Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тюкалова К.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается необходимость работы учителей английского языка над развитием фонетической компетенции у современных обучающихся с помощью мобильных приложений. Автор статьи подчеркивает, что современный обучающийся относится к «цифровому поколению», которое умеет работать с мобильными телефонами с самого рождения, не испытывая трудностей. В связи с этим автор данной статьи описывает работу нескольких мобильных приложений – «Английские звуки. Произношение, уроки и проверка», два одноименных приложения «English Pronunciation», однако отличающиеся друг от друга содержанием и функционалом, а также «Sounds: The Pronunciation App», которое было разработано специалистом в обучении английской фонетике Адрианом Андерхиллом. В статье подробно описан материал, который предоставляют разработчики данных мобильных приложений, рассмотрены функции этих мобильных приложений, выявлены их преимущества и недостатки. Данные мобильные приложения учителя английского языка могут применять на своих уроках для того, чтобы совершенствовать слухо-произносительные навыки у обучающихся основной школы. Применение мобильных приложений на уроках английского языка для развития фонетических навыков может помочь повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка.
фонетическая компетенция
фонетические навыки
информационно-коммуникационные технологии
ИКТ
мобильное приложение
1. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. № 10. С. 3–13.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.
3. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. 2011. № 1. С. 119–125.
4. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В. Формирование ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2015. № 4. С. 157–165.
5. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90–97.
6. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования. [Электронный ресурс]. URL: https://mggu-sh.ru/sites/default/files/sysoev.pdf (дата обращения: 16.10.2021).
7. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестник Московского университета. 2013. № 1. С. 9–21.
8. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017. 247 с.
9. Ратовская С.В. Использование образовательных интернет-ресурсов при обучении теоретической фонетике английского языка // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2015. С. 318–324.
10. Мобильное приложение «English Pronunciation». [Электронный ресурс]. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.study.english.pronunciation (дата обращения: 16.10.2021).
11. Мобильное приложение «Английские звуки. Произношение, уроки и проверка». [Электронный ресурс]. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.thebrodyaga.englishsounds (дата обращения: 16.10.2021).
12. Мобильное приложение «English Pronunciation». [Электронный ресурс]. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.scdgroup.englishpronunciation&hl=ru&gl=US (дата обращения: 16.10.2021).
13. Мобильное приложение «Sounds: The Pronunciation App». [Электронный ресурс]. URL: https://www.macmillan.ru/catalogue/278/58224/ (дата обращения: 16.10.2021).

Для того чтобы работать над формированием и развитием видов речевой деятельности на иностранном языке – аудирования, говорения, чтения и письма, – учителю необходимо научить обучающихся правильно произносить отдельно звуки изучаемого иностранного языка, затем соединять их в слова, потом слова соединять в фразы, а фразы – в предложения. Когда человек находится в родной ему языковой среде и коммуницирует на родном языке, то этот процесс происходит одновременно. Однако изучение иностранного языка в неязыковой среде приводит к возникновению проблем при развитии фонетических навыков. Общаясь на иностранном языке, человек может неправильно произносить звуки в словах или произносить фразы и предложения с неверной интонацией из-за трудностей, связанных с плохо развитыми слухо-произносительными и ритмико-интонационными навыками, которые входят в фонетическую компетенцию, что приведет к тому, что собеседник может неправильно понять сообщение, а иногда даже обидеться, если вы неправильно произнесете звук или используете неверную интонацию, искажающие смысл того, что вы хотели донести до него.

Цель исследования – изучить лингводидактический потенциал мобильных приложений для дальнейшего их применения на уроках английского языка для организации работы над развитием фонетических навыков обучающихся.

Материалы и методы исследования

В работе использовались следующие методы: анализ научной литературы, систематизация и обобщение данных для построения выводов, актуальных для внедрения мобильных приложений в учебный процесс.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день учитель английского языка должен не только владеть знаниями о современных методиках преподавания. Работая с современными обучающимися, которые относятся, согласно В.В. Лаптеву, к «цифровому поколению», т.е. теми обучающимися, которые с самого рождения привязаны к современным гаджетам и смартфонам и способны ими без каких-либо трудностей пользоваться, учителю необходимо отходить от традиционной формы проведения уроков или же включать в них использование гаджетов, онлайн-ресурсов и интернета, чтобы повысить не только мотивацию к обучению, но и уровень владения иностранным языком с помощью образовательно-развлекательного формата [1].

М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова и В.А. Шитова рассматривают электронную информационно-образовательную среду как «среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологическим средствам и обеспечивающую освоение обучающимся образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [2].

