Сегодня в контексте глобальной трансформации исторических и философских взглядов на историю и специфику ее изучения все большего внимания заслуживают вопросы соответствия исторической реальности и художественной действительности. Стало необходимым и важным новое понимание исторического прошлого, что стало основной причиной обращения современной литературы к изучению и художественному воссозданию событий и деятельности исторических личностей.
Статус обретения Казахстаном государственной независимости продиктовал свои требования к оценке и осмыслению истории. И вполне объяснимо, что в центре внимания литературы оказались проблемы новой интерпретации истории, оценки исторических личностей, их роли в обществе.
Литературоведческая наука осознает, что необходимо пересмотреть утвердившуюся в советское время концепцию истории литературы. Это требует формирования нового менталитета, обусловленного пересмотром исторических данных, новой оценкой социально-политической действительности, положения человека и истории, правдивого воссоздания исторического прошлого. Новое государство не возникло на пустом месте, его становлению и развитию способствовала наша история. И знание путей его развития имеет большую ценность для народа.
На рубеже ХХ–ХХI вв. мы видим, что жанр исторического романа претерпевает значительные жанровые трансформации, традиционные его классические формы стали объектом художественных модернизаций: идет активная гибридизация традиционных и нетрадиционных, архаичных и новых эстетических форм.
Исторический роман – это повествование о прошлом. Многие исследователи, А.Г. Баканов, В.В. Кожинов, Т.Е. Комаровская, В.И. Юрина, считают, что именно историзм является одним из главных критериев определения сущности жанра [1–4].
Назрела необходимость определить современные концептуальные и художественные подходы к историческому роману, также модифицировать устаревшие идейно-эстетические взгляды.
Писатель ориентируется на свою концепцию истории, поэтому при восстановлении исторических событий он прежде всего опирается на подлинные факты, сыгравших важную роль в истории. Важно понять авторский замысел: как и с какой целью он использует фактический материал, как он его интерпретирует. И от этого зависит будущее исторического материала в произведении: поможет ли это читателю понять и принять историю или же полностью изменит его представление о данных событиях. Следует не забывать, что использованный автором исторический материал не может претендовать на роль идеального и образцового. При написании романа художник отбирает фактический материал, исходя из своей концепции истории.
Материалы и методы исследования
Объектом нашего исследования выбраны исторические романы о периоде Золотой Орды: романы Виктора Яна «Чингиз-хан», Исая Калашникова «Жестокий век», Ильяса Есенберлина «Золотая Орда», Мухтара Магауина «Шынгыс хан» и Нурлана Санжара «Нежданный гость – Джучи».
В своей работе мы отталкиваемся от утверждения, что исторический роман – это прежде всего самостоятельный жанр, в котором писатель реализует определенную художественную идею в образе конкретного лица, являющегося эталоном будущих общественных связей. Исторический роман трансформируется, он изменяет свои качества, показывая развитие государства и его народа. Это находит отражение в оригинальной постановке проблематики романа, в своеобразной демонстрации авторского видения исторического прошлого и места в нем исторической личности.
Из важных типологических черт, характерных для жанра исторического романа, можно отнести такие, как изображение исторических событий, ставших объектом авторского внимания, показ истории народа через эпохальное событие и реальных и вымышленных персонажей с целью более объективно передать обстановку и раскрыть психологию людей того времени. В корне принципа историзма лежит образное конкретно-историческое воспроизведение эпохи, основанное на осмыслении важных закономерностей развития общественных отношений и исторического процесса в целом, характерных для данного исторического этапа.
Мы обращаем внимание на одну из важных типологических черт исторического романа – изображение конкретных исторических личностей, а через отражение судьбы и характеров людей прошлой эпохи – воссоздание особенностей исторического периода. В этом изображении главную роль играет талант писателя – его мастерство показать дух того времени, отразить его противоречия.
