Является аксиомой то, что преподавание каждой дисциплины имеет свою специфику в области предмета преподавания и его методики, субъектов обучения и условий организации среды и т.д. Немаловажную роль играют внешние факторы общественной жизни, которые вносят коррективы во все составляющие педагогического процесса от содержания предмета и актуальности его преподавания, до количества часов в учебном плане. Не исключение и преподавание музыки в общеобразовательных школах.
Цель исследования: выявить специфику работы учителя музыки в контексте изменений в современном обществе.
Материалы и методы исследования
Был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету статьи: анализ отечественной психологической, педагогической и культурологической литературы; информационный мониторинг по проблематике исследования в сети интернет; анализ базовых характеристик педагогической деятельности учителя музыки.
Результаты исследования и их обсуждение
Традиционно учителю музыки свойственны различные виды профессиональной деятельности: педагогическая, методическая, воспитательная работа, исполнительская и научно-исследовательская, организационно-управленческая и культурно-просветительская деятельность. Ряд компонентов деятельности учителя музыки свойственен абсолютно всем педагогам, независимо от специальности. Но есть и специфика, диктуемая тем, что данная профессия находится на стыке двух типов профессий: «человек – человек» и «человек – художественный образ». Отсюда дополнительно вытекает творческий, духовно-практический характер деятельности, эмоционально-чувственная наполненность, художественность, многопрофильность и обязательный диалоговый характер взаимодействия субъектов обучения.
Полигранная деятельность педагога-музыканта часто попадала в фокус научного внимания таких отечественных исследователей, как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Л.А. Безбородова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, Б.Л. Яворский и др.
Л.Г. Арчажникова, анализируя составляющие этой деятельности, выделяет не только организационную, познавательную, исследовательскую компоненты, но и отдельно – эмоциональную составляющую. Многие теоретики и практики музыкального образования и искусства считают музыку одной из возможностей познания мира, ведь в музыке отражаются события, явления, процессы и сущностные характеристики жизни. Поэтому обучение музыке – это синтез познавательной и эстетической деятельности. Некоторые обращают отдельное внимание на исследовательский компонент музыкально-педагогической деятельности.
Проанализировав основные положения исследований различных учёных, мы пришли к выводу, что современное преподавание музыки в школе имеет следующие особенности:
– ведущая направленность обучения – эстетическая, что обеспечивает содержание культурного и эстетического воспитания обучающихся;
– один из ведущих принципов обучения – идея самоценности искусства;
– сочетание искусствоведческого и философско-эстетического характера содержания преподавания музыки;
– опора в обучении на эмоционально-чувственные компоненты личности школьника;
– выстраивание урока музыки как интеграции искусства, творчества, обучения;
– использование на уроке музыки методик и элементов технологий, используемых в искусстве и творческом процессе;
– развивающий характер музыкального образования, направленность на развитие творческих, художественно-эстетических, исполнительских способностей субъектов педагогического процесса.
Теоретики и практики музыкального образования [1, 2] обращают внимание, что развивающий характер музыкального образования определяется не только развитием способностей, представляющих комплекс музыкальности (по Б.М. Теплову), но и развитием большого спектра структурных компонентов личности школьника. Преподавание музыки развивает эстетические, художественные, музыкально-творческие, креативные способности ребёнка.
Е.Б. Девяткина [3, с. 125], проанализировав различные точки зрения, пришла к выводу, что развиваются:
– «образное, ассоциативное, целостное художественное восприятие; эмоционально-эстетическое переживание, творческое и художественно-образное мышление, художественное воображение, артистичность, сотворческое восприятие искусства, фантазия (Л.В. Горюнова, Н.А. Терентьева);
– ценностное отношение к музыке, ценностные ориентации на искусство, красоту, инструмент, голос, музыкальные жанры, стили, подходы;
– фантазия, художественное воображение во время исполнения музыкальных произведений (Г.С. Тарасов);
– способность к эмоциональному восприятию, суждению и оценке (Л.В. Школяр, В.О. Усачева);
– эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазия, творчество (Л.Л. Куприянова);
– интуиция как способ художественного обобщения и познания музыки, музыкальное и ассоциативное мышление, «внутренний слух» и «внутреннее зрение» детей (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Н.А. Терентьева и др.)».
Если сравнивать деятельность учителя музыки общеобразовательной и музыкальной школы, то сразу становится заметной многофункциональность работы в общеобразовательной школе.
В системе профессионального музыкального образования каждая составляющая музыки изучается отдельно, зачастую в виде самостоятельной дисциплины (история музыки, сольфеджио и т.д.), форма занятий варьируется в зависимости от специфики образовательного контента. В общем музыкальном образовании не может быть ни отдельных музыкальных дисциплин, ни частого комбинирования форм индивидуальной и групповой работы. У учителя нет возможности в полном объеме донести теорию музыки или уделить внимание каждому ученику в овладении музыкальным инструментом. Поэтому в преподавании музыки на первое место выходит взаимосвязь всех компонентов и граней музыки, их единство. В своё время Д.Б. Кабалевский отмечал, что педагог «помимо общепедагогической подготовки, должен обязательно уметь играть на инструменте, владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теории музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подобрать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом» [4, с. 6]. Поэтому профессиональные функции учителя музыки по своей сути являются интегративными.
