Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

БРАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕЛИГИЙ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ В ТУРЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ

Шахин М. 1
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
Брак всегда рассматривается как одно из важных социальных и священных событий в турецком обществе и является установлением семейного союза. В турецкой культуре – в народных сказках и в пословицах – брак считался высшим показателем счастья. Вступление в брак и создание семьи у турок – действие, требующее взаимных жертв. По этой причине супруги женятся, чтобы быть вместе в печали и радости, разделить хорошие дни, вместе пережить плохие и тяжелые дни, то есть состариться вместе. Он имеет очень богатое историческое наследие свадебных традиций и церемоний с точки зрения турецкой культуры. Большое внимание уделяется исполнению этих местных традиций. Таким образом, это важное событие жизни, в рамках которого определяются традиции. Совместное проживание без брака не считается приемлемой ситуацией в Турции. Независимо от характера и размера брачных церемоний имеет значение законное создание семьи. Хотя традиции и обряды, связанные с браком, в Турции отличаются местными особенностями, они все же имеют схожие характеристики с точки зрения основных направлений. Даже если отказаться от некоторых традиционных практик параллельно с изменением общества и экономических условий, значительную их часть пытаются сохранить сегодня. Данная статья посвящена комплексному изучению видов брака в турецкой культуре и анализу института семьи и в современной Турции.
брак
конфессия
обычай
религия
традиция
1. Конфуцианство. Национальная философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://terme.ru/termin/konfucianstvo.html (дата обращения: 21.02.2021).
2. Харин А.Н. История мировых цивилизаций: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 392 с.
3. Альбедиль М.Ф. Религиоведение. Индуизм: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 132 с.
4. Смирнов И.С., Мещеряков А.Н., Бачурин А.С. Боги, святилища, обряды Японии: энциклопедия Синто / Под ред. И.С. Смирнова; отв. ред. А.Н. Мещеряков. Серия: Orientalia et Classica XXVI. Тр. Ин-та восточных культур и античности. М.: РГГУ, 2010. 320 с., илл.+8 л. илл.
5. Сура «Римляне», 21 аят. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/30:21 (дата обращения: 21.02.2021).

Основной целью данной статьи является выявление видов и форм брака в современной турецкой культуре и анализе института семьи в турецком обществе. Как известно, культура Турции в основном базируется на религиозных ценностях, поэтому и многие традиции и обычаи являются тесно переплетенными с исламской религией. Основным методом исследования автором был выбран качественный метод анализа вторичных данных. Результаты данной статьи могут быть использованы различными организациями, занимающимися вопросами брака и семьи в турецком обществе.

Брак в различных религиях. 1. Конфуцианство и даосизм раскрывают брак как союз, построенный на понимании продолжения поколения и сохранения семейного очага. Согласно этим конфессиям, смерть человека до свадьбы считается большим грехом. Однократный брак необходим. Прелюбодеяние – грех. В браке женщине даются определенные подарки. Конфуцианство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н.э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаивающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального неравенства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприношений [1]. Даосизм трактует мир как единство противоположностей, превращающихся друг в друга [2].

2. Индуизм установил, что брак – это связь между мужчиной и женщиной до самой смерти. Девственность важна в браке. Невестам сложно выйти замуж. Развод невозможен без уважительных причин. Полигамный брак считается нормальным явлением. Супружеская измена воспринимается как серьезное преступление и повод для развода. В Индии с ее миллиардным населением индуизм исповедуют более 80 % населения [3].

3. Синтоизм утверждает, что семья – это ячейка общества, основанная браком. Брак важен для продолжения рода. Венчания проводятся в японских храмах под наблюдением священников. Прелюбодеяние запрещено. Повторный брак тех, кто развелся через прелюбодеяние, запрещен. Взгляд божественных религий на брак. Синтоизм относится к тем религиям, где устная традиция передачи информации всегда играла значительную и, возможно, и определяющую роль [4].

Как понимается брак в иудаизме? Брак – важнейшее событие в семейной жизни. Это соглашение, которое начинается со свадьбы. Брак считается религиозным и национальным долгом. Женитьба приветствуется. Безбрачие осуждается. Брак начинается со свадьбы. В иудаизме девственность до брака важна. Ту, что не является девственницей, отправляют в дом отца. Право на развод полностью принадлежит мужу. Прелюбодеяние и измены запрещены. В семье ищут верность и искренность. Законный брак – это способ продолжить родословную в иудаизме.