Результаты исследования и их обсуждение
Историческому романисту необходимы не только хорошие знания истории, но и тщательность, старательность и большое внимание исследователя. Точное художественное воссоздание событий давно минувшего времени, вскрытие взаимоотношений людей, мотивировка их мыслей и поступков невозможны были без изучения исторических документов.
В истории советской литературы к истории Золотой Орды обращались разные писатели – Ильяс Есенберлина, Виктор Яна, Исай Калашникова. Их романы созданы в один период советской действительности, но с разным социально-политическим уровнем. Каждый из романов имеет свои отличительные черты, продиктованные особенностью творческого метода и стиля художника, но есть и общие свойства, характеризующие данную жанровую разновидность. Прежде всего, всех писателей объединяют источники, с которыми они работали при воссоздании фигуры великого хана, объединившего тюркские народы.
И. Есенберлин, В. Ян, И. Калашников обратились к фигуре легендарной личности – Чингисхана, что позволило им выразить своеобразную концептуальную историософскую мысль. Каждый показал свою концепцию легендарного образа Чингисхана, что вполне было объяснимо социально-историческими условиями времени создания романа, а также мировоззрением и национальным мироощущением автора.
И. Есенберлин первым из писателей в литературе тюркских народов изображает период расцвета и упадка Золотой Орды. Он воссоздает яркие исторические события, также представителей того времени. Несмотря на время, когда идеологическая позиция партии диктовала автору, что и как писать, И. Есенберлин в своем романе смог подчеркнуть важную роль Золотой Орды в развитии этногенеза тюркских народов. Формирование авторской концепции исторической личности в трилогии «Золотая Орда» можно проследить в связи с идеей государственности.
В. Ян в романе «Чингиз-хан» представил поход основателя великой империи как захватническую насильственную политику. Автор изображает юного Чингисхана, его становление как полководца. Писатель акцентирует внимание читателя не только на деловых качествах исторической личности, но также и на его слабых чертах, когда стареющий правитель ищет эликсир бессмертия. У В. Яна Чингисхана изобразил как варвара, опустошающего все на своем пути, олицетворяющего несчастье, смерть и разрушение. Именно таким В. Ян видит личность Чингисхана, его отрицательную роль в истории: авторское видение проявилось не только в оценке исторической личности, но также определило сюжетно-композиционные особенности и образную систему произведения. Трактовка истории походов Чингисхана неординарная, представление европейцев отличается от понимания тюркоязычных народов. Если В. Ян исходит из идеологической оценки Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, то тюркоязычные писатели придерживаются позиции Л.Н. Гумилева, совсем по-другому трактующего роль военных походов Чингисхана в становлении государственности Руси [5]. Писатель через оценку и взгляды разных персонажей дает характеристику Чингисхану – через отношение знавших, видевших его и слышавших о нем. Автор сохраняет дистанцию, придерживаясь закона объективного повествования. Среди представленных героев в романе особую роль играет Мухамад-шах Джелал-ад-Дин, который противопоставлен по своим идейным принципам образу Чингисхана. На протяжении всего романа мы видим противодействие гуманного и антигуманного начала. Антигуманная политика Чингисхана несет гибель всему, куда он приходит. Его триумф символизирует победу жестокости над человечностью.
Но В. Ян показывает, что государство, построенное на жестокости и насилии, не имеет надежных и долговечных перспектив. И об этом свидетельствует сама история: смерть основателя великой империи повлекла за собой разрушение этой империи и гибель династии. Писатель выразил свою точку зрения по поводу развития путей человеческой цивилизации, история повторяется циклически.
