Вопросы воспитания в педагогике, воспитания подрастающего поколения не теряют свою актуальность во все времена. Меняется воспитательный идеал как ориентир для деятельности социальных институтов воспитания, но сохраняется обязанность педагога осуществлять воспитательную функцию в образовательном процессе.
В современных научных публикациях рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, воспитания ответственности личности в современных условиях развития общества, воспитание патриотизма как основы воспитания личности, национальных приоритетов образования, воспитание профессионально важных качеств личности будущего специалиста.
Исследования, посвященные вопросам воспитания детей и молодежи, подчеркивают важную роль педагога в процессе становления личности обучающегося, представляют возможности образовательной среды в реализации требований образовательных стандартов по формированию социальных, коммуникативных компетенций.
Цель исследования – изучение способов реализации воспитательной функции педагогами в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
Методами исследования являются анализ научных публикаций по рассматриваемой проблеме и изучение нормативно-правовых документов в области воспитания и образования в Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии [1].
Педагогические коллективы образовательных организаций в своей деятельности ориентируются на интерпретацию понятия воспитание, записанное в законе «Об образовании в РФ»: «воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…» [2].
В своих работах А.А. Ставцев поднимает проблему необходимости соблюдения баланса воспитания и обучения в процессе образовательной деятельности и обращает внимание на необходимость их слияния в образовательной практике [3].
Идея соблюдения баланса воспитания и обучения имеет под собой нормативно-правовую основу. В законе «Об образовании в РФ» читаем определение: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…» [4]. Однако на практике мы наблюдаем недостаточное внимание воспитанию в учебном процессе, так как воспитательной работе посвящено в основном внеурочное время.
Ученые связывают такой перекос с существованием дидактической доминанты, характерной для современного образовательного процесса. Дидактическая доминанта описывается как дисбаланс в педагогическом процессе, связанный с преобладанием целевой установки на интеллектуальное развитие обучающихся, использование форм и способов передачи академических знаний, умений и навыков над практикой личностного развития и формирования социальных знаний, умений и навыков [5].
В то же время социальные коммуникации в обществе претерпели значительные изменения. Несмотря на большее число социальных контактов у каждого из нас, сформировалась тенденция к уменьшению качества и глубины межличностного взаимодействия. Вместе с этим и у подрастающего поколения наблюдается ограниченное разнообразие форм социального взаимодействия, что приводит к уменьшению социальной компетентности и делает систему преподавания с перевесом в академические знания, умения и навыки. А это не отвечает современным подходам к обучению и воспитанию личности [3].
Сложившиеся новые условия организации обучения мотивируют к более пристальному изучению вариантов развития как академических, так и социальных компетенций обучающихся. На наш взгляд, сформированная социальная компетенция в школе будет способствовать более успешной адаптации обучающегося на следующем уровне образования, обеспечивая таким образом преемственность ступеней образования. Совершенствуя далее (после школьного обучения) свои социальные способности и готовности, индивид приобретает качества специалиста, необходимые на конкурентном рынке труда специалистов.
Ученые – исследователи и практики – предлагают различные способы решения обозначенной проблемы. Например, рассматриваются особенности социально-ориентированного воспитания обучающихся учреждений среднего профессионального образования [6].
Предлагается пересмотр традиционных подходов к организации учебного процесса в высшей школе посредством увеличения доли интерактивных вариантов организации педагогического процесса и включение новых информационных технологий в учебный процесс [7].
Рассматривается проблема интеграции обучающихся в поликультурное образовательное пространство вуза. Использование сотрудничества на учебных занятиях предлагается в качестве варианта психологической адаптации иностранных граждан в поликультурную среду единого образовательного пространства вуза, возможности их взаимной интеграции [8].
Анализируются варианты воспитания молодежи посредством активных методов обучения, целью и ценностью которых является не только передача знаний и опыта от предыдущих поколений последующим. Важным представляется идея о том, что, используя методы активного обучения, педагог формирует навыки практического взаимодействия и создает условия для апробирования профессиональных действий, необходимых для решения той или иной жизненной или профессиональной задачи [9]. Предлагаемый вариант использования активных методов обучения состоит в том, чтобы преодолеть традиционную позицию обучающихся в качестве исполнителя и добиться активной позиции субъекта совместной деятельности и воспитывать активных, способных к самостоятельному принятию решений специалистов.
На наш взгляд, интересным представляется идея использования потенциала учебного сотрудничества в образовательном процессе для реализации воспитательной функции учебного занятия. Сотрудничество в группе на учебном занятии формирует мотивацию к выполнению задания, активирует заинтересованность обучающихся, позволяет демонстрировать наличествующий объем знаний и дает обучающимся возможность личностного творческого самовыражения в процессе учебной деятельности.
Так, для формирования навыков командной работы, способности к самообразованию и саморазвитию предлагается использовать технологию обучения в сотрудничестве как инструмент гуманизации педагогического процесса и активизации всех его участников [10]. Автор берет во внимание, что мотивация в обучении является ключевым толчком и предполагает концентрацию внимания на важности выполнения учебных заданий, при этом одним из вариантов организации обучающихся на занятии предлагает использование обучения в сотрудничестве на основе групповых целей. Одновременно с этим автор настаивает, что технология обучения в сотрудничестве эффективна при организации социального взаимодействия в учебном процессе.
