Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

Омурова Ж.О. 1 Алмазбек кызы Ширин 1 Хань Сюэ 1
1 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
Кыргызстан и Китай – близкие соседи, стратегические партнеры, разделяющие давние традиции дружбы. В 2022 г. исполнится 30 лет установлению дипломатических отношений Кыргызской Республики с нашим непосредственным соседом, постоянным членом Совета Безопасности ООН и общепризнанно «второй экономикой мира» – Китайской Народной Республикой (КНР). С момента установления дипломатических отношений Китай и Кыргызстан продолжали углублять политическое взаимное доверие и развивать торговое, экономическое, культурно-просветительское сотрудничество. Таким образом, в данной статье даётся краткий анализ стратегическому сотрудничеству Кыргызстана с КНР, уделяется особое внимание основным направлениям, таким как граница, безопасность, торговля, инвестиция, транзит, культура и многое другое. Также рассматриваются стратегически важные географические преимущества двух стран, дополнительные ресурсы для укрепления торгово-экономического, культурно-гуманитарного и других сфер сотрудничества. Особенно по мероприятиям «Одному поясу, одному пути» Китаю удалось в действительности способствовать углубленному развитию во всех областях сотрудничества между двумя странами. Реальные результаты сотрудничества между странами, достигнутые к настоящему времени, в русле инициативы «Одного пояса, одного пути», наряду с процессом экономической интеграции Кыргызстана и Китая, имеет некоторую пользу для обеих сторон в двусторонней и многосторонней торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.
Кыргызстан
Китай
стратегия
партнерство
«Один пояс – один путь»
торговля
экономика
инвестиция
сотрудничество
1. Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества [Электронный ресурс] URL: http://russian.news.cn/2022-01/05/c_1310410003.htm (дата обращения: 05.01.2022).
2. В ходе государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан подписан ряд двусторонних документов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/1400_v_hode (дата обращения: 11.03.2022).
3. Кыргызстан и Китай подписали программу сотрудничества на 2015–2025 годы – [Электронный ресурс]. URL: https://knews.kg/2015/09/02/kyirgyizstan-i-kitay-podpisali-programmu-sotrudnichestva/K-News (дата обращения: 02.02.2022).
4. Кыргызско-китайская граница: исторические документы и научные работы. Бишкек, 2002. 65 c.
5. Чжао Цинсонг. Экономические и торговые отношения между Китаем и Кыргызстаном: история, статус-кво и перспективы. Центральноазиатские экономические исследования // Финансы и экономика. Синьцзян. 2016. Вып. 1. С. 68.
6. Рука об руку создаем прекрасное будущее китайско-кыргызских отношений [Электронный ресурс]. URL: http://kg.china-embassy.org/rus/dssghd/202110/t20211011_ 10013361.htm (дата обращения: 25.11.2021).
7. Иностранные инвестиции в Кыргызстан [Электронный ресурс]. URL: https://prc.today/kitaj-i-kyrgyzstan -dvustoronnyaya-torgovlya/ (дата обращения: 04.10.2021).
8. Каждый кыргызстанец должен Китаю $276. В стране растет недовольство к инвесторам из КНР [Электронный ресурс]. URL: https://kaktus.media/doc/375262_kajdyy_kyrgyzstanec_doljen _kitau_276._v_strane_rastet_nedovolstvo_k_investoram_iz_knr.html (дата обращения: 10.02.2022).
9. Лапенко М.В. Проект строительства железной дороги Китай – Узбекистан и транспортная система Кыргызстана // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. Т. 14. № 2. С. 94-99.
10. Парамонов В., Строков А., Столповский О. Экономическое присутствие Китая в Кыргызстане [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/articles/v-paramonov-a-strokov-o-stolpovskiy-ekonomicheskoe-prisutstvie-kitaya-v-kyrgyzstane (дата обращения: 05.03.2022).
11. Информационная справка Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики (Министерство экономики КР). Сотрудничество Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики. Бишкек, 2018. 17 c.
12. Омурова Ж.О. Сотрудничество Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой в рамках проекта «Один пояс – один путь» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 5. С. 236–249. DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.5.17.
13. «Кичи-Чаарат»: cкандал на месторождении в Чаткале [Электронный ресурс]. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_corruption_chatkal_mining/29139486.html (дата обращения: 02.03.2022).
14. Чынь Жиянь Ху. Китайцы начнут разрабатывать кыргызское золотое месторождение с 2014 года, какими будут последствия? [Электронный ресурс]. URL: http://www.sayasat.kg/economics/20316 (дата обращения: 12.02.2022).
15. Dì shísān jiè “hànyǔ qiáo” shìjiè dàxuéshēng zhōngwén bǐsài, dì qī jiè “hànyǔ qiáo” shìjiè zhōngxuéshēng zhōngwén bǐsài jí’ěrjísī sītǎn sàiqū yùsài chénggōng jǔxíng. Zhōnghuá rénmín gònghéguó zhù jí’ěrjísī dàshǐ guǎn. Успешно прошли отборочные соревнования 13-го конкурса китайского языка для иностранных студентов колледжей «Китайский мост» и 7-го конкурса китайского языка для иностранных учащихся средних школ «Китайский мост» Посольство Китайской Народной Республики в Кыргызстане 24 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kg.china-embassy.org/chn/kjwh/t1159290.htm (дата обращения: 24.03.2022).

