Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Роженко В.А. 1 Валеева Р.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Актуальность представленного обзора определяется тем, что в настоящее время очевидным становится рост рисков виктимизации населения. Это обусловлено неблагоприятными процессами, происходящими в нашей стране и мире. Особой категорией, чувствительной и уязвимой к этим процессам, становится подрастающее поколение, ведь именно оно социально активно и находится в возрасте, когда бурно идут процессы становления личности. Целью обзора явилось изучение, анализ и обобщение результатов современных исследований виктимного поведения подростков в сети Интернет. Выявлено, что недостаточный уровень цифровой компетентности, киберсоциализации подростков, принятие на себя роли жертвы в ситуации кибербуллинга – ключевые факторы становления виктимного поведения и формирования виктимности как устойчивой характеристики личности. Обзор исследований авторов по проблемам организации психолого-педагогической профилактики, анализ различных подходов к профилактике описываемого явления позволили сделать вывод о необходимости и важности разработки программы педагогической профилактики, целью которой станет описание успешного процесса киберсоциализации, способствующего снижению рисков виктимизации личности подростка. Также в данной статье авторы систематизировали факторы, условия и характеристики процесса девиктимизации, опора на которые позволит разрабатывать мероприятия по профилактике виктимного поведения подростков, в том числе в сети Интернет.
виктимность
виктимология
виктимное поведение подростков
киберсоциализация
жертва
кибербуллинг
профилактика виктимного поведения
сеть Интернет
цифровая компетентность
1. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения у подростков: дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 216 с.
2. Берсенев С.С., Щебланова В.В. Риски формирования Интернет-зависимости у подростков // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 82. С. 124–128.
3. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 120–126.
4. Palfrey J., Gasser U. Interop: The Promise and the Perils of Highly Interconnected Systems. New York: Basic Books, 2012.
5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
6. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 230–236.
7. Бовть О.Б. Исследование психологических детерминант виктимного поведения подростков // Проблемы современной психологии. 2014. № 25. С. 45–59.
8. Андронникова О.О. Генезис виктимности личности: дис. … докт. психол. наук. Новосибирск, 2021. 616 с.
9. Башанаева Г.Г., Субботина Р.А. Исследование структуры внутриличностных детерминант юношей и девушек разного виктимного типа // Общество: социология, психология, педагогика. Краснодар. 2016. № 2. С. 14–23.
10. Баширова Т.Н. Противоречивость социально-психологических характеристик личности как основа виктимного поведения студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10882 (дата обращения: 01.12.2022).
11. Кузнецова Л.Э., Ерошенко А.Н. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи // Актуальные вопросы современной психологии. Челябинск, 2013. С. 73–75.
12. Никитина Ю.В., Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 3–4. С. 62–66.
13. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
14. Чурляева И.В. Криминальная виктимология. Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. 150 c.
15. Мудрик А.В. Социализация человека: 3-е изд. М.: МПСИ, 2010. 624 c.
16. Статмен П. Безопасность вашего ребенка: как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юрчук. Екатеринбург, 2004. 272 с.
17. Левина Н.А. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы XI Международной конференции (Тамбов, 29 апреля 2012 г.). Тамбов: Издательство ТГУ, 2012. С. 216–223.
18. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе: Ирфон, 1972.102 с.
19. Холыст Б. Криминология: Основные проблемы. М.: Юрид. лит., 1980. 263 с.
20. Хархан О.М. Психологические особенности виктимного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. Симферополь, 2006. 236 с.
21. Матанцева Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Концепт. 2016. Т. 8. С. 74–81. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm (дата обращения: 01.12.2022).
22. Ривман Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб.: Юридический центр, 2000. 213 с.
23. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. Казань: Отечество, 2019. 320 с.
24. Xiao-Wei Chua, Cui-Ying Fana, Shuai-Lei Liana, Zong-Kui Zhoua (2019). Does bullying victimization really influence adolescents’ psychosocial problems? A three-wave longitudinal study in in China. Journal of Affective Disorders 246. 2019. P. 603–610. DOI: 10.1016/j.jad.2018.12.103.
25. Шпаковская Е.Ю., Клюкина А.А. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
26. Андронникова О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: дис. … докт. психол. наук. Томск, 2019. 566 с.
27. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. СПб.: Питер, 2018. 832 с.
28. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. 2011. № 5. 66 с.
29. Фоминых Е.С. Виктимологические аспекты взаимодействия в медиапространстве // Виктимология.  2021. Т. 8. № 2. С. 183–188.
30. Сашенков С.А. Проблема коммуникационных угроз в социальных сетях Интернета и их влияние на несовершеннолетних пользователей // Преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 15 апреля 2015 г.). Воронеж:
Издательство Воронежский институт МВД России, 2015. С. 45–50

Неблагоприятные события, происходящие в обществе, обуславливают постоянный рост рисков виктимизации населения. Факторы, способствующие развитию виктимности и закреплению виктимного поведения – это повышенная уязвимость личности к различным стрессам в процессе жизнедеятельности, а также низкий уровень адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни. Важным является и то, что проявление виктимного поведения активно прослеживается в подростковом и юношеском возрасте. Мир подростка контрастен, наполнен сложными эмоциями и переживаниями. Уязвимость этого возрастного периода проявляется в «черно-белом» мышлении, повышенной чувствительности к стрессогенным факторам, восприятии проблем и трудностей как неразрешимых [1]. И если социальная ситуация развивается для подростка неблагоприятным образом, то данные особенности выступают факторами риска и формируют виктимность как одну из характеристик личности. Не имея достаточного жизненного опыта, подростки часто становятся жертвами мошенников, кроме этого, сами могут быть провокаторами виктимного поведения.