Понимание брака в христианстве. В христианстве первым источником брака считается сотворение Богом человека путем соединения мужчины и женщины. Путь к сохранению целомудрия и продолжению рода лежит через брак. Девственность считается священной. Развод считается прелюбодеянием и строго запрещен. В католической церкви развод запрещен, кроме прелюбодеяния. Сегодня эти религиозные правила также нарушаются.

Понимание и важность брака в исламе. Как и во всех своих указах, ислам устранил излишества и занял золотую середину в отношении брака. В исламе брак – это гуманное и цивилизованное обращение и религиозный долг. Брак является одновременно средством продолжения поколения и средством защиты человека от того, что в религии считается греховным. Аллах говорит в Коране: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину в этом знамения для людей размышляющих» [5].

В исламе брак важен для продолжения жизни и защиты поколения. Иные отношения называются прелюбодеянием и запрещены. Такой образ жизни одновременно разрушает семьи и приводит к упадку поколения. Ислам сохранил человеческую честь и достоинство с помощью принципов, которые он привнес в брак, рекомендовал моногамию в браке и установил условия, которые человек не может легко себе позволить для многоженства.

Как видно, все религии заботятся о браке и поощряют его. Прелюбодеяние не приветствуется ни в одной религии.

Существует несколько этапов приготовления к свадебной церемонии в Анатолии. Следовательно, люди (будь то в традиционных деревенских общинах или в традиционных классах городов и поселков) должны применять определенные правила (обычаи) и церемонии, отмечающие эти этапы. Большинство традиций, связанных с браком, традиционно передавались из поколения в поколение в вышеупомянутых обществах, и помимо этого текущие церемонии состоят из некоторых верований и обычаев. Способы применения брачных традиций также различаются в зависимости от экономического положения семей, социального происхождения, уровня образования и места проживания. Наибольшее влияние традиций проявляется в способах заключения брака и на этапах, составляющих его.

Формы брака: существуют различные формы брака, которые формировались культурными ценностями на протяжении всей истории и с которыми мы сталкиваемся сегодня. Вот некоторые из форм:

Брак путем сватовства. Эта практика означает, что женщины дома жениха подыскивают ему подходящую невесту. Эта задача возлагается на мать жениха. Организация поиска невесты для жениха – это женская работа. Подходящая кандидатура невесты определяется в результате посещения на дому семей, в которых есть дочь, достигшая брачного возраста. В таких браках право выбора в значительной степени принадлежит матери жениха. Поэтому она также определяет критерии. Это форма брака, которая практикуется даже сегодня в семьях, которые живут в строгом соответствии с традиционными ценностями, и в среде, не подходящей для брака по встрече и соглашению между самими молодыми.

Однако прежде чем принять окончательное решение, и жених, и невеста в семье пытаются собрать информацию друг о друге. Оценка полученной информации заключается в том, является ли девушка девственницей, честной, воспитанной, связанной со своим домом и обычаями. Что касается жениха, то в нем смотрят, есть ли у него вредные привычки, а также его приверженность своей работе и профессии. В результате взаимного соглашения приступают к следующему этапу.

Брак путем кражи невесты. Это одна из старейших брачных традиций в турецкой культуре. В особенности у алтайских и якутских тюрок брак заключался путем кражи девушки. Эта традиция, которая сохранилась до сих пор, в основном встречается в сельских семьях, и известно, что такие браки заключаются в семьях из трущоб. Кража невесты подразделяется на разные названия в зависимости от ее причин, форм и последствий. В общем, кражу невесты можно разделить на два типа:

– насильственная кража невесты: кража девушки или женщины мужчиной насильственно или обманным путем без ее воли или согласия. Полиция и суды вступают в дело, потому что девушка и ее семья не соглашаются. Похититель наказывается за такое поведение.

– бегство по соглашению: это способ, которым молодые люди, которые любят друг друга и хотят вступить в брак, выбирают избавление от ситуаций, которые могут помешать им вступить в брак. Если девушка на момент побега была молодой и семья подала жалобу в прокуратуру, мужчина понесет наказание.

Есть две основные причины этого типа брака:

- уклонение от трат на брачные церемонии или выкупа за невесту, которых требует отец дочери, из-за недостаточной экономической мощи жениха;

- одна или обе стороны в семье выступают против этого брака или даже пытаются предотвратить его.

Даже если конечным результатом является брак, неприязнь между семьями иногда длится долгие годы, и эта ситуация также мешает счастью молодых людей, которые женятся.