Кыргызская Республика всегда способствовала культурно-экономическому просвещению центральноазиатских стран, расположенных вдоль Шелкового пути. Выгодное географическое положение Кыргызской Республики дает возможность всем соседним странам, особенно Китайской Народной Республике, развить единую экономическую интеграцию с центральноазиатскими странами, а также остальным евроазиатским миром.

5 января 1992 г., ровно 30 лет назад, в ходе визита в Бишкек китайской правительственной делегации состоялось подписание совместного коммюнике, устанавливающего дипломатические отношения Кыргызстана и Китая. Это было начало новой истории дружественных взаимоотношений соседних стран [1].

После установленных взаимоотношений в дипломатическом русле и установления нормативных позиций, к примеру решая вопрос между Китаем и Кыргызстаном, два государства имеют относительно хорошее взаимосотрудничество в различных сферах экономики и культуры. По инициативе «Одного пояса, одного пути» Кыргызстан стал одним из первых, кто имплементировал данный проект в своей стране.

От сотрудничества ожидаются положительные результаты в сельском хозяйстве, развитии инфраструктуры, связи и других областях, а также содействие торговле и инвестициям.

Сегодня кыргызско-китайское партнерство имеет тенденцию динамичного развития и высокой планки на протяжении всей истории сотрудничества. Добрососедское и дружественное партнерство двух стран, взаимодоверие поспособствовали укреплению двусторонних взаимоотношений, что всецело служит интересам наших стран и помогает общему развитию.

Цель исследования – анализ основных направлений тридцатилетнего партнерства двух рассматриваемых стран.

Материалы и методы исследования

Методика – такие методы, как исторический, правовой, сравнительно-исторический и пр., послужили теоретическим и методологическим базисом научной статьи.

Историография проблемы – размышления зарубежных и кыргызских экспертных кругов о стратегических планах Китая в отношении партнерского Кыргызстана, что в данной статье считается объектом изучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Надо принять тот факт, что до установления взаимоотношений на дипломатическом уровне между КР и КНР, предшествующими основными инструментами двусторонних отношений, заложивших правовую платформу в развитии партнерства между нашими странами явились Совместная декларация от 1996 г. и Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 г.

Правительства двух стран подписали ряд соглашений о научно-техническом, экономическом, торговом и прочем партнерстве. За время двустороннего партнерства сформирована прочная нормативная и правовая платформа, которая охватывает все сферы международных отношений [1].

Совместная декларация КР и КНР по установлению стратегических взаимоотношений была подписана 11 сентября 2013 г., когда с государственным визитом нашу республику посетил Си Цзиньпинь. [2]

В Совместном заявлении о выстраивании партнерских взаимоотношений по стратегии добрососедского существования было определено:

− развить взаимовыгодные отношения по приоритетным и стратегическим сторонам;

− уважать траектории развития и невмешательства во внутренние дела страны-партнера, оказывать поддержку путем обеспечения неприкосновенности суверенитета, независимости, целостности и территориальной защиты, а также содействие в торгово-экономическом развитии [2].

