чичинина С.В. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КРИМИНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ЧЕРЕЗ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЖ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 37-41;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11920 (дата обращения: 23.11.2024).