И. Есенберлин восстановил историческую картину развития народа для того, чтобы выявить причины и восстановить ход исторических событий. В этом ему очень помог интерпретационный прием в рамках герменевтической традиции, так как исследование культурных ценностей в пространственно-временном соотношении, взятом в диахроническом срезе. Интерпретация может быть объективной, если автор в написании романа использует памятники письменной культуры, документальные свидетельства, фольклорные и художественные произведения. В книге «Шестиглавый Айдахар» автор изображает Чингисхана не только жестоким воином, но и мудрым правителем, который понимал, какой урон может нанести его армии увлечение спиртными напитками: «История знает примеры, когда государство из-за того, что его подданные слишком любили вино, превращалось в прах и навсегда исчезало с лица земли. Могущественные страны, завоевывая земли более слабых соседей, вместе с насилием, творимым оружием, кроме обычной жестокости, несли вино. Захватчики, не добившись желаемого оружием, подчинили себе людей религией, обычаями и опять же вином. Страшным бедствием для народов, у которых не сложилась государственность, было вино» [6, с. 20]. Писатель показывает разные условия жизни людей, их социальные особенности. Под пером автора скупые строки источника обретают жизнь, с переживаниями и впечатлениями героев романа картины перерастают в волнующий рассказ.
И. Калашников дает другую трактовку образа Чингисхана. В романе «Жестокий век» автор пытается найти причины зарождения в Чингисхане завоевателя, уничтожившего народы и их культуру. Это требовало от автора тщательного изучения исторических документов, чтобы избежать однозначности в характеристике героя и субъективности в оценке его деяний, сформировать свое видение эпохи Чингисхана. Писатель через самораскрытие характера показывает то, что происходит с героем романа, изображает его внутренний мир. Автор изображает Чингисхана в двух ракурсах: как обычного человека, который наделен и слабыми качествами; с другой стороны – это историческая личность, олицетворяющая целую эпоху. И. Калашников пытается донести до читателя основную мысль – человек приходит в этот мир чистым, а злодеем он становится в силу определенных обстоятельств, сама история демонстрирует урок – проявление агрессии и последующее за ним насилие приводит к его концу.
И. Калашников рисует образ Чингисхана параллельно с другими персонажами, пересекающимися с ним в разных жизненных ситуациях. Такая характеристика важна автору, чтобы более четко показать отношение хана к окружающим, дать герою нравственную оценку. Среди галереи героев следует обратить внимание на образ матери Чингисхана – Оэлун, ее роль в раскрытии характера главного героя немаловажна. Гуманность, благородство, жертвенность материнского сердца резко противостоят жестокости, озлобленности Чингисхана. И. Калашников изобразил своего героя в действии, в живом общении раскрыл характер Чингисхана: через прием самораскрытия героя объяснил духовную драму исторической личности. Автор в своей оценке объективен, хочет понять и объяснить поступки и действия своего героя.
И. Калашников образ Чингисхана показывает через призму человека новой формации, для которого оценка исторической личности обусловлена его деяниями во имя блага человечества. Жизнеописание Чингисхана дается как выявление причин жестокости, варварства, происхождения человеконенавистничества.
В. Ян представляет читателю Чингисхана как злого, проницательного, коварного и беспощадного военачальника. Авторская трактовка образа Чингисхана была продиктована и временем написания произведения. С этим связана также структура системы персонажей. И. Калашников не прибегает к осуждению героя своего романа, он показывает характер Чингисхана, его становление, изменение под влиянием семейных и общественных обстоятельств. Автору для всестороннего раскрытия характера героя важно показать его в разных ситуациях: отношение с близкими родными, с соплеменниками, с воинами армии.
Роман И. Есенберлина «Золотая Орда» интересен не только потому, что в нем представлена авторская трактовка эпохи Чингисхана, сыгравшего большую роль в «развитии этногенеза казахского народа» и становления его государственности» [6, с. 1]. Нельзя отрицать регрессивную роль военного нашествия монгольской армии, но следует признать и зарождение интеграции, что способствовало активному взаимодействию носителей евразийской степной культуры. Н. Гумилев отметил, что «монгольский виток этногенеза» начался в XI в.: «в фазе подъема монгольские народы совершили свои завоевания и рассеяли свою пассионарность среди китайцев, тюрок, персов и русских, что способствовало ослаблению самой Монголии, а с другой стороны – усилению окраин "монголосферы"» [5].
