Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузнецова А.Я. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Исследование посвящено анализу принципов научности и рефлексивности на основе изучения форм и методов познавательной деятельности в практике современной отечественной системы образования. В статье поднимается проблема сохранения и дальнейшего развития уровня научности в системе образования в условиях трансформации современного научно-технического общества. Фундаментальность принципа научности познавательно-образовательной деятельности обоснована научно-техническим направлением развития общества. Предметом нашего исследования стала познавательно-образовательная деятельность, которую мы определили как деятельность, в которой задачи образования решаются на основе научного метода познания. На основе анализа современных научных публикаций нами сделан вывод о последовательном, начиная с первых этапов обучения, освоении в образовании научного метода, осуществлении диагностики научной грамотности обучаемых, использовании в процессе образования различных форм познавательной деятельности. Отмечена важность целостного осмысления проблемы познавательно-образовательной деятельности как важнейшей формы деятельности, характерной для современной системы образования на всех её ступенях. Нами акцентируется внимание на необходимости развития природной способности обучаемых к интеллектуальной рефлексии, на роли рефлексивности обучения в дальнейшем освоении научных принципов познавательно-образовательной деятельности. В результате нашего исследования можно отметить активизацию освоения педагогами научного метода в образовании, изучения и реализации ими на практике рефлексивного подхода.
познавательная деятельность
принцип рефлексивности
современное образование
научно-техническое информационное общество
научные методы исследования
1. Кузнецова А.Я. Проблема рефлексивного управления в образовании: современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26634 (дата обращения: 29.11.2021).
2. Борисова Г.С. Характеристика сформированности предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 6 (45). С. 44–48.
3. Разумовский В.Г. Научный метод как основа решения проблемы научной грамотности школьников // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 443–459.
4. Кузнецова А.Я. Когнитивные исследования в образовании // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–6. С. 1324–1327.
5. Сидоров О.В., Козуб Л.В. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование // Высшее образование сегодня. 2016. № 5. С. 59–64.
6. Шайдуллина А.Р., Сагдатуллин А.М. Инновационные технологии как способ активизации научно-исследовательской деятельности в техническом вузе // Теория и практика современного профессионального образования. 2014. № 1. С. 70–74.
7. Чупаха И.В. Проблема формирования рефлексивных умений младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях // Прикладная психология и психоанализ. 2018. № 2. С. 8.
8. Старшинова Т.А., Вавилова Е.Л. Рефлексия процесса обучения как важный аспект интегративной психолого-педагогической подготовки // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5 (142). С. 71–77.
9. Закирова А.Ф. Ошибки гипотезирования как предмет методологической рефлексии педагога-исследователя // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 11–42.
10. Глебова М.В. Когнитивный потенциал личности в структуре человеческого капитала // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 1. С. 62–66.
11. Турчевская Б.К., Киреева И.О. Рефлексия как механизм формирования критического мышления // Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов по материалам Всероссийских психологических чтений. Под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск, 2020. С. 294–298.
12. Калинников Л.А. «Критическая» рефлексия как гносеологическое средство // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. 1984. № 1 (9). С. 13–19.
13. Избосарова З.А. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности // Энигма. 2021. № 29–2. С. 65–68.
14. Кузнецова А.Я. Самопознание как источник нового научного знания // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 5. С. 46–50.
15. Кочемасова Л.А. Теоретические предпосылки активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 381.

Познавательная деятельность занимает особое место в современном научно-техническом информационном обществе. Результаты познания на современном этапе выражены в достижениях науки и техники. Всё более важной задачей развивающегося научно-технического информационного общества становится проблема сохранения уровня научности системы образования, отслеживания в содержании образования методологических обновлений науки. Происходящие в настоящее время трансформации образования, освоение новых форм образовательной деятельности, усложнение условий познавательной деятельности в процессе образования делают необходимым осмысление и освоение новых аспектов познавательной деятельности. Интенсивная цифровизация производств и образования ведёт к изменению характера познавательных процессов в образовании, что делает актуальным обеспечение соответствующего качества образования, в том числе уровня его научности. Требование усложняется тем, что в результате происходящих трансформаций основная форма познания – интеллектуальная деятельность – обогащается новыми средствами, обновленным научным методом. Необходимо констатировать, что решение проблемы сохранения принципа научности в современном образовании требует углубления в освоении механизмов рефлексии в познавательно-образовательной деятельности. При выяснении задач, стоящих перед образованием в условиях развития информационного научно-технического общества, необходимо учитывать, что природный интеллект индивидуума в настоящее время включен в различные интеллектуальные системы (ИС), осуществляющие коллективный познавательный процесс. Образовательные коллективы также содержат в себе ИС, выполняющие функции обучающей интеллектуальной системы (ОИС), предназначенной для решения познавательных задач в обучении. Перед образованием стоит задача овладения научным методом как в индивидуальной, так и в коллективной мыследеятельности.

