Сегодня в Кыргызстане наблюдается повышенный интерес к известным личностям прошлых лет. Особенно к деятелям второй половины 1980-х гг. Формируется опыт всесторонней оценки деятельности исторических личностей. Многие из них, в своё время не оценённые по достоинству из-за предвзятой советской политики, в период независимости заняли почетные места в истории страны и стали по праву историческими личностями. «Исторической личностью мы называем личность, понимающую крупные исторические проблемы, стоящие перед народом и страной, и всем своим видом принимающуюся решить их, выполняющую руководящей миссией и чувствующую за это свою ответственность», отмечал доктор исторических наук, профессор Т. Кененсариев [1]. В этом аспекте мы с гордостью можем назвать имя известного партийного и государственного деятеля советской эпохи Исхака Раззакова.
Действительно, жизнь и деятельность И. Раззакова как главы интернациональной страны, его беззаветное служение народу и государству, практические дела и значительные достижения до сих пор являются предметом активных обсуждений и воспоминаний как в народной среде Кыргызстана, так и в соседних странах. Однако его политическая деятельность, истинный интернационализм, реальные успехи в разных сферах народного хозяйства были намеренно искажены, в результате чего он был снят с должности руководителя.
Заботясь о будущем республики, И. Раззаков много усилий направил для просвещения населения, достижения образованного общества. Сам же жажду к знаниям проявлял, еще будучи воспитанником Ходжендского детского дома. «В то время, – вспоминал позже Исхак, – я очень много читал, читал все подряд, что попадало под руку, на узбекском, таджикском и русском языках. Научиться читать, писать и говорить по-русски было моей заветной мечтой. И где-то через год я добился многого, передо мной открылся огромный мир, я испытывал необыкновенную радость».
Как государственный деятель он служил примером для современников. Его отличали высокая культура, истинная любовь к народу и родной земле, патриотизм и готовность защищать интересы многонационального населения Кыргызстана. Еще одна видная личность страны, министр культуры республики советской поры К. Кондучалова отмечала: «Если у меня есть хороший характер и качества, то я их приобрела у Исхака Раззакова».
Сегодня в свете понимания места и роли личности в истории всестороннее изучение личности Исхака Раззакова представляется актуальным.
Цель исследования: комплексное исследование жизни и деятельности Исхака Раззакова. В связи с этим вытекают следующие задачи:
- определение значения изменений в национально-культурном развитии Кыргызстана под руководством И. Раззакова;
- определение уровня изучения Исхака Раззакова как исторической личности в исторической науке Кыргызстана;
- исследование путей распространения человеческих качеств и государственной деятельности Исхака Раззакова для развития современного кыргызского общества.
Материалы и методы исследования
Источниками стали опубликованные научные статьи, историческая и художественная литература. Для отражения достижений Исхака Раззакова в социально-экономической жизни республики использовались также архивные материалы. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, обьективности, системного подхода, анализа и синтеза. Методами исследования стали методы сравнительный, системно-аналитический, что обеспечило решение поставленных задач.
Формирование и становление Исхака Раззакова как государственного и партийного деятеля проходило в советское время (1936–1967 гг.). Советская система сыграла большую роль в судьбе Раззакова. И. Раззаков за 10 лет работы в Узбекистане внёс свою достойную лепту в развитие народного хозяйства, просвещение, культуру Узбекской ССР. Современники называли его «кыргызским сыном узбекского народа». Как отличный специалист и руководитель он сформировался ещё в Узбекистане. Во время войны он был народным комиссаром народного просвещения и председателем совета народных комиссаров Узбекской ССР, работал секретарем пропаганды и агитации ЦК КП Узбекистана [2]. С 1945 по 1950 г. он работал Председателем Совета Министров Кыргызской ССР, затем в 1950–1961 гг. работал первым секретарем ЦК КП Киргизии. В то время в Кыргызстане было немало известных деятелей, но Исхак Раззаков отличался практическим опытом, образованием и, самое главное, умением работать с людьми. 4 ноября 1945 г. решением политбюро ЦК КПСС Исхак Раззаков назначается Председателем Совета Министров Киргизской ССР. Хотя ему тогда было 35 лет, он имел достаточный опыт в развитии народного хозяйства. Всем известно, в каком положении оказалось народное хозяйство в послевоенное время. Именно в этот период Исхак Раззаков возглавил исполнительную власть Кыргызстана. Перед ним стояла задача восстановления народного хозяйства, продвижения экономики и культуры Кыргызстана. Советская власть укреплялась, и расходы, ранее направлявшиеся на вооруженные силы, стали использоваться на восстановление народного хозяйства. 4 апреля 1947 г. Совет министров Кыргызской ССР разработал постановление № 349 о восстановлении и развитии народного хозяйства. Из этого документа видно, какое внимание развитию республики уделял Исхак Раззаков. Решение Совета Министров республики охватывало целый ряд мер по развитию сельского хозяйства, промышленности, культуры, образования [3].
