Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ Ч. АЙТМАТОВА «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Тыныстанова Н.А. 1
1 Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына
В статье рассмотрены вопросы изучения текста литературной сказки известного во всем мире писателя Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» («Чыпалак бала») в 5 классе русской школы. При этом был принят во внимание педагогический принцип постепенного перехода от простого к сложному. В литературном чтении, которое охватывает 5‒7 классы, после вводного слова учителя следует работа по чтению текста как основной части урока литературы. Одним из выдающихся ученых-методистов, заложивших основы методики преподавания литературы в советское время, придававшим особое значение чтению текста, была профессор М.А. Рыбникова. Одной из задач учителя литературы является выработка у учащихся навыков выразительного чтения вслух. Владение учителем навыками выразительного чтения текста позволяет учащимся глубже понять содержание текста. И обязательно вопрос комментированного чтения текста. Литературная сказка «Мальчик с пальчик «не очень объемна, поэтому учитель может выразительно прочитать ее за один раз полностью. При комментированном чтении текста литературной сказки Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» в 5 классе средней школы, помимо традиционного обучения, руководствуются принципами личностно-ориентированного чтения на интерактивной основе в соответствии с современными технологиями обучения. Статья написана для студентов, магистрантов, учителей школ.
освоение
чтение текста
руководство
выразительное чтение
навык
литературная сказка
традиционное обучение
личностно-ориентированное обучение
комментированное чтение
1. Программа кыргызской литературы для V‒XI-классов школ с русским языком обучения. Бишкек, 2017. 38 с.
2. Иманалиев К. Методика обучения кыргызской литературе. Фрунзе: Мектеп, 1976. 232 с.
3. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
4. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. 496 с.
5. Шевцова Л.И. Методика преподавания литературы: современные технологии. Методические рекомендации. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. 49 с.
6. Якибова Д.У. Методика преподавания литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов. М.: РУДН, 2012. 152 с.
7. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор. М.: Перо, 2018. 211 с.
8. Айтматов Ч. Мальчик с пальчик. В кн.: Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Бишкек: Улуу тоолор, 2018. С. 249‒251.
9. Оторбаев Б.К. Методика преподавания кыргызской литературы: учебник. Бишкек: Айат, 2020. 560 с.
10. Оторбаев Б.К. Актуальные проблемы изучения литературы в школе: учебное пособие. Бишкек: Айат, 2013. 96 с.

Литературная сказка Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» предусмотрена для изучения в V классе [1, с. 11], поскольку класс относится к этапу литературного чтения преподавания литературы как школьного учебного предмета, здесь особое внимание уделяется выразительному чтению, комментированному чтению, работе над текстом произведения. Работа над текстом ведется на основе материалов, включенных в учебник литературы. При этом учитель должен хорошо владеть методикой чтения текста, проведения анализа текста и уметь правильно организовать урок литературы.

Цель статьи – разработать приемы выразительного и комментированного чтения сказки Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» в V классе.

Материалом исследования является процесс изучения названной сказки на стадии осмыслении и рефлексии.

Методами исследования являются подробный анализ текста и сопоставление приключений мальчика из сказки с реалиями жизни.

На этапе литературного чтения, включающего в себя V–VII классы, может применяться следующий перечень методических приемов: «выразительное чтение, комментирование, заучивание, приближенное к тексту рассказывание своими словами, соответствующая лекция, информирование, объяснение, вопросы и ответы, рассказывание, наблюдение, противопоставление и сравнение, работа над упражнениями, выполнение заданий, использование наглядных пособий и т.д. [2, с. 17]. Как видим, главное здесь – чтение текста и работа с текстом. В литературном чтении после вводного слова учителя начинается работа как основной части урока над чтением текста.

Видным ученым, придававшим особое значение чтению текста, была профессор М.А. Рыбникова. Она пишет: «Занимаясь выразительным чтением, мы достигнем наилучших результатов на основании знания методики речи, синтаксического строя, на предпосылках фонетики, дикции, постановки дыхания; мы с успехом выполним задачу выразительного чтения при условии понимания замысла поэта и его стилистических особенностей» [3, с. 29]. Стоящая на истоках теории выразительного чтения, М.А. Рыбникова так видела смысл и цель чтения текста.

Академик В.В. Голубков тоже придавал особое значение чтению текста. Подчеркиваем, он писал: «Чтение произведений – чрезвычайно важный этап в системе школьных занятий по литературе» [4, с. 92].

