Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛИЧНОСТЬ ИСХАКА РАЗЗАКОВА

Темиралиева Г.Т. 1
1 Узгенский международный институт технологии и образования имени Б. Мурзубраимова
Статья посвящена жизни и деятельности известного государственного и партийного деятеля советской эпохи И. Раззакова. Речь идет о значительных достижениях государства и народа под его руководством. Рассматриваются особенности его личности, раскрываются его качества как выдающегося государственного деятеля и руководителя, убежденного интернационалиста. Его врожденная мудрость, образованность, организаторские способности, умение объединять людей и вести их за собой иллюстрируются воспоминаниями современников. Исследуются его прозорливость, отношение к государственности с предвидением перспектив и большого будущего, формирования образованного кыргызского общества. Анализируются достижения Раззакова по развитию сферы национальной культуры, формированию кыргызской интеллигенции и воспитанию руководящих кадров. Исторические факты отражают его как руководителя-интернационалиста и яркого сторонника и проводника политики дружбы народов. Выражается цель донести все стороны личности и жизнедеятельности Исхака Раззакова до широких слоев современного общества как пример служения народу и государству. Предлагается широко пропагандировать личность И. Раззакова в образовательных учреждениях республики и использовать в воспитании подрастающего поколения. Исхаку Раззакову удалось создать отличную политическую элиту страны. Он придавал большое значение подготовке и воспитанию кадров, направляя их для обретения практического опыта и профессиональных навыков на различные должности служебной лестницы. Изучение жизненного пути Исхака Раззакова, его достижений как руководителя и организатора народного хозяйства, предполагает решение актуальных проблем сегодня.
личность
эпоха советского государства
общество
идеология
политика
культура
история
национальность
интернационализм
1. Кененсариев Т. Феномен Курманжан датки (Курманжан датканын феномени) // Вестник Ошского государственного университета. 2012. № 1. С. 54. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oshsu.kg/univer/?lg=1&id_parent=3013 (дата обращения: 15.11.2020).
2. Осмонов О.Ж. История Кыргызстана (С древних времен до наших дней). Экспресс-справочник. Бишкек, 2011. С. 357.
3. Центральный государственный архив Кыргызской Республики «О государственном плане восстановления и развития народного хозяйства КССР на 1947 год» КР БМА Фонд 350, опись 17 (с), единица хранения № 376. С. 7–32.
4. Мемориальный дом-музей И. Раззакова (путеводитель). Б., 2010. С. 16.
5. Осмонов О.Ж., Омурбеков Т.Н., Жуманалиев А.Ж., Жунушалиев Ж.Ж., Маанаев Э.Ж., Плоских В.М., Табалдиев К.Ш., Эралиев З.Э. Кыргыз тарыхы (энциклопедия). Бишкек, 2003. С. 449.
6. Айсаракунова Ж., Сухомлинова О.С. Золото не ржавеет (Алтынды дат баспайт) (100 лет Исхаку Раззакову). Бишкек, 2010. С. 160.

Сегодня в Кыргызстане наблюдается повышенный интерес к известным личностям прошлых лет. Особенно к деятелям второй половины 1980-х гг. Формируется опыт всесторонней оценки деятельности исторических личностей. Многие из них, в своё время не оценённые по достоинству из-за предвзятой советской политики, в период независимости заняли почетные места в истории страны и стали по праву историческими личностями. «Исторической личностью мы называем личность, понимающую крупные исторические проблемы, стоящие перед народом и страной, и всем своим видом принимающуюся решить их, выполняющую руководящей миссией и чувствующую за это свою ответственность», отмечал доктор исторических наук, профессор Т. Кененсариев [1]. В этом аспекте мы с гордостью можем назвать имя известного партийного и государственного деятеля советской эпохи Исхака Раззакова.

Действительно, жизнь и деятельность И. Раззакова как главы интернациональной страны, его беззаветное служение народу и государству, практические дела и значительные достижения до сих пор являются предметом активных обсуждений и воспоминаний как в народной среде Кыргызстана, так и в соседних странах. Однако его политическая деятельность, истинный интернационализм, реальные успехи в разных сферах народного хозяйства были намеренно искажены, в результате чего он был снят с должности руководителя.