В связи с этим при подготовке учителя музыки не может быть одной-двух главных дисциплин. Постановка на первый план историко-теоретических предметов, фортепиано или дирижирования не обеспечит решения школьных задач преподавания музыки, проблем массового музыкального образования. Отдельные элементы музыкальной профессиональной подготовки учителя музыки должны интегрироваться относительно школьного урока. В связи с этим весь учебных материал, все знания и компетенции, формируемые на тех или иных дисциплинах, студенту необходимо пропускать через призму вопроса: «Какое применение находит данное знание/навык/компетенция на уроке музыки в школе?»
Современной школе требуется музыкант-универсал, функционал которого сильно отличается от функционала учителя музыки 20 лет назад. При этом учитель должен обладать педагогическими компетенциями выпускника педагогического вуза, а многими профессиональными умениями овладеть на уровне подготовки в консерватории. При этом по-прежнему на первом плане остаётся умение учителя создавать условия и среду, в которой у школьника возникает и поддерживается интерес к музыке, который переходит в формирование ценностного отношения к этому виду искусства, а музыка и процесс познания и переживания мира через музыку становится неотъемлемой частью мировоззрения. Важнейшими педагогическими подходами в таких условиях стали творческий и деятельностный подход с ориентацией учителя на овладение новыми видами деятельности, не являющимися для учителя традиционными (аранжировка, написание фонограмм, владение компьютерными музыкальными приложениями). Как показывает практика, именно творчество и близость интересов учителя музыкальным интересам школьников – лучший залог эффективности уроков музыки.
По мнению ряда учителей-практиков, учебный план по музыке общеобразовательной школы должен включать уроки эстрадного пения, которое набирает всё большую популярность благодаря телевизионным шоу «Голос», «Голос. Дети», «Песни» и т.д. Школа должна быстро отреагировать на волну интереса к вокалу, возникшую благодаря моде, порождённой телевидением и социальными сетями. Учителям музыки нет необходимости выстраивать сложную систему учебной мотивации и интереса к своему предмету. Общество само создало прецедент, благодаря которому актуализируется развитие музыкальных способностей, а исполнительское искусство, вокал, написание песен, треков, синглов, аранжировок стало привлекательным для молодёжи.
Подготовка такого универсального учителя музыки складывается из овладения инструментальной, вокально-хоровой, музыкально-теоретической деятельностью. Учитель должен сам подбирать на слух ноты мелодии или песни, музицировать, импровизировать, уметь объяснять, как это сделать, своим ученикам, владеть голосом и петь песни разных направлений и жанров, которые нравятся ученикам. К списку традиционных умений учителя музыки теперь добавились знание специальных музыкальных приложений, владение синтезатором, умение писать и использовать готовые фонограммы, создавать аранжировки. От учителя ожидается, что он будет композитором, музыкантом-исполнителем, певцом и ди-джеем (при музыкальном оформлении и сопровождении школьных мероприятий).
Электронные музыкальные инструменты давно получили широкое распространение не только среди профессионалов, но и в любительской среде. Множество частных музыкальных школ преподают игру на них, и, как показывает их практика, современный ребёнок и подросток испытывает большую тягу именно к электронным инструментам, нежели к классическим. Поэтому учитель музыки общеобразовательной школы должен иметь представление о специфике таких инструментов, их возможностях, а ещё лучше – использовать на своих занятиях. «Ведь их технические возможности (тембральные, акустические, ритмостилевые), функции автотранспонирования, наконец – поддержание чистоты настройки, компактность и легкость корпуса не только во многом облегчат труд педагогов, но и создадут положительную мотивацию к занятиям музыкой у их учеников», – отмечают В.П. Сраджев и И.Н. Карачаров [5, с. 173]. Это делает необходимым корректировку учебных планов будущих учителей музыки.
Относительно содержания музыкальных дисциплин до сих пор ведутся споры и есть предложения включать в учебную программу изучение не только произведений народных жанров и классической музыки, но и отдельные образцы духовной религиозной музыки, джаза, эстрады и поп-музыки. Конечно, авторы таких предложений указывают на то, что при отборе учебного репертуара особое внимание нужно уделить высокому уровню художественности произведений, содержащимся в них духовным ценностям, ориентации на идеалы красоты, добра, истины, любви, свободы и т.д.