В процессе чтения текста особенно важно знать мнение профессора К. Иманалиева: «В связи с проведением работы по чтению текста проводятся все виды работ, связанных с текстом. А виды работ с текстом самые разнообразные. Это: домашнее чтение, выразительное чтение вслух в классе, составление плана по тексту, устное пересказывание прочитанного, анализ текста, идейный, композиционный анализ текста, работа с пейзажами и интерьерами, изучение жанров произведений и др.» [2, с. 28]. Все эти вопросы, входящие в работу над текстом, тесно связаны между собой и будут способствовать эффективному изучению литературных произведений.

Доцент Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Л.И. Шевцова написала о чтении и усвоении текста на уроке литературы в школе: «Чтение любого текста вызывает множество ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину произведения. Подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций помогает разностороннему восприятию художественного текста, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу творческого воображения» [5, с. 13].

Особенно интересно, что ученый-методист Д.У. Якибова сказала о чтении текста: «Филологу важно не просто читать текст, совершать не прогулку по тексту, а вычитывать его, выделять акценты. Такое очень внимательное чтение или вычитывание называется акцентированным чтением. При таком чтении мы выделяем «говорящее лицо», то есть субъекта высказывания, который рассказывает читателю о происходящем. В эпическом роде литературы это будет повествователь или рассказчик, в лирическом роде – лирический герой, в драматическом произведении – сами герои» [6, с. 19‒20].

В работе с текстом не всегда следует использовать такие приемы, как чтение текста от начала до конца, или предлагать всем читать дома или составлять план, но также использовать различные виды приемов в зависимости от его размера текста, процесса урока. Использование различных типов работ, связанных с текстом, в зависимости от объема каждого материала и цели урока, может помочь учащимся заинтересоваться уроком и получить более глубокое понимание материала.

Работа над текстом может быть разнообразной не только в зависимости от материалов, но и в зависимости от возрастных особенностей учащихся и размера класса. Например, если в V классе большинство материалов приходится на выразительное чтение в классе, то в VI–VII классах больше материалов предлагается для домашнего изучения.

Чтение текста учащимися проводится с целью закрепления, углубления изучаемого материала. В школьной практике используются две формы чтения текста: домашнее чтение (чтение изнутри) и чтение в классе (выразительное чтение вслух). Выразительное чтение текста – это, прежде всего, раскрытие идейного и эстетического содержания произведения через чтение. Задача выразительного чтения состоит в том, чтобы донести до слушателя эстетическую ценность, данную произведению автором, то есть идею.

Выразительное чтение на уроке литературы проводится в следующем порядке:

- всесторонний анализ произведения;

- постановка тех задач, которые необходимо решить в процессе чтения, выбор средств выразительности;

- непосредственная подготовка к выразительному чтению (анализ образца, составление партитуры, упражнения);

- чтение произведения учащимися, чередующееся с анализом выразительности чтения;

- самостоятельная работа учащихся дома;

- чтение учащихся на следующем уроке, сопровождающееся анализом [7, с. 27].

Таким образом, выразительное чтение вслух на уроке – один из важных способов, который открывает возможность для анализа текста. Выразительное чтение превосходит любую наглядность в учебной работе по литературе. Только через выразительное чтение текста мы можем добиться укрепления навыков, получения знаний учениками. Следовательно, эффективность изучения художественного произведения достигается только выразительным чтением с помощью звукового воздействия на чувства ученика.

Одной из задач учителя литературы является выработка у учащихся навыков выразительного чтения вслух. Способность учителя выразительно читать текст произведения позволяет учащимся понять содержание этого текста. Только через выразительное чтение литературного произведения учащийся достигает умения анализировать данный текст, понимать и оценивать его.

Ставя перед собой цель с помощью чтения вслух добиться овладения учащимися навыков и умений выразительного чтения текста, учитель сам должен быть мастером выразительного чтения, потому что ученики в первую очередь ориентируются на выразительное чтение на примере своего учителя. Только через выразительное чтение в полной мере раскрывается действенность, эстетический потенциал произведения как произведения искусства.