Современный учитель обязан владеть компетенцией в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для того, чтобы быть способным внедрять применение современных гаджетов, мобильных приложений, онлайн и интернет-ресурсов и др. на своих уроках английского языка. Согласно Е.В. Евстигнееву и П.В. Сысоеву под ИКТ-компетенцией учителя иностранного языка принято понимать теоретические знания о современных ИКТ, а также практическое умение создания и применения различных образовательных ресурсов при развитии языковых навыков и речевых умений у обучающихся на своих уроках [3, 4].

П.В. Сысоев в своих трудах отмечает, что применение современных гаджетов и информационно-образовательных интернет-ресурсов может положительно сказываться на познавательной деятельности обучающихся. Работая с гаджетами и полезными интернет-ресурсами, обучающийся не только учится работать с техническими устройствами и с сайтами, учится искать, оценивать, анализировать и отбирать полезную и достоверную информацию, но также может «расширить языковую и культурную практику», т.е. с помощью различных социальных сетей он может общаться с носителями изучаемого иностранного языка и развивать иноязычно-коммуникативную компетенцию и формировать межкультурную компетенцию [5, 6].

По мнению С.В. Титовой и А.П. Авраменко, учителям иностранного языка необходимо использовать мобильное обучение, т.е. использовать современные смартфоны и планшеты в рамках традиционного обучения [7, 8]. Современные гаджеты имеют большой функционал (наличие фронтальной и тыловой камер, доступ к интернету и Wi-Fi, диктофон, отправление SMS, способность осуществлять и принимать звонки и т.д.), благодаря которому обучающийся сможет не только получить знания, но у него повысится мотивация и стремление к изучению иностранного языка.

Рассматривая обучение фонетике современных обучающихся, С.В. Ратовская убеждена, что процесс обучения фонетике не может происходить только с использованием напечатанных учебных пособий, учителю нужно также внедрять использование интернет-ресурсов или мобильных приложений для того, чтобы развивать фонетические навыки [9]. Ведь обучающиеся должны не только хорошо владеть теоретическими знаниями, но и применять данные знания на практике, например во время коммуникации с собеседником: обучающемуся не только нужно будет правильно понять на слух, что сказал его собеседник, но и правильно передать самому информацию устно, чтобы не возникло недопониманий.

В связи с тем, что действительно в настоящее время учителя стараются внедрять в образовательный процесс ИКТ и использовать материал из различных дополнительных онлайн-ресурсов, в нашей статье мы рассматриваем особенности и функционал четырех мобильных приложений, с помощью которых учителя английского языка смогут работать над развитием фонетической компетенции своих обучающихся.

Мобильное приложение «English Pronunciation» разработано компанией «KEPHAM» в 2014 г. [10]. Оно имеет зеленый значок с силуэтом головы человека с «æ». При установке мобильного приложения на смартфон становятся доступны все английские звуки, разделенные на несколько групп: «Short vowels», «Long vowels», «Double vowel sounds», «Voiceless consonants», «Voiced consonants», «Other consonants». Выбрав интересующий английский звук и нажав на него, обучающийся сможет ознакомиться с инструкцией на английском языке, как правильно его произносить, сможет прослушать звучание его в озвученном слове-подсказке. Если этой информации недостаточно, то обучающийся может нажать на кнопку «Let’s Go», и ему станет доступно изображение с тем, как должны располагаться органы речи при произнесении изучаемого звука с инструкцией, а также функция по просмотру видео с канала BBC с подробным объяснением на английском языке. Нажав на «Signals», обучающийся получит доступ к словам, в которых содержится изучаемый звук, их транскрипции и переводу на родной язык. Если обучающемуся нужна помощь в озвучивании данных слов, он может воспользоваться значком, на котором изображен громкоговоритель, и обучающийся сможет прослушать слова, а затем вслух самостоятельно их повторить. Пройдя по «Examples», он получит доступ к списку слов и фраз на английском языке с переводом на его родной язык, в котором содержится изучаемый звук. Далее обучающийся может приступить к выполнению практических заданий, которые предлагаются разработчиками «English Pronunciation». Во-первых, обучающийся может записывать произношение своих слов, которые отображаются на экране его гаджета, после чего мобильное приложение автоматически оценивает результат и выставляет «звездочки». Количество звездочек зависит от правильности произношения слова. Во-вторых, обучающийся может выполнить задание, в котором нужно найти одно лишнее слово из четырех, отличающееся произношением звука. В-третьих, обучающийся может выполнить задание, в котором нужно выбрать одно слово из двух, озвученное приложением. В-четвертых, обучающемуся нужно прослушать слово и ознакомиться с его транскрипцией, после чего написать его самостоятельно буквами. В-пятых, перед обучающимся шесть слов, одно из которых содержит изучаемый звук, ему необходимо найти его и нажать на него. Выполнив практические задания, обучающийся может последовать в раздел «Compare phonetics» и найти таблицу, в которой сравниваются слова с похожими по звучанию звуками. Хочется отметить, что мобильное приложение «English Pronunciation» имеет много теоретического материала по фонетике английского языка согласно британскому и американскому вариантам произношения. Обучающийся может найти полезную информацию об ударениях в словах, состоящих из разного количества слогов и относящиеся к разным частям речи, об ударении в предложениях. Однако на выполнение практических заданий в бесплатной версии предлагается всего пять попыток. При приобретении платной версии «English Pronunciation» для обучающегося будет доступно большее количество попыток при выполнении практических заданий, а также появится возможность открыть раздел «Talk», в котором можно практиковаться в произношении фраз и предложений и пополнять свой словарный запас.

