Кыргызский народ является одним из древнейших народов мира. Несмотря на социальные и другие различия национальная культура и традиции объединяют кыргызское общество в единое целое, определяют его ментальность. Специфика духовной культуры кыргызов-кочевников основана на создании механизма передачи информации из межкультурной среды и распространении этой информации в этническом пространстве. В свете вышеизложенного надо расширить мировоззрения учащихся школ разных классов через информацию о видах и ценностях женской одежды, об узорах, их значениях через описание смысловых нагрузок и побуждений мастеров, которые вкладывали свою силу, нежность, пожелание, намерение и энергетику в каждый вышиваемый узор в одежде, головных уборах, изделиях для дома. Этим и объясняется актуальность статьи.
Цель статьи – сохранение исторического культурного наследия через элементы одежды и предметов, образа жизни представителей кочевого народа кыргызов, раскрытие глубокого смысла культуры народа кыргызов-кочевников как представителей уникальной этнической группы.
Народная одежда различалась по полу, возрасту, а также по назначению – выделялась праздничная, повседневная, свадебная, похоронная, боевая, охотничья, сезонная одежда. В целом традиционная женская одежда имел единую основу на всей территории расселения народа. Учитывая эти традиции, девушек-кыргызок старались одевать красиво, меньше загружать тяжелым домашним хозяйством (однако считалось позором для матери, если ее дочь после выхода замуж оказывалась плохой хозяйкой). Отец и другие мужчины в семье никогда не применяли телесного наказания в отношении дочери и этого никому не позволяли. В семье культивировалось трепетное отношение к девочкам, их считали гостьями семьи. У кыргызов существует целый ряд пословиц, поговорок, ярко характеризующих особый, почтительный статус девичьего возраста.
При воспитании девочек национальная кукла служит мостиком к познанию и пониманию истории, традиций и своеобразия кыргызской культуры. Кукла является неотъемлемой частью любой культуры. Она сопровождает историю человека с древнейших времен. Самые древние куклы – найденные в Древнем Египте, относящиеся к бронзовому веку, а немного позднее они появились в Греции и Риме. В кочевой культуре также имелись свои куклы. Первая кукла – деревянная палочка. Это была самая примитивная игрушка. Затем к палочке прикрепили кусочек кожи с шерстью. По мере развития усложнялся процесс изготовления кукол. Появились одежда и украшения. Так возникла «чий куурчак» (кукла из чия) [1].
История кукол дает представление о развитии культуры, об идеале красоты и происходивших социальных процессах. Кукла используется как наглядное пособие по приобретению жизненного опыта. Девочки учились навыкам материнства, умению правильно одеваться и следовать традициям и обычаям общества. Суровый климат и нелегкие условия жизни приучали кочевников и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и ее дарам [1], что отражено в одежде кукол и материалах, из которых они изготовлены. Кукол изготавливали из маленьких кусочков ткани, кожи и шерсти, которые были непригодны для использования в быту. Родители учили своих детей разумно применять имеющееся сырье. Кукла служила средством воспитания и развития человека. Это явилось толчком для создания коллекции кукол в традиционных кыргызских костюмах, в которых отображены образы кыргызской женщины. Каждому возрасту соответствовали определенная одежда и головной убор.
– Для девочек до 10 лет это было платье с коротким жилетом и топу (шапочка круглой формы). Топу венчали перья совы. Считалось, что перья этой птицы защищают от «дурного глаза» и злых духов. Жилет на груди расшивался пуговицами и бусинами, которые служили оберегом.
– Девочки-подростки носили платье с чапаном (кафтаном) с коротким или длинным рукавом и тебетей (меховую шапочку). Волосы заплетали в 40 косичек и повязывали красными нитками. Красный цвет – символ юности и силы.
– Когда девушку выдавали замуж, на нее надевали длинное платье с расшитым воротником. Поверх платья надевали чапан и шокуло (свадебный головной убор), расшитый узорами, серебром и кораллами.