Выше мы специально подробно остановились на работе над текстом, в том числе на выразительном прочтении текста, обучении его. Все это необходимо, потому что в нашем примере изучение литературной сказки Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» в V классе в должном уровне без выразительного чтения невозможно. И обязательно - вопрос комментированного чтения. Этот прием обучения особенно важен для V класса, который только что вышел из состава начальной школы. Правда, следует использовать комментированное чтение по правилам и к месту, иначе можно проиграть, а не выиграть. В связи с этим процитируем В.В. Голубкова: «Такой прием целесообразен при условии, если учитель в известной степени привлечет к анализу и учеников, поставит перед ними вопросы, организует хотя бы небольшую беседу: в противном случае, если анализ проводится целиком учителем, комментированное чтение нежелательно, так как по существу оно будет возвратом к пассивному догматическому преподаванию старой школы» [4, с. 184].

Это мнение, похоже, не нуждается в объяснении. Словом, кажется, что к каждому методическому приему, разработке нужно подходить критически, творчески, исходя из сложившейся ситуации. Очевидно, что дать хороший урок и добиться его отдачи – задача достаточно сложная, но выполнимая.

Как уже говорилось, любое произведение учитель сначала читает сам, комментирует. Интересующая нас литературная сказка «Мальчик с пальчик» («Чыпалак бала») не очень объемна, поэтому учитель может вслух выразительно прочитать ее за один раз полностью. Приведем ниже полный текст сказки.

«Обо всем этом я думаю, когда дед рассказывает мне сказки. Он долго рассказывает. Разные есть – смешные есть, особенно про мальчика с пальчик по имени Чыпалак, которого проглотил волк-жадюга на свою беду. Нет, сначала его съел верблюд. Уснул Чыпалак под листом, а верблюд бродил вокруг, хап – и съел его вместе с листом! Потому и говорят: верблюд не знает, что он глотает. Стал Чыпалак кричать, на помощь звать. Пришлось старикам зарезать верблюда, чтобы выручить своего Чыпалака. А с волком приключилось еще того чище. Тоже проглотил он Чыпалака по глупости своей. А потом плакал горькими слезами. Наткнулся волк на Чыпалака. «Что за козявка под ногами путается? Слизну я тебя одним мигом». А Чыпалак говорит: «Не трогай меня, волк, а то сделаю тебя собакой».

«Ха-ха, – хохочет волк, – где это видано, чтобы волк становился собакой! За дерзость твою я тебя и съем».

И проглотил его. Проглотил и позабыл. Но с этого дня лишился он жизни волчьей. Только волк начинает подкрадываться к овцам, а Чыпалак кричит у него в животе: «Эй, пастухи-и, не спите! Это я, серый волк, крадусь, чтоб овцу уволочь!» Волк не знает, как быть. Кусает себя за бока, катается по земле. А Чыпалак не унимается: «Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк – от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчище, сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!» А волк-волчище тем временем ноги уносит. Но от этого ему не легче. Куда ни сунется, везде его подводит Чыпалак. Везде его гонят, везде над ним смеются. Отощал волк от голода, кожа да кости остались. Зубами щелкает, скулит: «Что же это за наказание мне такое? Почему я сам кличу на себя беду? Одурел на старости лет, ум отшибло». А Чыпалак шепчет ему на ухо: «Беги к Ташмату, у него овцы жирные! Беги к Баймату, у него собаки глухие. Беги к Эрмату, у него пастухи спят». А волк сидит и хнычет: «Никуда я не пойду, лучше пойду к кому-нибудь в собаки наниматься…» [8, с. 249‒251].

Как видите, сказка очень интересная, даже с легким народным юмором. Она обличает обжорство, высокомерие, проявившиеся в образе волка.

Урок, посвященный обучению чтению сказки «Мальчик с пальчик», заканчивается ее всесторонним комментированием. На дом дается задание перечитать текст сказки и нарисовать картинки к какому-либо ее событию. В дополнение к этому, для выполнения может быть подготовлен следующий перечень вопросов-заданий:

1. Кто такой Чингиз Айтматов? Какую информацию вы знаете о его жизненном пути?

2. Какие произведения Ч. Айтматова вы можете назвать? Как называется его произведение, которое сделало его всемирно известным?

3. В состав какого произведения входит литературная сказка «Мальчик с пальчик»? Что мы подразумеваем под литературной сказкой?

4. Почему сказка называется «Мальчик с пальчик»? Расскажите историю, когда верблюд проглотил его.

5. В сказке «Мальчик с пальчик» каким образом мальчик встречает волка? Повлияло ли его предупреждение на волка: «Если ты съешь меня, я сделаю тебя собакой?»

6. Как мальчик смог заставить волка стать собакой? Чем вам понравилась сказка?

7. Прочитайте сказку полностью и расскажите о ней своими словами. Интерпретируйте основную идею.

