Профессия педагога относится к группе профессий риска «человек – человек», наиболее деформирующих личность человека, вследствие чего происходит своеобразная защита от возникающего нервно-психического напряжения [1, с. 126; 2, с. 1082]. Одним из вариантов психологической защиты является психологическое выгорание, которое приводит к профессиональному выгоранию преподавателя [3, с. 1]. Деятельность преподавателя высшей школы отличается очень высокой эмоциональной напряженностью, что приводит к формированию синдрома профессионального выгорания [4, с. 177; 5, с. 719].
В настоящее время остается актуальной проблема обеспечения психологического здоровья педагогов в образовательных учреждениях. Особенно выражена она у такой категории специалистов, которые одновременно совмещают преподавательскую и профессиональную деятельность. Высокое эмоциональное включение в образовательный процесс, необходимость участия в научной работе, ограничение временных рамок деятельности, ответственность за результаты своего труда провоцируют возникновение психологического напряжения педагога в современной высшей школе, в том числе и в медицинских вузах.
Цель исследования: диагностика и оценка факторов профессионального выгорания преподавателей медицинского вуза.
Материалы и методы исследования
В процессе проведения исследования, анализа и обработки полученных результатов применялись общенаучные методы исследования: теоретические (анализ научной и психолого-педагогической литературы), анкетирование, тестирование, анализ и обобщение собранного теоретического и практического материала. В качестве основной психодиагностической методики был выбран опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI), модификации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Материалом для настоящего исследования послужили данные, полученные при анкетировании 51 респондента, преподающих на кафедрах ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование выполнялось на кафедре гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России в течение 2019–2020 учебного года. Вышеуказанный опросник предназначен для оценки симптомов выгорания у представителей социономических профессий. Он позволяет провести диагностику трех основных составляющих синдрома выгорания – «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональной успешности (редукции персональных достижений)». О наличии высокого уровня выгорания будут свидетельствовать высокие оценки по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» и низкие – по шкале «профессиональная успешность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже преподаватель оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше будет выражен у него синдром профессионального выгорания.
Для сравнения интенсивности проявления факторов профессионального выгорания были проанализированы 2 группы:
1-я группа – преподаватели, не задействованные во врачебной практике;
2-я группа – преподаватели, совмещающие преподавательскую и профессиональную медицинскую деятельность (табл. 1).
Как видно из табл. 1, наименьшее значение по шкале «эмоциональная истощенность» имеют мужчины – преподаватели вуза, не задействованные в лечебном процессе, что соответствует среднему уровню. У 2-й группы исследуемых данный показатель достиг высокого уровня (у мужчин практикующих врачей – преподавателей).
