Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКАХ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Синякова М.Г. 1 Крупкин А.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России»
2 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В статье представлен обзор имеющегося диагностического инструментария, позволяющего изучать в комплексе процесс развития универсальных компетенций у студентов. Значимость универсальных компетенций в процессе становления специалиста связывается с их устойчивым и неугасаемым характером. В свою очередь это является фундаментом для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. При этом авторы указывают на незначительное количество исследований, посвященных изучению динамики развития универсальных компетенций у студентов в комплексе, а также работ, связанных с подбором психолого-педагогических диагностик для этого процесса. На основе анализа уже имеющегося диагностического инструментария для изучения развития компетенций, авторы делают следующие выводы. Для таких универсальных компетенций, как разработка и реализация проектов (УК 2), командная работа и лидерство (УК 3), коммуникация (УК 4), межкультурное взаимодействие (УК 5), самоорганизация и саморазвитие, в том числе здоровьесбережение (УК-6 и УК-7), на сегодняшний день имеется набор диагностик, которые уже успешно апробированы в практике. Диагностический инструментарий для выявления динамики развития таких компетенций, как системное и критическое мышление (УК 1) и безопасность жизнедеятельности (УК 8), требует своего расширения и обновления.
универсальные компетенции согласно ФГОС ВО 3++
формирование и развитие универсальных компетенций в вузе
методики изучения динамики развития универсальных компетенций у студентов
1. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66–75.
2. Иванова Е.О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 146–155.
3. Мещеряков А.С., Миханова О.П. Модель формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Научные исследования в образовании. 2010. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-i-razvitiya-universalnyh-kompetentsiy-studentov-vuza-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.11.2019).
4. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов н/Д.: «Аркол», 2010 408 с.
5. Бершадская М.Д., Серова А.В., Чепуренко А.Ю., Зима Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 38–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50.
6. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127–135.
7. Боязитова И.В., Белоус В.В., Ромащенко С.В. Исследование навыков критического мышления и их эффективности у студентов на разных этапах обучения в вузе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 6А. С. 189–201.
8. Волков В.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 5–23.
9. Адаптированный тест критического мышления Л. Старки // Режим доступа: evolkov.net›critic.think/tests/ (дата обращения: 18.08.2019).
10. Луценко Е.Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старкы // Вестник Харьк. нац. ун-та имени В.Н. Каразина. Серия: Психология. 2014. № 1110. С. 65–70.
11. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 18.11.2019).
12. Кетриш Е.В. Формирование проектировочной компетенции как фактора успешной профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения инклюзивного образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 166 с.
13. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 3. С. 35–40.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2017. 672 с.
15. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
16. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие. Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2008. 319 с.
17. Практикум по валеологии / Под ред. Г.А. Кураева. Ростов н/Д., 1999. С. 15–23.
18. Московченко О.Н. Практикум по валеологии. Красноярск, 1999. 228 с.
19. Айзман Р.И., Иашвили М.В., Лысова Н.Ф., Абаскалова Н.П., Рубанович В.Б. Основы ЗОЖ и профилактики вредных привычек: мет. пособие. Новосибирск: ГЦРО, 2001. С. 22–23.
20. Кретова И.Г. Формирование универсальных компетенций студентов средствами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. № 3. С. 62–66.
21. Шарапов А.А. Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1. С. 208–210. URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1422/ (дата обращения: 19.11.2019).

В качестве одного из конструкта современного обновления содержания профессионального образования в рамках компетентностного подхода рассматриваются универсальные компетенции как комплекс базовых знаний отличающихся широким уровнем обобщения. Значимость универсальных компетенций в процессе становления специалиста связывается с их устойчивым и неугасаемым характером, что является фундаментом для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и другие. Данные компетенции, по мнению специалистов, прежде всего, характеризуют надпрофессиональные способности личности, детерминирующие успешную деятельность человека не только в профессиональных, но и социальных сферах [1].

В последнее время увеличился интерес к проблеме формирования и развития универсальных компетенций. Как комплексная проблема данный вопрос рассматривается в контексте организации научно-исследовательской деятельности студентов [2]; в процессе обучения иностранному языку [3], а также с точки зрения в целом формирования и оценивания компетенций в образовании [4]. При этом практически не рассматривается вопрос о подборе психолого-педагогических диагностик, с помощью которых можно было бы фиксировать динамику развития универсальных компетенций у студентов в комплексе.

Цель исследования: обзор и обоснование пакета диагностических методик, позволяющих фиксировать динамику развития универсальных компетенций у студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на материалах уже имеющихся психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам диагностирования процесса развития компетенций у обучающихся. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, обобщение, проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Известно, что в ФГОС ВО 3++ закреплен перечень универсальных компетенций (УК), единый по уровням образования для всех направлений и специальностей (таблица).

