Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Кузнецова А.Я. 1 Омельченко Е.А. 1 Зверкова А.Ю. 1 Абрамова В.В. 1 Шмидт Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
В статье представлен опыт работы постоянно действующего научного семинара кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по проблемам методологии психолого-педагогических исследований. Обсуждается идея актуальности семинара как формы непрерывного формирования и повышения методологической грамотности профессорско-преподавательского состава вуза. Представлена практика совершенствования методологической грамотности преподавателей вузов при освоении новых парадигм образования. Содержание семинаров иллюстрирует оригинальные исследования ученых – преподавателей кафедры Е.А. Омельченко «Становление культуры самовыражения студентов» и А.Ю. Зверковой «Парадигма здоровьеориентированного мировоззрения», послужившие материалом для обсуждений на семинаре. Деятельность данного семинара направлена на апробацию новых идей, уточнение достоверности проводимых на кафедре исследований. В результате научно-рефлексивной работы семинара осуществляется необходимая для научного творчества коллективная мыследеятельность в режиме совмещения преподавания и научных исследований. В итоге коллективного рефлексивного взаимодействия педагогов растет уровень методологического осмысления персональных исследований. К повышению методологической грамотности ведёт регулярное обсуждение перспективных проблем на уровне докторских диссертаций, вовлечение в научные исследования более высокого методологического уровня аспирантов и магистрантов, оформление новой научной школы А.Я. Кузнецовой «Рефлексивные процессы в науке и образовании».
методологическая грамотность педагога
новая парадигма образования
научный семинар кафедры
научно-рефлексивная коллективная мыследеятельность
совершенствование методологии
1. Коваленко В.И., Коваленко Е.В., Курганский С.И., Соколова О.А., Сраджев В.П. Методологическая компетентность педагога-исследователя: монография. Белгород: Эпицентр, 2017. 184 с.
2. Кузнецова А.Я. Проблема рефлексивного управления в образовании: современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 138.
3. Бухтиарова Е.Ю. Методологические основы непрерывного профессионального развития педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–3. С. 51–54.
4. Снопкова Е.И. Теоретические и организационно-методические основы развития методологической культуры педагога в процессе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Минск, 2020. 47 с.
5. Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 11. С. 24–33.
6. Колосова И.В. Компетентностный подход в свете новой парадигмы профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 11. С. 282–287.
7. Шелковникова Л.Ф. К вопросу о знаниевой парадигме в образовании // Преподаватель XXI век. 2015. № 1–1. С. 47–54.
8. Федотова В.С. Дискурсивный анализ парадигм образования на современном этапе: становление новой парадигмы образования / Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития: коллективная монография: в 9 т. Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2017. С. 150–184.
9. Кузнецова А.Я., Зверкова А.Ю., Омельченко Е.А. Изменения профессиональной подготовки студентов вуза под воздействием цифровизации общества // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (291). С. 68–74.

Во второй половине XX в. социум получил колоссальные научные данные во всех областях жизнедеятельности. В настоящее время внимание общества акцентировано на развитии гуманитарного направления знаний, в том числе на психолого-педагогические исследования, большая часть которых проводится учеными – преподавателями вузов. В связи с возрастающими требованиями к объёму и научности осваиваемой информации актуализируется проблема повышения методологической грамотности преподавателей вузов [1]. Одновременно с повышением уровня осмысления организации образовательной деятельности повышается и уровень мыслительной деятельности, определяющей характер методологической культуры преподавателя вуза [2]. В поиске путей профессионального развития педагогов исследователи приходят к фундаментальности методологического начала в решении данной проблемы [3]. В современных исследованиях методологическая культура преподавателя представлена как научно-организационная проблема педагогического образования [4]. Проблема освоения более высокого научного уровня приводит к необходимости поиска новых форм мыслительного взаимодействия преподавателей вузов, направленного на активизацию творческого потенциала ученых-педагогов.

Цель статьи – представить опыт работы научного семинара кафедры теории и методики дошкольного образования (ТиМДО) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ») для подтверждения возможностей такой формы организации коллективной мыследеятельности (КМД) преподавателей вуза в повышении методологического уровня научной работы.

