В качестве одного из конструкта современного обновления содержания профессионального образования в рамках компетентностного подхода рассматриваются универсальные компетенции как комплекс базовых знаний отличающихся широким уровнем обобщения. Значимость универсальных компетенций в процессе становления специалиста связывается с их устойчивым и неугасаемым характером, что является фундаментом для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и другие. Данные компетенции, по мнению специалистов, прежде всего, характеризуют надпрофессиональные способности личности, детерминирующие успешную деятельность человека не только в профессиональных, но и социальных сферах [1].
В последнее время увеличился интерес к проблеме формирования и развития универсальных компетенций. Как комплексная проблема данный вопрос рассматривается в контексте организации научно-исследовательской деятельности студентов [2]; в процессе обучения иностранному языку [3], а также с точки зрения в целом формирования и оценивания компетенций в образовании [4]. При этом практически не рассматривается вопрос о подборе психолого-педагогических диагностик, с помощью которых можно было бы фиксировать динамику развития универсальных компетенций у студентов в комплексе.
Цель исследования: обзор и обоснование пакета диагностических методик, позволяющих фиксировать динамику развития универсальных компетенций у студентов.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на материалах уже имеющихся психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам диагностирования процесса развития компетенций у обучающихся. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, обобщение, проектирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Известно, что в ФГОС ВО 3++ закреплен перечень универсальных компетенций (УК), единый по уровням образования для всех направлений и специальностей (таблица).
Хотим отметить, что на сегодняшний день вопрос оценивания степени сформированности универсальных компетенций является открытым и дискуссионным [5]. Более того, поскольку универсальные компетенции имеют надпредметный характер, то их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы, на протяжении всего периода обучения [6]. В этой связи есть необходимость использования психолого-педагогической диагностики, направленной на определение как индивидуальной, так и групповой динамики развития универсальных компетенций у студентов.
Рассмотрим возможности для использования уже имеющихся диагностических методик для использования в процессе оценки развития универсальных компетенций у студентов.
УК 1 – Системное и критическое мышление. Наличие данной универсальной компетенции в новых ФГОС ВО, по всем направлениям и специальностям, лишь подчеркивает актуальность для высшей школы задачи формирования как навыков критического мышления, так и свойств личности, обеспечивающих развитие мотивации и способностей студенческой молодежи к инновационной профессиональной деятельности [7]. При этом специалисты указывают на тот факт, что тестирование критического мышления является проблемным вопросом для системы профессионального образования [7, 8].
Универсальные компетенции ФГОС ВО 3++
УК |
Код и наименование УК |
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Коммуникация |
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
Прежде всего, это связано с тем, что большинство имеющихся уже методик разработаны для школьников, а значит, требуют доработки. Второй аспект проблемы заключается в полноценном переводе американских тестов на русский язык. В основном это тесты критического мышления Л. Старки (2004). Наиболее популярным благодаря тому, что имеется в свободном доступе в интернете, стал уточнённый и отредактированный вариант Е.Н. Волкова (Претест критического мышления; Посттест критического мышления) [9]. Существует также перевод и адаптация методики Л. Старки специалистами из Украины (Е.Л. Луценко, 2014). Данный тест соответствует психометрическим требованиям надёжности, дискриминативности, валидности, оснащён нормами для студенческой и взрослой возрастных групп обоего пола [10]. Специалисты из Пятигорска И.В. Боязитова, В.В. Белоус используют собственную адаптированную методику Л. Старки в исследованиях студентов, но в широком доступе этой методики нет.
УК 2 – Разработка и реализация проектов. Нужно отметить, что исследований в этой области немного. К тому же особого единства в подборе методик для оценки проектной компетенции нет. Так, Т.А. Парфенова для изучения уровня развития различных компонентов проектной деятельности у будущих педагогов использовала следующие методики: 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттел); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); методики диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), и диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов); тест коммуникативных умений (Л. Михельсон); методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) [11].
Свое исследование, посвященное также изучению разных компонентов проектировочной компетенции у педагогов, Е.В. Кетриш строит на следующих методиках: оценка уровня развития качества личности по Э.Ф. Зееру (экспертная оценка); изучение направленности личности (методика В. Смекала и М. Кучера); экспресс-диагностика уровня самооценки; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; различные экспертные оценки [12].
На наш взгляд, при изучении процесса развития проектной компетенции, особенно на начальном этапе ее формирования в вузе, может быть использован тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича. С помощью данной методики можно оценить 3 составляющих антиципационной состоятельности: 1) личностно-ситуативную; 2) пространственную; 3) временную. А также можно оценить и общую антиципационную состоятельность, которая подсчитывается как сумма по трем составляющим) [13].
В целом отметим, что подбор диагностик для оценки проектной (прогностической) компетенции во многом обусловлен целями и концепцией исследований. Вместе с тем без экспертной оценки, на наш взгляд, при изучении динамики развития данной компетенции у студентов в течение всего времени обучения в вузе, вряд ли можно обойтись.
УК 3 – Командная работа и лидерство. В отечественной психодиагностике имеется немало методик, с помощью которых можно оценить развитие этой универсальной компетенции. К таким методикам относятся [14, 15]:
– методика выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина;
– методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в деловом и межличностном общении (В. Бойко), позволяющая определить степень выраженности таких стратегий, как миролюбие, избегание и агрессия;
– методика диагностики социально-коммуникативной компетентности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием;
– методика «Показатели индивидуализма – коллективизма» (Л.Г. Почебут), направлена на выявление индивидуалистских либо коллективистских установок личности.