Таблица 1
Показатели субфакторов выгорания исследуемых
Пол |
Возраст |
№ анкетируемого |
Показатели субфакторов выгорания |
Интегральный показатель |
Степень выгорания |
Стаж работы, годы |
||
Эмоциональная истощенность |
Деперсонализация/ Цинизм |
Профессиональная успешность |
||||||
балл |
||||||||
Женский |
До 30 |
6 |
21 |
11 |
36 |
7 |
высокая |
1 |
30–40 |
7 |
25 |
10 |
44 |
средняя |
18 |
||
8 |
12 |
14 |
48 |
7 |
высокая |
10 |
||
9 |
11 |
11 |
34 |
6 |
средняя |
8 |
||
10 |
15 |
2 |
47 |
3 |
низкая |
6 |
||
11 |
16 |
4 |
46 |
3 |
низкая |
1 |
||
12 |
27 |
14 |
14 |
13 |
крайне высокая |
3 |
||
13 |
19 |
11 |
18 |
10 |
крайне высокая |
5 |
||
Продолжение табл. 1 |
||||||||
Пол |
Возраст |
№ анкетируемого |
Показатели субфакторов выгорания |
Интегральный показатель |
Степень выгорания |
Стаж работы, годы |
||
Эмоциональная истощенность |
Деперсонализация/ Цинизм |
Профессиональная успешность |
||||||
балл |
||||||||
Женский |
30–40 |
14 |
14 |
4 |
39 |
3 |
низкая |
7 |
15 |
9 |
5 |
44 |
4 |
низкая |
7 |
||
16 |
17 |
10 |
35 |
6 |
средняя |
6 |
||
17 |
23 |
6 |
38 |
5 |
средняя |
6 |
||
18 |
20 |
6 |
44 |
5 |
средняя |
3 |
||
19 |
31 |
21 |
32 |
10 |
крайне высокая |
5 |
||
40–50 |
20 |
25 |
23 |
31 |
9 |
высокая |
25 |
|
21 |
30 |
17 |
36 |
10 |
крайне высокая |
27 |
||
22 |
16 |
16 |
45 |
7 |
высокая |
17 |
||
4 |
29 |
17 |
38 |
9 |
высокая |
18 |
||
5 |
21 |
14 |
37 |
8 |
высокая |
18 |
||
2 |
22 |
18 |
31 |
9 |
высокая |
12 |
||
1 |
29 |
16 |
31 |
10 |
крайне высокая |
21 |
||
23 |
18 |
10 |
42 |
5 |
средняя |
10 |
||
24 |
30 |
18 |
26 |
11 |
крайне высокая |
20 |
||
25 |
23 |
14 |
31 |
9 |
высокая |
15 |
||
26 |
13 |
13 |
32 |
6 |
средняя |
17 |
||
27 |
14 |
13 |
42 |
5 |
средняя |
18 |
||
28 |
14 |
12 |
30 |
6 |
средняя |
18 |
||
40–50 |
29 |
23 |
13 |
35 |
7 |
высокая |
14 |
|
30 |
25 |
8 |
31 |
6 |
средняя |
17 |
||
50–60 |
31 |
42 |
19 |
32 |
12 |
крайне высокая |
33 |
|
32 |
27 |
15 |
29 |
10 |
крайне высокая |
21 |
||
33 |
40 |
22 |
21 |
15 |
крайне высокая |
15 |
||
34 |
11 |
8 |
21 |
8 |
высокая |
34 |
||
35 |
21 |
15 |
32 |
9 |
высокая |
20 |
||
36 |
8 |
2 |
29 |
4 |
низкая |
10 |
||
37 |
26 |
12 |
21 |
11 |
крайне высокая |
32 |
||
38 |
39 |
25 |
34 |
12 |
крайне высокая |
21 |
||
39 |
15 |
8 |
35 |
5 |
средняя |
22 |
||
40 |
44 |
14 |
20 |
15 |
крайне высокая |
40 |
||
60–70 |
41 |
15 |
9 |
21 |
8 |
высокая |
45 |
|
42 |
44 |
29 |
35 |
12 |
крайне высокая |
35 |
||
43 |
32 |
21 |
30 |
10 |
крайне высокая |
38 |
||
70–80 |
44 |
51 |
26 |
32 |
12 |
крайне высокая |
42 |
|
45 |
36 |
27 |
36 |
12 |
крайне высокая |
42 |
||
46 |
42 |
21 |
30 |
12 |
крайне высокая |
46 |
||
Окончание табл. 1 |
||||||||
Пол |
Возраст |
№ анкетируемого |
Показатели субфакторов выгорания |
Интегральный показатель |
Степень выгорания |
Стаж работы, годы |
||
Эмоциональная истощенность |
Деперсонализация/ Цинизм |
Профессиональная успешность |
||||||
балл |
||||||||
Мужской |
30–40 |
47 |
31 |
17 |
38 |
9 |
высокая |
6 |
40–50 |
48 |
7 |
2 |
47 |
3 |
низкая |
5 |
|
49 |
20 |
16 |
30 |
9 |
высокая |
12 |
||
50 |
45 |
19 |
30 |
12 |
крайне высокая |
10 |
||
50–60 |
51 |
23 |
18 |
36 |
8 |
высокая |
17 |
|
60–70 |
3 |
14 |
9 |
36 |
4 |
низкая |
45 |
– преподаватели, совмещающие преподавательскую и профессиональную медицинскую деятельность.