Хотим отметить, что на сегодняшний день вопрос оценивания степени сформированности универсальных компетенций является открытым и дискуссионным [5]. Более того, поскольку универсальные компетенции имеют надпредметный характер, то их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы, на протяжении всего периода обучения [6]. В этой связи есть необходимость использования психолого-педагогической диагностики, направленной на определение как индивидуальной, так и групповой динамики развития универсальных компетенций у студентов.

Рассмотрим возможности для использования уже имеющихся диагностических методик для использования в процессе оценки развития универсальных компетенций у студентов.

УК 1 – Системное и критическое мышление. Наличие данной универсальной компетенции в новых ФГОС ВО, по всем направлениям и специальностям, лишь подчеркивает актуальность для высшей школы задачи формирования как навыков критического мышления, так и свойств личности, обеспечивающих развитие мотивации и способностей студенческой молодежи к инновационной профессиональной деятельности [7]. При этом специалисты указывают на тот факт, что тестирование критического мышления является проблемным вопросом для системы профессионального образования [7, 8].

Универсальные компетенции ФГОС ВО 3++

УК

Код и наименование УК

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

Прежде всего, это связано с тем, что большинство имеющихся уже методик разработаны для школьников, а значит, требуют доработки. Второй аспект проблемы заключается в полноценном переводе американских тестов на русский язык. В основном это тесты критического мышления Л. Старки (2004). Наиболее популярным благодаря тому, что имеется в свободном доступе в интернете, стал уточнённый и отредактированный вариант Е.Н. Волкова (Претест критического мышления; Посттест критического мышления) [9]. Существует также перевод и адаптация методики Л. Старки специалистами из Украины (Е.Л. Луценко, 2014). Данный тест соответствует психометрическим требованиям надёжности, дискриминативности, валидности, оснащён нормами для студенческой и взрослой возрастных групп обоего пола [10]. Специалисты из Пятигорска И.В. Боязитова, В.В. Белоус используют собственную адаптированную методику Л. Старки в исследованиях студентов, но в широком доступе этой методики нет.

УК 2 – Разработка и реализация проектов. Нужно отметить, что исследований в этой области немного. К тому же особого единства в подборе методик для оценки проектной компетенции нет. Так, Т.А. Парфенова для изучения уровня развития различных компонентов проектной деятельности у будущих педагогов использовала следующие методики: 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттел); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); методики диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), и диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов); тест коммуникативных умений (Л. Михельсон); методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) [11].

Свое исследование, посвященное также изучению разных компонентов проектировочной компетенции у педагогов, Е.В. Кетриш строит на следующих методиках: оценка уровня развития качества личности по Э.Ф. Зееру (экспертная оценка); изучение направленности личности (методика В. Смекала и М. Кучера); экспресс-диагностика уровня самооценки; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; различные экспертные оценки [12].

На наш взгляд, при изучении процесса развития проектной компетенции, особенно на начальном этапе ее формирования в вузе, может быть использован тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича. С помощью данной методики можно оценить 3 составляющих антиципационной состоятельности: 1) личностно-ситуативную; 2) пространственную; 3) временную. А также можно оценить и общую антиципационную состоятельность, которая подсчитывается как сумма по трем составляющим) [13].

В целом отметим, что подбор диагностик для оценки проектной (прогностической) компетенции во многом обусловлен целями и концепцией исследований. Вместе с тем без экспертной оценки, на наш взгляд, при изучении динамики развития данной компетенции у студентов в течение всего времени обучения в вузе, вряд ли можно обойтись.

УК 3 – Командная работа и лидерство. В отечественной психодиагностике имеется немало методик, с помощью которых можно оценить развитие этой универсальной компетенции. К таким методикам относятся [14, 15]:

– методика выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина;

– методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в деловом и межличностном общении (В. Бойко), позволяющая определить степень выраженности таких стратегий, как миролюбие, избегание и агрессия;

– методика диагностики социально-коммуникативной компетентности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием;

– методика «Показатели индивидуализма – коллективизма» (Л.Г. Почебут), направлена на выявление индивидуалистских либо коллективистских установок личности.

Выбор диагностического инструментария для оценки данной универсальной компетенции в этом случае также может быть связан с целями и концепцией исследования.

УК 4 – Коммуникация. Достаточно часто исследователи для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений используют аналогичную методику – методика «Тест коммуникативных умений», разработанную Л. Михельсон (адаптация Ю.З. Гильбух). Нужно отметить, что ранее рассмотренная методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина также может быть использована для этих целей. В этой связи исследователи могут использовать методику выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС) для изучения динамики развития двух универсальных компетенций – командная работа и лидерство, а также коммуникация.