2 сентября 2015 г. с учетом достигнутых стратегических отношений Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики была принята программа совместной кооперации на 2015–2025 гг., предусматривающая двусторонние мероприятия по формированию взаимовыгодной синергии на 10-летний период [3].

Если констатировать, то на протяжении 30 лет политико-дипломатические отношения двух стран характеризуются положительной динамикой результативных мероприятий, проводимых на разных уровнях. Данные мероприятия определяют постепенное создание положительного климата в отношениях, определяемых как взаимно доверительные. Положительные отношения помогают выстраиванию перспективного сотрудничества, способствующего дальнейшим прочным многосторонним связям КР и КНР, что является весьма благоприятной основой эволюции двухсторонних взаимоотношений стран-партнеров в долгосрочной перспективе.

Также необходимо отметить основные направления, включающие весь комплекс стратегии партнерства двух стран:

1. Проблема установления границы. С обретением суверенитета Кыргызстан совместно с Китаем мирно урегулировали вопрос демаркации своих границ на рубеже веков. Кыргызстан имеет общие границы с Китайской Народной Республикой протяженностью свыше 1000 км на территории западного региона Синьцяна. Есть два пограничных перехода. Это перевалы Эркештам, находящийся западнее Кашгара, и Торугарт, расположенный в горных массивах Тянь-Шаня [4]. Двумя государствами за сравнительно небольшой отрезок времени в истории была проделана большая работы на межгосударственном уровне, и результатом стали взаимовыгодные и взаимоприемлемые условия решения самого деликатного вопроса, который оставался нерешенным в истории – это вопрос границ. Соглашение о государственной границе, подписанное в 1996 г., стало основой в развитии и укреплении партнерского сотрудничества [1]. В настоящее время государственная граница между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой – это не разделительная линия, а мост добрососедского и дружеского партнерства между двумя странами и народами.

2. Безопасность – касаемо важных направлений партнерства, вопросами формирования глобальной, региональной и национальной защиты и обеспечения стабильности заведомо главные внешнеполитические приоритеты обеих стран. Страны-партнеры стоят на общих позициях в деле «трех сил зла», а также были одними из инициаторов создания и формирования «Шанхайской пятерки» и «Шанхайской организации сотрудничества», в рамках которой две страны тесно взаимодействуют в сфере безопасности. В этом направлении в 2019 г. был создан механизм межрегионального межведомственного кооперирования «Диалог по вопросам безопасности между Кыргызстаном и Китаем» [1]. В нынешней ситуации, в контексте произошедших событий в Афганистане и приграничных зонах, важна активизация взаимодействия правоохранительных органов в русле этого диалога.

3. Торговля и экономика. В последние годы Китай превратился в одного из главных доноров Кыргызской Республики в экономическом и торговом плане. В период с 1992 по 2019 г. общий товарооборот между Китаем и Кыргызстаном увеличился с 30 миллионов долларов США до более чем 6 млрд долл. США, почти в 180 раз [5, 6]. Довольно долгое время Китайская Народная Республика держит за собой статус самого крупного экономического партнера Кыргызской Республики и самого крупного импортера. Кыргызско-китайское экономическое и торговое партнерство, движимое инициативой «ОПОП», по-прежнему имеет хорошие перспективы для развития. Пандемия внесла свои коррективы в объемы товарооборота – торговля резко сократилась, а объем двусторонней торговли на данный момент составляет всего 2,901 млрд долл. США. Однако совместные усилия двух стран приносят положительные сдвиги по улучшению создавшейся ситуации. По данным из Кыргызстана, начиная с 2021 года товарооборот между двумя странами увеличился на 89,3 % в годовом исчислении. Кыргызская Республика и Китайская Народная Республика продолжают работать вместе, чтобы ускорить активизацию торгово-экономического партнерства. [6] Такие данные свидетельствуют о том, что тесное экономическое сотрудничество Китая с Кыргызстаном соответствует китайской программе стратегического развития «большого северо-запада» (Синьцзян) и обеспечивает дополнительные экономические выгоды для обеих сторон.

