Целью настоящего исследования является комплексное рассмотрение уголовно-правовых аспектов коррупционных правонарушений, разработка на основе проведенного анализа рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование уголовно-правовой борьбы с коррупционными правонарушениями.
Проблема состояния коррупционно-должностных деяний и борьба с ними всегда привлекала внимание не только специалистов, но и достаточный круг непрофессионалов. Одна из причин такого интереса – острота вопроса, его жизненность.
Коррупционно-должностные правонарушения – это прежде всего проблема общества, а не только государства. Важнейшими факторами должной профилактики коррупционных проявлений являются не уголовно-правовой контроль, но и расширение социально-правового контроля в общественных отношениях и государственной службе.
Следует отметить, что отличительной чертой коррупционно-должностных правонарушений от общеуголовных является высокая латентность. Способы и методы совершения коррупционных деяний постоянно совершенствуются и изменяются, в соответствии с реалиями.
Какими же основными признаками наделяется коррупционно-должностное деяние?
Под коррупцией понимается систематическое получение должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей или приобретение выгоды имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им служебным положением – за покровительство или оказание услуг в будущем.
А. Гуров выделяет три основные формы коррупции:
Первая – политическая. Чиновник вступает в противоречие с законом из-за сложившихся кланов, родственных отношений.
Вторая – связана с криминальной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают незаконные услуги.
Третья форма предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма коррупции наиболее тесно связана с организованной преступностью, и нередки, кроме подкупа, провокации и угрозы в отношении должностных лиц [1].
Коррупцию не следует отождествлять с простым взяточничеством. Коррумпированный чиновник получает не разовые подачки, а состоит на службе у преступной структуры, где получает свою часть прибыли, которой просто не было бы без его покровительства.
Слово «коррупция» происходит от латинского «cor-ruptum», что означает «сломанный, испорченный», и подразумевает принесение общественных интересов в жертву личной жизни или корпоративной выгоде.
Некоторые авторы определяют коррупцию как преступную деятельность в сфере государственного управления экономикой, которая выражается в использовании политиками и государственными служащими предоставленных им полномочий в целях личного обогащения [2].
Таким образом, главной особенностью коррупционного правонарушения является факт использования лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом (специальным субъектом) своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.
Вышеуказанные специальные субъекты, злоупотребляя должностными полномочиями, посягают на интересы государственной службы, нарушают деятельность государственного аппарата и управления, подрывая их авторитет в обществе, причиняют вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Необходимо понимать, что в злоупотреблении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации, отсутствует посягательство на интересы государственной службы и государственного управления. Злоупотребление такими лицами представленными полномочиями также может причинить имущественный вред, нарушить права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества, законодательство о предпринимательской деятельности и др. Однако противоправные деяния лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющихся государственными органами и предприятиями, не посягают на интересы государственной службы и власти. В результате совершения ими правонарушения причиняется имущественный вред этой коммерческой или некоммерческой организации.
Особенности объекта коррупционно-должностного деяния, а также его субъекта – должностного лица ввиду их сложности и наличие спорных точек зрения заслуживают самостоятельного рассмотрения. Что касается признаков объективной субъективной сторон коррупционно-должностных деяний, то на их характеристике следует остановиться.
Коррупционно-должностное правонарушение предполагает, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, либо должностное лицо использует для его совершения предоставленные полномочия и служебное положение. Прямая связь между служебным положением и совершенным с его использованием противоправным деянием является характерным и обязательным признаком коррупционного правонарушения. Если должностное лицо совершит какое-либо преступление вне связи со своим служебным положением, то это преступление не будет должностным [3].
Данное теоретическое положение особенно важно иметь в виду, когда должностное лицо одновременно выполняет свои узкопрофессиональные обязанности, которые нельзя отнести к должностным.
Должностное лицо может совершить какое-либо уголовное деяние, не связанное с занимаемым служебным положением. Даже если совершение этого деяния облегчается должностным положением виновного, то деяние не может считаться должностным.
Должностное лицо, совершая коррупционно-должностное деяние, нарушает обусловленные его служебным положением обязанности. Эти нарушения могут быть самого разного характера, от них зависит квалификация деяния. Важно только, чтобы эти деяния совершились вопреки интересам службы.
Преступное деяние должностного лица может проявляться как в действии, так и бездействии. Конечно, активное действие наиболее характерно для противоправной деятельности должностных лиц, особенно в таких составах, как злоупотребление должностным положением, получение взятки. Невозможно представить совершение в форме бездействия и такого коррупционно-должностного преступления, как служебный подлог.