УК 5 – Межкультурное взаимодействие. С развитием поликультурного образовательного пространства внимание к развитию этой универсальной компетенции усилилось. Имеется несколько известных и проверенных диагностик, направленных на выявление особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия личности [15]:

– тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут);

– методика исследования типа этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

– методика «Виды и компоненты толерантности – интолерантности» (Г.Л. Бардиер);

– методика адаптации личности к новой социокультурной среде (Л.Я. Янковский).

Выбор диагностического инструментария по данной универсальной компетенции может быть связан не только с целями и концепцией исследования, но и особенностями социально-культурной среды региона, в котором находится вуз.

Следующая универсальная компетенция – Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) – имеет два кода УК 6 и УК 7.

Универсальная компетенция УК 6 отражает, насколько обучающийся способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Для изучения динамики развития этой компетенции подходит достаточно простая, но надежная и часто используемая методика Т.А. Ратановой и Н.Ф. Шляхта – самотест «Готовность к саморазвитию» [16]. Целью данной методики является диагностировать готовность к саморазвитию по двум основным показателям:

1. Потребность знать самого себя (ГЗС – готовность знать себя: хочу знать себя).

2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС – готовность: могу самосовершенствоваться).

Универсальная компетенция УК 7 отражает, насколько обучающийся способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Несмотря на популярность идей здорового образа жизни, практически все методики изучения этого феномена были созданы на рубеже ХХ–ХХI вв. Отметим, что все методики относятся к опросам [17–19]: анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» (А. Яссингер); анкета оценки уровня здоровья по основным функциональным системам (В.Б. Войнов, Л.А. Бугаев, С.Н. Кульба и др., 1999); субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья (Московченко О.Н., 1999); анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?» (Р.И. Айзман, М.В. Иашвили, Н.Ф. Лысова и др. 2001).

На наш взгляд, при изучении динамики развития данной компетенции у студентов в течение всего времени обучения в вузе необходимо использовать также и экспертную оценку.

УК 8 – Безопасность жизнедеятельности. Данная универсальная компетенция только появилась в ФГОС ВО нового поколения. Специалисты, осмысляя ее значение и способы формирования, указывают, что данный факт – это отражение необходимости формирования у молодых людей мотивации на культуру безопасной жизни [20]. Кроме того, профессиональная деятельность бакалавров, так или иначе, связана с обеспечением безопасности человека в современном мире, формированием комфортной техносферы, минимизацией негативного воздействия на природную среду, сохранением жизни и здоровья людей за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования [21].

Методики изучения уровня сформированности данной компетенции носят в основном опросный характер и связаны с целью проверки освоения знаний и умений по обязательной дисциплине учебного плана всех программ бакалавриата и специалитета «Безопасность жизнедеятельности». Вместе с тем нам кажется весьма логичным включить в процесс изучения динамики развития данной компетенции опросники (тесты) и по тем дисциплинам, которые связаны с соблюдением охраны труда, организации трудовой и социальной деятельности людей. И пока данные методики разрабатываются и апробируются, есть необходимость использования также экспертных оценок.

Выводы

1. Для таких универсальных компетенций, как УК 2 – Разработка и реализация проектов, УК 3 – Командная работа и лидерство, УК 4 – Коммуникация, УК 5 – Межкультурное взаимодействие, УК 6 и УК 7 - Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение), на сегодняшний день имеется набор диагностик, которые уже успешно апробированы в процессе изучения степени сформированности указных компетенций. Выбор диагностического инструментария для изучения процесса развития указанных компетенции может быть связан с целями и концепцией самого исследования. Для компетенции УК 5 этот выбор может быть также обусловлен спецификой региональной социокультурной ситуации, где обучаются студенты.

2. Тестирование системного и критического мышления (УК 1) пока является проблемным вопросом для системы профессионального образования. Это связано с широким использованием тестов критического мышления американского психолога Л. Старки. Имеются как уже переведенные и апробированные варианты этих тестов. Но вместе с тем отечественные специалисты имеют возможность самостоятельного перевода и адаптации этого теста.

3. Для вновь появившейся в составе универсальных компетенций УК 8 – Безопасность жизнедеятельности на сегодняшний день используются в основном опросные методики, связанные с проверкой освоения знаний и умений по обязательной дисциплине учебного плана всех программ бакалавриата и специалитета «Безопасность жизнедеятельности». В этой связи актуализируется задача составления и апробации универсальных методик, направленных на выявление динамики развития этой компетенции.


Библиографическая ссылка

Синякова М.Г., Крупкин А.В. О ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКАХ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 42-46;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11921 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674