Материалы и методы исследования

Материалом для статьи послужил опыт научного общения преподавателей вуза, личные научные труды авторов, современные труды по вопросам методологии. Исследование содержит методологический анализ форм и способов совершенствования научной деятельности преподавателей вузов на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Результаты исследования и их обсуждение

Методологический семинар кафедры ТиМДО ФГБОУ ВО «НГПУ» начал работать в апреле 2016–2017 учебного года. Непрерывная ежемесячная деятельность методологического семинара в течение пяти лет позволяет провести некоторые обобщения и представить его целостное описание через название, тип, участников, цель, области наук, формы деятельности, значимые разработки.

Название: Методологический семинар кафедры ТиМДО как часть научной школы «Рефлексивные процессы в науке и образовании» доктора философских наук А.Я. Кузнецовой.

Тип: а) по типу связей между членами – научная группа; б) по типу научной идеи – теоретико-экспериментальный (практический); в) по широте исследуемой области – узкопрофильный (педагогика, философия, психология); г) по функциональному назначению продуцируемых знаний – прикладной, существуют фундаментальные элементы; д) по форме организации деятельности участников – КМД (коллективная мыследеятельность) с индивидуальными формами организации научно-исследовательской деятельности; е) по степени институализации – неформальный; ж) по уровню локализации – личностный.

Методологический семинар выступает одной из форм научного мышления. Причина его появления – потребность обмена мнениями в научной сфере, совершенствования научно-исследовательских умений, стремление к самовыражению и самореализации в науке, апробирование инноваций. Расширение и углубление на семинаре знаний, представлений о методологии, философских основаниях научного исследования открывает новые горизонты научного изучения актуальной педагогической проблематики.

Организации-участники: Кафедра теории и методики дошкольного образования Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра педагогики ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», МКДОУ «Детский сад № 42» г. Новосибирска, МБОУ СОШ «Гимназия № 17» г. Новосибирска, МБОУ СОШ № 191 г. Новосибирска, МКДОУ «Детский сад № 368» г. Новосибирска.

Цель деятельности: создание условий для научного роста участников методологического семинара. Области наук: философия образования, общая педагогика, методология психолого-педагогических исследований, технология профессионального образования, дошкольная педагогика. Формы деятельности: очные и дистанционные семинары, подготовка и публикация статей, монографий, учебных пособий, подготовка текстов диссертационных исследований, проведение публичных лекций, участие в научных конференциях. Разработки, имеющие научную значимость: публикации в журналах ВАК, монографии, учебные пособия.

Осмысление классической методологии педагогических исследований. Для начала дискуссии были выбраны проблемы теории и методологии педагогической науки с акцентом на осмыслении парадигмы современной педагогики и революционных преобразований в ее методологии. Современной методологической науке образования менее 100 лет. Начало научной педагогики России относится к работам П.П. Блонского и его современников, креативных педагогов, осознанно и осмысленно создававших и структурировавших теорию образования в начале прошлого века. Соратники П.П. Блонского реализовывали свои идеи в теории и практике образования, создавая оригинальные образовательные учреждения и подвергая свой опыт рефлексивному анализу. Императивом такой деятельности стала потребность сосредоточения жизни общества на наилучшем воспитании каждого ребёнка нового поколения. Одновременно с созданием новых образовательных учреждений в начале XX в. были заявлены новые теоретические направления: проблемное обучение, диалогическая парадигма образования, культурологическая парадигма, системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, интеллектуально-деятельностный подход. В это же время начинается осмысление оптимизации образования, управления образованием, алгоритмизации обучения; сформулированы основания генетической логики в обучении. Все названные направления создавались в рамках знаниевой парадигмы и на основе методологии психологических исследований, разрабатываемых российскими психологами: П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной, А.Н. Леонтьевым и др. [5]. В то время многочисленные педагогические работы не были ещё объединены в целостную науку – педагогику. В.В. Краевский в 1997 г. опубликовал статью «Сколько у нас педагогик?», указывая на то, что различные работы по педагогике не имеют единого методологического языка. Аналогичное положение складывается в настоящее время в области методологии психолого-педагогических исследований, по отношению к которой можно поставить вопрос: «Сколько у нас парадигм образования?» [6]. Вопрос, сформулированный таким образом, указывает на наличие в теории образования внутренней потребности в единой интегрирующей общепринятой модели современного образования.

