Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ В ВУЗЕ

Гладышева М.М. 1 Гладышева К.С. 1 Иванов А.А. 1 Петручок А.Н. 1 Солончак И.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В силу развития информационных технологий и постепенного отхода от бумажных средств хранения информации привычная работа с документами кажется слишком заурядной и менее практичной. В данной статье приведены цели и задачи исследования, теоретическое обоснование проводимой работы, опирающееся на основные образовательные программы, применяемые в вузе. Авторы рассматривают курсовые работы в зависимости от объекта проектирования и детализации и конкретизации требований, предъявляемых к выполняемым работам, уделяя особое внимание самостоятельной работе студентов. Решение применять информационные технологии в сфере контроля выполнения курсовых работ дает большой ряд преимуществ: возможность быстрого редактирования информации, переписывания физической базы данных, хранящейся в бумажном виде; простой и быстрый доступ к информации, касающейся всех работ конкретного студента; ликвидация риска утраты данных из-за возможности производить множество резервных копий в кратчайшие сроки; возможность моментально внести правки в базу данных, не тратя времени на повторную группировку информации. В данной статье приводится сравнительный анализ автоматизированных систем учета и хранения курсовых работ, выявлены их достоинства и недостатки с целью их устранения и разработки программного обеспечения для кафедры вычислительной техники и программирования.
курсовые работы
программирование
разработка ПО
вуз
база данных
автоматизированные системы
1. Логунова О.С., Ильина Е.А., Великанов В.С., Наркевич М.Ю. Системы учета и поиска научной информации. Магнитогорск, 2022. С. 6.
2. Гладышева М.М., Рубанова С.В. Теоретическое обоснование программного обеспечения для учета выполнения курсовых работ // Ab ovo … (С самого начала…). Сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. С. 22-25.
3. Сомова Ю.В., Гладышева М.М., Валяева Г.Г., Дегодя В.А., Ребезов М.Б. Формирование исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 49.
4. Рубанова С.В., Ильина Е.А. Проблемы адаптивного обучения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы 80-й международной научно-технической конференции. 2022. С. 331.
5. Егорова Л.Г., Ильина Е.А., Рубанова С.В. Проектирование базы данных для хранения и обработки информации онлайн-школы // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 379.
6. Ильина Е.А., Дьяконов Н.А. Взаимодействие модулей в электронном портфолио по учебной деятельности // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 383.
7. Дьяконов Н.А., Ильина Е.А. Система электронного портфолио // Ab ovo … (С самого начала…). Сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. С. 76-77.

В настоящее время использование программного обеспечения в различных сферах деятельности набирает все большую популярность. Также в вузах применяются многочисленные электронные ресурсы, в том числе программное обеспечение и автоматизированные системы, для более рациональной и эффективной работы отдельных направлений и подразделений вуза. В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» также используются различные ПО, однако учет курсовых работ студентов все еще ведется в журналах, что значительно усложняет и замедляет работу кафедры вычислительной техники и программирования. Необходимость наличия автоматизированных систем в работе кафедры ВТиП определяется тем, что на сегодняшний день преподавателями кафедры постоянно осуществляется работа по приему курсовых работ у студентов [1]. При этом ведется строгий учет сроков сдачи и приема курсовых работ, которые различаются на разных курсах и дисциплинах в связи с учебными планами. Курсовые работы хранятся в архиве кафедры в течение двух лет.

Автоматизация рабочих процессов кафедры позволит решить эти проблемы, а также:

– обеспечит упорядоченность информации;

– упростит работу с документами, повысит ее эффективность;

– повысит производительность труда преподавателей за счет сокращения времени создания, обработки и поиска документов;

– повысит оперативность доступа к информации.

Целью исследования является повышение эффективности работы кафедры за счет разработки программного обеспечения автоматизированной системы для учета курсовых работ.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

1. Теоретическое обоснование программного обеспечения автоматизированной системы для учета выполнения курсовых работ.

2. Программные и проектные решения задачи разработки программного обеспечения автоматизированной системы для учета выполнения курсовых работ.

3. Разработка инструкции пользователя по программному обеспечению автоматизированной системы для учета выполнения курсовых работ.

Материалы и методы исследования

Программное обеспечение для учета и хранения курсовых работ было реализовано на основе СУБД. Системы СУБД позволяют быстро и эффективно разработать самые разнообразные приложения. Они имеют развитые возможности по созданию пользовательского интерфейса, широкий набор функций, методов и свойств для решения прикладных задач. Для учета и хранения курсовых работ использовали Microsoft Access – реляционную систему управления базами данных корпорации Microsoft, входящую в состав пакета Microsoft Office. Также использовалось AllFusion ERwin Data Modeler (ранее ERwin) – CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных.

Теоретическое обоснование

Учебный план вузов по работе со студентами предполагает лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные, контрольные, самостоятельные работы, коллоквиумы, научно-исследовательские работы студентов, практики, курсовые проектирования (курсовые работы).

Курсовое проектирование – один из основных видов самостоятельной работы студентов, результатом которого являются курсовой проект или работа, направленные на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения поставленных задач в ходе анализа теоретического материла и научных исследований [2].

Курсовые проекты в зависимости от объекта проектирования делятся на виды:

1) конструкторский (объект – изделие);

2) технологический (объект – технологический процесс изготовления изделия или выполнения работ (услуг));

3) исследовательский (объект – методы принятия решения, методы исследования заданного предмета).