По фактору «деперсонализация/цинизм» наибольшее значение имеют женщины 1-й группы, их результат попадает в категорию «очень высокий уровень». Наименьшее значение (средний уровень) имеют мужчины 1-й группы. У 2-й группы результат соответствует высокому уровню.
Показатель «профессиональная успешность» только у 2-й группы исследуемых мужского пола соответствует низкому уровню, у остальных же этот показатель соответствует среднему уровню.
Выявлено, что средний стаж и средний возраст преподавателей, не задействованных во врачебной практике, больше, чем у преподавателей, совмещающих преподавательскую и профессиональную медицинскую деятельность (табл. 2).
Таблица 2
Средние значения субшкал для исследуемых профессиональных групп
Профессиональная группа |
Пол |
Средний возраст, лет |
Эмоциональная истощенность |
Деперсонализация |
Профессиональная успешность |
Стаж, годы |
балл |
||||||
1 |
Мужской |
55,53 |
17,04 |
12,53 |
33,03 |
28,52 |
Женский |
50,71 |
25,24 |
14,86 |
32,52 |
21,03 |
|
2 |
Мужской |
42,55 |
26,52 |
14,03 |
37,75 |
9,56 |
Женский |
43,34 |
22,10 |
12,04 |
34,53 |
13,41 |
Как видно из табл. 2, наблюдается гендерная зависимость (мужчины – преподаватели вуза без врачебной практики «выгорают» в меньшей степени, чем женщины этой же группы) при любом стаже трудовой деятельности.
Можно предположить, что вследствие многолетнего стажа работы с большим количеством людей из-за совмещения работы и преподавателя, и врача показатель выгорания у преподавателей-врачей выше, чем у преподавателей, не задействованных во врачебной практике (табл. 3).
Таблица 3
Интегральный показатель выгорания
Степень выгорания |
Низкая степень |
Средняя степень |
Высокая степень |
Крайне высокая степень |
|
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания, в баллах |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10 |
|
Группа, № |
Количество участников,% |
||||
1 |
32 (62,74) |
4 (12,50) |
8 (25,00) |
7 (21,87) |
13 (40,62) |
62,5% |
|||||
2 |
19 (37,25) |
3(15,78) |
3(15,78) |
8(42,10) |
5(26,31) |
68,4% |
Таблица 4
Зависимость интегрального показателя выгорания от возраста респондентов
Степень выгорания |
Низкая степень |
Средняя степень |
Высокая степень |
Крайне высокая степень |
Балл |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10 |
Количество участников |
7 |
11 |
15 |
18 |
% |
13,72 |
21,56 |
29,41 |
35,29 |
Средний возраст участников, лет |
43,14 |
41,97 |
46,73 |
54,55 |
Отмечено, что с увеличением среднего возраста растет степень выгорания преподавателей медицинского вуза (табл. 4), что связано, скорее всего, с биологическим фактором. С возрастом приходит профессиональный опыт, но также накапливается психологическая и эмоциональная усталость, что, возможно, в будущем приводит к безразличию к окружающей обстановке, к деперсонализации личности и к эмоциональному выгоранию.
Результаты исследования показывают, что более половины всех опрошенных испытывают симптомы эмоционального выгорания, из них более трети (35,3 %) находятся в категории «крайне высокая степень» и 29,4 % – в категории «высокая степень».