В романе «Золотая Орда» много персонажей, автор через их многочисленные монологи и диалоги показывает переживания героев, их размышления, что свойственно романам-хроникам. В процессе создания своего романа И. Есенберлин должен был решить несколько задач: отбор документального материала, авторская трактовка и оценка исторических событий, реальных лиц. Сложность этой задачи была связана, прежде всего, с недостаточностью материала, которая отличалась еще и противоречивостью трактовки.
В. Ян акцентировал читательское внимание на таких качествах Чингисхана, как жестокость, жажда насилия, характерных для хана и его окружения (его сын Джучи был убит по его же приказу). И. Калашников обращает внимание на нравственные качества героя, которые были в нем наиболее сильны и активны – злость, жестокость, стремление к неограниченной власти. У И. Есенберлина история Золотой Орды представлена как история завоевателей, государство которых обречено на гибель: покоренный народ, когда осознает свою миссию, то сможет подняться против поработителя, завоевать свою свободу. Писатель, повествуя о прошлом, в образной форме восстанавливает факты во времени, создает художественную концепцию человека в истории, помогает нам не только осознать ее, но и определить свое место в истории.
В современной казахской литературе также отмечается интерес к истории периода Золотой Орды – об этом свидетельствуют романы Мухтара Магауина «Шынгысхан» (2011 г.) и Нурлана Санжара «Воины Золотой Орды» (2019–2020 гг.).
М. Магауин в романе «Шынгысхан» образ Чингисхана тесно связывает с его политикой в области государственной власти: он выдержал испытания войны, боролся за власть со своими братьями и, наконец, завоевал императорский трон с помощью своих верных слуг. Когда тюркские племена оказались под натиском Китайской империи, Чингисхан смог объединить все восточные племена и остановить китайскую экспансию. Он объединяет в единое государство племена, составившие в будущем основу казахского народа, защитив их от ассимиляции Китаем и Хорезмом. Писатель глубоко проникает во внутренний мир и оценивает действия персонажей через чувства и душевное состояние каждого из них. Изображая жизненную реальность в художественной форме, автор углубляется в социальную и духовную сферы жизни персонажа; он смог создать целостный образ исторических личностей.
В романе современного казахского писателя Нурлана Санжара «Нежданный гость – Джучи» повествуется о попытке сына Чингисхана Джучи основать в бескрайних степях Сары-Арки Ак-Орду. Писатель через образы Оян и Борте показывает нелегкую судьбу тюркских женщин – матерей, воспитавших воинов, героев. Оян учит своего сына любви ее родному языку – «языку матери» [7, с. 67]. Автор акцентировал читательское внимание на том, что в период господства Золотой Орды казахский народ обретает один из важных факторов государственности – свою этническую принадлежность и территорию.
Заключение
Исторический материал, его правдивость служат писателю важным источником познания жизни других народов, государств, истории их нравов, быта. А источники, документы бывают доступны только определенному кругу людей, специально изучавших этот период или интересовавшихся историей. Вопрос о работе художника над историческими источниками, документальными материалами играет важную роль по отношению к жанру исторического романа. Его качество зависит не только от таланта писателя, но и умения работать над первоисточниками. И для этого мало обладать творческим дарованием, надо знать и владеть методикой анализа и постижения смысла письменных источников. Исторические романы последних десятилетий отличаются активизацией авторского начала, выражением социологических тенденций. Для исторического романа сегодняшнего дня характерно новое понимание, в другом ракурсе объясняется связь человека с историей, дается кардинально другая концепция истории.
Библиографическая ссылка
Базылова Б.К., Нагиева А.Т., Егизбаева З.С. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ИСТОРИИ И ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 16-20;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12070 (дата обращения: 23.11.2024).