– Молодая невеста надевала головной убор кеп такыя (шапочку с полосой, спускавшейся на спину) и поверх нее – элечек или каляк (тюрбан). Элечек повязывали платком дурия, расшитым узором и украшенным папиком (кисточками). Кеп такыя украшалась коралловыми подвесками с серебром, по которым судили о состоятельности семьи и ее социальном положении. По одежде невесты можно было узнать о ее мастерстве и навыках ведения хозяйства.
– Когда у женщины рождался первый ребенок, она надевала белдемчи (запашную юбку) с широким поясом, внутренняя поверхность которого состояла из войлока и прошивалась для прочности. Ее носили, чтобы держать поясницу в тепле и сохранить здоровье молодой матери.
– Взрослые женщины носили длинный простеганный чапан (халат) и платье узун-жака (с воротником, спускающимся ниже поясницы). На голову надевали элечек или каляк, по форме обмотки которого определяли племенную принадлежность. Волосы заплетали в две косы, повязывали белой ниткой – символом мудрости и чистоты, и прятали под накосником. К ним прикрепляли серебряные подвески из монет и кораллов.
Женщины носили строго определенную одежду, соответствующую их возрасту и положению. Одежда была приспособлена к кочевому быту. Каждая вещь имела определенный смысл и свое предназначение. Кочевники были тесно связаны с природой, поэтому одежда, обустройство быта и жилища соответствовали климату и особенностям места проживания [2].
Посредством этой коллекции кукол мы хотим приобщить молодежь к культурному наследию своего народа. Об обычаях и традициях своего этноса они получают информацию через орнаменты, нанесенные на их костюмы. Такой подход, формировавшийся на протяжении нескольких сотен лет, служит важнейшим фактором для воспитания духовности, развития нравственных и эстетических ценностей (рисунок).
Миниатюрная коллеция «Аруузат»
Миниатюрная фотоколлекция «Аруузат» отражает первую треть XX века. Частный фотоснимок миниатюрных кукол (рисунок) представлен Российским этнографическим музеем. Слово «Аруузат» в переводе означает «Аруу» – «чистая» и «Зат» – «дочь».
Женская одежда. У кыргызских кочевников по красоте и одежде женщин определялось положение женщины в семье и обществе. Если одежда кыргызок украшена красивой, замысловатой и талантливой вышивкой, это говорит о высоком статусе женщины и благополучии в семье. Хотя семьи кочевали с пастбища на пастбище в течение года, женщины носили лучшую одежду, а молодая невестка носила свой самый красивый головной убор, которым гордилась ее новая семья.
Кыргызские женщины в течение своей жизни традиционно меняли одежду и прическу в зависимости от семейного статуса: сначала девочка, затем девушка, невеста, мать и, наконец, зрелая женщина. Большая часть одежды шилась из натуральных материалов домашнего производства. Широко использовались овчина, кожа диких и домашних животных, шерстяные ткани (таар, басма таар, пийаз таар) [3]. Для шитья одежды на рынке приобретали шелковые кустарные ткани узбекского, кашгарского и русского фабричного производства: мату простую белую и набивную, бязь (ак сурп), ткань в полоску (аляк, алача), ситец (чит), парчу (кымкап, зарбарак), шелк (шайы, пашайы), полушелковые ткани (адрес, бекасаб, ак аркак), бархат (баркут, бахмал), сукно (нооту), белый тонкий материал (истамбул), кисею с каймой (дака), хлопчатобумажные плотные ткани (иляс, тринке, напты, лястик) [3]. До появления швейной машинки кыргызские женщины шили одежду вручную [3].
Платье отличалось главным образом тем, что оно достигало щиколотки и застегивалось с правой стороны шеи. Еще одна особенность состояла в том, что женская одежда часто была вышита. Невестки носили одежду красной туники (цвет плода), а большая часть пожилых женщин носили платья из белой ткани или более темной ткани. Вышивка была крупной и сложной, покрывала всю переднюю часть платья. Однако в большинстве случаев вышивка располагалась только вокруг воротника и разреза. В конце XIX в. стали появляться платья на пуговицах.
