Сегодня все организации среднего профессионального образования, включая ГАПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова», стоят на пороге образовательной реформы.
Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на период 2018–2025 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, к 2020–2021 гг. во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, должен быть внедрен демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как форма государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен – вид аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования или по их части, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, реализуемая с учетом базовых принципов [1]. В апреле 2019 г. Распоряжением Министерства просвещения РФ от 01.02.2019 № Р-42 были утверждены «Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена».
Таким образом, сама новая действительность в среднем профессиональном образовании, состоящая в актуализации образовательных стандартов, введении стандартов ТОП-50 специальностей будущего, вынуждает актуализировать и весь образовательный процесс. Под актуализацией образовательных стандартов понимается процесс обновления существующих или разработки новых ФГОС СПО с учетом положений принимаемых профессиональных стандартов.
Цель исследования: изучить причины, препятствующие актуализации образовательного процесса в УГК им. И.И. Ползунова по учебной дисциплине «Предпринимательская деятельность». Под понятием актуализации будем понимать процессы адаптации процесса обучения к изменениям в системе образования путем его трансформации, перестройки и внедрения инноваций.
Проблема исследования
Процесс обучения учебной дисциплине «Предпринимательская деятельность» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предполагает в качестве конечного продукта разработанный бизнес-план и в итоге его презентацию на демонстрационном экзамене. Процесс его разработки и защиты предполагает командную работу (по 2 человека), что уже само по себе является инновационным методом организации образовательного процесса.
Гипотеза
Двухлетний опыт подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену по компетенции WorldSkills Russia «Предпринимательство» показал, что для того, чтобы студенты могли показать хорошие результаты, необходимо заменить традиционный процесс обучения инновационным.
Этапы исследования
1. Потребовалось перейти от индивидуальной работы к работе в командах. Работа в команде (или микрогруппе) создает условия для развития отношений взаимозависимости и взаимоподдержки членов команды; для осознания и принятия многоролевой основы межличностных отношений; для формирования стиля работы команды через поиск согласованных взаимодействий между обучающимися; для осознания взаимообусловленности индивидуальной и групповой рефлексии по поводу процесса и результата деятельности; выработка единства мнений внутри команды. Но у командной организации процесса обучения есть не только преимущества, но и «подводные камни». Команда является единицей «субъект-субъектных» отношений участников образовательного процесса. При традиционном подходе к организации процесса обучения (индивидуальной работе) педагогическое взаимодействие существует в виде систем «преподаватель – обучающийся», «преподаватель – учебная группа», «обучающийся – обучающийся». Безусловно, переход на командное обучение усложняет процессы педагогического взаимодействия, добавляя еще 3 типа взаимодействия: «преподаватель – команда», «команда – команда» и «обучающийся (член команды) – обучающийся (член команды)».
2. Усложнение процессов педагогического взаимодействия обусловило необходимость налаживания взаимодействия как между членами одной команды, так и между всеми командами, создавая условия взаимопомощи и взаимоподдержки. Проблема возникла при организации внутрикомандной работы. Управление внутрикомандным взаимодействием зависит от таких факторов, как роли членов команды, их действия и результата. В процессе обучения предпринимательской деятельности столкнулись с тем, что некоторые участники команд занимали пассивную, выжидательную позицию и пытались переложить все действия и результат на других, более активных участников команды. Находились некоторые обучающиеся, которые полностью устранялись от обучения, перекладывая всю ответственность на своего партнера по команде. Это привело к возникновению конфликтных ситуаций в команде, для решения которых в итоге потребовалось пересмотреть и изменить состав этих команд в директивной форме.
3. Согласно инфраструктурному листу компетенции «Предпринимательство», пришлось изменить привычное учебное пространство, то есть заменить привычную аудиторию классом, оснащенным овальным столом, на котором размещены ноутбуки, подключенные к интернету. Это создало основу для внедрения технологий интерактивного обучения – «обучение, погруженное в общение» [2]. Такое обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы: транслирующие (односторонние) заменяются диалоговыми, то есть основанными на взаимодействии, взаимопомощи и взаимоответственности.