Брак с колыбели. Это давняя традиция и способ брака. Чтобы превратить дружбу в родство, две дружественные семьи, которые хорошо ладят друг с другом, на словах женят своих детей, пока они еще являются младенцами. Это решение, которое принимается годами только по желанию семей, может вызвать большие проблемы в будущем. Когда дети не подчиняются этому решению, семьи становятся недовольными, а когда они подчиняются этому решению и женятся, они становятся несчастными.

Бердерский брак. Этот способ брака осуществляется двумя семьями, которые совместно принимают и отдают своих дочерей друг другу. Цель состоит в том, чтобы в значительной степени обеспечить хорошее отношение к их дочерям. Когда дело касается счастья в обоих браках, нет проблем. Однако, учитывая, что браки будут влиять друг на друга в близких родственных отношениях, очевидно, что это очень рискованная практика.

Брак Тайгельди. Это когда вдова выходит замуж за вдовца, забирая с собой своих детей от предыдущего мужа, или вдовец женится на вдове и живет вместе со своими детьми от предыдущей жены. Дети, которых приносит с собой женщина или мужчина, называются тайгельди.

Брак Левират/Сорорат. Левират – брак вдовы с братом умершего мужа. Защита оставшейся жены и детей умершего брата, предотвращение ухудшения целостности семьи является основной целью в этих браках. Этот брак происходит по решению семьи без желания тех, кто заключает брак. Это довольно сложная ситуация для обеих сторон, которые собираются жениться. Это создает радикальное изменение порядка отношений, установленных по сравнению с более ранними ролями. Для женщины нелегко видеть и принимать кого-то, кто был ее шурином в течение многих лет, в качестве ее мужа. То же касается и мужчины. Сорорат – брак между мужчиной и сестрой его умершей жены. Мысль о том, что это тетя, которая обеспечит лучшее материнство для детей умершей сестры, является основой этого брака. Он также направлен на обеспечение продолжения ранее установленных отношений между семьями. Этот тип брака, как и левират, испытывает трудности с изменением ролей. Решение о браке во многом принадлежит старейшинам семьи.

Брак между близкими родственниками. Это довольно распространенная традиция брака в Турции. Уровень родственных браков очень высок, особенно в сельской местности и в семьях, эмигрировавших из деревни в город. Это брак между детьми двоюродных братьев и сестер. Несмотря на свои недостатки, эта традиция по культурным и экономическим причинам сохранилась и до наших дней. Как видно из примеров, традиционные формы брака не дают людям, которые вступают в брак, право принимать независимые решения и выбирать. Большая часть этих традиционных практик, которые игнорируют эмоции и признают власть принятия решений в семье, была оставлена из-за ее видимых недостатков. В частности, новое поколение молодых людей проявляет негативное отношение к этим традициям. Брак, встречаясь и соглашаясь в сегодняшних условиях, является формой брака, принятой и распространенной новыми поколениями, и число таких браков растет с каждым днем.

Процесс вступления в брак, используя богатые традиции

Процесс вступления в брак состоит из последовательных этапов. Этот процесс включает в себя множество традиций, которые показывают региональные различия, и церемоний, сформированных этими традициями. Брачные традиции и церемонии похожи по своей сути, но разнообразны с точки зрения культурных мотивов. Это связано с богатством турецкой культуры.

Основными этапами, которые составляют традиционный процесс брака, являются:

– Выбор подходящей невесты жениху – это традиционный процесс брака начинается с усилий по нахождению подходящей невесты жениху со стороны его родственников, в первую очередь его матери. В результате поисков собирается информация о девушке, которая считается подходящей невестой, и ее семье. Из разных источников исследуется родословная, история, отношения в семье. Когда решается, что это уместно, наступает время просить руки девушки у ее семьи.

– Сватовство: на данном этапе в качестве требования традиционной семейной структуры в дело вступают строго мужчины из семьи жениха. В сельской местности отец жениха, близкие родственники и старейшины деревни отправляются в дом девушки, чтобы выполнить формальности сватовства. Старейшины со стороны жениха, следуя мусульманским религиозным традициям, просят руку девушки у ее отца. Не принято, чтобы отец девушки сразу сказал «Да». При следующем посещении ответ получает ясность. Озвучиваются ожидания девичьей стороны и условия, которые она выдвигает.

В районах, где традиционная структура претерпела изменения, при сватовстве также присутствует и сам жених.

