Как известно, каждый этнос имеет свою уникальную историю. Одни этносы испокон веков проживают на своей исторически сложившейся родине, другие этносы вынуждены проживать в разных странах, не имея своего государства, либо в силу политических, социальных или культурных причин. Основная цель данной статьи заключается в анализе причин появления ахыска турок на территории Киргизской Республики, а также в анализе их культурной адаптации после процесса их расселения. Задачи, поставленные в исследовании:
1. Сделать попытку анализа генезиса ахыска турок в научной литературе.
2. Выявить причины возникновения ахыска турок в Киргизстане.
3. Рассмотреть культурную адаптацию ахыска турок в современном Киргизстане путем их культурных особенностей.
Материалы и методы исследования
В исследовании автором использован метод вторичного анализа данных, а также обращение к официальным архивным документам. Следует отметить, что данное исследование является первым комплексным изучением возникновения и культурной адаптации ахыска турок, проживающих в Киргизской Республике.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования и их обсуждение могут быть интересны институтам, занимающимся вопросами малых народов, в частности ахыска турок, а также историкам, культурологам, социологам и этнологам.
Кто такие ахыска турки? Почему их называют месхетинцами, а сами они идентифицируют себя как турки ахыска (тюрк. Ахыска Тюркляри)? Как они появились на территории Киргизстана? Как живут и чем занимаются сегодня? Все эти и многие другие вопросы, касающиеся этого этноса, обсуждаются в ученых кругах, приобретая политический и культурный характер. Исходя из этого, выявляется актуальность и новизна данной статьи.
Генезис ахыска турок является спорным вопросом, на который по сей день нет конкретного ответа. Существуют различные взгляды и мнения об их генезисе. В исторических документах о депортации употребляется термин «турки». В современных источниках турок называют «турки-месхетинцы», а в свою очередь турки определяют себя как Ахыска турки, то есть указывая на историческое место проживания во времена Османской империи. Как известно из исторических документов, до 1829 г. местность Ахыска находилась под владением Османской империи. Эта местность на сегодняшний день находится на территории современной Грузии, называется Самцхе-Джавахети и включает в себя районы Ахалкалаки, Ахалцихе, Месхети, которые являются исторической родиной ахыска турок. Тут хотелось бы отметить, что данная местность является пограничной зоной с Турцией.
В 1829 г. в городе Эдирне Османская империя и Царская Россия подписали Адрианопольский договор, который завершил русско-турецкую войну. Согласно одному из условий договора, города Ахалкалаки и Ахалцихе, крепости Анапа, Суджук-Кале и Поти, а также все восточное побережье Черного моря перешли к Царской России. Часть турок смогли перейти на территорию Османской империи, но большая часть осталась под Царской Россией. Таким образом, Адрианопольский договор явился роковым для турок, которые остались на территории Ахыска после присоединения к Российской империи, и положил начало проблемам ахыска турок, которые до сих пор борются за свое право на репатриацию на историческую родину.
Историк Д.Е. Еремеев: «Турецкий народ, как и почти все другие народы, не произошел от какого-то одного, например тюркского народа или племени, а сложился из многочисленных этнических компонентов. Это были различные тюркские племена – огузы, туркмены, а также, в меньшей степени, западные огузы, печенеги, кипчаки... Другим слагаемым были местные малоазийские и, позднее, балканские народы (вернее, часть их), греки, курды, лазы, грузины, славяне и др.» [1]. По словам азербайджанского историка и конфликтолога А. Юнусова, «об этом народе вплоть до 1989 г. было запрещено писать и упоминать. Нет ясности в вопросе об их происхождении, что способствовало возникновению острых дискуссий, которые приняли затем политический характер. В источниках и документах Российской империи XIX – начала XX вв. преобладают термины «мусульмане» и «турки», иногда «грузины-сунниты»» [2].
В других источниках ученые пишут, что «в этногенезе турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии – турки-месхетинцы)» [3]. Грузинский историк Леван Урушадзе пишет: «Термин «турок-месхетинец» (или «турок из Месхетии») имеет провокационное содержание, так как существует только или турок, или месхетин-грузин, или же месхетинец, который стал турком». В работах видных историков современной Турции Ю. Зейрека, Ф. Тосик, Р. Байрактара ахыска турки являются не грузинами, а турками, и именно поэтому им до сих пор не удалось вернуть свои права на возвращение на историческую родину.
В свою очередь, ахыска турки иденфицируют себя турками, а не грузинами, говорят они на анатолийском турецком языке, являются мусульманами-суннитами. Причем, сохраняя все свои особенности, передают их своим последующим поколениям, свято храня свои религию, обычаи, традиции, культуру и язык.
