В современном обществе отмечается тенденция перехода отношений от медицинской модели к социальной. Если отношение в рамках медицинской модели предусматривало лечение и коррекцию нарушений посредством медицинского вмешательства, то социальная модель отношения предполагает создание условий для полной социализации лиц/детей, имеющих нарушения в развитии или здоровье. Часто наличие особых потребностей, вызванных нарушениями и ограничениями, приводит к полной изоляции от социальной жизни либо ограничивает активность в специальных образовательных организациях. Поэтому сам вопрос образования и социализации лиц/детей с различными психофизическими нарушениями является проблемой, имеющей социально-педагогические стороны, поскольку развитие потенциальных возможностей познавательной деятельности, формирование личности, социальная адаптация и интеграция в общество лиц с особыми потребностями есть главные задачи современного мира.
Цель исследования – определение содержания трудностей, связанных с образованием и социализацией лиц/детей с особыми (образовательными) потребностями, в условиях инклюзии как составляющих социально-педагогические основы проблем.
Материалы и методы исследования
Методами исследования являются аналитический обзор научной литературы и нормативно-правовых актов в Республике Казахстан относительно вопроса создания инклюзивной среды для лиц/детей с особыми (образовательными) потребностями, в том числе лиц с инвалидностью, а также вывод о выдвижении частной гипотезы.
Получение образования лицами с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья или с другими особыми потребностями является одним из основных и неотъемлемых условий для их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что закреплено в целом ряде международных правовых актов. Среди них Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994); Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (2006) и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих права каждого человека на образование и полноценную жизнь в обществе.
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг. основными направлениями выделены: усовершенствование качества государственных услуг в сфере специального и инклюзивного образования, а также обеспечение доступной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования [1].
Согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» определены понятия «инвалид» и «ограничение жизнедеятельности» как утрата функций организма для самостоятельной жизнедеятельности функций организма; данным лицам требуются определенные меры социальной защиты [2].
Статус инвалидности присуждается лицам, проходившим врачебно-консультативные комиссии согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (стандарт ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности, 2001) [3].
При отсутствии инвалидности у детей дошкольного и школьного возраста определение наличия других особых образовательных потребностей осуществляется также врачебно-консультативной комиссией с последующим направлением в региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), которые после соответствующей диагностики определяют тип образовательной организации и образовательную программу для каждого обучающегося.
Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» гарантирует право лиц с инвалидностью или с особыми потребностями на получение технического и профессионального, послесреднего и высшего образования [2].
Также в последней редакции Закона РК «Об образовании» уточнены некоторые понятия: к лицам (детям) с особыми образовательными потребностями относятся «лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования» [4].
Но, несмотря на принятие нормативных актов относительно инклюзивного образования и создания инклюзивного общества, все же нерешенными остаются множество вопросов, которые часто зависят от полномочий местных органов управлений. Например, состояние здоровья данной категории лиц препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и получению полноценного образования. Многие дошкольные и общеобразовательные организации находятся только на старте внедрения инклюзивного образования, хотя, судя по статистике, следует говорить не о внедрении, а о развитии и совершенствовании процесса.
Нельзя скрывать, что лица, имеющие сенсорные нарушения, часто не пытаются поступать в вузы, где не созданы необходимые условия для их обучения, как и лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с множеством трудностей, начиная с толерантности среды до архитектурных препятствий [5].
Вышеприведенное указывает на два основных аспекта проблем лиц с особыми потребностями в условиях инклюзии: социального и педагогического характера.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы, посвященной различным аспектам проблем у лиц с особыми потребностями, также показывает, что социальные и педагогические вопросы тесно взаимосвязаны и их эффективное решение осуществляется одновременно, комплексными подходами: в контексте науки социальной педагогики (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Амосов, Г.С. Абрамова, И.И. Аваткова, Ю.В. Василькова, В.С. Торохтий, Е.В. Змановская, Е.Р. Ярская-Смирнова, С.В. Шмачилина); в специальной педагогике (Т.А. Кандратьева, Л.В. Мардахаев, Ю.Н. Елисеева); в контексте инклюзивного образования (В.В. Хитрюк, М.Ю. Перфильева, Ю.П. Симонова, С.А. Прушинский, Т.Г. Туркина); социальной инклюзии (Т.В. Фуряева, В.Р. Шмидт, Е.А. Ямбург); социально-психолого-педагогическая поддержка и сопровождение (О.С. Газман, Л.М. Шипицина, И.Е. Казакова, 3.И. Лаврентьева, С.А. Расчетина) и многие другие.