У платьев, как и в прошлом, преобладал красный цвет. Пожилые женщины носили немного темные или светлые расцветки. Их длина доходила почти до ступни, а рукава всегда спускались ниже кистей рук [3]. В основном они имели туникообразный покрой. С боков вставляли клинья с небольшим двухсторонним скосом [3]. Рукава были прямые или слегка суженные, вшивались под прямым углом [4].
– Наиболее старинное платье с горизонтальным разрезом ворота от плеча до плеча – туура жака. Воротник обшивали тесьмой или полоской [4] жээк, он завязывался на шнурочках или застегивался на пуговицы. Такие платья носили девочки и девушки [4].
– Другой вариант платья – узун жака – был широко распространен на юге Кыргызстана. Его носили молодые женщины, заменив платье с горизонтальным вырезом ворота, уже до конца своей жизни.
– В Алайской долине были отмечены некоторые особенности в оформлении воротника платья пожилых женщин: к горизонтальной линии прореза со стороны спины пришивалась прямоугольная полоска из той же ткани, из которой шилось платье [4].
– Еще один вариант платья – с вертикальным разрезом и стоячим воротником высотой 2–2,5 см [4] под названием ит жака («собачий ворот»), который скрепляют пуговицей или запонкой, – солковай, или откормо. У горловины разрез платья завязывался шнурочками или скреплялся круглой серебряной фибулой [5] (тооноч), которую девушка надевала, став невестой, и не снимала до конца жизни.
На юге Кыргызстана основной принадлежностью гардероба молодых женщин являлись шаровары. Их, как правило, шили из ярких, пестрых тканей, они имели ромбовидную вставку между ног [5].
Чапан является верхней одеждой и отличается длиной рукава. Его шили из хлопка, дерюги из крученой пряжи или из фабричной полушелковой полосатой ткани и простегивали вместе с шерстяной подкладкой. На юге женщины должны были носить ремень или пояс ручной работы поверх верхней одежды, даже если у них внутри чапана была надета бельдемчи.
Бельдемчи. Ординарной кыргызской женской национальной одеждой служит набедренная юбка с разрезом спереди – бельдемчи. Ее надевали поверх платья, халатов. В прошлом этот наряд был широко распространен у всех групп кыргызов. Основной частью бельдемчи является пояс (баш бельдемчи). Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами. Он всегда имел ширину 16–18 см, а его длина превышает охват талии. Основу пояса составляют войлок или вата. К поясу пришивают юбку (этек) с разрезом, стеганную на тонком слое шерсти или ваты. У южных кыргызов есть две разновидности бельдемчи, которые отличаются материалом, покроем и способом отделки. Бельдемчи – одежда замужней женщины. Надевали ее после рождения первого ребенка. В условиях кочевого быта юбка была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне [5], при выполнении домашней работы, в любых погодных условиях, когда женщинам пришлось трудиться непосредственно на земле [5]. В бельдемчи северян и южан есть отличия. На севере шили длинные бельдемчи, обязательно отороченные мехом и отделанные вышивкой. На юге шили короткие бельдемчи, без меха, без подкладки, в основном из трех цветов, с широким вышитым поясом. Эти отличия также были обусловлены и климатическими условиями.
Широкое распространение имели поясные платки (хлопчатобумажные и шелковые, с вышивкой и без нее), а также большие женские платки, поступавшие на рынок из Восточного Туркестана и Бухары. В качестве кушака для опоясывания одежды кыргызские женщины готовили домашним способом шерстяную ткань (1,5–2 м длины) красного или желтого цвета, называемую [5] бото кур, украшали ее вышивкой или бахромой с серебряными или золотыми нитями [5]. Украшали только тот конец, который свисал спереди.
Социальные контрасты в одежде были значительны. В костюме зажиточных людей преобладали дорогие ткани, халаты, дорогая обувь, обилие серебряных украшений, рубахи, штаны, халаты, тулупы, меховые шапки и иное, а у бедняков все одеяние состояло из штанов и овчинного тулупа, который надевался порой на голое тело.