4. Помимо вышесказанного произошла замена традиционного подхода к организации процесса обучения (новый материал – практика – контроль) проектным обучением (проблема – поиск решений – новый материал – часть проекта и снова... – готовый проект). Под проектным обучением понимается вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности [3].
5. В процессе проектного обучения пришлось от авторитарного стиля учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса попытаться перейти на технологии учебного сотрудничества.
«Сотрудничество в обучении – совместная, взаимосвязанная деятельность обучающегося и педагога, построенная на демократических принципах, ориентированных на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как обучающимися, так и педагогом» [4]. Для этого стало необходимо в процессе обучения дисциплине «Предпринимательская деятельность»:
1) сформулировать общую для всех мотивационную цель (пройти итоговую государственную аттестацию);
2) определить конечный готовый продукт, сформулировав критерии его качества (в нашем случае бизнес-планы);
3) в процессе работы (!), а не обучения(!) делегировать часть своих полномочий сильным студентам.
Однако при такой инновационной, «непривычной» для обучающихся организации учебного процесса возникает «сопротивление» со стороны отдельных обучающихся, для которых «преодоление трудностей» не является мотивирующим фактором. Этот факт подтверждают результаты лонгитюдного исследования, проведенного в феврале – ноябре 2019 г. среди студентов УГК им. И.И. Ползунова. Студенты, сдающие демонстрационный экзамен в 2018–2019 и 2019–2020 учебных годах, разделились на две части: те, кто хотел бы сдавать, и те, кто не хотел сдавать экзамен. Разделились в пропорции 20 % к 80 % и 46 % к 54 % соответственно. Результаты анкетирования наибольшей части студентов – не желающих сдавать демонстрационный экзамен – приведены в табл. 1.
Как показали результаты исследования, 57 % опрошенных студентов считают, что сдача демонстрационного экзамена по компетенции «Предпринимательство» не поможет им в дальнейшей судьбе. Этот фактор выступил самым главным демотиватором, мешающим организовать учебный процесс по-новому. Еще 42 % от общего числа студентов испытывают страхи. «Страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности…» [5]. С этой категорией студентов должны работать педагоги-психологи, так как они не готовы к инновациям в образовательном процессе. Еще 14 % студентов не уверены в своих силах и знаниях, другим 14 % не интересна предпринимательская деятельность и испытывают нежелание работать в команде. Так как вопрос был неальтернативного типа, то практически все опрошенные указали несколько причин, по которым они не хотели сдавать демонстрационный экзамен в ходе промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Предпринимательская деятельность организации». Таким образом, большинство студентов испытывают целый комплекс проблем, в том числе и психологического характера.
Таблица 1
Линейное распределение ответов респондентов на неальтернативный вопрос
(ноябрь 2019 г.)
№ п/п |
Варианты ответов на вопрос: «Почему я не хочу сдавать демонстрационный экзамен по компетенции «Предпринимательство»»? |
% от ответивших |
1 |
Считаю, что сдача ДЭ не поможет мне в дальнейшей судьбе |
57,1 |
2 |
Испытываю чувство страха при публичном выступлении перед незнакомыми мне людьми |
21,4 |
3 |
Боюсь не сдать/не справиться с заданием |
21,4 |
4 |
Не уверен(а) в своих силах и знаниях |
14,3 |
5 |
Мне не интересна предпринимательская деятельность |
14,3 |
6 |
Не люблю, не умею и не хочу работать в команде |
14,3 |
7 |
Мне не нравится педагог |
7,1 |
8 |
Испытывал(а) бы страх, что не сдам экзамен по модулю своему педагогу |
7,1 |
9 |
Уверен(а) в своих силах и знаниях |
7,1 |
Как было отмечено ранее, студентов, не желающих сдавать демонстрационный экзамен, до сих пор остается больше половины группы. Это создает «сопротивление» реинжинирингу образовательного процесса.
Однако не все так пессимистично, как кажется на первый взгляд. Во-первых, количество нежелающих сдавать экзамен за год сократилось с 80 % до 54 %. Это было достигнуто за счет создания и аккредитации Центра приема демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) по компетенции WorldSkills Russia «Предпринимательство» на базе УГК им. И.И. Ползунова.