В.С. Торохтий, рассматривая социально-педагогические проблемы у детей и подростков с точки зрения социальной педагогики в целом, указывает на сложность самого процесса социализации даже у лиц с нормотипичным развитием. Подростковый возраст сильно связан с закономерным для данного периода развития кризисом, в связи с чем подростки становятся сензитивными и «особенными», часто подвержены социальной дезадаптации. Соглашаясь с мнением ученого, отметим, что социальная дезадаптация или сложности успешной социализации напрямую связаны с неуспеваемостью, трудностями в обучении, проблемами в школьной среде и т.д. Это явление, которое может встречаться у детей и подростков с нормитипичным развитием; если же они имеют инвалидность или другие ограничения возможностей, то проблемы усугубляются и приобретают характер, присущий процессу инклюзии. Также автор указывает на преимущественное значение педагогических средств в качестве решения проблемы социализации и, конечно, отношения самого общества к лицам, имеющим трудности в социализации [6].
Инклюзивное образование, которое призвано обеспечивать равный доступ к образовательной среде с учетом имеющихся особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей у каждого обучающегося, также связано с социальной стороной инклюзии.
Т.В. Фуряева, рассматривая в своих трудах социальную инклюзию в образовательном процессе, указывает на взаимосвязь социальных и педагогических проблем, возникающих у обучающихся с разными ограничениями развития или здоровья. По ее мнению, социальная инклюзия может быть успешной только в результате комплексного, командного подхода к реализации, в который включены все заинтересованные уровни поддержки с участием всех специалистов, т.е. региональные органы управления, педагогические, социальные и медицинские работники. Также это реализация всех областей качества как сам процесс, управление ею, субъекты процесса, местоположение, содержательные расходы и мониторинг ожидаемого качества [7].
Командный подход в решении проблемы в данном случае – это проблемы учащегося с особыми образовательными потребностями, является одним из основных принципов инклюзивного образования.
Также некоторые авторы считают, что причина инвалидности не болезни, причина в барьерах вокруг этого человека. На самом деле, согласно социальной модели инвалидности, человек не «носитель» проблем, но имеющиеся разного рода физические препятствия, стереотипы и предрассудки создают для него эту самую проблему, включая интолерантность общества в целом. Согласно социальной модели, преодоление негативных установок может предоставить детям с инвалидностью равные возможности для получения полноценного образования и успешной интеграции [8].
В Руководстве по обеспечению доступа к образованию для всех (ЮНЕСКО) социально-педагогические проблемы обучающихся с особыми (образовательными) потребностями обозначены очень четко, помимо сравнения моделей указана взаимосвязь основ рассматриваемых нами проблем [9].
Итак, основные проблемы инвалидов созданы обществом в виде приверженности к медицинской модели отношения, из чего вытекают стереотипность суждения и предрассудки, малая осведомленность и неготовность оказать какую-либо поддержку, далее следуют недооценка возможностей лиц с инвалидностью, соответственно создание «недоступной» среды в виде архитектурных, транспортных, информационных препятствий при обучении и трудоустройстве, по сути – неосознанное проявление дискриминации.
Следующие проблемы – это проблемы, возникающие в общеобразовательной системе образования, где трудности в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями требуют трансформации всей устоявшейся системы; возникает необходимость сделать ее более гибкой и создавать специальные условия для успешного обучения данной категорий детей, т.е. обеспечивать равные возможности без каких-либо пренебрежений их потребностями и дискриминации.
Если медицинская модель понятия инвалидности принимает самого обучающегося с особыми образовательными потребностями как проблему, то это объясняется тем, что он развивается вне нормы, не подходит под стандартные критерии развития, имеет особые потребности, нуждается в помощи узких специалистов, специальных условиях, специальной методике, индивидуально-дифференцированном подходе, на которые общеобразовательная школа изначально не ориентирована и не готова предоставлять.
По социальной модели, напротив, сама система образования становится проблемой, т.е. для обучающегося с особыми образовательными потребностями общеобразовательная среда не приспособлена, не имеет гибких, альтернативных программ и методов обучения, существует множество ресурсных барьеров, таких как учебно-методическая, материально-техническая и кадровая обеспеченность.
В итоге по обеим моделям ребенок с особыми образовательными потребностями может быть исключен из общеобразовательной школы из-за отсутствия необходимых условий для доступной образовательной среды. Однако мы видим, что согласно принципам инклюзии общеобразовательная система становится гибкой во всех планах, что указывает на развитие общественного сознания, на значительный прогресс в системе образования [9].