В настоящее время в отечественной системе образования успешно развивается практика познавательно-образовательной деятельности. Познавательно-образовательная деятельность – деятельность, в которой задачи образования решаются на основе научного метода познания, с учетом основополагающих принципов познания. Анализ публикаций последнего десятилетия показывает значительный интерес к познавательно-образовательной деятельности, принципам познания в образовании, к обучению научному методу в системе образования. Цель данной работы – изучение реализации в системе современного образования принципа научности познавательной деятельности посредством освоения в процессе обучения научного метода. Реализация научного метода в современной образовательной деятельности подошла в своём развитии к освоению принципа рефлексивности, продолжающего фундаментальную линию научного познания. Изучение публикаций по проблемам рефлексивности в образовательной деятельности даёт возможность оценить уровень методологического развития психолого-педагогических исследований. Анализ проблем теории и практики познавательно-образовательной деятельности указывает на необходимость дальнейшего их изучения и последующего осмысления для формирования единого методологического подхода к познавательной деятельности в системе современного отечественного образования [1].

В современной научной литературе представлены результаты исследования познавательных форм деятельности на различных ступенях современной отечественной системы образования. Педагоги-исследователи направляют усилия на приобретение воспитуемыми универсальных познавательных умений с первых лет обучения. Так, в дошкольных учреждениях исследуется проблема сформированности предпосылок естественнонаучной грамотности у детей 6–7 лет, разработаны диагностики для измерения уровня научной грамотности детей старшего дошкольного возраста [2].

На школьной ступени образования (В.Г. Разумовский) исследователи ставят цель овладения школьниками «научной грамотностью» в процессе их познавательной деятельности. Вводя в педагогическую программу обучения понятие «научная грамотность школьников», педагоги-исследователи сознательно планируют обновление категориального аппарата учащихся [3]. Обучение «научной грамотности школьников» начинают с усвоения элементов научного метода с учетом логики научного исследования: распознавание проблемы, различение предмета исследования, рефлексия новых знаний, умение делать научные выводы из проведенного исследования. Педагог обучает начинающего исследователя не только обнаруживать проблему, использовать научный метод, но и использовать для её решения соответствующие этой проблеме собственные имеющиеся знания. Освоение научного метода в обучении предполагает направленность мышления ученика на построение гипотезы на основе имеющегося исследовательского опыта. «Научная грамотность школьников» включает в себя также и умение экспериментально проверить гипотезу [3]. Методологическая грамотность на школьной ступени образования позволяет сформировать понимание науки как способа познания. Научная грамотность школьника решает ряд конкретных задач: позволяет использовать её при решении задач по физике; решать проблемы экологического образования; предполагает освоение ими всей логики научного исследования и в то же время становится средством укрепления и развития принципа научности всей системы образования.

Для научно-познавательного развития студентов современные технологические вузы имеют богатый спектр возможностей проектировать, разрабатывать и накапливать детально разработанные программы интеллектуально-технологического продуктивного развития студентов. На основе познавательно-образовательной деятельности студентов осуществляются творческие проекты, включенные в программы обучения вузов. Такие программы преследуют цель соответствия требованиям, предъявляемым к личностным качествам выпускника XXI в. [4]. Дальнейшее углубление познавательно-образовательного развития студентов происходит на основе детализации современных образовательных технологий: творческие проекты состоят из ряда технических и технологических задач. При их решении отрабатываются элементы научно-технологического мышления: регулировка, проектирование, конструирование и т.д. [5]. Принцип научности новых технологических программ обучения требует соответствия проектов, которые будут разрабатывать студенты, критериям научности, предъявляемым современной наукой, требованиям современного производства, учебно-познавательным задачам обучения, практической значимости для будущей профессиональной деятельности обучаемого. В результате познавательно-образовательной деятельности активизируется научно-исследовательский компонент подготовки студентов. Процесс активации подтверждается происходящим осмыслением методологических оснований исследовательского компонента вузовского образования. В технических вузах научность образования проявляется в инновационных технологиях, в применении интерактивных методов обучения, в организации проектной деятельности. Методы проблемного обучения и технология «деловой игры» также повышают уровень научности вузовского образования [6].