Одной из отличительных особенностей технологии обучения в сотрудничестве является то, что в основании используется метод групповой работы. В отличие от традиционного обучения данная технология способна вызвать у студентов эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям [11]. Рассматривая предлагаемую технологию, автор акцентирует внимание, что рассматриваемая технология обладает воспитывающим потенциалом и способствует формированию способности и готовности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к взаимодействию с коллективом, партнерами [11].
Изучив отличительные особенности технологии обучения в сотрудничестве, ее психолого-педагогические основания, варианты организации обучающихся на занятиях, мы используем метод обучения в команде. Например, в школе на уроках математики в 8–11 классах для решения сложных задач мы используем метод групповой работы с индивидуальной ответственностью за общий результат. Также используем варианты командной работы на уроках естествознания, географии, экологии на основе разделения заданий в команде, оценки индивидуальных достижений и ответственности каждого участника за общий результат работы команды.
При этом нами замечено, что занятия с использованием групповой формы работы вызывают интерес обучающихся. Для определения воспитательных эффектов от использования учебного сотрудничества на занятиях и понимания причин повышения интереса к такой форме работы на занятиях нами была разработана анкета. В анкетировании приняли участие классы, в которых применялась технология сотрудничества. Всего 80 чел. В результате качественной и количественной обработки ответов обучающихся нами были получены следующие результаты:
90 % обучающихся в целом положительно относятся к работе в группах на уроках;
40 % обучающихся привлекают в занятиях с групповой работой соревнование между группами, ощущение успеха;
30 % обучающихся отмечают, что необходимость взаимодействовать в команде позволяет общаться с большим количеством одноклассников;
20 % обучающихся отмечают, что в результате общения и сотрудничества в учебной группе они нашли новых друзей;
10 % обучающихся, принявших участие в анкетировании, предпочитают индивидуальное выполнение заданий.
Из приведенных результатов можно сделать вывод, что использование технологии сотрудничества на учебных занятиях в школе позволяет создать условия в образовательном процессе для формирования коммуникативных способностей обучающихся и социальной готовности к взаимодействию. Таким образом, на наш взгляд, и реализуется воспитательная функция занятия.
Также используем рассматриваемую технологию обучения в педагогическом процессе медицинского колледжа. Например, при изучении теории и практики биохимических исследований успешно используется метод групповой работы. Это помогает студентам развивать умения строить совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве коллеги. Это стимулирует развитие важных качеств для будущего медицинского работника, таких как способность учитывать чужую точку зрения, вырабатывать умение слышать различные точки зрения, нести ответственность за результаты совместной работы, слышать коллегу, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.
Результаты анкетирования студентов представлены ниже. Всего приняли участие в анкетировании 50 чел. В результате качественной и количественной обработки ответов обучающихся, нами были получены следующие результаты:
70 % обучающихся ранее обучались с использованием технологии сотрудничества и групповой работы;
100 % обучающихся в целом положительно относятся к сотрудничеству в группах на занятиях;
50 % обучающихся привлекает в занятиях с групповой работой возможность обсудить учебный материал с одногруппниками;
20 % обучающихся отмечают, что необходимость взаимодействовать в команде позволяет преодолевать барьеры в общении;
30 % обучающихся отмечают, что в результате общения и сотрудничества в учебной группе улучшается усвоение знаний по предмету.
В беседе студенты отмечают, что на занятиях с использованием метода групповой работы появляется чувство комфорта, они испытывают положительные эмоции от совместного решения проблемных задач, подобный учебный опыт позволяет им организовывать самостоятельно сотрудничество при подготовке к занятиям по другим дисциплинам.
Обобщая результаты, полученные при анкетировании школьников и студентов колледжа, приходим к заключению, что использование в педагогическом процессе технологии обучения в сотрудничестве, метода групповой работы позволяет создать на занятиях воспитательное пространство, направленное на социализацию обучающихся. Тем самым реализуется воспитательная функция учебного занятия, в том числе в плане мотивации к учению, стимуляции познавательной деятельности и возможности обучающемуся занять активную позицию субъекта обучения.
Заключение
Таким образом, еще одним вызовом для общеобразовательных учреждений является подготовка обучающегося к дальнейшей самореализации не только путем предоставления широкой вариативности тематики предметов. Наиважнейшим является формирование социальных компетенций, необходимых для успешной адаптации на следующей ступени обучения и умения социально взаимодействовать с другими обучающимися. Эти задачи решаются в том числе через реализацию воспитательной функции учебного занятия.
Современный образовательный процесс предусматривает трансформацию позиций педагога и обучающегося. В актуальной парадигме все субъекты учебной деятельности рассматриваются как равноправные участники образовательного процесса.
Тема сотрудничества в образовательном процессе в настоящее время является актуальной для всех ступеней образования. Способность к сотрудничеству в профессиональной деятельности, социальной жизни необходима и востребована в обществе. Для образовательного учреждения одной из задач обозначена обязанность воспитать будущего профессионала, в том числе способного к сотрудничеству и взаимодействию в реальной практике.
Использование технологии обучения в сотрудничестве на разных образовательных ступенях позволяет выстроить линию преемственности в воспитании коммуникативной компетенции обучающихся и готовности к социальному взаимодействию.
Также использование технологии обучения в сотрудничестве обеспечивает разнообразие форм социального взаимодействия для обучающихся, что, по нашему мнению, приводит к развитию социальной компетентности всех участников образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Тагиров З.Т., Шабанова Э.Т. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 26-30;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12072 (дата обращения: 12.11.2024).