В случае получения взятки и совершения служебного подлога ответственность наступает независимо от установления вреда. Однако формальный состав этих преступлений от сходных с ними коррупционно-должностных деяний заключается в том, что они влекут характерные последствия.
В этих составах коррупционно-должностных преступлений обязательно наличие причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.
Субъективной стороной большинства составов коррупционно-должностных правонарушений является прямой умысел.
В диспозициях некоторых коррупционно-должностных деяний указывается на мотивы их совершения – корыстные побуждения или иная личная заинтересованность. Получение взятки всегда является корыстным преступлением, мотив которого – получение материальной выгоды. Учитывая, что субъективная сторона коррупционно-должностных деяний одинакова, она может быть введена в общее определение понятия должностного деяния.
Вопрос о объекте деяния, поскольку любое преступное посягательство имеет определенный объект, стоит в центре науки уголовного права, так как он имеет большое теоретическое и практическое значение.
Правильное определение объекта преступления и объекта уголовно-правовой охраны является совпадающими понятиями.
Правильное определение объекта деяния позволяет определить степень общественной опасности противоправного деяния, его правильную юридическую квалификацию и характеристику других элементов состава. При этом необходимо, прежде всего, подчеркнуть значение общего определение объекта деяния для установления границ преступного, для ограничения деяния от других правонарушений, а также явлений, безразличных для права.
Объект деяния является также основанием для построения Особенной части уголовного кодекса и объединения деяний в главу по признаку единого родового объекта.
Определение родового объекта коррупционно-должностных деяний имеет большое значение. Точное определение родового объекта помогает в систематизации указанных деяний, правильной их квалификации и отграничению от других смежных деяний.
В качестве родового объекта коррупционно-должностных деяний определяются интересы государственной службы и государственного управления.
Более глубоко раскрыть смысл объекта посягательства при совершении коррупционно-должностных деяний позволяет уяснение характера общественной опасности последних. А судить об общественной опасности следует, прежде всего, по тому ущербу, который они могут реально нанести.
Большая часть коррупционно-должностных деяний наносит существенный материальный ущерб. Однако общественная опасность этих деяний далеко не исчерпывается указанным преступным последствием.
Государство, устанавливая уголовную ответственность за преступные нарушения должностных обязанностей, старается избежать, наряду с материальным и физическим вредом, любого нарушения в деятельности государственного аппарата, подрыва его авторитета, престижа в глазах общества и уменьшения доверия к нему широких масс, ибо в теснейших связях с массами как раз и заключается суть, вся сила, все значение государственного аппарата, т.е. последствий морального и политического характера. Эти последствия и содержат в себе опасность причинения наибольшего вреда родовому объекту коррупционно-должностных деяний. В известном смысле можно сказать, что должностные преступления.
Авторитет, престиж государственного аппарата в глазах общества обеспечивается надлежащей его работой. А для этого необходимо, чтобы служебная деятельность каждого должностного лица полностью и целиком подчинялась принципам организации и функционирования аппарата государства.
Объектами коррупционно-должностных правонарушений являются те государственно-общественные отношения, которые прямо затрагиваются этими деяниями. Злоупотребление посягает на обязанность должностных лиц выполнять свои полномочия и функции только в интересах государственной службы. Объектом превышения власти или служебных полномочий является обязанность должностного лица осуществлять свои государственные функции только в рамках предоставленных полномочий.
Обусловленная единством родового или специального объекта близость непосредственных объектов злоупотребления и служебного подлога как деяний, нарушающих работу государственного аппарата, дополняется и принципиальной однородностью характера поступков – совершаются действия, нарушающие правильное функционирование органа государства лицом, использующим для этого возможность, которая ему предоставлена в силу его служебного положения.
В качестве специфического вида злоупотребления властью или служебным положением выступает получение взятки. Поскольку с этим преступлением органически связаны дача взятки и посредничество во взяточничестве, то необходимо иметь в виду при их общей характеристике все три деяния вместе.
Термин «взяточничество» употребляется в юридической литературе и судебной практике в различных значениях. В одних случаях этот термин охватывается получением взятки, дачей взятки, и посредничеством во взяточничестве. В других – под взяточничеством понимается лишь получение взятки, а дача взятки и посредничество во взяточничестве рассматриваются как необходимое соучастие в получении взятки [4].