Дальнейшее развитие познавательно-образовательной деятельности связано с освоением рефлексивности процесса познания в процессе обучения и выражено в анализе проблем рефлексивности в публикациях, посвященных современной образовательной деятельности. Рефлексия целей образовательной деятельности в научно-техническом обществе привела к пониманию необходимости изменений в предмете научного исследования. Человек познающий а процессе своей образовательной деятельности становится не только субъектом, но и объектом своего познания. Всё чаще встречаются исследования, в которых предметом исследования становится мышление обучающегося, его самопознание. Все эти шаги в познавательно-образовательной деятельности необходимы также для дальнейшего более глубокого освоения природной способности человека к познанию.

Анализ научных публикаций показывает, что в современной отечественной системе образования теоретически актуализируется и реализуется на практике исследование рефлексивности познавательной деятельности в образовании. На практике для подготовки к познавательной деятельности нового поколения воспитуемых всё более уделяется внимание развитию их рефлексивных способностей, обогащению их мышления навыками интеллектуальной рефлексии. С целью практического освоения рефлексии в процессе познавательной деятельности педагоги экспериментально формируют предпосылки и включение рефлексивных механизмов мышления на начальных этапах познавательной деятельности. Для детей младшего школьного возраста освоение рефлексии начинается с размышления о своем процессе познания, о своем переживании процесса познания окружающей реальности [7]. Исследования показывают на практике возможность освоения первоначальных шагов научной грамотности. В формировании научной грамотности, начиная со школьной ступени образования при осознании собственных знаний, наиболее целенаправленно выражена рефлексия процесса познания. Способность к рефлексии школьниками состоит, например, в способности отличать свое научное знание от обыденной ненаучной информации [3].

Исследователи познавательно-образовательной деятельности в отечественных вузах отмечают актуальность формирования способности к рефлексии у бакалавров, магистрантов и аспирантов технических и естественнонаучных профилей на всех уровнях высшего образования. На практике уровень развития рефлексивных способностей оценивался ими при формулировке развернутого ответа, анализе и обобщении результатов собственной практической работы [8]. Научно-исследовательская деятельность студентов вузов направляется на активизацию их творческого потенциала, целенаправленное личностное самораскрытие. Исследуя познавательно-образовательную деятельность студентов педагогических вузов, авторы делают вывод о необходимости освоения особого типа педагогической рефлексии. Одним из таких ресурсов является создание определенного комплекса условий, в которых становится возможным осуществление рефлексивных познавательных процессов [9]. В практике такого обучения становится возможным развитие и овладение различными видами рефлексии: индивидуальной, личностной, коммуникативной. Авторы исследований отмечают продуктивность метапредметных коллективных форм обучения, позволяющих педагогу формировать не только способность к индивидуальной рефлексии, но и способность соотносить результаты своей мыслительной деятельности с мыслями других обучаемых. В научных исследованиях категория рефлексии определяется как психический акт человека, как инструмент мышления. Исследуется уникальное значение интеллектуальной рефлексии в процессах творчества. Углубление исследований познавательно-образовательной деятельности человека расширяет область предмета рефлексии. Отмечается направленность рефлексивного процесса как на конкретные элементы мышления, так и на целостный внутренний мир рефлексирующего субъекта. Результаты исследований показывают, что формирование рефлексивных механизмов познания сопряжено с проблемой эмоционально-психологического состояния среды обучения [10].