Мобильное приложение «Английские звуки. Произношение, уроки и проверка», которое разработал Николай Емельянов, похоже на «English Pronunciation», однако отличается тем, что инструкции к заданиям и объяснения в самих заданиях даны на русском языке, а также представлены все английские звуки [11]. Разработчики данного мобильного приложения выпустили последнее обновление 30 августа 2021 г. Меню «Английские звуки. Произношение, уроки и проверка» состоит из трех разделов – «Звуки», «Видео» и «Тренировка». В разделе «Звуки» обучающийся может найти все звуки, соответствующие американскому варианту произношения, которые разделены на три группы – «Гласные звуки», «R-controlled звуки», «Согласные звуки». Выбрав звук и нажав на него, обучающийся слышит озвученное слово-подсказку на английском языке к звуку, подробное объяснение на русском языке, как правильно должны располагаться органы речи при его артикуляции и изображение, для того, чтобы было наглядно понятно, как должны быть расположены губы, язык, челюсти и т.д. Также обучающийся может найти список слов, содержащих изучаемый звук, для того чтобы потренироваться в его произношении в разных словах. Для этого обучающийся может сначала прослушать, как правильно произносятся слова, а затем вслед за диктором повторить их. Затем обучающийся может записать свое произношение данных слов с помощью значка, на котором изображен микрофон, после чего прослушать и самостоятельно оценить свой результат. В разделе «Видео» обучающийся может найти не только видео с теоретическим материалом о том, как должны располагаться органы речи при произношении того или иного английского звука, но и разные практические задания, направленные на развитие слухо-произносительных навыков, при выполнении которых обучающийся сначала смотрит и слушает инструкцию к заданию, а после чего в предусмотренное на видео время обучающийся должен дать ответ на задание, а затем сравнить свой ответ с тем, который представлен в видео. Раздел «Тренировка» позволяет обучающимся ознакомиться с большим количеством слов, прослушать их, записать то, как они произносят данные слова, после чего прослушать результат и самостоятельно его оценить. Мобильное приложение «Английские звуки. Произношение, уроки и проверка» имеет хорошую наполняемость качественным материалом. Оно развивает слухо-произносительные навыки человека, который хочет овладеть американским вариантом произношения, а также понимать речь американцев на слух. К недостаткам данного приложения можно отнести то, что, к сожалению, оно автоматически не оценивает произношение обучающимся тех слов, которые представлены в нем, а также то, что практические задания даны в формате видео, что может быть неудобно для некоторых пользователей. Кроме того, на выполнение данных практических заданий дается несколько секунд, поэтому если пользователь заранее не изучил подробно работу данного приложения, то он может быть удивлен тем, что ответ на задание может появиться быстрее, чем ответ самого человека, который выполняет задание.