Сегодня мы не можем себе представить процесс формирования личности и взросления современного подростка без использования информационно-коммуникационных технологий. Данные исследовательской компании Mediascope показали, что в период с марта по август 2022 г. более 103 млн россиян в возрасте от 12 лет не менее 1 раза в месяц пользуются Интернетом – это 84 % населения России. На 18 % возросло число пользователей за последние 5 лет, за последний год количество пользователей увеличилось на 4 %. Интернет-пространство – это та среда, где все чаще люди разных возрастов и социальных статусов проявляют признаки виктимного поведения. Подростки наиболее подвержены риску попасть в одну из категорий таких «жертв», ведь подавляющее большинство повседневно использует Интернет в своей жизни [2], и многие не могут самостоятельно контролировать использование Интернета, не умеют пользоваться им безопасно и правильно. Такое поведение обычно проявляется отсутствием контроля, ответственности за свое поведение, чрезмерным проявлением эмоций, нарушением или игнорированием прав других людей, повышенной демонстративностью. В связи с этим острой социальной проблемой, важной и требующей решения, становится предупреждение формирования деструктивных паттернов виктимного поведения подростков в сети Интернет. Недостаточность психологического и социального опыта в этом возрасте, повышенная уязвимость к различным стрессовым ситуациям – все это приводит молодого человека к переживанию собственной беспомощности, неспособности справиться с возникающими трудностями. Это может проявляться в том числе в различных формах аутодеструктивного, аутоагрессивного поведения (самонаказание, самообвинение), что и является в основе своей поведением жертвы.

Таким образом, стремительное развитие и бесконтрольное использование достижений человечества в области информационных технологий в преступных целях представляет собой серьезную угрозу для подростков. Все больше в Сети распространяются так называемые «группы смерти», группы, призывающие к насилию, экстремизму и пр. Сегодня существуют тысячи сайтов, призывающих молодых людей причинять вред себе и другим. Кибер-террор (троллинг), кибермошенничество, незаконный сбор персональных данных и распространение их в открытом доступе, доведение до суицида, игорные сайты со сценами насилия, порносайты – вот далеко не полный перечень негативных воздействий, провоцирующих подростков на виктимное поведение.

О.О. Андронникова, описывая процесс формирования виктимного поведения, выделяет целостную систему социальных факторов, влияющих на формирование «мышления жертвы» подростков. К ним относятся: принятые в обществе образцы взаимодействия; особенности подросткового возраста и эмоционально-поведенческие реакции, характерные для данного периода; особенности интерперсонального общения; особенности семейных отношений; пережитый опыт насилия [3].

Цель исследования – изучение и обобщение результатов современных исследований виктимного поведения подростков в сети Интернет.

Материалы и методы исследования

Сравнительно-сопоставительный анализ специализированной научной литературы в области педагогики и психологии по теме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В поле нашего исследования оказались наиболее значимые и актуальные научные труды российских и зарубежных авторов по вопросам подростковой виктимности.

Исследователь John Palfrey и Urs Gasser в своей книге о достоинствах и угрозах сложных взаимосвязанных систем выделяет три группы угроз психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет: нежелательные контакты, которые могут привести к сексуальному насилию; кибербуллинг (оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети); «опасные» материалы (порнография, видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию) [4].

Исследование, представленное коллективом ученых Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой и Т.А. Нестик [5], описывает «цифровую социализацию» детей и родителей: особенности цифрового поколения, онлайн-риски и способы совладания с ними. Также описывается структура и диагностика цифровой компетентности подростков, родителей, учителей и психологические модели цифровой компетентности.

Типы моделей поведения подростков, выделяемые С.А. Фалкиной при изучении подростковой виктимности: агрессивный, инициативный, активный, пассивный и некритичный типы [6]. Опираясь на данную типологию, С.А. Фалкина выделяет следующие психологические характеристики подростков: склонность к аутоагрессивному, аутодеструктивному поведению; избыточную зависимость от социальных норм, правил, следование им в ущерб личным потребностям и нуждам; аддиктивное поведение; неосторожность и опрометчивость в поведении; повышенную агрессивность и, как следствие, склонность к попаданию в опасные ситуации; несформированность критического восприятия ситуаций в реальном и виртуальном взаимодействии.