4. Инвестиции. Основные потоки прямых иностранных инвестиций берут свое начало с 2000-х гг. Основное сосредоточение – горнодобывающая промышленность, в основном золотые рудники республики. И, как было доложено на Конференции ООН в 2020 г., за отчетный период по 2019 г. мировые инвестиции в Кыргызскую Республику составили 209 млн долл., общая сумма привлечения равнялась 5,59 млрд долл. [6].

Опубликованные Нацстаткомом КР данные наглядно показывают, что большей частью иностранный капитал вливается в обрабатывающую отрасль, в производство, науку, финансы и горнодобывающий сектор. Поток прямых иностранных инвестиций при рассмотрении сосредоточен в столице Бишкеке, также в таких областях, как Чуй, Ыссык-Куль и Джалал-Абад [7]. Среди зарубежных инвесторов для нашей страны Китай – есть крупнейший импортер инвестиций, на него приходится почти половина притока ПИИ. Китай еще считается крупнейшим кредитором Кыргызской Республики, почти 40 % по крупному внешнему долгу [8]. Инвестиции КНР в нашу страну в 2019 г. составили 301 млн долл., за ним следуют Канада (115 млн долл.), Швейцария (103 млн долл.) и Турция (75,31 млн долл.). Проекты инвестиционного и экономического партнерства страны-партнера охватывают транспорт, коммуникацию, электроэнергетику, разработку полезных ископаемых и сельское хозяйство [7].

5. Транзит и транспорт. Важным вопросом транзитного партнерства Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики стала постройка железнодорожной ветки, которая соединила два государства с Ферганской долиной. В XXI в. Кыргызско-Китайская железная дорога, которая оценивается как проект, изначально инициирована Китайской Народной Республикой. Уже в 2000 г. КНР завершил проект и осуществил запуск железной дороги до границы с КР. Тогда Китайская Народная Республика планировала выделить средства на строительство железной дороги через КР (2,5 млн долл.), которая пройдет через Кашгар (Китай), перевал Торугарт, Ат-Баши, Ак-Талаа, Тогуз-Торо, Сузак (китайско-кыргызская граница), Андижан (Узбекистан) [9].

Потенциальный проект включал железнодорожную ветку Китайская Народная Республика – Кыргызская Республика – Узбекистан, которая сформирует основу для трансцентральноазиатской железной дороги от Востока на Запад и соединит с более крупными развязками региональных транспортных сетей, создавая тем самым обширные зоны для экономических и логистических центров в приграничном районе Нарына. К сожалению, проект железной дороги еще не запущен, а проект зоны свободной торговли после протестов был заброшен. Приграничная экономическая деятельность по-прежнему в зависимом положении от наземного транспорта, а также от контрольных пропускных пунктов, которые все чаще переполнены, особенно сейчас в постковидную ситуацию, повлекшую за собой эффект «закрытых дверей».

Отметим, что в последние годы активизировалась реализация железнодорожного проекта. Соседние страны также заинтересованы в этом проекте. Например, Таджикистан, Иран и Афганистан, а также остальные государства данного региона, в том числе и Турция, ведь постройка железнодорожной ветви происходит вдоль Шелкового пути, который долгие годы был связующим. К сожалению, пока сложно назвать точные сроки начала этого проекта, но политическая воля двигаться вперед есть.

Учитывая значение для Китая транзитной инфраструктуры Кыргызской Республики, китайская сторона проявляла постоянную заинтересованность транспортными возможностями страны. Во многом это было предопределено важностью поставки возрастающего объема товарных сообщений из Китая в кыргызскую территорию. Распад СССР положил начало интенсивному развитию автомобильного сообщения, что нашло отражение в развитии многочисленного количества дорожных ветвей на границе Кыргызстана с Китаем. Итогом данной работы стало то, что в приграничной территории действуют свыше двадцати ветвей наземного сообщения, которые дают шанс построить логистику сразу в двух направлениях: из Китая в Кыргызстан и обратно.

Помимо вышеперечисленного финансовая помощь КНР инициирует проект, нацеленный на приобретение транспортного оборудования в Кыргызскую Республику [9].