Так, находясь до 1829 г. под правлением одной империи и перейдя к совершенно противоположной империи, этносы, проживающие на данной территории, стали адаптироваться к тому, что их отныне окружало. Переживая Первую мировую войну, Вторую мировую войну, люди боролись за земли своей родины. Так, и турки шли в бой с солдатами русской армии, защищая отчизну. Суровость и тяжелые времена военных лет известны всем. Но самым тяжелым событием, изменившим судьбу многотысячного этноса, явился процесс депортации в 1944 г.
Хотелось бы напомнить, что под депортацией понимается изгнание населения за границы страны или ссылка населения в пределах одной страны. Так, 1944 год стал для многих народов, населявших Северный Кавказ, в частности Грузинскую ССР, переломным периодом, когда из региона были депортированы в разные уголки Средней Азии тысячи жителей. «Беда грянула 14 ноября 1944 г., когда наши отцы и старшие братья бились на фронтах Великой Отечественной войны, защищая Родину, а их отцов, матерей и детей погрузили в холодные товарные вагоны, отринув от земли и очагов, и увезли в неведомые края», – так описывал события тех тяжелых времен один из очевидцев Курдаев Т. В течение нескольких часов людям пришлось лишиться не только домов, но и своей родины. Депортации подверглись и турки, веками проживавшие на территории, которая долгое время находилась во владении Османской империи, затем после Русско-турецкой войны, перешла к Царской России, а после стала относиться к Грузинской ССР.
В Постановлении Государственного Комитета Обороны за июль 1944 г. говорилось так: «В целях улучшения условий охраны государственной границы Грузинской ССР Государственный Комитет Обороны постановляет [4]:
П.1. Переселить с пограничной полосы Грузинской ССР Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Богдановского районов и Аджарской ССР 16.700 хозяйств с населением 86000 человек турок, курдов и хемшилов, в том числе в Казахскую ССР – 40 тыс., в Узбекскую ССР – 30 тыс., в Киргизскую ССР – 16 тыс. Переселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берию) переселение произвести в ноябре 1944 года» [4].
Так ахыска турки впервые появились на территории Киргизской Республики в конце 1944 г. По пути следования переселенцы испытывали огромные лишения. Так как переселение проходило в поздний осенний период, а большинство переселенцев были плохо обеспечены одеждой и обувью, то в пути они страдали от холода и, как следствие, от простудных заболеваний. Ужасающие антисанитарные условия в товарных вагонах приводили к всевозможным, в том числе инфекционным заболеваниям, таким как сыпной тиф и другие, в результате чего слабые и больные умирали уже в дороге. Хоронили их, когда поезд останавливался, недалеко от железной дороги. Но так как эшелоны шли с редкими остановками, умершие часами лежали рядом с живыми.
Процесс адаптации на новой территории проходил безболезненно у ахыска турок, которые были переселены в Киргизскую ССР. Дружеский киргизский народ всячески помогал ахыска туркам, разделяя с ними кров и хлеб. Как известно, в 1956–1957 гг. начался процесс реабилитации или, другими словами, репатриация народов, депортированных в 1944 г. Большинству депортированных народов Кавказа восстановили национальные территории. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР, Чечено-Ингушская АССР; вместо бывшей Карачаевской Автономной области была образована Карачаево-Черкесская Автономная область, а ахыска турки, в свою очередь, так и остались не репатриированными на историческую родину. С 1956 г. ахыска турки делали многочисленные попытки поднять вопрос возвращения на историческую родину, но успехом эти попытки не увенчались. Ахыска турки остались проживать в республиках Советского Союза, куда были переселены. После распада Советского Союза появилась надежда на законную репатриацию ахыска турок на историческую родину. А именно: в 1999 г. Грузия изъявила желание вступить в Совет Европы. Условие, которое выдвинул Совет перед Грузией, – это полная репатриация депортированных с территории Грузинской ССР ахыска турок. В ноябре 2004 г. решением президента Саакашвили была создана государственная комиссия по возвращению турок-месхетинцев [5].
На сегодняшний день ахыска турки проживают не только в странах бывшего Советского Союза, но и в США. Это в свою очередь имеет причину и последствие. Распад СССР принес новые изменения. События в узбекской части Ферганской долины 1989 г. явились новым испытанием в жизни побитых судьбой турок. Опять же существует множество мнений о причинах данной трагедии, повлекшей за собой десятки смертей. Межэтнический конфликт был разрешен вмешательством советских властей, оставшихся турок эвакуировали военным транспортом в другие страны бывшего СССР. Отток турок из Узбекистана начал резко расти. И снова туркам пришлось пережить смену обжитой годами территории. Так, турок расселили в Азербайджан, Россию, Украину, Киргизстан и Казахстан. В начале 1990-х Турция, которую многие турки считают настоящей родиной, начала программу по приему иммигрантов. Большое количество турок расселились в Краснодарском крае России.