Современная музыка не существует без электронных инструментов. Использование электронных музыкальных инструментов, чаще всего цифрового интерактивного синтезатора, заменяет классические инструменты, такие как фортепиано. Процесс обучения в общеобразовательной школе можно сделать более живым, интересным, творческим и увлекательным, решить многие образовательные задачи, если использовать на уроках музыки синтезатор. На периферии, вдали от областных культурных центров, где нет филармоний, концертных залов, театров и опер, синтезатор является чуть ли не единственным техническим средством, благодаря которому детям можно продемонстрировать и объяснить различные тембры инструментов, показать некоторые возможности музыкального инструмента вообще.
В синтезаторе есть функция автоаккомпанемента и музыкально-компьютерные программы. Ученик может быть не просто исполнителем, но и композитором, звукорежиссером, аранжировщиком. Для детей интересным является создание и исполнение аранжировок эстрадной и классической музыки, когда они чувствуют себя творцами, исполнителями, звукорежиссерами. Новые технологии, модные и популярные среди молодого поколения, конечно, не вносят новых смыслов в музыкальное творчество и не заменяют необходимость развития музыкальных способностей и оттачивания навыков. Тем не менее за счёт упрощения выполнения ряда задач рутинного характера, быстрых результатов и интенсивности творческой работы они породили волну интереса к музыке. Современные синтезаторы – это музыкальные инструменты с фактически безграничными возможностями. Этот инструмент надолго обосновался в профессиональной среде и, вполне возможно, надолго войдёт в образовательные учреждения. В совокупности с компьютерными технологиями, он может произвести переворот в музыкальном образовании, как в своё время фортепиано. Синтезатор позволяет многогранно изучить окраски звука, синтезировать многообразие тембров и шумов. Однако появление синтезатора вовсе не означает отказ от традиционных компонентов процесса обучения музыке, его содержания, форм, методов, средств и педагогических подходов. Мы согласны с И.М. Красильниковым [6, с. 216] в том, что «компьютерные технологии только упрощают выполнение повторяющихся операций и аккумулируют в руках музыканта различные выразительные и технические средства музыкального искусства (широкую палитру тембров, инструменты записи, воспроизведения, обработки звука)». Новые технологии должны лишь облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную составляющую деятельности ученика и учителя, обогатить уже накопленный опыт и наработки в преподавании музыки, вызвать и поддержать интерес современного школьника к музыке, развивать их музыкальные способности и вкус. «Являясь по своей сути музыкальным компьютером, клавишный синтезатор схож по внешнему виду с традиционными механическими клавишными инструментами. Многие приёмы исполнения на клавишном синтезаторе заимствованы из практики игры на клавишно-механических предшественниках. Вместе с тем клавишный синтезатор имеет и ряд преимуществ по сравнению с акустическими музыкальными инструментами. Многотембровость, возможность исполнения различных видов фактуры аккомпанемента – всё это делает клавишный синтезатор не просто очень интересным сольным инструментом, но также и неоценимым аккомпанирующим инструментом для солистов, ансамблей, хоров», – пишет А.В. Кунгуров [7].
Современный учитель музыки должен не просто знать новые технологии в музыке, но и разбираться в них и активно использовать на своих занятиях. Тем не менее большинство учителей имеют слабое представление о педагогических возможностях синтезатора, цифровых приложений и музыкально-компьютерных технологий или применяют их частично, не используя весь потенциал. Это в первую очередь затрагивает вопрос изменения содержания подготовки и учебного плана будущих учителей музыки: обществу нужен специалист нового уровня.
Заключение
Многоаспектность деятельности учителя музыки неоднократно становилась объектом исследования ряда крупных учёных. Особенности преподавания музыки заключаются в том, что данный процесс невозможен без синтеза общенаучных, методологических, специальных музыкальных и психолого-педагогических компетенций; деятельность учителя включает педагогическую, музыкально-исполнительскую, музыковедческую, хормейстерскую, исследовательскую работу. Результатом является личность школьника с развитыми эстетическими, художественными, музыкально-творческими, креативными способностями.
ХХI век внёс свои коррективы абсолютно во все сферы жизни общества. Не стала исключением ни музыка как часть культуры, ни школа, где культура транслируется, ни сами дети. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Современный учитель должен не просто хорошо знать методику преподавания и сам предмет, владеть инструментом, но и идти в ногу со временем, освоив новые музыкально-компьютерные технологии, применяемые в музыкальном искусстве, овладеть электронными музыкальными инструментами, активно использовать их на уроках музыки. От учителя ожидается поддержка волны интереса в молодёжной среде к вокалу, исполнительству на музыкальных электронных инструментах, композиторству и аранжированию. Тем не менее большинство учителей имеют слабое представление о педагогических возможностях электронных музыкальных инструментов, цифровых приложений и музыкально-компьютерных технологий. Это обуславливает необходимость изменения содержания подготовки и учебного плана будущих учителей музыки: обществу нужен специалист нового уровня. Правда, остаётся открытым вопрос об эффективной мотивации учителей музыки к таким изменениям их профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Якуб А.А. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 62-66;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11925 (дата обращения: 08.10.2024).