Поддержка действующего Правительства Кыргызской Республики является для Китая незыблемой, и в этом вопросе сохраняется прагматичная позиция во взаимоотношениях.

6. Энергетика. Кыргызская Республика – кладезь огромного гидроэнергетического потенциала, составляющего около 142,5 млрд кВтч ежегодно, хотя общее количество равняется 10 млрд кВтч ежегодно по фактическому производству электрической энергии. В сравнительном анализе с советскими временами констатируется уменьшение потенциальной возможности на 10 %, что объясняет желание построить гидроэлектростанцию на граничащей местности. Предпосылкой еще является бурный рост промышленности КНР, ведущий к большему потреблению электроэнергии [10].

7. Горнодобывающая промышленность – Китайская Народная Республика проявляет заинтересованность к полезным ископаемым Кыргызской Республики, к примеру месторождения цветного металл образования. Разработка полиметаллических месторождений «Куру-Тегерек» (юг Кыргызской Республики). Разработка золоторудного месторождения Иштамберды (юг Кыргызской Республики), [11] нефтеперерабатывающий завод, а также рудника Талды-Булак и др. [12].

В 2017 г. с открытием медных и золотых рудников в Курутегерек, выкупленных китайской компанией ЗАО «Кичи-Чаарат» по добыче золота, произошел новый виток в развитии двухсторонних отношений [13, 14]. Запланировано возведение цементного завода, с общей мощностью свыше 1 млн т ежегодно, с использованием китайских технологий.

Еще одним из масштабных мероприятий считается газификация «Кыргызстан – Китай». Так как Кыргызстан имеет скудные запасы газа в сравнении со странами-соседями, импортирование данного продукта является основным в покрытии данного дефицита.

Проектирование и угольная отрасль. Здесь нахождение Китайской Народной Республики в промышленности угля Кыргызской Республики было обозначено в 2006 г. Объемы запаса угольных месторождений в Кыргызской Республике малы, что делает эту отрасль непривлекательной для КНР. Угольная отрасль Кыргызской Республики реально реализует единственную проектную инициативу – добычи угля в Ошской области при финансировании китайской стороны [10].

8. Строительные материалы – та отрасль, где большое количество устойчивых проектов, так как стройматериалы вызывают повышенный спрос, вызванный интенсивной строительной деятельностью. Мировой финансовый и экономический кризис в Центральной Азии обуславливает заинтересованность китайской стороны к обрабатывающей промышленности.

Строительные материалы: постройка Кызыл-Кийского цементного завода (область Ош, юг Кыргызской Республики), планирование постройки цементного завода и кирпичного (область Талас, запад Кыргызской Республики) [11].

Большинство инициатив имеют конечный результат и реализованы, а ряд еще находятся на планировании и обсуждении.

9. Сельское хозяйство. Для успешного сотрудничества в сфере сельского хозяйства Китай и Кыргызстан заинтересованы в скорейшем начале совместных проектов в аграрной отрасли с применением новых технологий, об увеличении поставок экологически чистых видов продукции китайским потребителям, о налаживании взаимодействия в инвестиционной сфере и возможной реализации совместных аграрных проектов.

Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР в краткосрочной перспективе запланировало имплементацию оросительной системы по капельному методу на большой территории, более чем 50 тыс. га земли. Китайские партнеры налаживают кооперирование по этому вопросу, в долгосрочной перспективе планируется строительство промышленности по выпуску товаров, необходимых в капельном орошении [12].

Из вышесказанного можно констатировать поступательное увеличение присутствия Китая в Кыргызской Республике в горном деле. В нашей стране функционируют около двадцати китайских компаний, проводящих геологоразведывательные работы по сектору полезных ископаемых.

Также в нашей стране идет активная реализация инвестиционных работ китайскими компаниями в таких отраслях, которые считаются стратегическими, а именно в: энергетике, горном деле, промышленности, строительстве, транспорте и пр.