В следующем, 2017–2018, учебном году тематика семинара была обращена к возможным вариантам решения двух основных глобальных вопросов. Первый: как «преломляются» принципы классической, неклассической, постнеклассической научных парадигм в современных педагогических исследованиях. Второй: стратегии современного образования, их построение с учетом постнеклассической научной парадигмы, общие и частные стратегии профессионального образования. Изучение методологического развития концептуальных моделей образования показывает, что исторически первой в 1950-е гг. оформилась знаниевая парадигма на фундаменте научной психологии. Результатом объединенного научного подхода в педагогике и психологии стало появление новой области науки: методологии психолого-педагогических исследований, а далее и третьей составляющей современной науки об образовании человека – философии образования. Методологическая концепция образования построена на феномене «знание», гносеологически и сущностно представляющем образование человека. В связи с гносеологической фундаментальностью понятия «знание», элементы «знаниевой концепции» останутся во всех последующих инновационных парадигмах образования, так как «знание» – фактор высших психических процессов человека, совмещенных с категорией «образование», которую мы используем для обозначения «гуманизации» – становления человека человеком. Знаниевой концепции парадигмы образования исторически соответствовали первые модели гуманитарного и естественнонаучного образования в университетах. В связи с научно-техническим развитием общества появилась необходимость в парадигме «инженерного образования» и других специальных направлений образования. Такие модели получили название «парадигм профессионального образования». Профессиональная подготовка потребовала не только специальных знаний, но и особых характеристик, которые получили название «компетентности». Компетентностная парадигма – одна из ведущих в настоящее время [7].

Разработка новых оригинальных методологических моделей образования. В 2018/2019 учебном году содержание семинара сконцентрировалось на концепциях, концептуальных подходах и их использовании как в научной педагогике, так и в практике образования на разных его уровнях. Отправная точка взаимосвязи парадигмы и концепций – влияние научных подходов на концепции и теории. Обсуждение имеющегося этапа развития компетентностного, деятельностного, системного подходов, гуманистических идей стало отражением последних изменений, интенсивно трансформировавших российское образование за последние сорок лет.

Личностно-ориентированная парадигма разрабатывается как самостоятельное магистральное направление в теории современного образования со второй половины XX в. Теоретические основания этой парадигмы предоставила созданная в середине XX в. психология личности и оформленная в 1980-е гг. концепция гуманизации образования. Представленная в это же время гуманистическая парадигма образования отражает гуманистический аспект личностно-ориентированной парадигмы. Их методологические цели – развитие личности, предмет исследования и категориальный аппарат совпадают. Совпадает в этих моделях также содержание понятия «личность», отвечающее взгляду современной психологии. Освоение «личностного» подхода приобрело массовый характер в научно-педагогической мысли конца XX в.

Дальнейшие исследования показали, что модели образования, построенные на одном из названных подходов, не достигают целостности [8]. Прикладное значение достигается при объединении подходов, в котором элементы различных парадигм естественно дополняют друг друга, следуя методологическому принципу дополнительности. Такое объединение моделей в современных исследованиях называют интеграцией или построением «новой парадигмы образования». Однако объединение концептуальных моделей требует фундаментального подхода. Необходимые условия для этого обеспечивает переход на более высокий методологический уровень. Выяснение важнейшей категории образования – цели современных магистральных парадигм образования показывает, что для компетентностной парадигмы образования – это овладение знаниями и компетенциями, т.е. профессиональное развитие специалиста; личностно-ориентированное направление содержит в себе цель – развитие личности, раскрытие и осуществление природного потенциала индивида. Наполняя эти цели социальной гражданской сущностью образования, мы получаем содержание цели новой парадигмы: воспитание, развитие и формирование личности специалиста и гражданина.

Материалом для обсуждения на семинарах послужили доклады Е.А. Омельченко, содержащие апробацию модели и категории «культура самовыражения педагога». К позитивным результатам деятельности семинара следует отнести осмысление разработок новых методологических концепций, оформление представлений о новых компетенциях, формулировку новых научных понятий [9].

