Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО КЛУБА

Безусова Т.А. 1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Межличностные отношения складываются и развиваются между людьми, между группами людей, которые осуществляют совместную деятельность, испытывают потребность в общении. Гуманизация межличностных отношений представляет собой систему внутренних связей личности и окружающей ее действительности. Гуманизация межличностных отношений достигается при включении детей и подростков в социально значимые виды совместной деятельности через организацию коллективных творческих дел; при осуществлении совместной игровой деятельности – имитации ситуаций-эталонов гуманистических отношений, организации различных форм отдыха, занятий физкультурой и спортом; при содействии участникам клубной деятельности в социальной адаптации и развитии социального опыта. Гуманизация межличностных отношений – процесс, который формируется в деловом, целевом, ролевом видах общения людей. Специалистам (педагогам, социальным педагогам, педагогам-психологам) следует учитывать, что гуманизация межличностных отношений в работе с детьми, подростками, молодежью достигается при соблюдении принципов: реализация личностно-ориентированного подхода; опора на накопленный социокультурный опыт, ориентация на человека, учет жизненных идей и ценностей человека, признание отношений с другими людьми основной движущей силой и источником новообразований психики человека. В статье описаны результаты констатирующего эксперимента по изучению ценностных ориентаций старшеклассников, осуществляющих клубную деятельность. Изучены каналы и уровни проявления эмпатии у участников школьного клуба. Предложено тематическое планирование деятельности школьного клуба по гуманизации отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическим коллективом.
межличностные отношения
гуманизация отношений
клубная деятельность
каналы эмпатии старшеклассников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.01.2021).
2. Догадова Е.М. Философский смысл гуманизации межличностных отношений: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Чебоксары, 2007. 121 с.
3. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений // «Известия Самарского научного центра РАН». 2013. № 15 (2). С. 382–387.
4. Манакова М.В. Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 6. С. 2–3.
5. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya (дата обращения: 27.01.2021).
6. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования / Рос. акад. образования, Науч.-образоват. центр, М-во общ. и проф. образования, Соч. филиал Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Сочи: НОЦ РАО, 1997. 34 с.
7. Константинова Н.А. Развитие личности студента в клубной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2016. № 9. С. 32–34.
8. Михайлов А.А. Социально-педагогические доминанты сопровождения клубной деятельности подростков // Научное обозрение. 2019. № 3. С. 138–143.
9. Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klubnoe-obedinenie-v-shkole-kak-vospitatelnyy-fenomen (дата обращения: 27.01.2021).
10. Полукаров В.В. Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга современных школьников [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-klubnoy-deyatelnosti-kak-osnova-organizatsii-dosuga-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 27.01.2021).

Конституцией Российской Федерации законодательно закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1]. Сохранение духовного состояния участников образовательного процесса, их социального благополучия является приоритетом современной российской системы образования. Гуманизация межличностных отношений находится в центре образования и воспитания.

Межличностные отношения – это взаимосвязь между людьми, основанная на совместной деятельности и общении. Гуманизация межличностных отношений выражается во взаимном уважении, в соблюдении прав и свобод друг друга, в признании общечеловеческих ценностей. Гуманные взаимоотношения пронизаны доброжелательностью, уважением, эмпатией. Гуманистические идеалы добра, красоты, справедливости, взаимного уважения, толерантности в современной школе утрачиваются. Возникает необходимость в поиске средств формирования гуманистических межличностных отношений. Средств, обеспечивающих уверенность субъектов образовательной деятельности в адекватном восприятии их поведенческих мотивов партнерами по взаимодействию. Одним из таких средств может выступать клубная деятельность, осуществляемая в условиях образовательной организации.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка педагогических условий гуманизации межличностных отношений посредством молодежной клубной деятельности.

Материалы и методы исследования

Методы исследования – анализ научной, педагогической литературы, изучение педагогического опыта конкретного образовательного учреждения, наблюдение, проектирование работы по гуманизации межличностных отношений старшеклассников – членов школьного клуба. Понятие «гуманизация межличностных отношений» встречается в работах Е.М. Догадовой [2], Е.Ю. Клепцовой [3], М.В. Манаковой [4] и др. М.В. Манакова считает, что гуманизация межличностных отношений предполагает терпимое отношение к другому человеку, принятие его мнения, позиции, точки зрения [4]. Е.А. Иванова определяет смысл гуманизации межличностных отношений, как преобразование индивида под влиянием «другого» на его личность [5]. Е.М. Догадова считает, что гуманизация человека зависит от его роли в социокультурной жизни общества, требует от него открытости, диалога, усилий по установлению позитивных взаимных отношений [2]. М.Н. Берулава определяет образовательные принципы гуманизации межличностных отношений: реализация личностно-ориентированного подхода; отказ от наукоцентризма, опора на накопленный социокультурный опыт, ориентированность на человека; учет жизненных идей и ценностей человека; признание отношений с другими людьми основной движущей силой и источником новообразований индивидуальной психики человека [6]. Используя литературные источники [2, 3, 6], определим показатели гуманных межличностных отношений: позитивное восприятие мира; положительно ориентированные ключевые мотивы поступков; осознание цели индивидуального существования в единстве с общественно значимыми явлениями; предпочтение инструментальных ценностей: честности, рационализма, жизнерадостности, ответственности; развитие эмпатии – направленности внимания на состояние и проблемы другого человека, способность сопереживать и соучаствовать, проявлять эмоциональную отзывчивость.