Заботясь о будущем республики, И. Раззаков много усилий направил для просвещения населения, достижения образованного общества. Сам же жажду к знаниям проявлял, еще будучи воспитанником Ходжендского детского дома. «В то время, – вспоминал позже Исхак, – я очень много читал, читал все подряд, что попадало под руку, на узбекском, таджикском и русском языках. Научиться читать, писать и говорить по-русски было моей заветной мечтой. И где-то через год я добился многого, передо мной открылся огромный мир, я испытывал необыкновенную радость».

Как государственный деятель он служил примером для современников. Его отличали высокая культура, истинная любовь к народу и родной земле, патриотизм и готовность защищать интересы многонационального населения Кыргызстана. Еще одна видная личность страны, министр культуры республики советской поры К. Кондучалова отмечала: «Если у меня есть хороший характер и качества, то я их приобрела у Исхака Раззакова».

Сегодня в свете понимания места и роли личности в истории всестороннее изучение личности Исхака Раззакова представляется актуальным.

Цель исследования: комплексное исследование жизни и деятельности Исхака Раззакова. В связи с этим вытекают следующие задачи:

- определение значения изменений в национально-культурном развитии Кыргызстана под руководством И. Раззакова;

- определение уровня изучения Исхака Раззакова как исторической личности в исторической науке Кыргызстана;

- исследование путей распространения человеческих качеств и государственной деятельности Исхака Раззакова для развития современного кыргызского общества.

Материалы и методы исследования

Источниками стали опубликованные научные статьи, историческая и художественная литература. Для отражения достижений Исхака Раззакова в социально-экономической жизни республики использовались также архивные материалы. Методологическую основу исследования составили принципы историзма, обьективности, системного подхода, анализа и синтеза. Методами исследования стали методы сравнительный, системно-аналитический, что обеспечило решение поставленных задач.

Формирование и становление Исхака Раззакова как государственного и партийного деятеля проходило в советское время (1936–1967 гг.). Советская система сыграла большую роль в судьбе Раззакова. И. Раззаков за 10 лет работы в Узбекистане внёс свою достойную лепту в развитие народного хозяйства, просвещение, культуру Узбекской ССР. Современники называли его «кыргызским сыном узбекского народа». Как отличный специалист и руководитель он сформировался ещё в Узбекистане. Во время войны он был народным комиссаром народного просвещения и председателем совета народных комиссаров Узбекской ССР, работал секретарем пропаганды и агитации ЦК КП Узбекистана [2]. С 1945 по 1950 г. он работал Председателем Совета Министров Кыргызской ССР, затем в 1950–1961 гг. работал первым секретарем ЦК КП Киргизии. В то время в Кыргызстане было немало известных деятелей, но Исхак Раззаков отличался практическим опытом, образованием и, самое главное, умением работать с людьми. 4 ноября 1945 г. решением политбюро ЦК КПСС Исхак Раззаков назначается Председателем Совета Министров Киргизской ССР. Хотя ему тогда было 35 лет, он имел достаточный опыт в развитии народного хозяйства. Всем известно, в каком положении оказалось народное хозяйство в послевоенное время. Именно в этот период Исхак Раззаков возглавил исполнительную власть Кыргызстана. Перед ним стояла задача восстановления народного хозяйства, продвижения экономики и культуры Кыргызстана. Советская власть укреплялась, и расходы, ранее направлявшиеся на вооруженные силы, стали использоваться на восстановление народного хозяйства. 4 апреля 1947 г. Совет министров Кыргызской ССР разработал постановление № 349 о восстановлении и развитии народного хозяйства. Из этого документа видно, какое внимание развитию республики уделял Исхак Раззаков. Решение Совета Министров республики охватывало целый ряд мер по развитию сельского хозяйства, промышленности, культуры, образования [3].

В эти годы были сданы в эксплуатацию завод сельскохозяйственного машиностроения имени Фрунзе, текстильная, трикотажная и обувная фабрики. Деятельность Раззакова была оценена по достоинству, и он был назначен Первым секретарем ЦК КП Кыргызстана, плодотворно проработав на этой должности до 1961 г. В 1953 г. началось строительство автодороги, соединяющей юг и север страны. Большое внимание уделялось подготовке достойных кадров. В 1960 г. в республике работали 8 вузов, 27 техникумов, где обучались более 40 тыс. студентов. В 1954 г. по инициативе Исхака Раззакова была открыта Академия наук, что открыло дорогу воспитанию молодых ученых кадров республики. В 1956 г. в Кыргызстане прошла крупная научная конференция, посвященная этногенезу кыргызского народа. Невиданные открытия произошли в культурной жизни республики. Выросла целая плеяда талантливых деятелей культуры – Б. Бейшеналиев, С. Кийизбаева, М. Рыскулов, Ч. Айтматов, Т. Сыдыкбеков, К. Баялинов, художники С. Чуйков, Г. Айтиев и др. [4].