В эти годы были сданы в эксплуатацию завод сельскохозяйственного машиностроения имени Фрунзе, текстильная, трикотажная и обувная фабрики. Деятельность Раззакова была оценена по достоинству, и он был назначен Первым секретарем ЦК КП Кыргызстана, плодотворно проработав на этой должности до 1961 г. В 1953 г. началось строительство автодороги, соединяющей юг и север страны. Большое внимание уделялось подготовке достойных кадров. В 1960 г. в республике работали 8 вузов, 27 техникумов, где обучались более 40 тыс. студентов. В 1954 г. по инициативе Исхака Раззакова была открыта Академия наук, что открыло дорогу воспитанию молодых ученых кадров республики. В 1956 г. в Кыргызстане прошла крупная научная конференция, посвященная этногенезу кыргызского народа. Невиданные открытия произошли в культурной жизни республики. Выросла целая плеяда талантливых деятелей культуры – Б. Бейшеналиев, С. Кийизбаева, М. Рыскулов, Ч. Айтматов, Т. Сыдыкбеков, К. Баялинов, художники С. Чуйков, Г. Айтиев и др. [4].
Динамичное развитие республики вызвало опасение тоталитарного управления в Москве. Высшей партийной власти не нравилась подготовка национальных кадров, особое внимание руководства республики под началом Раззакова к развитию здравоохранения и благосостояния населения. Известные постановления ЦК КП И Совета министров Кыргызстана от 17 сентября 1957 г. «Об организации бесплатного горячего питания школьников», 29 мая 1958 г. «О снижении заболеваемости детей», 18–28 августа 1958 г. «О введении кыргызского языка в школах с русским языком обучения» и постановление бюро ЦК КП Кыргызстана «О мерах по улучшению подготовки специалистов из числа кыргызской молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях страны» явились последней точкой в руководящей деятельности Раззакова. 9 мая 1961 г. за активные действия по расширению самостоятельности республики он был отстранён от должности [5].
Такое решение высшее политическое руководство обосновывало тем, что Раззаков создавал условия для самостоятельного отделения республики, стремился самим управлять республикой и разделял население по национальному признаку. Человек, выросший и воспитанный в многонациональной среде, разве может быть националистом? После этого кыргызская общественность как-то не вспоминала о нем. Говорить о связях с ним боялись и соратники по государственной и партийной работе. Его дела, заслуги перед народом и страной стали упоминаться только в годы обретения независимости. Многосторонняя деятельность, особенности человеческой личности Раззакова постепенно стали объектом изучения и исследования отечественных историков [6].
Большое внимание стало уделяться не только значительным достижениям Раззакова в разных отраслях жизни республики, но и гуманности, мудрости, достоинству личности деятеля. Его слова превратились в крылатые выражения. Точность и выразительность слов Раззакова удивляли народ тогда и поражают людей сегодня. Какой бы вопрос ни стоял, он старался понять его изнутри. По своим способностям он мог бы стать литератором, дипломатом, отличным культуроведом. Профессионализм, знание дела, близость к народу Исхака Раззакова и сегодня служат примером для многих сегодняшних некомпетентных чиновников.
В своё время Народная артистка СССР Бубусара Бейшеналиева, вспоминая И. Раззакова, с чувством глубокого восхищения говорила: «Внимательному отношению И. Раззакова к артистам, его заботе о каждом из нас надо бы научиться многим нашим деятелям культуры, с ним мы легко находили общий язык, он со знанием дела, как высокий профессионал, разбирался во всех наших делах, во всех тонкостях».
Известный классик кыргызской литературы Т. Сыдыкбеков отмечал: «Думаю, что из-за работы в партийном аппарате у него не хватало времени на писательство. Если бы человек, переводивший такого классика, как Чехов, на узбекский язык, с благоговением относившийся к Есенину, работал в литературе или искусстве, то как бы сложилась его дальнейшая жизнь».
О величии и простоте Раззакова так вспоминала Герой Социалистического Труда Керимбубу Шопокова: «Однажды, когда я чистила печные трубы, в дом пришла группа людей во главе с Раззаковым. Я стала прятать измазанные сажей руки, на что он сказал: «Разве есть руки дороже Ваших трудовых рук», – и пожал их. Его руки тоже стали в саже».
Последние годы его жизни прошли вдали от родных мест, в Москве. 19 марта 1979 года он умер. Через 21 год, 1 июня 2000 года, его перезахоронили в Кыргызстане. Таким образом было исполнено последнее его желание.
Его слова «Общество – это ты и я. Если ты будешь чист, я буду чист, то и общество будет чистым!» напоминает сегодня кыргызской власти, каждому гражданину о добросовестном служении отечеству.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение жизненного пути Исхака Раззакова, его достижений как руководителя и организатора народного хозяйства предполагает решение актуальных проблем сегодня.