Выбор диагностического инструментария для оценки данной универсальной компетенции в этом случае также может быть связан с целями и концепцией исследования.
УК 4 – Коммуникация. Достаточно часто исследователи для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений используют аналогичную методику – методика «Тест коммуникативных умений», разработанную Л. Михельсон (адаптация Ю.З. Гильбух). Нужно отметить, что ранее рассмотренная методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина также может быть использована для этих целей. В этой связи исследователи могут использовать методику выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС) для изучения динамики развития двух универсальных компетенций – командная работа и лидерство, а также коммуникация.
УК 5 – Межкультурное взаимодействие. С развитием поликультурного образовательного пространства внимание к развитию этой универсальной компетенции усилилось. Имеется несколько известных и проверенных диагностик, направленных на выявление особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия личности [15]:
– тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут);
– методика исследования типа этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
– методика «Виды и компоненты толерантности – интолерантности» (Г.Л. Бардиер);
– методика адаптации личности к новой социокультурной среде (Л.Я. Янковский).
Выбор диагностического инструментария по данной универсальной компетенции может быть связан не только с целями и концепцией исследования, но и особенностями социально-культурной среды региона, в котором находится вуз.
Следующая универсальная компетенция – Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) – имеет два кода УК 6 и УК 7.
Универсальная компетенция УК 6 отражает, насколько обучающийся способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Для изучения динамики развития этой компетенции подходит достаточно простая, но надежная и часто используемая методика Т.А. Ратановой и Н.Ф. Шляхта – самотест «Готовность к саморазвитию» [16]. Целью данной методики является диагностировать готовность к саморазвитию по двум основным показателям:
1. Потребность знать самого себя (ГЗС – готовность знать себя: хочу знать себя).
2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС – готовность: могу самосовершенствоваться).
Универсальная компетенция УК 7 отражает, насколько обучающийся способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Несмотря на популярность идей здорового образа жизни, практически все методики изучения этого феномена были созданы на рубеже ХХ–ХХI вв. Отметим, что все методики относятся к опросам [17–19]: анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» (А. Яссингер); анкета оценки уровня здоровья по основным функциональным системам (В.Б. Войнов, Л.А. Бугаев, С.Н. Кульба и др., 1999); субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья (Московченко О.Н., 1999); анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?» (Р.И. Айзман, М.В. Иашвили, Н.Ф. Лысова и др. 2001).
На наш взгляд, при изучении динамики развития данной компетенции у студентов в течение всего времени обучения в вузе необходимо использовать также и экспертную оценку.
УК 8 – Безопасность жизнедеятельности. Данная универсальная компетенция только появилась в ФГОС ВО нового поколения. Специалисты, осмысляя ее значение и способы формирования, указывают, что данный факт – это отражение необходимости формирования у молодых людей мотивации на культуру безопасной жизни [20]. Кроме того, профессиональная деятельность бакалавров, так или иначе, связана с обеспечением безопасности человека в современном мире, формированием комфортной техносферы, минимизацией негативного воздействия на природную среду, сохранением жизни и здоровья людей за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования [21].
Методики изучения уровня сформированности данной компетенции носят в основном опросный характер и связаны с целью проверки освоения знаний и умений по обязательной дисциплине учебного плана всех программ бакалавриата и специалитета «Безопасность жизнедеятельности». Вместе с тем нам кажется весьма логичным включить в процесс изучения динамики развития данной компетенции опросники (тесты) и по тем дисциплинам, которые связаны с соблюдением охраны труда, организации трудовой и социальной деятельности людей. И пока данные методики разрабатываются и апробируются, есть необходимость использования также экспертных оценок.
Выводы
1. Для таких универсальных компетенций, как УК 2 – Разработка и реализация проектов, УК 3 – Командная работа и лидерство, УК 4 – Коммуникация, УК 5 – Межкультурное взаимодействие, УК 6 и УК 7 - Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение), на сегодняшний день имеется набор диагностик, которые уже успешно апробированы в процессе изучения степени сформированности указных компетенций. Выбор диагностического инструментария для изучения процесса развития указанных компетенции может быть связан с целями и концепцией самого исследования. Для компетенции УК 5 этот выбор может быть также обусловлен спецификой региональной социокультурной ситуации, где обучаются студенты.
2. Тестирование системного и критического мышления (УК 1) пока является проблемным вопросом для системы профессионального образования. Это связано с широким использованием тестов критического мышления американского психолога Л. Старки. Имеются как уже переведенные и апробированные варианты этих тестов. Но вместе с тем отечественные специалисты имеют возможность самостоятельного перевода и адаптации этого теста.
3. Для вновь появившейся в составе универсальных компетенций УК 8 – Безопасность жизнедеятельности на сегодняшний день используются в основном опросные методики, связанные с проверкой освоения знаний и умений по обязательной дисциплине учебного плана всех программ бакалавриата и специалитета «Безопасность жизнедеятельности». В этой связи актуализируется задача составления и апробации универсальных методик, направленных на выявление динамики развития этой компетенции.
Библиографическая ссылка
Синякова М.Г., Крупкин А.В. О ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКАХ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 42-46;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11921 (дата обращения: 04.11.2024).