К проблеме рефлексивности познавательно-образовательной деятельности относится проблема развития и формирования критического мышления в процессе образования. Известные теории критического мышления содержат в себе рефлексию как механизмы осмысления и переосмысления предмета познания [11]. В опубликованных исследованиях ставится цель обоснования и апробации условий, необходимых для формирования рефлексивного мышления. В качестве основания служат существующие в науке модели рефлексии. Исследуется возможность развития способности к рефлексии в проектно-образовательной деятельности. Принцип рефлексивности в познавательно-образовательной деятельности важен в связи с фундаментальностью рефлексии для гносеологии процесса познания. «Роль рефлексии в процессе познания — одна из весьма сложных и важных гносеологических проблем. В последнее время интерес к ней растет в связи с выдвижением на первый план проблем герменевтики. Для диалектико-материалистической гносеологии рефлексия и саморефлексия в качестве проявления активности субъекта в процессе познания…» [12, с. 13]. Изучение рефлексивных процессов в познавательно-образовательной деятельности позволяет ставить вопрос об их связи с другими психическими процессами: волевыми механизмами, с чувственно переживаемыми процессами и др. [13].

С учетом того, что образование находится в условиях цифровизации, ускорения изменений дидактических процессов и требований к профессиональной деятельности, в исследованиях утверждается необходимость совершенствования подготовки учебно-познавательных качеств обучаемого. Отмечено, что возрастание объема информации в содержании образования и неумение работать с таким объемным материалом может стать причиной отрицательного отношения к обучению в связи с утратой понимания, осмысления новой информации. Рефлексия собственной интеллектуальной деятельности представлена как обнадёживающий путь к росту познавательной компетенции обучаемого. Основная ценность овладения рефлексией в учебно-познавательном процессе состоит в осмыслении учеником всех шагов своей мыслительной деятельности: от познания нового в содержании обучения до того, какие мыслительные выводы он сделал самостоятельно. Рефлексивность познавательно-образовательной деятельности индивида позволяет сохранять целостным весь образовательный процесс в условиях ускорения изменений содержания образования и форм нового знания [14].

Признание необходимости дальнейшего более глубокого изучения и осмысления закономерностей и механизмов познавательно-образовательного становления человека, важности научности и рефлексивности познавательно-образовательной деятельности в системе образования подчеркивает необходимость когнитивной подготовки высококвалифицированных кадров [15].

Произведенный анализ публикаций, дающих представление о познавательной деятельности на различных ступенях образования, позволяет нам сделать вывод о направленности образования на его методологическое обновление. О проблеме научности образования заявил в начале XX в. П.П. Блонский, после чего она последовательно решалась в отечественной педагогике в течение XX в. Следующим шагом после разработки такого раздела педагогики, как «методология педагогических исследований», было развито направление «включение методологии в содержание образования». На настоящем этапе развития научности образовательной деятельности усиливаются исследования рефлексивности в процессе познавательной деятельности. Вместе в этим развивается рефлексия самой познавательной деятельности. В середине XX в. предпосылки для изучения природы рефлексии познавательной деятельности были представлены трудами по философии образования Г.П. Щедровицким и И.С. Ладенко. В то же время И.Н. Семенов исследовал проблемы рефлексивности на практике и осуществил теоретическую продуктивную дифференциацию и классификацию видов рефлексии. В новых условиях научно-технического информационного общества, в условиях цифровизации образования необходимость и важность освоения принципа рефлексивности познавательной деятельности в процессе образования возрастает в связи с тем, что дальнейшее развитие науки и техники оказывается в зависимости от интеллектуального развития индивида и от его способности к самопознанию.

Таким образом, на основе анализа современных научных источников можно сделать вывод о том, что в системе отечественного образования активно осваивается и развивается познавательно-образовательная деятельность – деятельность, в которой задачи образования решаются на основе научного метода познания. Современные научные публикации показывают активное осмысление и продуктивное освоение на практике научного метода на всех ступенях системы образования. Научные источники подтверждают глубокий интерес педагогов-исследователей к рефлексивности познавательной деятельности в образовании. Наши исследования позволяют также сделать вывод о перспективности целостного осмысления познавательной деятельности в образовании, совершаемой на основе научных методов, общих для всех ступеней системы образования. Современные публикации отражают глубокую заинтересованность современных педагогов-исследователей в освоении на практике рефлексивного подхода в образовании, в теоретическом и экспериментальном изучении познавательно-образовательного процесса на всех ступенях современной системы образования.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ПРИНЦИПЫ НАУЧНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 6. – С. 16-20;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12059 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674