Динамичное развитие республики вызвало опасение тоталитарного управления в Москве. Высшей партийной власти не нравилась подготовка национальных кадров, особое внимание руководства республики под началом Раззакова к развитию здравоохранения и благосостояния населения. Известные постановления ЦК КП И Совета министров Кыргызстана от 17 сентября 1957 г. «Об организации бесплатного горячего питания школьников», 29 мая 1958 г. «О снижении заболеваемости детей», 18–28 августа 1958 г. «О введении кыргызского языка в школах с русским языком обучения» и постановление бюро ЦК КП Кыргызстана «О мерах по улучшению подготовки специалистов из числа кыргызской молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях страны» явились последней точкой в руководящей деятельности Раззакова. 9 мая 1961 г. за активные действия по расширению самостоятельности республики он был отстранён от должности [5].

Такое решение высшее политическое руководство обосновывало тем, что Раззаков создавал условия для самостоятельного отделения республики, стремился самим управлять республикой и разделял население по национальному признаку. Человек, выросший и воспитанный в многонациональной среде, разве может быть националистом? После этого кыргызская общественность как-то не вспоминала о нем. Говорить о связях с ним боялись и соратники по государственной и партийной работе. Его дела, заслуги перед народом и страной стали упоминаться только в годы обретения независимости. Многосторонняя деятельность, особенности человеческой личности Раззакова постепенно стали объектом изучения и исследования отечественных историков [6].

Большое внимание стало уделяться не только значительным достижениям Раззакова в разных отраслях жизни республики, но и гуманности, мудрости, достоинству личности деятеля. Его слова превратились в крылатые выражения. Точность и выразительность слов Раззакова удивляли народ тогда и поражают людей сегодня. Какой бы вопрос ни стоял, он старался понять его изнутри. По своим способностям он мог бы стать литератором, дипломатом, отличным культуроведом. Профессионализм, знание дела, близость к народу Исхака Раззакова и сегодня служат примером для многих сегодняшних некомпетентных чиновников.

В своё время Народная артистка СССР Бубусара Бейшеналиева, вспоминая И. Раззакова, с чувством глубокого восхищения говорила: «Внимательному отношению И. Раззакова к артистам, его заботе о каждом из нас надо бы научиться многим нашим деятелям культуры, с ним мы легко находили общий язык, он со знанием дела, как высокий профессионал, разбирался во всех наших делах, во всех тонкостях».

Известный классик кыргызской литературы Т. Сыдыкбеков отмечал: «Думаю, что из-за работы в партийном аппарате у него не хватало времени на писательство. Если бы человек, переводивший такого классика, как Чехов, на узбекский язык, с благоговением относившийся к Есенину, работал в литературе или искусстве, то как бы сложилась его дальнейшая жизнь».

О величии и простоте Раззакова так вспоминала Герой Социалистического Труда Керимбубу Шопокова: «Однажды, когда я чистила печные трубы, в дом пришла группа людей во главе с Раззаковым. Я стала прятать измазанные сажей руки, на что он сказал: «Разве есть руки дороже Ваших трудовых рук», – и пожал их. Его руки тоже стали в саже».

Последние годы его жизни прошли вдали от родных мест, в Москве. 19 марта 1979 года он умер. Через 21 год, 1 июня 2000 года, его перезахоронили в Кыргызстане. Таким образом было исполнено последнее его желание.

Его слова «Общество – это ты и я. Если ты будешь чист, я буду чист, то и общество будет чистым!» напоминает сегодня кыргызской власти, каждому гражданину о добросовестном служении отечеству.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение жизненного пути Исхака Раззакова, его достижений как руководителя и организатора народного хозяйства предполагает решение актуальных проблем сегодня.

1. Развитие науки и образования, их фундаментальное формирование происходило в советское время, и это бесспорно. Однако все силы ученых-историков были направлены на изучение истории социалистического строительства и истории партии. Поэтому в плане исследования личности эффективных работ не проводилось. Свободомыслие, творческий поиск ограничивался, и исторические личности, исторические события скрывались или искажались и не доводились до широкой общественности.