1. Развитие науки и образования, их фундаментальное формирование происходило в советское время, и это бесспорно. Однако все силы ученых-историков были направлены на изучение истории социалистического строительства и истории партии. Поэтому в плане исследования личности эффективных работ не проводилось. Свободомыслие, творческий поиск ограничивался, и исторические личности, исторические события скрывались или искажались и не доводились до широкой общественности.
Новые страницы истории Кыргызстана открылись только с обретением суверенитета. Тем не менее роль и место личности в истории является актуальным не только для Кыргызстана, но и для всего человечества. И в этой связи для активизации исследовательской деятельности необходимо решить вопросы финансирования и создания соответствующих условий работы.
2. Общества без идеологии не бывает. Но следует признать, что в Кыргызстане ещё есть вопросы с общественной и национальной идеологией. Необходимо создать единую национальную идеологию с ориентацией на духовные ценности народа, равняясь на личностные убеждения Раззакова. Это позволило бы полнее раскрыться человеческим, культурным, политическим и поведенческим особенностям кыргызского народа. Люди бы опирались на мысли и идеи Исхака Раззакова, истинного патриота и интернационалиста.
3. Сегодня именем Раззакова названы учебное заведение, улица, работает мемориальный дом-музей. Это, конечно же, хорошо. Однако для прославления многосторонней личности Раззакова увековечивания его имени недостаточно. По нашему мнению, необходимы конкретные, целенаправленные меры по изучению жизненного пути Исхака Раззакова, раскрытию его достижений в разных сферах народного хозяйства республики как эффективного руководителя, отражению его высоких человеческих качеств и мудрости, что необходимо активно использовать в воспитании молодежи. Нельзя ограничиваться включением Раззакова в учебники истории, в главу о советском периоде республики. Надо собрать рассказы о нём, его мудрые мысли и высказывания и довести их до учащихся школ и широкой общественности. Именно тогда школьники, молодежь, многие наши граждане узнают о Раззакове как о патриоте, истинном государственном деятеле, умном и мудром человеке, познают широкий мир его личности.
4. Для раскрытия жизни и деятельности исторических личностей, государственных деятелей и отражения их роли и места в истории страны, доведения их до сознания широких слоев публики, организации планомерной исследовательской работы по изучению личности необходимо наладить выпуск исторических, научно-популярных, художественных книг и сборники мудрых слов и высказываний известных людей.
5. Особую роль в управлении государством играют кадры. На их подготовку, образование надлежит обращать пристальное внимание. И. Раззаков свободно говорил и писал на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках. Он был близок к людям, так как хорошо знал и понимал их, был внимателен и очень тесно общался с ними, пользовался доверием простого народа. Раззаков зарекомендовал себя истинным интернационалистом, всячески стремился укреплять дружбу и согласие между людьми разных национальностей. Это как раз то, чего не хватает в современном обществе. Необходимо использовать опыт Раззакова, взять на вооружение всё хорошее и действенное из практики прошлых лет. Интернациональные взгляды очень актуальны сегодня, мы должны понимать и ценить язык, культуру людей, живущих с нами в одной стране, чтобы прочно установить мир и согласие в многонациональном обществе, чтобы не допустить межнациональные распри и столкновения.
Выводы
1. Исхак Раззаков является истинным сыном своего народа, посвятившим себя верному служению кыргызской государственности и её дальнейшему свободному развитию. Трудно переоценить его заслуги в развитии экономики, науки и культуры республики. Его имя занимает достойное место в новейшей истории Кыргызстана.
2. Находясь в определённых рамках советской системы, Исхак Раззаков сумел стать руководителем, способным высказать свое мнение, донести свой голос, сумел достичь значительных результатов, благодаря предпринятым им конкретным и эффективным действиям во благо страны и народа и будущего кыргызской государственности. Его старания, дела не потеряли свою актуальность и сегодня. Более того, стиль руководства, эффективность работы, открытость и доступность служат примером для сегодняшних деятелей. Широкую поддержку получили такие начинания Раззакова, как развитие кыргызского языка, укрепление здоровья населения, сосуществование разных народов, возможность развития их языков, культур, сохранение национальных обычаев и традиций, создание условий для взаимовлияния и взаимообогащения многонационального народа Кыргызстана.
3. Исхаку Раззакову удалось создать отличную политическую элиту страны. Он придавал большое значение подготовке и воспитанию кадров, направляя их для обретения практического опыта и профессиональных навыков на различные должности служебной лестницы.
4. Гуманность, справедливость и подлинный интернационализм Раззакова укрепили единство народа республики. Он завещал людям любить жизнь и родину, быть добросовестными и ответственными.
Библиографическая ссылка
Темиралиева Г.Т. ЛИЧНОСТЬ ИСХАКА РАЗЗАКОВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 6. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11989 (дата обращения: 21.12.2024).