Во-вторых, изложенный вкратце инновационный подход к организации процесса обучения по предпринимательской деятельности позволил в этом году значительно улучшить результаты обучающихся на демонстрационном экзамене. Тем более что оценивали достижения студентов независимые эксперты. Это позволяет сделать вывод об объективности полученных результатов и, следовательно, подтверждает верность перестройки образовательного процесса. Положительная динамика результатов демонстрационного экзамена представлена в табл. 2.
Как видно из табл. 2, качество обучения по «Предпринимательской деятельности» улучшилось на 36 %. В марте 2020 г. 26 % студентов сдали демонстрационный экзамен на оценку «5». В прошлом году таких студентов не было.
Дискуссия
Как показывает наш эмпирический опыт и мировой опыт, «сопротивление» новшествам является нормой для любой системы.
Например, профессор П.И. Пидкасистый считает, что весь процесс обучения сопряжен с «противоречиями», так как методологической основной процесса обучения является теория познания! Если «противоречия» содержательны и конструктивны, то есть их разрешение становится явно осознаваемой обучающимися необходимостью, то противоречия выступают движущей силой в процессе познания [6]. Но если противоречия деструктивны, то они становятся барьерами, препятствующими взаимодействию преподавателя и обучающегося.
В свое время средневековый философ Николо Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь» сказал [7]: «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределённого, чем возглавить создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками – те, кому будет хорошо при новом».
Основоположник стратегического управления Игорь Ансофф заметил: «В этих пророческих словах заключена сущность одного из основных источников сопротивления изменениям» [8]. Конечно, методы и подходы, описываемые Макиавелли и Ансоффом, далеки от сегодняшней действительности в силу своей жесткости (подавлять бунт, увольнять недовольных сотрудников). В нашей действительности нам остается лишь одно – научиться управлять «сопротивлением», нивелировать последствия «сопротивления». В такой ситуации на помощь преподавателям должны приходить педагоги-психологи. А самим педагогам-предметникам необходимо осваивать приёмы и инструменты такой дисциплины, как «конфликтология».
Таким образом, полученные в результате исследования и эмпирического опыта внедрения инноваций в образовательный процесс по дисциплине «Предпринимательская деятельность организации» позволили сделать некоторые выводы:
1. Актуализация образовательного процесса в связи с реформой системы среднего профессионального образования должна происходить через внедрение новых технологий, таких как командная работа, технологии интерактивного обучения, учебное сотрудничество, изменение стиля преподавания.
Таблица 2
Динамика результатов сдачи демонстрационного экзамена по компетенции
WorldSkills Russia «Предпринимательство» студентами УГК им. И.И. Ползунова
Учебный год |
«5» |
«4» |
Качество |
«3» |
Всего участников ДЭ, чел. |
Средний балл |
|||
Кол-во, чел. |
Доля |
Кол-во, чел. |
Доля |
Кол-во, чел. |
Доля |
||||
2018–2019 |
0 |
0 % |
2 |
20 % |
20 % |
8 |
80 % |
10 |
3,2 |
2019–2020 |
7 |
26 % |
8 |
30 % |
56 % |
12 |
44 % |
27 |
3,8 |
ИТОГО: |
7 |
19 % |
10 |
27 % |
46 % |
20 |
54,1 |
37 |
х |
2. Любая инновация всегда встречает «сопротивление системы». В нашем случае это нежелание и неготовность студентов к инновациям в образовательном процессе, а в итоге и к демонстрационному экзамену как форме промежуточной аттестации по дисциплине.
3. Задачей педагога является управление «сопротивлением», для этого преподавателю необходимо самому осваивать приемы управления конфликтной ситуацией и не бояться привлекать к решению проблем специалистов (например, психологов).
В результате проведенного исследования было доказано, что для того, чтобы студенты могли показать хорошие результаты, необходимо заменить традиционный процесс обучения инновационным. Для этого были выявлены и изучены причины, препятствующие актуализации образовательного процесса в УГК им. И.И. Ползунова по учебной дисциплине «Предпринимательская деятельность». Таким образом, цели исследования достигнуты. Исследование продолжается.
Библиографическая ссылка
Елохина О.В. К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 3. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11956 (дата обращения: 27.12.2024).