Еще одно мобильное приложение, которое пользуется спросом среди пользователей «Play Маркет» – «English Pronunciation», которое было создано компанией «Yobimmi Group». Последнее обновление приложения «English Pronunciation» было выпущено 20 октября 2020 г. [12]. Данное мобильное приложение отличается от предыдущего не только наполняемостью, но и логотипом, на котором изображен мужчина на оранжевом фоне с «/æ/». Скачав на свое мобильное устройство данное приложение, обучающийся сначала должен указать свой уровень владения английским языком – «Basic» или «Advanced». Далее обучающемуся становится доступно основное меню приложения, которое состоит из английских звуков, поделенных на шесть групп – «Short Vowel Sound», «Long Vowel Sound», «Diphthong», «Voiced Consonant», «Unvoiced Consonant», «Other Consonant Sound». Обучающийся выбирает изучаемый звук и кликает по нему, после чего открываются инструкция и видео на английском языке с объяснением правильного произношения данного звука, изображение с правильно располагающимися органами речи при его произношении, слова-подсказки, фразы и предложения, которые можно прослушать и узнать, как они произносятся согласно британскому и американскому вариантам произношения, затем записать свое произношение, прослушать и получить свой результат, который оценит мобильное приложение, выставив «звездочки». Далее обучающийся может перейти к выполнению практических заданий – «Listening», «Writing» и «Test phonetic». В разделе «Listening» обучающемуся предлагается прослушать слово, фразу или предложение, а затем составить буквами. «Writing» представляет транскрипции слов, расшифровав которые обучающемуся нужно составить слова буквами. В разделе «Test phonetic» обучающемуся нужно ознакомиться со словами к изучаемому звуку и составить к ним транскрипции, используя электронную клавиатуру, предоставляемую разработчиками. Все задания данное мобильное приложение «English Pronunciation» оценивает самостоятельно и дает обучающемуся шанс на исправление его ошибок. Разработчики приложения предлагают воспользоваться еще одним разделом – «Pronunciation tips», в котором представлен полезный теоретический материал по английской фонетике согласно уровням владения английского языка, выделенными разработчиками. Пользователь данного приложения с помощью «Pronunciation tips» может получить информацию об использование различных фонетических явлений (ассимиляция, аспирация, палатализация и т.д.), об интонации английского языка, об ударении в словах, фразах, предложениях и т.д. Такое количество и разнообразие материала, предоставляемое разработчиками «English Pronunciation», позволяет обучающемуся работать над развитием фонетической компетенции в удобном для себя формате при наличии доступа к интернету.

Еще одно мобильное приложение, которое мы рассмотрим, это «Sounds: The Pronunciation App» [13]. В данном приложении представлена интерактивная таблица английских звуков в двух вариантах произношения – британского и американского, которая была разработана редактором серии книг издательства Макмиллан, специалистом, который обучает людей правильному английскому произношению с помощью разработанной им самим методики, – Адрианом Андерхиллом. Мобильное приложение «Sounds» имеет две версии – бесплатную и платную. Для того, чтобы ознакомиться с приложением, понять, как оно работает, достаточно скачать бесплатную версию, в которой представлены три раздела – «Chart», «Practice Taster» и «Quiz Taster». В разделе «Chart» находится интерактивная таблица английских звуков, с помощью которой обучающийся может кликнуть на изучаемый звук, прослушать его звучание как отдельно, так и в слове, предлагаемым разработчиками. Все звуки и слова озвучены самим А. Андерхиллом. В разделе «Practice Taster» предлагаются пробные практические задания, поделенные на три группы «Read», «Write» и «Listen». В «Read» обучающемуся предлагается расшифровать транскрипцию и написать слово буквами. «Write» предлагает задание наоборот, т.е. обучающимся нужно к слову составить транскрипцию, используя интерактивную клавиатуру «Sounds». В «Listen» обучающимся нужно прослушать слова, а затем составить транскрипцию. В разделе «Quiz Taster» задания поделены точно на такие же группы, как и в разделе «Practice Taster». Однако на их выполнение дается 15 с (на одно слово). В бесплатной пробной версии представлено ограниченное количество слов, с которым обучающиеся могут работать и практиковаться. Однако в платной версии можно найти раздел «Wordlist», в котором собрано огромное количество слов, которые включены при выполнении практических и проверочных заданий. Обучающийся может не только пополнять словарный запас, но и практиковаться правильно произносить слова, с помощью функции записи своего голоса и сравнения его с тем, как произносит это же слово диктор. В платной версии приложения обучающийся может найти раздел «Learn&Teach», в котором собрано очень много полезного материала, как для учителя английского языка по работе с обучающимися над развитием слухо-произносительных навыков (примеры планов уроков, советы, вебинар для учителей по работе с таблицей английских звуков), так и для самих обучающихся (советы по самостоятельной работе по совершенствованию фонетической компетенции). Хочется отметить, что в платной версии «Sounds» обучающийся при выполнении практических и проверочных заданий может самостоятельно выставить количество слов, которое ему должно выпасть – 10, 25 или 50. Мы рекомендуем для регулярной работы по совершенствованию слухо-произносительных навыков приобрести платную версию «Sounds: The Pronunciation App», так как в ней представлено больше возможностей, чем в бесплатной версии, которую можно скачать и попрактиковаться в работе с этим мобильным приложением.

Заключение

Работая с современными обучающимися на уроках английского языка, учителю необходимо помнить о важности развития у них фонетической компетенции. Для того, чтобы работать над правильностью произношения, учителям необходимо уделять этому 10–15 минут от урока, а также в традиционную форму урока внедрять использование мобильных телефонов и других гаджетов, с помощью которых обучающиеся могут скачать мобильные приложения, направленные на развитие фонетических навыков, и практиковаться, выполняя разные интерактивные задания, а не только изучать теоретический материал.


Библиографическая ссылка

Тюкалова К.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 5. – С. 15-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12054 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674