Представляется, что при рассмотрении этого вопроса в большинстве случаев смешиваются различные аспекты проблемы: взяточничество как социально-правовое явление и структура построения законодательства об ответственности за действие его образующие.
Безусловно, получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве представляют собой тесно связанные формы преступного поведения, образующие в своей совокупности одно социально-правовое явление с присущими ему качественными характеристиками и, главное, с единой социальной направленностью.
Все эти формы преступного поведения направлены против интересов государственной службы и государственного управления, способны подорвать его престиж, снизить качество его работы.
В этом смысле слова вполне оправдано их наименование единым термином – «взяточничество». Однако, давая юридическую характеристику взяточничеству, следует исходить из структуры уголовного законодательства, которая, учитывая специфические особенности получения взятки, дачи взятки и посредничества во взяточничестве, в целях дифференциации ответственности за эти формы преступного поведения выделяет каждую из них в качестве самостоятельного состава деяний.
Отдельной особенностью состава коррупционного преступления является то, что субъект такого преступления – лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, либо должностное лицо, имеет отличительные признаки в сравнении с другими субъектами.
Представители власти также осуществляют функции власти. Они отдают распоряжения о выполнении действий, имеющих юридическое значение, и выступают от имени органа, предоставившего ему властные полномочия, и функции власти, определяются характером полномочий, которыми наделяются представители власти в связи с их служебным положением.
К представителям власти относят должностных лиц, обладающих полномочиями согласно осуществляемым функциям, которые отличаются от должностного лица тем, что их действия и указания обязательны для всех, так как основаны на законе.
Как правило, представителем власти принято считать должностное лицо, состоящее на государственной службе. Между тем в отдельных случаях представители власти не относятся к должностным лицам.
Не любое лицо, работающее в органах государственной власти или управлении, может быть признано представителем власти.
Зачастую представитель власти наделен организационно-распорядительными функциями. Вместе с тем следует отличать, отдельную категорию представителей власти, наделенных властными полномочиями, но не обладающих организационно-распорядительными функциями.
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах. Под понятием «по специальному полномочию» подразумевается случай, когда должностному лицу, не занимающему штатной должности, дается поручение выполнить определенные организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Такие функции могут быть отражены (оформлены) как в индивидуальном правовом акте, так и по устному распоряжению (поручению). Как правило, эти функции носят временный характер для выполнения конкретного поручения.
Лицо приобретает права должностного в силу не любого полномочия, а только такого, которое связано с предоставлением ему одной из двух функций (организационно-распорядительные, административно-хозяйственные).
Характеризирующим портретом субъекта коррупционно-должностного правонарушения является то, что это, прежде всего, вменяемое физическое лицо, осознающее характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководящее ими.
В связи с вышеизложенным необходимо дать следующее определение коррупционно-должностным преступлениям: коррупционно-должностные преступления – это общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием предоставленных им служебных полномочий, с существенным нарушением интересов госслужбы и госуправления [5].
Из данного определения выделим основные признаки коррупционно-должностных преступлений:
а) объектом посягательства является нормальная деятельность органов государственной власти и управления, осуществляемого в рамках требований закона;
б) объективной стороной деяния является действие или бездействие лица, нарушающее интересы государственной службы, причинившее вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;
в) общественно опасное деяние, совершенное виновно.
Из приведенных законодательных определений видно, что коррупционно-должностные правонарушения – это деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, осуществляемого в рамках требований закона, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом с использованием (злоупотреблением) должностных служебных полномочий и связанных с ним возможностей.
Заключение
Направления развития мер предупреждения коррупционных правонарушений можно представить в определенной системе следующим образом:
– социально-экономическими и организационными мерами создавать комфортные условия по удовлетворению потребностей и интересов граждан, направленных на исключение (минимизацию) коррупционных проявлений;
– необходимо укрепить связь между правоохранительными органами и населением;
– неотвратимость наказания;
– широкое использование научных рекомендаций в сфере борьбы с коррупционными деяниями;
– совершенствование форм и методов правовой пропаганды по вопросам борьбы с коррупцией в целом;
– пенитенциарная система должна быть направлена на исправление осужденных, чтобы в будущем эти лица отказались даже от мысли совершить вновь подобное деяние;
– прогнозирование поведения осужденных в местах отбывания наказания и после его освобождения.
Библиографическая ссылка
Карипова А.И., Барсукова Р.А., Егизбаев Н.У. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 118-122;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11938 (дата обращения: 21.11.2024).