– Принятие решения о браке: после этапа сватовства наступает очередь принятия решения о браке. Решение и одобрение брака подкрепляются обещанием. С этим обещанием решение о браке приобретает формальность и серьезность. Обсуждаются подробности о следующих этапах дальнейшего процесса. В момент обещания невесты и жениха о браке, жениху и невесту надевают кольца, которые еще не являются обручальными, но означают, что с этого момента молодые принадлежат друг другу.

– Помолвка: после принятия решения о браке приходит очередь помолвки. Церемония помолвки обычно проводится в семье девушки. В зависимости от социально-экономического статуса семьи помолвка может проводиться на простой церемонии между семьями или в веселой обстановке в частных залах, где также приглашаются гости. Период помолвки – это период интенсивной подготовки, в котором покупаются предметы домашнего обихода, в которых заключается приданое.

– Показ приданого: подготовленное приданое выставляется перед свадьбой, что позволяет родственникам и соседям его увидеть. В приданом всегда есть вещи ручной работы, которые занимают годы подготовки, и сторона невесты радуется тому, что их видят и другие. Кроме того, эта демонстрация также помогает друзьям и родственникам определиться с подарками, которые они вручат жениху и невесте.

– Венчание (Никах): это церемония, которая делает брак законным. Никах – это объявление о браке и юридическое признание союза. Наше законодательство предусматривает заключение брака в присутствии свидетелей и в соответствии с процедурой уполномоченным должностным лицом, назначенным для этой цели государством. Однако семьи также желают религиозного брака после официального брака, и в некоторых регионах это считается абсолютным. Таким образом, считается, что супруги связаны юридическими и священной узами. Свадебная церемония устанавливает узы брака.

– Ночь хны (девичник): одна из наиболее распространенных брачных традиций. Эта церемония перед свадьбой проводится в доме девушки. На церемонию приглашаются родственники, соседи и друзья девушки. Под народные песни сжигают хну и накладывают на руки невесты. Ночь хны имеет как грустное, так и радостное настроение. В некоторых районах аналогичная церемония проводится и на стороне жениха. В этой церемонии в мужском доме принимают участие только приглашенные мужчины.

– Свадьба: самая пышная и всеобъемлющая церемония. Сторона жениха в значительной степени отвечает за организацию и финансирование свадебной церемонии. На этой церемонии традиционное свадебное платье представляет собой особый дизайн, который имеет культурные особенности, уникальные для этого региона, и отличается от другой одежды тканью, моделью и орнаментом. Сегодня вместо этих свадебных платьев предпочтение отдается одежде белого цвета, называемой свадебными платьями. Подготовка к свадьбе начинается за несколько дней. Друзья и родственники добровольно участвуют в этих приготовлениях. Для гостей готовятся блюда местной кухни. Свадьба в деревне – это не только для семьи, но и для деревни. Свадьба – это светское мероприятие для села. В больших городах свадьбы ограничиваются близкими друзьями и родственниками хозяев свадьбы.

– Выход невесты из родительского дома: после церемонии венчания невесту, одетую в специальную одежду, с молитвами забирают из отцовского дома и отправляют в свой новый дом на специально украшенной лошади или машине. Церемония бракосочетания – это особые моменты, когда грусть и радость переживаются вместе.

Группа, в которую входят жених и невеста, а также их близкие родственники и друзья, называется свадебным блеском или свадебным шествием. Попутно раздают чаевые тем, кто перехватит свадебный кортеж.

– Ночь Зифаф (Брачная ночь): это последний этап свадебной церемонии. Эта первая ночь, когда жених и невеста вступают в половую связь, называется брачной ночью, ночью зифаф. Этот вечер важен как для молодых людей, так и для их семей. Успех этой ночи воспринимается как доказательство сексуальной силы для мужчин и девственности для женщин. По итогам этой ночи, которая оправдывает ожидания, проходят торжества. После этой ночи пара во всех смыслах считается мужем и женой.

Заключение

Вышеизложенное показывает, насколько важен брак в турецком обществе и как он перестает быть индивидуальным и приобретает характер социального события. Все это следует рассматривать как ценность, придающую важность семье. Однако не следует упускать из виду то, что качество этапов брачного процесса связано с финансовыми возможностями, а также с культурными ценностями. Соответственно, это естественный результат, что в одном и том же регионе существуют разные практики, а также местные различия.


Библиографическая ссылка

Шахин М. БРАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕЛИГИЙ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ В ТУРЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 2. – С. 10-14;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=12018 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074