Болезни были и будут спутниками человечества на Земле. Непрерывно идет борьба с заболеваниями, происходит упорный поиск эликсира молодости и бессмертия. Люди в борьбе за здоровье, молодость, биологическое, сексуальное и творческое долголетие применяли экзотические рецепты восточных медиков, разные медицинские системы, шарлатанские методы и непонятные рецепты [1, c. 173]. Для человека важен процесс оздоровительного дыхания, основа жизнедеятельности и здоровья. Без дыхания нет жизни и здоровья, а если функция дыхания ослабла – болезни неизбежны. Упражнения на дыхание выявили, что оздоровительные дыхательные тренировки полезны как здоровым людям, так и студентам, и всем людям независимо от возрастного ценза с отклонениями в дыхательной системе [2, c. 97]. Занятия вокалом, речевой деятельностью и игрой на духовых инструментах, дыхательные практики полезны и важны в разных режимах выполнения дыхания, улучшают здоровье, процесс дыхания и повышают общее физическое состояние организма. Занятия дыхательными практиками вокалом, речью на сцене, игре на духовых инструментах изменяют стереотип дыхания. Во время выполнения своей будущей профессиональной деятельности студенты не просто дышат, а у них постепенно изменяется вдох, становится более глубоким, а выдох – более длинным и мощным, звучным и объёмным за счёт работающей в напряжении более крепкой диафрагмы и брюшного пресса, не позволяющих форсировать голос.
Цель исследования: научно-теоретически и методологически обосновать экспериментальную методику инновационной дыхательной гимнастики, воздействующей на развитие дыхания, как у здоровых, так и страдающих разнообразными дыхательными болезнями людей с использованием дыхательных гимнастических практик.
Материалы и методы исследования
Первый тест проводился так: в носовую полость на перегородку помещали небольшое количество сахарина, испытуемый дышал носом, и засекали время, когда в горле ощутится сладость, которая в среднем проявлялась через 10 мин. Первый тест доказал, что форсированное дыхание носом на вдох активизирует функцию ресничек, находящихся в носу и бронхах, и гонит слизь снаружи вовнутрь, а при выдохе реснички эпителия в бронхах гонят слизь изнутри наружу. Также выявили, что дыхательная гимнастика стимулирует и помогает отхаркивать слизь и позволяет от неё избавляться и улучшает дыхание. Второй тест дал результат, что приток крови к сердцу усиливается, а давление в малом круге кровообращения снижается и также уменьшается давление в большом круге кровообращения. Также выявили, что артериальное давление снижается на 5–8 мм рт. ст., у пациентов, осуществляющих дыхание сначала одной ноздрёй, а затем другой, и после этих процедур обеими ноздрями. Метод дыхательной гимнастики опирается на четыре правила, которые представлены [3, c. 161]. Первое правило гласит, что вдох должен быть коротким, мощным и выполняться одновременно с движением, а выдох должен происходить пассивно и самопроизвольно. Второе правило говорит, чем активнее выполняется вдох, тем легче уходит выдох. Третье правило – выполнять вдох, как при накачивании шины, в ритме песен и плясок на 8, 16 и 32 такта. 300–400 вдохов с наклоном вперёд или на сжатие грудной клетки считается нижним пределом нагрузки, следует выполнять норму 1000–1200 вдохов, можно и больше 2000 (больным с инфарктом миокарда необходимо сделать 600 вдохов). Четвёртое правило (самое важное) нужно сделать столько вдохов, сколько можно в данный момент. Выполнять по 2, по 4, по 8 вдохов, лёжа и сидя; в нормальном состоянии по 8, 16, 32 вдохов стоя и доводить до 1000–1200 вдохов на сжатие грудной клетки. Норма для оздоровления 4000 вдохов в день, только не за один раз.