Новые страницы истории Кыргызстана открылись только с обретением суверенитета. Тем не менее роль и место личности в истории является актуальным не только для Кыргызстана, но и для всего человечества. И в этой связи для активизации исследовательской деятельности необходимо решить вопросы финансирования и создания соответствующих условий работы.

2. Общества без идеологии не бывает. Но следует признать, что в Кыргызстане ещё есть вопросы с общественной и национальной идеологией. Необходимо создать единую национальную идеологию с ориентацией на духовные ценности народа, равняясь на личностные убеждения Раззакова. Это позволило бы полнее раскрыться человеческим, культурным, политическим и поведенческим особенностям кыргызского народа. Люди бы опирались на мысли и идеи Исхака Раззакова, истинного патриота и интернационалиста.

3. Сегодня именем Раззакова названы учебное заведение, улица, работает мемориальный дом-музей. Это, конечно же, хорошо. Однако для прославления многосторонней личности Раззакова увековечивания его имени недостаточно. По нашему мнению, необходимы конкретные, целенаправленные меры по изучению жизненного пути Исхака Раззакова, раскрытию его достижений в разных сферах народного хозяйства республики как эффективного руководителя, отражению его высоких человеческих качеств и мудрости, что необходимо активно использовать в воспитании молодежи. Нельзя ограничиваться включением Раззакова в учебники истории, в главу о советском периоде республики. Надо собрать рассказы о нём, его мудрые мысли и высказывания и довести их до учащихся школ и широкой общественности. Именно тогда школьники, молодежь, многие наши граждане узнают о Раззакове как о патриоте, истинном государственном деятеле, умном и мудром человеке, познают широкий мир его личности.

4. Для раскрытия жизни и деятельности исторических личностей, государственных деятелей и отражения их роли и места в истории страны, доведения их до сознания широких слоев публики, организации планомерной исследовательской работы по изучению личности необходимо наладить выпуск исторических, научно-популярных, художественных книг и сборники мудрых слов и высказываний известных людей.

5. Особую роль в управлении государством играют кадры. На их подготовку, образование надлежит обращать пристальное внимание. И. Раззаков свободно говорил и писал на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках. Он был близок к людям, так как хорошо знал и понимал их, был внимателен и очень тесно общался с ними, пользовался доверием простого народа. Раззаков зарекомендовал себя истинным интернационалистом, всячески стремился укреплять дружбу и согласие между людьми разных национальностей. Это как раз то, чего не хватает в современном обществе. Необходимо использовать опыт Раззакова, взять на вооружение всё хорошее и действенное из практики прошлых лет. Интернациональные взгляды очень актуальны сегодня, мы должны понимать и ценить язык, культуру людей, живущих с нами в одной стране, чтобы прочно установить мир и согласие в многонациональном обществе, чтобы не допустить межнациональные распри и столкновения.

Выводы

1. Исхак Раззаков является истинным сыном своего народа, посвятившим себя верному служению кыргызской государственности и её дальнейшему свободному развитию. Трудно переоценить его заслуги в развитии экономики, науки и культуры республики. Его имя занимает достойное место в новейшей истории Кыргызстана.

2. Находясь в определённых рамках советской системы, Исхак Раззаков сумел стать руководителем, способным высказать свое мнение, донести свой голос, сумел достичь значительных результатов, благодаря предпринятым им конкретным и эффективным действиям во благо страны и народа и будущего кыргызской государственности. Его старания, дела не потеряли свою актуальность и сегодня. Более того, стиль руководства, эффективность работы, открытость и доступность служат примером для сегодняшних деятелей. Широкую поддержку получили такие начинания Раззакова, как развитие кыргызского языка, укрепление здоровья населения, сосуществование разных народов, возможность развития их языков, культур, сохранение национальных обычаев и традиций, создание условий для взаимовлияния и взаимообогащения многонационального народа Кыргызстана.

3. Исхаку Раззакову удалось создать отличную политическую элиту страны. Он придавал большое значение подготовке и воспитанию кадров, направляя их для обретения практического опыта и профессиональных навыков на различные должности служебной лестницы.

4. Гуманность, справедливость и подлинный интернационализм Раззакова укрепили единство народа республики. Он завещал людям любить жизнь и родину, быть добросовестными и ответственными.


Библиографическая ссылка

Темиралиева Г.Т. ЛИЧНОСТЬ ИСХАКА РАЗЗАКОВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 6. – С. 5-9;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11989 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674