Новые компетенции как новые научные категории образования. Творческим научным мыслительным актом для семинара стало обсуждение формирования ключевой компетенции «быть здоровым» (2004 г.). Оно показало актуальность изучения аспектов её формирования у субъектов образовательного процесса. Предложенное А.Ю. Зверковой научное понятие представляет полифункциональную характеристику природосообразного здоровьеориентированного поведения индивида, имеющую качественные и количественные особенности при формировании в системе непрерывного образования. Компетенция «быть здоровым», развивающаяся в течение всей жизни и имеющая личностный и профессиональный уровень реализации, проявляющаяся как совокупность интеллектуальных и практических умений, базируется на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности, включает знания и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и здоровьесохраняющих условиях. Идеи ее формирования стали прорабатываться на трех уровнях образования: дошкольном, школьном и вузовском. Осмыслена проблематика системы здоровьесберегающей деятельности и процесс здоровьеориентированной социализации личности. Уточнение компетенции «быть здоровым» позволяет формулировать методологическую проблему становления здоровьеориентированного мировоззрения. Осмысление философских идей педагогики здоровья, основанных на понимании формирования здорового образа жизни обучающегося, на практике позволяет перейти к разработке синергетически развивающейся системы здоровьеориентированного проектирования.

Заключение

Методологический семинар является важной формой повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. На его заседаниях присутствуют аспиранты, соискатели и докторанты, которые в виде докладов представляют актуальные результаты своих научных исследований, апробируют высказанные гипотезы, выносят на обсуждение полученные текущие научные результаты, оттачивают формулировки проблем исследования. Обсуждение и корректировка научного поиска повышают перспективность исследований, позволяют выявить точки зарождения совместных исследовательских проектов. Материал, апробированный на семинарах, позволяет его участникам публиковать статьи в журналах из перечня ВАК и РИНЦ, в сборниках конференций международного и всероссийского уровней, издавать научные монографии и учебные пособия. Системность работы семинара коррелирует с оформлением нового научного направления А.Я. Кузнецовой «Гуманистическая философия образования» (2019 г.) и новой научной школы А.Я. Кузнецовой «Рефлексивные процессы в науке и образовании».

Регулярность проведения семинара повышает его жизнеспособность как формы организации, обеспечивающей социальный характер совместной деятельности, позволяющей привлечь к участию в дискуссиях молодых исследователей, аспирантов. Камерность аудитории методологического семинара, доброжелательный настрой и готовность помогать коллегам создают атмосферу, позволяющую магистрантам и аспирантам эффективно наращивать опыт публичных выступлений, развивать умение слышать собеседника, адекватно реагировать на вопросы по своей теме. Ценной является и возможность посмотреть на предмет собственных научных интересов в преломлении общей темы семинара, услышать точку зрения других исследователей, возможно, внести изменения и дополнения в свое диссертационное исследование. Функционирование семинара, с нашей точки зрения, открывает каждому его участнику возможности как для самопрезентации, так и для самораскрытия. Такая форма КМД является средством научной, профессиональной и личностной самореализации. На этом основании создаются условия для продвижения вперед и развития, углубления, расширения исследований, проводимых его участниками.

Наряду с уже состоявшимися учеными в работе методологического семинара принимают участие магистры и аспиранты, делающие первые шаги в науке. Благодаря возможности участвовать в обсуждении выступлений, задавать вопросы наравне со всеми, они погружаются в научную среду под руководством более опытных коллег, включаются в научные дискуссии, развивают критическое мышление, «заражаются» здоровым азартом исследователя и любовью к науке. Семинары нужны для развития образования и науки. В этом аспекте методологический семинар способен с высокой степенью успешности выполнять функции наставничества, помогающего магистрам, аспирантам, докторантам не только стать частью научного сообщества, но и подготовить к защите свое научное исследование на более высоком методологическом уровне, оставаясь при этом в психологически комфортной среде. В целом речь может идти об одной из форм подготовки молодых ученых, которые приобщаются к основополагающим подходам, принципам научной деятельности, учатся на нем научному творчеству и/или повышают уровень развития своих исследовательских умений. В более глобальном смысле можно говорить об определенном вкладе в развитие современной науки, вносимом деятельностью нашего семинара.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Абрамова В.В., Шмидт Т.А. НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 2. – С. 10-14;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12074 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674