Разные нормы нагрузки комплекса выполнения оздоровительных дыхательных гимнастических упражнений
Первый комплекс (В течение 3 дней, выполнять нагрузку два раза в день утром и вечером.) 1-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Сделать 2 серии. Пауза между сериями 12 с, а между упражнениями до 12 с. 2-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Выполнить 1 серии. 4-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Сделать 2 серии. 6-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Выполнить 1 серии. 8-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Сделать 2 серии. 9-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Выполнить 1 серии. 10-е упр. 1 раз по 7 вдохов. Сделать 2 серии. 12-е упр. 1 раза по 7 вдохов. Сделать 1 серии. Итого 84 движений (вдохов) выполняется за одно занятие. За утро и вечер 168. В первые три дня на каждое занятие затрачивается по времени 3–5 мин. |
Второй комплекс (В течение 3 дней, проводить в день два занятия.) 1-е упр. 1 × 7 – 2 серии. 2-е упр. 1 × 7 –1 серии. 3-е упр. 2 × 7 – 2 серии. 4-е упр. 1 × 7 –12 серии. 6-е упр. 2 × 7 – 2 серии. 8-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 9-е упр. 2 × 7 – 2 серии. 10-е упр. 1 × 7 –1 серии. 11-е упр. 2 × 7 – 2 серии. 12-е упр. 1 × 7 – 1 серии. Всего 105 вдохов за одну тренировку. За день 210 вдохов. Занятия по времени длятся 5–7 мин |
Третий комплекс (3 дня, заниматься два раза в день) 1-е упр. 3 × 7 – 1 серии. 2-е упр. 3 × 7 – 1 серии. 3-е упр. 3 × 7 – 1 серии. 4-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 6-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 7-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 8-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 9-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 10-е упр. 1× 7 – 1 серии. 11-е упр. 1 × 7 – 1 серии. 12-е упр. 1 × 7 – 1 серии. Одно занятие составляет 119 вдохов, в день 238 вдохов. Занятие длится 7,5–9,5 мин |
Четвёртый комплекс (Занятия 3 дня, два раза в день.) Упр. 1. 1 × 7 – 2 серии. Упр. 2. 1 × 7 – 2 серии. Упр. 3. 1 × 7 – 2 серии. Упр. 4. 1 × 7 – 2 серии. Упр. 6. 1 × 7 – 1 серии. Упр. 7. 1 × 7 – 1 серии. Упр. 8. 1 × 7 – 1 серии. Упр. 9. 1 × 7 – 2 серии. Упр. 10. 1 × 7 – 2 серия. Упр. 11. 1 × 7 – 2 серия. Упр. 12. 1 × 7 – 2 серия. Итого 133 вдохов за одно занятие. В день 266 движений. Одно занятие длится 9,5–11мин |
Пятый комплекс (3 дня, заниматься в день два раза.) Упр. 1. 2 × 8 – 2 серии. Упр. 2. 2 × 8 – 2 серии. Упр. 3. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 4. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 5. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 6. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 7. 1 × 8 – 1 серия. Упр. 8. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 9. 1 × 8 – 1 серия. Упр. 10. 1 × 8 – 1 серия. Упр. 11. 1 × 8 – 1 серии. Упр. 12. 1 × 8 – 1 серии. Всего 144 вдохов за одно занятие. За день 288 вдохов. Занятие длится 11,0–13,0 мин. Седьмой комплекс (3 дня, заниматься в день два раза.) 1-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 2-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 3-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 4-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 5-е упр. 1 × 9 – 1 серия. 6-е упр. 1 × 9 – 1 серия. 7-е упр. 1 × 9 – 3 серии. 8-е упр. 1 × 9 – 1 серия. 9-е упр. 1 × 9 – 1 серии. 10-е упр. 1 × 9 – 1 серии. 12-е упр. 1 × 9 – 1 серия. В итоге 171 вдоха за одно занятие, за день 342 вдохов. Занятие длится более 15 мин |
Шестой комплекс (3 дня, дважды в день.) Упр. 1. 3 × 9 – 1 серии. Упр. 2. 3 × 9 – 1 серии. Упр. 3. 3 × 9 – 1 серия. Упр. 5. 1 × 9 – 2 серия. Упр. 6. 1 × 9 – 2 серия. Упр. 7. 1 × 9 – 1 серия. Упр. 8. 1 × 9 – 1 серии. Упр. 9. 1 × 9 – 1 серии. Упр. 10. 1 × 9 – 1 серии. Упр. 11. 1 × 9 – 1 серия. Упр. 12. 1 × 9 – 1 серии. 153 движений-вдохов выполнять за одно занятие. За день 306. Длительность занятия 13–15 мин. Восьмой комплекс (3 дня, заниматься дважды в день.) 1-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 2-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 3-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 4-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 5-е упр. 3 × 9 – 1 серия. 6-е упр. 1 × 9 – 1 серия. 7-е упр. 1 × 9 – 1 серии. 8-е упр. 1 × 9 – 1 серия. 9-е упр. 1 × 9 – 1 серии. 10-е упр. 1 × 9 – 1 серии. 12-е упр. 1 × 9 – 1 серия. В итоге 189 вдоха за одно занятие, за день 378 вдохов. Занятие длится более 15–17 мин |