С годами некоторые виды одежды стали меняться, исчезли неудобные громоздкие женские головные уборы, украшения, укоротились рукава, длина платьев. На смену старинным одеждам пришли удобные и практичные.
Кыргызские головные уборы имеют глубокие исторические корни, их эволюция – это процесс познания человечества и его духовного мира. У наших предков всегда было особое отношение к головному убору. Нельзя было кидать его на сиденье или на пол, головной убор всегда старались аккуратно повесить или положить на возвышенном месте. Считалось, что это влияет на здоровье и благополучие его владельца. Также не позволяли собственный головной убор отдавать или дарить кому либо, это считалось отдать свое счастье, удачу, почет. В представлении наших предков в головном уборе хранился код благополучия, поэтому дарили новую шапку, а ношеная шапка передавалась по наследству членам семьи. В случае если владелец головного убора умирал не своей смертью от несчастного случая или болезни, его головной убор не передавали никому. Головные уборы играли важную роль и выполняли знаковые функции одежды. По головному убору можно узнать историю народа, культуру, его назначение, влияние других культур, социальный статус, возрастные особенности и многое другое.
Шокуло. На юге Кыргызстана бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, в прошлом ее делали из войлока. Шокуло – древний традиционный женский головной убор невесты – высокий конус с вуалью, чтобы закрыть лицо девушки. Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25–28 см, пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускавшейся на спину [5]. Девушкам из простых семей не была доступна такая роскошь. Покинув отчий дом, молодая жена носила шокуло 5–6 дней, а потом дорогой головной убор возвращали семье невесты, и он доставался младшим сестрам. Высота шокуло составляла 22–30 см. Его изготовляли из белоснежного войлока, наружную часть отделывали красным, зеленым или синим сукном. Иногда на шокуло была оторочка из меха выдры или из бархата. Головной убор украшали драгоценными камнями и металлами, а также перьями попугаев, фазанов или журавлей. Шокуло имел как сакральный, так и статусный характер.
Украшения. Излюбленным украшением женщин и девушек остаются ожерелья – мончок. В старинных ожерельях встречаются бусины разной расцветки и с бусинами самых различных форм: овальными, шаровидными, конусовидными и др. Дорогими считались полупрозрачные бусы акак из сердолика разной формы [6], их носили пожилые женщины, а молодые предпочитали перламутровые и коралловые, которые тоже высоко ценились. На груди носили бой тумар – футлярчик треугольной формы, в который вкладывали талисманы, молитвы из Корана. Его подвешивали на цепочку или бусы и носили на шее [6]. Серьги: кулак сойко, кулак сырга. Девочкам в младенчестве прокалывали уши и продевали шелковую нить. Серьги имели разнообразную форму. Ручные украшения – это браслеты и кольца, по возможности их имела каждая женщина. Для девочек делали маленькие браслеты. Женщины с большим достатком носили несколько колец, только не надевали на средний палец – считалось, что так можно потерять мать. Кольца были со вставками из цветных камней, перламутра, стекла. Их называли коздуу шакек, шуру шакек. Фибула – (тооноч, бучулук, пучулук) – одно из очень древних украшений, использовалось для скрепления разрезов воротника платья, очень распространено на южной территории Кыргызстана. Обычно фибула передавалась по наследству дочери с добрыми пожеланиями. Большим спросом у кыргызов пользовались серебряные украшения, кораллы, перламутр, дорогие камни, жемчуг [6].
Заключение
В данное время в Кыргызстане доминирует культура западной Европы. Туристы или иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, должны понимать и уважать культуру ношения одежды. Таким образом можно сделать вывод, что куклы в национальной одежде и другие виды игрушек из деревца, глины, соломки, позволяют формировать и развивать у молодого поколения патриотизм, беречь историю культурного наследия древнейшего кыргызского народа, прививают любовь к родному краю.
Библиографическая ссылка
Ташкулова Ш.Б., Термечикова Б.К. ОДЕЖДА КУКОЛ ЖЕНЩИН КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗОВ-КОЧЕВНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 4. – С. 15-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12049 (дата обращения: 03.12.2024).