Понятие клубной деятельности и особенности ее организации рассматриваются в работах Н.А. Константиновой [7], А.А. Михайлова [8], С.Л. Паладьева [9], В.В. Полукарова [10] и др. К основным признакам клубной деятельности относят: добровольность вхождения в объединение; демократический стиль деятельности; относительная стабильность состава и принадлежности к коллективу; единство личной значимости целей работы участников и общественной направленности деятельности [10].

К педагогическим условиям гуманизации межличностных отношений посредством клубной деятельности относятся следующие:

- включение детей и подростков в социально значимые виды совместной деятельности через организацию коллективных творческих дел;

- проведение совместной игровой деятельности – имитация ситуаций-эталонов гуманистических отношений (Фришман И.И.), организация различных форм отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- содействие участникам клубной деятельности в социальной адаптации и развитии социального опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение возможностей использования клубной деятельности для гуманизации межличностных отношений проводилось на базе МАОУ «СОШ № 15» г. Соликамска. В исследовании принимали участие старшеклассники – члены клуба «СовСтар15» (Совет Старшеклассников) (20 чел., мальчиков – 6 чел., девочек – 14 чел. в возрасте 15–16 лет). В указанной экспериментальной группе был проведен констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» (Режим доступа: https://www.survio.com) и методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» (Режим доступа: https://balkarey.ru.html).

По результатам диагностики определялся рейтинг терминальных (самоценности) и инструментальных (средства для достижения целей) ценностей испытуемых, результаты чего отражены в табл. 1.

Таблица 1

Рейтинг терминальных и инструментальных ценностей испытуемых

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

 

Ценности значимые, предпочитаемые

1

Здоровье

Независимость

2

Наличие хороших и верных друзей

Ответственность

3

Активная деятельная жизнь

Воспитанность

4

Материально обеспеченная жизнь

Смелость

5

Уверенность в себе

Самоконтроль

6

Любовь

Твердая воля

 

Ценности безразличные, индифферентные

7

Развитие

Аккуратность

8

Познание

Образованность

9

Свобода

Честность

10

Общественное признание

Высокие запросы

11

Счастливая семейная жизнь

Терпимость

12

Интересная работа

Исполнительность

 

Ценности незначимые, отвергаемые

13

Продуктивная жизнь

Эффективность в делах

14

Развлечения

Рационализм

15

Творчество

Жизнерадостность

16

Жизненная мудрость

Широта взглядов

17

Счастье других

Непримиримость к недостаткам

18

Красота природы и искусства

Чуткость

Изучение ценностных ориентаций личности (методика М. Рокича) – терминальных и инструментальных ценностей испытуемых – показало, что значимыми для школьников терминальными ценностями являются здоровье, наличие друзей, активная, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе и любовь; значимыми инструментальными ценностями для них являются независимость, ответственность, воспитанность, смелость, самоконтроль, твердая воля.

Изучение уровня проявления эмпатии испытуемых (методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии») проводилось с позиции каналов проявления эмпатии. Результаты исследования оценивались по двум параметрам: преобладающий канал проявления эмпатии и уровень проявления эмпатии, что отражено в табл. 2 и на рисунке.

Таблица 2

Результаты изучения каналов проявления эмпатии испытуемых

Канал проявления эмпатии

Результат

чел.

%

Рациональный

3

15

Эмоциональный

7

35

Интуитивный

2

10

Установки, способствующие/препятствующие проявлениям эмпатии

4

20

Проникающая способность в эмпатии

2

10

Способность к идентификации

2

10

missing image file

Уровень проявления эмпатии испытуемых

Данные констатирующего эксперимента (рисунок) показали очень высокий уровень проявления эмпатии у 3 человек (15 %), средний уровень у 9 человек (45 %), заниженный уровень у 6 человек (30 %), очень низкий уровень – у 2 человек (10 %).

Изучение уровня проявления эмпатии испытуемых показало, что у старшеклассников – членов клуба «СовСтар15» (Совет Старшеклассников МАОУ «СОШ № 15» г. Соликамска) – каналы проявления эмпатии развиты на удовлетворительном уровне.

Заключение

Условия гуманизации межличностных отношений посредством молодежной клубной деятельности нашли свое подтверждение при планировании практической работы (табл. 3).