В таблице приводим комплекс оздоровительных дыхательных гимнастических практик: 1. «Повороты». Поворачивайте голову налево, затем направо, на каждый поворот в конечной её точке, выполнить короткий, шумный, сильный и быстрый как укол – вдох носом. 2. «Ушки». Наклоны головы в левую сторону, левое ухо наклоняется к левому плечу, а правое – к правому. 3. «Малый маятник». Наклоны головы вперёд и назад. Выполнить короткий мощный, сильный, резкий вдох в конце каждого движения. 4. «Обними плечи». Лёгкие имеют конусообразную форму, узкие вверху и расширяющиеся в основании. Руки находятся перед грудью на уровне плеч, ладонями к себе (вовнутрь). Выполнять сведение рук, сжимая верхнюю часть лёгких с одновременным быстрым и шумным вдохом, с поочерёдным сверху находящейся левой руки, то правой. 5. «Кошка». Представьте кошку, которая охотится за воробьями. Повторяйте её движения, немного приседая с покачиваниями то право, то влево с переносом тяжести тела на правую ногу, то на левую. 6. «Насос». Выполнять следует пружинистые наклоны вперёд с возможностью накачивания шины автомобиля. Мгновенный, быстрый, шумный вдох в нижней точке наклона. 7. «Большой маятник». Данное упражнение осуществляется в сопряжённом освоении в системе двух комбинированных движений «насоса» и «обними плечи». 8. В ходьбе, на уровне нижней части тела грудной клетки, обе руки сцеплены и образуют рычаг с одновременным выполнением мгновенного вдоха, как укола сжиманием диафрагму. 9. На мате лёжа на спине, согнутая в коленном суставе левая нога находится у груди, правая прямая, вытянутая вперёд, обхватить обеими руками левое колено, мощно и резко надавливать на нижнюю часть диафрагмы грудной клетки с выполнением вдоха [4, c. 403]. 10. Повторить упражнение № 9, только с другой ноги [5, c. 183]. 11. На мате, лёжа на спине, обе согнутые в коленном суставе ноги находятся у груди, которые следует двумя руками обхватить. Мощно, резко и сильно сделать одновременно вдох, а коленями сжимать грудную клетку с помощью работы обеих рук [6, c. 91]. 12. В движении, выпад левой ногой вперёд-влево, руки на поясе, выполнить вдох в нижней точке выпада ноги, затем ноги поменять [7, c. 205].
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогическом эксперименте 2019–2020 гг. участвовали студенты 1, 2 и 3-го курсов по 30 человек на каждом и 5 студентов с отклонениями в дыхательной системе – 3 чел на 1 курсе и 2 на 2 курсе. Занятия проходили два раза в неделю по 2 ч, на которых изучалась парадоксальная нетрадиционная оздоровительная дыхательная гимнастика. Для эффективности процесса дыхания в сопряжённой измерительной деятельности определяли артериальное давление (АД) с частотой сердечных сокращений (ЧСС) и тесты на дыхание: максимальное артериальное давление (САД); минимальное артериальное давление (ДАД); частоту сердечных сокращений (ЧСС); жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ); задержку дыхания на вдохе на время пробы Штанге; задержку дыхания на выдохе на время пробы Генчи; личные ощущения студентов. Результаты. Эксперимент выявил, что показатели максимального систолического давления (САД) у здоровых студентов уменьшились на 5–11 мм рт. ст. (Р ≤ 0,5), а у студентов с отклонениями в дыхании на 3–5 мм рт. Ст. (Р ≤ 0,5); минимальное диастолическое давление у здоровых студентов снизилось на 4–8 мм. рт. ст. (Р ≤ 0,5), а у больных с 2 до 4 мм. рт. ст. (Р ≤ 0,5); частота сердечных сокращений (ЧСС) сразу после нагрузки воздействующей на дыхательный процесс у здоровых студентов увеличивалась от 74 до 87 (Р ≤ 0,5) сердечных сокращений, а с отклонениями в состоянии дыхательной системы повысилась от 78 до 92 (Р ≤ 0,5) сокращений. После 5 мин отдыха ЧСС у здоровых становилась нормальной, от 62 до 72 сокращений (Р ≤ 0,5), а у больных с отклонениями дыхания снизилась от 70 до 80 (Р ≤ 0,5) сокращений. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) у здоровых студентов по сравнению начальными результатами выросла от 9 до 12 % (Р < 0,05), а с отклонениями в дыхании у студентов от 3 до 5 % (P ≤ 0,5); Проба Штанге у здоровых увеличилась с 5,4 до 12,5 % (Р ≤ 0,5), а с отклонениями в дыхании с 2,3 до 4,8 % (Р ≤ 0,5); Проба Генчи у здоровых повысилась с 8,0 до 13,3 % (Р ≤ 0,5), а с отклонениями в дыхании улучшилась с 3 до 5 % (Р ≤ 0,5). Активное проведение на грудной клетке массажных приёмов, таких как поглаживание, разминание, поколачивание, растирание межрёберных промежутков, вызывает углублённое дыхание, а при сопряжённом осуществлении интенсивного дыхания в крови снижается содержание углекислого газа (СО2) и возрастает количество кислорода в дыхательной системе организма. Недостаток углекислого газа