10. Культура, образование, СМИ. По данным Министерства образования и науки Кыргызской Республики, в нескольких университетах страны созданы Институты Конфуция для преподавания китайского языка. Институты Конфуция, финансируемые Китаем, активно продвигают китайский язык и культуру в Кыргызстане. Китай каждый год по различным каналам предоставляет Кыргызстану около 300 квот стипендиатов. В настоящее время более 5000 кыргызских студентов обучаются в китайских вузах. Ежегодно около 4000 кыргызских студентов изучают китайский язык в четырех Институтах Конфуция и 21 классе Конфуция в Кыргызстане [6].

В рамках сотрудничества проводятся различные культурные мероприятия, такие как «Китайский мост», «День китайской культуры в музее», «Ночь в библиотеке», «День института Конфуция» и другие [15]. Кроме того, 15 ноября 2016 г. создан Центр обучения китайскому языку, «Билим-экспорт», целью которого является улучшение отношений между двумя странами через развитие языка и культуры. Есть 37 курсов китайского языка в Бишкеке и 65 курсов китайского языка по всей стране [6].

В целях продвижения китайской культуры в 2016 г. среди республик Центральной Азии в Бишкеке, Кыргызстан, открылся китайский библиотечный магазин «Шанс». В настоящее время рассматривается план строительства кыргызско-китайского института Шелкового пути. С ноября 2015 г. начала издаваться газета «Шелковый путь. Развитие культуры». Эта газета распространяется бесплатно, выходит еженедельно при финансовой поддержке Китая 20 тыс. экземпляров на китайском и русском языках и 4 тыс. экземпляров на китайском языке.

В последние годы Китай и Кыргызстан также развивают сотрудничество в области СМИ, телевидения и радио. Государственные телеканалы Кыргызстана (КТРК и ЭлТР) регулярно транслируют передачи о Китае. В январе 2017 г. национальное информационное агентство Кыргызстана «Кабар» при финансовой поддержке посольства Китая запустило специальную новостную сеть для государственного информационного агентства Китая Синьхуа. В программе «Путешествие в Китай» (“Жунгого сапар”) на канале «ЭлТР» рассказывается о развитии экономики и особенностях культуры Китая [6].

Необходимо отметить, в Кыргызстане с каждым годом растет интерес к китайской культуре и языку. Это связано с торгово-экономическим, культурно-гуманитарным сотрудничеством между государствами, поэтому знание китайского языка сегодня даёт определённые преимущества.

Заключение

Подводя итоги по вышеперечисленным направлениям, можно сделать следующие выводы:

− за 30 лет сотрудничества Кыргызстан и Китай уже наладили прочные торгово-экономические, культурно-гуманитарные связи благодаря общей сухопутной границе. Увеличивается экспорт в Китайскую Народную Республику экологически чистого и натурального меда из КР, фруктов, а также остальных продуктов сельского хозяйства;

− в рамках различных текущих проектных разработок, которые связаны с ОПОП, реализуемых в Кыргызской Республике в сфере восстановления дорожной и энергетической инфраструктур, горного дела, обрабатывающего производства, аграрного сектора, науки, образования и других секторов экономики, сотрудничество между двумя странами стало ещё более тесным.

В заключение можно сказать, что КНР – один из основных стратегических партнеров Кыргызской Республики. Китайская Народная Республика реализует ряд крупных проектов на территории Кыргызской Республики.

Благодаря дружественным и взаимным двухсторонним отношениям был обеспечен успех при реализации совместного проекта в энергетическом и логистическом направлениях, а также при восстановлении ряда автомобильных дорог: Ош – Баткен – Исфана, Бишкек – Балыкчи и Бишкек – Нарын – Торугарт, модернизации ТЭЦ «Бишкек», автомобильная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а также альтернативная автомобильная дорога Север – Юг способствует улучшению связи региона с Китаем, Южной и Западной Азией, и Европой. Реализация вышеуказанных проектов благоприятствует усилению Кыргызской Республики в энергетической и транспортно-логистической сферах, что обеспечит укрепление экономики нашей страны.

Исследование выполнено в рамках проекта МОиН КР «Безопасность Кыргызстана в рамках Шанхайской организации сотрудничества».


Библиографическая ссылка

Омурова Ж.О., Алмазбек кызы Ширин, Хань Сюэ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 5-10;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12068 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674