В настоящее время на кафедре ВТиП вся работа с курсовыми работами выполняется вручную. При этом ведется строгий учет сроков сдачи и приема курсовых работ, которые различаются на разных курсах и дисциплинах в связи с учебными планами. Курсовые работы хранятся в архиве кафедры в течение двух лет. Из-за большого количества работ и различных сроков учет курсовых работ занимает большое количество времени, затрудняется дальнейшая работа с ними при поиске и обработке информации [3]. При этом возникает ряд проблем, представленных на рисунке 1.

Перед началом разработки программного обеспечения необходимо разобраться с правилами оформления, оценивания, сроками сдачи, возможными темами курсовых работ. Далее следует проанализировать существующие аналоги ПО на данную тематику и оценить их достоинства и недостатки. Главной целью работы будет реализация программного продукта, решающего разноплановые задачи, такие как:

− обеспечение упорядоченности информации;

− упрощение работы с документами, повышение ее эффективности;

− повышение производительности труда преподавателей за счет сокращения времени создания, обработки и поиска документов;

− повышение оперативности доступа к информации.

Готовый продукт должен удовлетворять всем требованиям безопасности хранимых данных, иметь понятный для пользователя интерфейс, который в случае ошибки со стороны пользователя сообщит о неполадке и не затронет основную базу данных. Более того, в результате разработанное программное обеспечение должно быть экономически выгодно по отношению к действующей системе контроля [4].

Сравнительный анализ

Первостепенной задачей стало исследование процесса сбора информации и сохранения ее в виде записи в картотеке. Для этого была проведена учебно-эксплуатационная практика на кафедре вычислительной техники и программирования. Полученные сведения в дальнейшем послужили базой для реализации электронной версии текущей системы контроля и учета.

missing image file

Рис. 1. Проблемы, возникающие при работе с курсовыми работами

missing image file

Рис. 2. Модуль «Нагрузка» системы Автор-ВУЗ

Немаловажным этапом были исследование и анализ похожих систем контроля. Программное обеспечение для учета курсовых работ будет работать на основе модулей «Нагрузка» и «Студент». Но существуют и другие аналогичные системы для работы в вузах. Например, одна из таких систем – проект Автор-ВУЗ, построенная на современных веб-технологиях. Она позволяет автоматизировать все направления учебного процесса образовательных организаций высшего образования: составление учебных планов, создание методических материалов, расчет и учет нагрузки, планирование расписания учебных занятий и подготовка документации для деканата. Как видно из рисунков 2 и 3, она тоже работает с модулями «Нагрузка» и «Студент». Но при всем этом у системы Автор-ВУЗ есть значительные минусы по сравнению с нашей ПО. Во-первых, она находится еще на стадии разработки. Во-вторых, система платная. И самое главное – в ней отсутствует модуль, отвечающий за учет курсовых работ, что важно для нашей кафедры.

Еще одним ведущим продуктом на рынке является «1С: Университет ПРОФ» – комплексное решение для автоматизации управленческой деятельности в образовательных организациях высшего образования [5]. Этот продукт также позволяет автоматизировать такие направления, как: прием в вуз; планирование учебного процесса; расчет и распределение учебной нагрузки; управление контингентом студентов; учет успеваемости и посещаемости; расчет стипендиального обеспечения и т.д. (рис. 4).

missing image file

Рис. 3. Модуль «Студент» системы Автор-ВУЗ

missing image file

Рис. 4. Пример рабочего окна «1С: Университет ПРОФ»

missing image file

Рис. 5. Пример рабочего окна БД «Студент»

Конструктивные особенности платформы, на которой разработан указанный продукт, обеспечивают ему высокую гибкость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладного решения. Веб-клиент может функционировать также на компьютерах под управлением Mac OS и iOS. Следовательно, технические характеристики у него отличные. Но, как и у предыдущего продукта, у него есть самый главный недостаток – он не работает с курсовыми работами.

Во ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» создана база данных «Студент» [6, 7]. В ней также ведутся аналогичные работы со студентами, со стипендиями, выдачей талонов и пр. Она разработана на базе Microsoft Access и имеет удобный интерфейс работы, который можно увидеть на рисунке 1, однако учет курсовых работ в ней не ведется (рис. 5).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые критерии оценивания возможности программного продукта, представленные в таблице.

Проведенный сравнительный анализ показал, что данные программные продукты не предназначены для учета курсовых работ обучающихся. Таким образом, возникает потребность в создании программного обеспечения для учета курсовых работ обучающихся, которое позволит систематизировать данные, сократит объем выполняемой работы и повысит надежность хранения информации.

Выводы

В эпоху современных технологий перо и кисть с каждым днем отдаляются от нынешнего мира все дальше. В информационное время гораздо проще вести отчеты и ведомости, контролировать успеваемость при помощи программных средств, продемонстрированных в данной статье. Главным результатом исследования стала реализация программного продукта, соответствующего всем заявленным требованиям безопасности и комфорта использования. Полностью протестированный вариант программного обеспечения был отдан кафедре вычислительной техники на рассмотрение и в результате получил положительную оценку. В дальнейшем будет выдвинуто предложение о полном переходе на новую систему контроля. Более того, была высказана мысль об интеграции новой системы в уже использующуюся в вузе БД «Студент».

Сравнительный анализ ПО для учета курсовых работ

 

Автор-ВУЗ

1С: Университет ПРОФ

БД «Студент»

ПО для учета выполнения курсовых работ

Бесплатное пользование

Удобный интерфейс

Офлайн-версия

Обмен данными

с другими ПО

Работа с курсовыми работами


Библиографическая ссылка

Гладышева М.М., Гладышева К.С., Иванов А.А., Петручок А.Н., Солончак И.П. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 23-28;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12091 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674