Отмечается зависимость интегрального показателя от возраста исследуемых. В возрастных группах 50–60 и 60–70 лет участников с крайне высокой степенью выгорания значительно больше, чем в других возрастных группах (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость интегрального показателя от возраста
Рис. 2. Зависимость интегрального показателя выгорания от стажа работы
Работа преподавателя требует интеллектуальных и временных вложений в его профессиональную деятельность. Особенно это свойственно преподавателям, совмещающим преподавательскую и профессиональную медицинскую деятельность, поскольку для них характерно постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельное. Увеличение стажа трудовой деятельности приводит к увеличению интенсивности показателей выгорания. Выявлено, что максимальное количество участников с крайне высокой степенью выгорания отмечается в группе со стажем работы более 25 лет (рис. 2). Одновременно отмечается отсутствие респондентов, стаж работы которых превышает 25 лет, имеющих низкую и среднюю степень выгорания.
В то же время можно отметить большее количество преподавателей с крайне высокой степенью выгорания со стажем до 5 лет. Это можно объяснить трудностями, связанными с началом педагогической деятельности.
Проведенное исследование показало, что в обеих группах исследуемых имеются достаточно высокие показатели выгорания. Участники, имеющие высокую и крайне высокую степени выгорания, составляют в 1-й группе 62,49 %, во 2-й группе – 68,42 %, что можно объяснить высоким уровнем ежедневного контакта с большим количеством людей. У преподавателей, совмещающих преподавательскую и профессиональную медицинскую деятельность, это обусловлено дополнительной нагрузкой, связанной с лечебной работой. Незначительную разницу в показателях 1-й и 2-й групп (ожидался значительно увеличенный показатель выгорания у представителей 2-й группы) можно объяснить тем, что благодаря длительному опыту и характеру работы у них выработались относительная резистентность к синдрому профессионального выгорания и положительная эмоциональная отдача.
Отмечается прямая корреляция выгорания с возрастом. Крайне высокую степень выгорания имеют участники, средний возраст которых 54,5 года, что состав- ляет 35,29 %.
Выводы
В процессе изучения синдрома профессионального выгорания преподавателей выявлено следующее:
1. При рассмотрении теоретических аспектов проблемы отмечено, что педагоги вуза, работающие в системе профессий «человек – человек», подвержены профессиональному выгоранию, связанному с деформацией личности, выражающейся в синдроме хронической усталости и эмоциональном выгорании.
2. Выявлено, что наиболее значимыми являются: неудовлетворенность работой, переживание социальной несправедливости и социальная незащищенность, возраст, стаж трудовой деятельности.
3. В диагностике профессионального выгорания преподавателей ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России использовался опросник «Профессиональное выгорание» в модификации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. В процессе исследования определено, что женщины-преподаватели имеют по шкале «эмоциональная истощенность» более высокие показатели, чем мужчины. Фактор «деперсонализация» выше у мужчин 2-й и женщин 1-й группы. Показатель «профессиональная успешность» только у мужчин 2-й группы соответствует низкому уровню, у остальных относится к среднему уровню. С увеличением возраста преподавателей возрастает интегральный показатель выгорания. Педагоги со стажем работы до 5 лет и более 25 лет отличаются более высокой степенью выгорания. Более половины респондентов испытывают симптомы эмоционального выгорания, из них более трети (35,3 %) находятся в категории «крайне высокая степень» и 29,4 % – в категории «высокая степень». Преподавателей с высокой и крайне высокой степенью выгорания – 62,5 %, преподавателей, совмещающих преподавательскую и медицинскую деятельность, – 68,42 %. Значения показателей «эмоциональная истощенность» и «деперсонализация» выше во 2-й группе.
4. С целью предупреждения профессионального выгорания преподавателям ФГБОУ ВО ТГМУ рекомендовано развивать навыки саморегуляции эмоционального состояния и систему профессиональных и личностных смыслов и ценностей, снижающих психоэмоциональные затраты и повышающих внутреннюю профессиональную мотивацию, что позволит разрешить профессиональные трудности и совершенствовать деятельность и профессиональное развитие личности преподавателя.
Библиографическая ссылка
Агибалова А.А., Устименко О.А., Байрамова Б.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 2. – С. 52-58;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12026 (дата обращения: 21.11.2024).