затормаживает деятельность дыхательного центра. Дыхание прекращается и нормальное соотношение между газами приходит к норме, поскольку кислород не поступает, но расходуется тканями, а углекислый газ выделяется тканями, но лёгкими не выводится. Мост головного мозга является структурой ствола мозга, из которого выходят черепномозговые нервы – слуховой, лицевой, тройничный и отводящий, в которых проходят чувствительные и двигательные волокна. Слуховой нерв имеет отношение к слуху; лицевой – к вкусу; тройничный – к мышцам лица, к полости носа, дыхания, рта и зубам; добавочный нерв – к мышцам глаз. Через мост головного мозга проходят нервные волокна, соединяющие ствол мозга с большими полушариями и с мозжечком. Для практики массаж с одновременным выполнением дыхательных функций представляет определённую мышечную работу, где проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц груди, связок, сухожилий и внутренней носовой полости и т.д. поступают в центральную нервную систему (ЦНС), а оттуда через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. Данная взаимосвязь определяется как моторно-висцеральные рефлексы, являющиеся физиологической основой оздоровительного воздействия массажных приёмов с дыхательными практиками, активизируют здоровый организм и организм с отклонениями в состоянии здоровья. Практика исполнения оздоровительной дыхательной гимнастических упражнений способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявляет усиление рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием, влияет на развитие голоса, голосовые связки и повышает дыхательный процесс на осознание дыхания.
Заключение
Особенность парадоксальной научно-методической дыхательной гимнастики характеризуется воздействием на ускоренное улучшение процесса дыхания и развитие дыхательных мышц, и достигается это обратной согласованностью движения с дыханием. Она тренирует короткий вдох в движениях с одновременным сжатием грудной клетки и активным посылом воздуха на предельную глубину лёгких. Начинающие заниматься парадоксальной дыхательной гимнастикой допускали две ошибки: слишком глубокий и длинный вдох, а также задержка выдоха. Исследования показали, что нагрузка менее 300 наклонов или сведение рук на сжатие грудной клетки неэффективна, нижним пределом нагрузки можно считать 300–400 дыханий в наклоне или на сжатие грудной клетки, а верхним – до 1000–1200, даже 2000 наклонов в день. Физиологические механизмы осуществляются в оздоровительной дыхательной гимнастике, методами разного режима дыхания (вдоха и выдоха). Физиология дыхательного цикла, проявляющаяся во время вдоха, активно увеличивается возбудимость симпатического отдела нервной системы, диафрагма сокращается, опускается вниз, внутрибрюшное давление повышается, давление в плевральной полости лёгких при вдохе ниже атмосферного на 7–9 мм рт. ст., бронхи и лёгкие и перикард расширяются, ускоряется сокращение мышцы сердца, увеличивается скорость распространения пульсовой волны, а наполнение периферических сосудов кровью уменьшается, повышается частота сердечных сокращений и артериальное давление, позволяющие расширять кровеносные сосуды и одновременно понизить кровяное давление и, соответственно, уменьшить содержание холестерина в сосудах и облегчить сердцебиение, венозная кровь из сосудов брюшной полости поступает в грудную полость и она из лёгочных вен поступает в сердце, массируются органы брюшной полости. Во время выдоха – работа парасимпатической нервной системы повышает тонус блуждающего нерва, диафрагма расслаблена и поднимается вверх, внутрибрюшное давление уменьшается, давление в лёгких при выдохе ниже атмосферного на 3–4 мм рт. ст., воздух выходит из лёгких, бронхи и лёгкие сжимаются, частота пульса уменьшается, венозная кровь из сосудов нижних конечностей поступает в брюшную полость, венозная кровь из правого желудочка сердца поступает в систему лёгочной артерии, массируются органы брюшной полости, происходит процесс замедления деятельности сердца. Наши исследования выявили, что артериальное давление снижается на 5–8 мм рт. ст., у студентов выполняющих дыхание сначала одной ноздрёй, а затем другой, и после этих процедур обеими ноздрями, Это объясняет пользу, новизну исследования и является научным обоснованием воздействия на здоровое дыхание.
Библиографическая ссылка
Скаковец И.С., Смирнов А.А., Зеленин Л.А., Паначев В.Д., Морозов А.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХОЛЁГОЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 25-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 21.12.2024).