Закономерно, что наряду с проблемами, связанными с особыми потребностями у лиц с инвалидностью или ограниченными возможностями, существуют такие понятия, как «сопровождение» и «поддержка» социально-педагогического характера. По сути, вся эта социально-педагогическая деятельность представляет собой комплексное применение методов и технологий, нацеленных на успешное усвоение программного материала и успешную социализацию детей данной категорий. Это создание условий для успешного преодоления препятствий в личностном и социальном развитии, помощь в преодолении трудностей и предупреждение негативных факторов в развитии ребенка с особыми потребностями.
На основе принципов специальной педагогики для успешной социализации детей рассмтриваемых нами категорий необходимо сформировать полноценный социально-педагогический статус, демонстрирующий нормативное отношение общества и педагогического сообщества, которые призваны создавать условия для профилактики риска социальной дезадаптации [10].
Итак, изучение проблем лиц с особыми потребностями с социальной точки зрения или изучение социально важных сторон предполагает, что имеющиеся ограничения возможностей или сам статус инвалидности не являются главной проблемой. Проблему формируют барьеры, созданные обществом здоровых людей, которые могут указать на неполноценность своим открытым пренебрежением, притеснением или проявлением жалости, чрезмерной опеки, что также оказывает негативное влияние. Согласно социальному подходу изучения, обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в системе образования. Вопросы, связанные с изменением образовательной системы с учетом обучающихся с особыми образовательными потребностями, обусловливают необходимость изучения возникающих проблем уже в учебной деятельности, что предполагает изучение с педагогической стороны. Подходы педагогического исследования позволяют решать вопрос: каким наиболее эффективным образом система образования должна соответствовать современным требованиям и создавать условия для полноценной реализации прав лиц с особыми образовательными потребностями согласно принципам инклюзии.
Некоторые подходы педагогического исследования, сформулированные такими учеными-классиками, как К.Д. Ушинский, О.В. Трахтенберг, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, Е.В. Титова и многие другие, свидетельствуют о предусмотренности возникновения таких фактов и важности определения социально-педагогических основ проблем обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов.
К примеру, согласно личностному подходу педагогических исследований, можно утверждать, что каждый человек, имеющий ограниченные возможности или инвалидность, является, прежде всего, личностью с социальной и деятельной сущностью.
Деятельностный подход предполагает поиск средств и путей для удовлетворения возникших особых (образовательных) потребностей, связанных с ограничениями возможностей для полноценной и качественной жизнедеятельности.
Актуален также ценностный подход, который означает признание каждого человека, пусть даже инвалида (invalid – «больной, негодный»), как ценность. Также в ценностном или аксиологическом подходе предусмотрены изменения, которые происходят в педагогике, диктуемые социально-экономическими условиями общества. Здесь мы можем говорить о социальной модели воспрития инвалидности, далее – о создании условий для доступной образовательной или социальной среды.
Антропологический подход дополняется утверждением системности применения данных социальной и специальной педагогики для реализации инклюзивного педагогического процесса. Это подтверждается также мнением авторов, исследовавших содержание понятия «инвалидность» с использованием других подходов педагогического исследования вместе с социальными аспектами: социально-антропологического и социально-конструктивистского подходов [11].
Заключение
Таким образом, вышеописанные научные подходы представляют собой два ракурса изучения проблем у лиц/детей, связанных с образованием и социальной адаптацией, социализацией и интеграцией в общество.
Если научные подходы ясны, то можно говорить о построении научного предположения, т.е. гипотезы относительно социально-педагогических основ проблем лиц с особыми потребностями в условиях инклюзии.
Рассматриваемые социальные и образовательные проблемы лиц с особыми потребностями имеют свои научные основы в социальной и специальной педагогике, поэтому, согласно определению частной гипотезы, множество вышеописанных проблемных явлений относятся к социальным и педагогическим закономерностям и могут образовать основу. В нашем случае это социальные и педагогические проблемы лиц с особыми (образовательными) потребностями.
Статья подготовлена в рамках ГФ МОН РК АР08856309 «Научно-методическое сопровождение волонтерской деятельности студентов в рамках инклюзивного образования».
Библиографическая ссылка
Рымханова А.Р., Касымбекова М.Д. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 4. – С. 25-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12051 (дата обращения: 03.12.2024).