8. Запишите в тетрадь незнакомые слова из сказки, запомните их и используйте в ответе на урок.

Выдвигается вопрос: как это происходит в действии, что будет дальше: в стадии вызова, осмысления и рефлексии на уроке выразительного чтения, комментирования этой сказки «Мальчик с пальчик» [9, с. 189‒199].

Мы знаем, что стадия осмысления – это изучение нового материала, работа с информацией. На стадии осмысления ученик в близком контакте общается с другими учениками в классе и со своим учителем, чтобы прочитать текст, содержащий новую информацию и идеи, прокомментировать, выслушать докладчиков, провести анализ и т.д. Ученик самостоятельно активно участвует в процессе изучения, усвоения нового материала. Задача учителя литературы на этой стадии состоит в том, чтобы поощрять проявления активности, любопытства и стремления, которые формируются во время стадии вызова, обучая студентов постепенно, говоря меньше и помогая им регулировать свое самосознание.

Хороший читатель будет читать текст снова и снова, пока он не начнет его понимать. Активный ученик, получая информацию, обычно задает вопрос или делает запись для дальнейшего уточнения. Пассивные ученики обычно не замечают этих незнаний в понимании содержания. Для понимания смысла необходимо постоянно уделять активное внимание восприятию информации. Только тогда ученик сможет соединить новое, усвоенное с уже сформировавшимися понятиями.

Стадия рефлексии – размышление над полученной информацией, закрепление пройденного материала.

Третьей стадией является рефлексия, которая не менее важна, чем остальные. Здесь учащиеся закрепляют вновь полученные знания и активно переформулируют их, связывая ранее усвоенное с последующим, чтобы привнести новые понятия в свое прежнее понимание. На этой стадии в центре внимания находится аспект достижения нескольких важных целей.

В первую очередь, например, в сказке «Мальчик с пальчик» учащиеся кратко излагают своими словами новые идеи и усвоенную информацию. Это необходимо для упорядочения и воссоздания новых концепций. Такой подход к получению образования обеспечивает длительную сохранность результатов обучения в памяти ребенка. При этом ученик, обобщая полученные знания по сказке, стремится к тому, чтобы она занимала в его сознании систематическое, прочное место.

Второй целью данной стадии является живой обмен идеями между учащимися, что позволит им не только ближе познакомиться с программным материалом – сказкой «Мальчик с пальчик», но и повысить навыки выражения своего индивидуального мнения на основе совершенствования коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Если обобщить:

‒ в стадии осмысления проводится работа с текстом произведения, изучается новый учебный материал, учащиеся соединяют идеи, содержащиеся в литературном произведении (или в какой-либо другой форме презентации), со своими индивидуальными идеями, чтобы прийти к новому пониманию;

‒ в стадии рефлексии учащиеся размышляют над полученной информацией, закрепляют новый материал, связывают его с прежним пониманием на основе обобщения [10, с. 39].

А стадия вызова - пробуждение интереса, подготовка к восприятию нового материала» [9, с. 198]. Здесь будет дано небольшое введение учителя по сказке «Мальчик с пальчик», то есть психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

На стадии вызова в организации урока литературы происходит активизация и актуализация полученных ранее и стоящих перед изучением знаний, формирование индивидуального интереса, определение целей, рассмотрения новой темы. Ситуацию вызова учитель может создавать через умело заданные вопросы, выносить перед учениками неожиданные особенности материала, рассказыванию о том, что они видят и слышат, через различные методы и приемы» [9, с. 198].

Таким образом, при изучении текста литературной сказки Чингиза Айтматова «Мальчик с пальчик» в комментированном усвоении в V классе средней школы, учитель помимо обычного традиционного обучения будет руководствоваться принципами личностно-ориентированного обучения на интерактивной основе в соответствии с современными технологиями. При этом само собой понятно, что в центре внимания находится работа по адаптации учащихся к напряженному общению, обучение их не стесняясь высказывать свое мнение по поставленному вопросу. Очевидно, что именно в содержании этого интерактивного обучения лежат истоки становления ученика как личности, как достойного члена общества.

Предложенные рекомендации по изучению сказки Ч. Айтматова «Мальчик с пальчик» признаны достаточно эффективными и оценены положительно при обсуждении присутствующими на уроке. И рекомендованы к практическому применению в школьном преподавании литературы.


Библиографическая ссылка

Тыныстанова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ Ч. АЙТМАТОВА «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 58-62;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12014 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674