Таблица 3

Планирование работы по гуманизации межличностных отношений старшеклассников – членов клуба

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1. Проведение совместной игровой деятельности участников клубной деятельности, организация различных форм отдыха, занятий физкультурой и спортом

1

Беседа

- «Что такое гуманизация отношений между людьми в современном мире»

- «Секреты хороших взаимоотношений»

- «Бесконфликтное общение»

- «Толерантность и безразличие – что выбирают люди сегодня»

сентябрь

ноябрь

январь

март

Социальный педагог

2

Диспут «Как эффективно и безболезненно решить проблемы общения. Искусство быть собой»

октябрь

Педагог-психолог

3

Игра-дискуссия «Реально или виртуально. Как лучше общаться сегодня?»

ноябрь

Педагог-психолог, руководитель клуба

4

Встреча с интересным человеком – встреча с руководителем театра-студии «Перемена» города Соликамска Е.Г. Пыльской,

членом Союза театральных деятелей России, заслуженным работником культуры РФ, обладателем медали «Наше наследие» им. Г.В. Свиридова. Разговор о жизни и отношениях между людьми

январь

Социальный педагог

5

Игра «Лото» по определению понятий, составляющих сущность гуманизации межличностных отношений. Решение ситуативных задач по проблеме гуманизации межличностных отношений

февраль

Социальный педагог, инициативная группа

6

Тренинг «Развитие умений эффективного взаимодействия в коллективе сверстников»

март

Педагог-психолог

7

Брифинг с приглашением педагога-психолога, директора школы, педагогов – тематическая встреча «Как вы понимаете гуманизацию отношений, как выстраиваете отношения с людьми»

апрель

Социальный педагог, инициативная группа

8

Встреча с интересным человеком – встреча с представителями Молодежного парламента Соликамска.

май

Социальный педагог

9

Организация совместного отдыха и спортивных мероприятий

регулярно

Социальный педагог

2. Включение детей и подростков в социально значимые виды

совместной деятельности через организацию коллективных творческих дел

1

Обсуждение «Как сделать школьную жизнь яркой и насыщенной»

сентябрь

Совет старшеклассников

2

Организация работы в классах (организация самоуправления, оформление классных уголков, участие в общешкольных мероприятиях)

в течение года

Совет старшеклассников

3

Участие в деятельности волонтерского отряда «Добро рядом»

сентябрь

Социальный педагог, инициативная группа

4

Сбор средств ко дню пожилого человека для ГБУ Пермского края «Соликамский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (сладости, теплые вещи, материалы для рукоделия и рисования, растения для озеленения территории)

октябрь

Социальный педагог, инициативная группа

Окончание табл. 3

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

5

Оказание помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся людям в приобретении товаров первой необходимости, лекарств (координация руководителя волонтерского отряда)

ноябрь

Социальный педагог, инициативная группа

6

Коллективное творческое дело «Мы разные, но мы вместе». Совместная деятельность членов клуба направленная на освоение понятия «толерантность», изучение толерантности внутри коллектива через признание ценностей друг друга. Воспитание терпимого отношения членов клуба независимости от национальных, религиозных убеждений.

Результатом коллективного творческого дела может выступать спектакль, стенгазета, интернет-издание

декабрь

Социальный педагог, инициативная группа

7

Подготовка к проведению школьного профилактического коллективного творческого дела «Я выбираю жизнь» для обучающихся 5–11 классов (в онлайн-формате) в рамках школьного фестиваля «Палитра профилактики» (направления «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения», «Профилактика безопасного поведения в интернет-пространстве»)

февраль

Социальный педагог, инициативная группа

8

Организация правового лектория в режиме онлайн «Моя жизнь в моих руках» по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками

март

Социальный педагог, инспектор КДН

9

Мини-школа лидера в режиме онлайн – Развитие и реализация лидерских и творческих способностей членов клуба, навыков самостоятельности и коллективной деятельности

сентябрь

январь

март

апрель

Руководитель клуба, зам. директора по УВР

10

Участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в школе

 

Совет старшеклассников

3. Содействие участникам клубной деятельности в социальной адаптации и развитии социального опыта, способствование развитию их коммуникативных и организаторских способностей

1

Организация совместных досуговых мероприятий, занятий физкультурой и спортом.

регулярно

Социальный педагог

2

Возрождение народных традиций и культуры в деятельности клуба

регулярно

Социальный педагог

Диагностика гуманизации межличностных отношений старшеклассников показала, что для них значимы здоровье, наличие друзей, активная, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе и любовь; в качестве ценностей-средств выделяются независимость, ответственность, воспитанность, смелость, самоконтроль, твердая воля. Полученные результаты выступают основанием для проведения целенаправленной работы гуманизации межличностных отношений старшеклассников.


Библиографическая ссылка

Безусова Т.А. ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО КЛУБА // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 42-46;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12011 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674