В Краснодарском крае ситуация с ахыска турками была довольно-таки тяжелая. Ярко выражалась неприязнь к туркам со стороны местного населения и местных властей. Многие турки подвергались дискриминации, несмотря на то что в регионе проживают и другие этносы. Не имея ни статуса беженцев, ни получения российского гражданства или прописки, многие из них не имели никакого официального статуса для обеспечения своих основных прав в Краснодарском крае. Отсутствие прописки не позволяло им получить работу, иметь собственность и официально регистрировать браки. Во многих регионах Российской Федерации, в отличие от Краснодарского края, большинство ахыска турок получили российское гражданство на основании Закона о гражданстве 1991 г. В связи с такими проблемами в отношении ахыска турок «с февраля 2004 при содействии правительств России и США Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе, и 5000 переехали. На данный момент программа приостановлена» [6]. Такова краткая история пребывания ахыскинцев в Америке. Расселенные по штатам турки обеспечены работой и жильем, и даже основали свой культурный центр в целях сохранения и развития своей культуры, традиций, обычаев и языка.
В настоящее время ахыска турки, несмотря на свою раздробленность, поддерживают тесные связи друг с другом, даже проживая в разных странах. У многих, к примеру ахыска турок Киргизстана, есть родственники и родные в Казахстане, России, Азербайджане, Узбекистане, Украине, США, такое положение является последствиями лишения родины. В каждом государстве они проживают как многие другие этнические меньшинства, имеют свои общественные объединения, культурные центры, поддерживаются правлением Турции. Большое количество ахыска турок из Киргизстана мигрировало в Турцию на постоянное жительство, так как Турция выдает упрощенное гражданство ахыска туркам со всего мира.
Как показывает исследование, многое пришлось пережить жертвам депортации. В расселенных среднеазиатских государствах переселенцам многое ограничивалось. В свою очередь местное население относилось с пониманием к этим людям, разделяя их горечь, они делились всем, что имели сами. Благодаря этому фактору процесс адаптации ахыска турок в Киргизстане прошел без особых проблем и осложнений. Хотелось бы отметить, что общая тюркская основа, схожесть языка и религии, а также схожесть культурных особенностей в повседневной жизни с местным населением стали главными и основными факторами благоприятной культурной адаптации ахыска турок в Киргизстане. Таким образом, прослеживая процесс генезиса ахыска турок, а затем их возникновения на территории Киргизстана, наблюдаем яркий пример самосохранения этого малого этноса, его национальной идентификации, а также динамический темп культурной адаптации в совершенно новом месте после депортации.
Следует раскрыть, что культурная адаптация – это приспособление социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и моделей поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникации и трансляции социального опыта [7]. Как известно, ахыска турки относятся к тюркоязычной системе, и поэтому культурная адаптация ахыска турок в Киргизстане проходит очень синхронно с титульным этносом и другими малыми народами, проживающими здесь. Общность языка, религии, семейно-брачных особенностей делает адаптацию еще более легкой. Благодаря таким культурным особенностям, как празднование Нооруз, Орозо-Айт, Курбан-Айт, происходит все большее объединение ахыска турок с окружающими.
В 1992 г., по инициативе представителей этнических меньшинств, в том числе и ахыска турок, была создана Ассамблея народов Киргизстана. В здании Ассамблеи этническим меньшинствам выделены кабинеты, где они организовали свои национальные центры. Так, к примеру, у ахыска турок есть «общественное объединение турок» Киргизстана. Тут ежедневно проходят встречи председателя объединения с ахыска турками. Председателя правления избирают на собрании членов правления среди самих же ахыска турок. Вот уже более 25 лет объединение выступает культурным мостом дружбы между ахыска турками и другими этносами, проживающими в Киргизстане. Объединение помогает ахыска туркам в вопросах с документами, справками о депортации, учебой студентов в Турции, а также в вопросах получения гражданства в Турции и др. Ежегодно 21 марта на главной площади страны Ассамблея организует праздничное мероприятие в честь прадника Нооруз. Все этносы представляют на этом празднике свои культурные особенности в виде песен, танцев и костюмированных шоу.
Как известно, большинство этносов, проживающих в Киргизстане, также относятся к тюркоязычной системе, что позволяет всем вместе гармонично строить межнациональные отношения, а также жить в мире и согласии со всеми представителями национальных меньшинств. За время проживания на территории Киргизстана у ахыска турок не возникало и нет проблем с обществом, законом и установками внутри страны и за его пределами.
Заключение
В Киргизстане ахыска турок насчитывается более 39 000 человек на сегодняшний день. Ахыска турки, как и другие этносы, проживающие в Киргизской Республике, имеют одинаковые возможности для жизни и стараются развиваться в экономическом, культурном и социальном плане. Одним из результатов культурной адаптации ахыска турок в Киргизстане можно назвать мирное сосуществование с остальными этносами, так как ахыска турки – трудолюбивый и в целом спокойный этнос, легко налаживают взаимоотношения с представителями титульного этноса и другими этническими меньшинствами.
Библиографическая ссылка
Гусейнова М.Д. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ АХЫСКА ТУРОК В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11984 (дата обращения: 30.12.2024).