Взаимосвязь типа виктимного поведения и стратегий поведения в конфликте описала О.О. Бовтъ. Агрессивное и гиперсоциальное поведение – активные модели виктимного поведения – она связывает с тактиками соперничества и сотрудничества; пассивные же модели виктимного поведения – зависимое, некритичное – с тактиками приспособления и избегания конфликта [7]. О.О. Андронникова в своей диссертации, описывая самоповреждающее виктимное поведение подростков, выделяет взаимозависимость акцентуаций характера и волевых расстройств с суицидальной мотивацией [8]. Актуальные направления исследований в данной области представлены следующими учеными: О.О. Андронникова [1], С.А. Фалкина [6], О.Б. Бовтъ [7], Г.Г. Башанаева и Р.А. Субботина [9], Т.Н. Баширова [10], Л.Э. Кузнецова и А.Н. Ерошенко [11], Ю.В. Никитина и М.П. Семкова [12] в своих работах изучают психологические особенности виктимного поведения; А.А. Ривман [13], И.В. Чурляева [14], А.В. Мудрик [15], П. Статмен [16], Н.А. Левина [17] разрабатывают и определяют стратегию профилактики виктимного поведения; А.А. Ривман [13], Л.В. Франк [18], Б. Холыст [19] описывают понятие виктимности и основы виктимологии.

Формирование механизма виктимизации описала О.Б. Бовть [7] и выделила четыре составляющих: ситуативные факторы; особенности личности, способствующие формированию виктимности; особое психоэмоциональное состояние подростка; виктимогенное поведение. Данные характеристики формируют определенные виды виктимности; те, в свою очередь, определяют различные типы виктимного поведения.

Виктимность как характеристика личности и как одна из детерминант виктимного поведения молодых людей основана на взаимодействии комплекса социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик. Основные компоненты, составляющие виктимное поведение подростков, по мнению О. Хархан, – это сочетание агрессивности, суггестивности и тревожности. Данные компоненты лежат в основе саморазрушающих действий. Выявлено, что возраст, пол, социальный статус, род занятий влияют на формирование общей виктимности. В свою очередь, психическая, психологическая, эмоциональная неустойчивость формирует специальную. Кроме этого, социальный статус, роль молодого человека в семейной системе определяет уровень виктимности, повышая его [20].

Т.Н. Матанцева [21], Д.В. Ривман и B.C. Устинов [22] дают определение «виктимности» как совокупности свойств личности, задающих возможность становиться жертвой социально опасных ситуаций и приводящих к нарушениям психического и/или физического здоровья. Понятие жертва часто отождествляют с понятием виктимность. В частности, Д.В. Ривман и B.C. Устинов отмечают, что «виктимность (от лат. victima – живое существо, приносимое в жертву богу, жертва) – достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних определенных обстоятельств и активности социального окружения. Это своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими, которые в этом плане оказываются не игральными для других личностей» [22, с. 34]. Таким образом, виктимность в данном определении описывается как способность личности становиться жертвой преступления.

О.О. Андронникова [8] рассматривает феномен виктимности и определяет виктимизацию личности как дезадаптацию и несоблюдение норм и правил безопасного поведения. Дезадаптивный стиль реагирования, наносящий ущерб физическому и/или психическому здоровью, обусловленный комплексом социальных, психологических условий, становится основой для формирования таких свойств индивида, которые способствуют виктимизации личности.

Кроме этого, изучая процесс виктимизации, О.О. Андронникова [8] исследует этот процесс на разных уровнях: на уровне виктимной предрасположенности или виктимного потенциала (с дифференциацией типов потенциально возможного виктимного поведения); на уровне реализованной виктимности различных типов: агрессивный тип, активный или саморазрушающий тип, инициативный, пассивный, некритичный тип, аутодеструктивный тип поведения активного плана (непосредственно аутоагрессивный) и пассивного плана (психосоматическая аутодеструкция), инициативный тип виктимного поведения пассивного плана (беспомощный тип). Таким образом, области профилактики и коррекции виктимности могут быть описаны через формирование специфических социальных сред, переводящих дезадаптивные формы поведения в более адаптивные, исходя из требований среды.

Последовательное воздействие специалистов на людей с отклоняющимся поведением (в том числе преступным), а также на факторы, которые могут формировать виктимное поведение, определяется Д.В. Ривманом как виктимологическая профилактика [13].

Формируя специфические социальные среды для лиц с дезадаптивным, аморальным или противоправным поведением, есть возможность выстраивать систему профилактики виктимного поведения с целью выявления, нейтрализации и устранения у них факторов виктимности и виктимного поведения.

Ученые Казанского федерального университета Г.Ф. Биктагирова, Р.А. Валеева, А.Р. Дроздикова-Зарипова, Н.Н. Калацкая и Н.Ю. Костюнина [23] описали и разработали теоретические основы и педагогическое обеспечение процессов профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в сети Интернет. Данное исследование позволило проанализировать сущностно-содержательные характеристики виктимности и виктимного поведения, факторы, причины и механизмы проявления виктимного поведения студентов в Сети.

Российские и международные исследователи единодушно сходятся во мнении о недостаточной разработанности превентивных мер, направленных на предотвращение таких угроз и рисков, которые оказывают негативное влияние на личность, тем самым превращая ее в виктимную. Однако, несмотря на широкий круг исследований по проблеме виктимного поведения подростков в сети Интернет, остается еще много неизученных вопросов.

Особого внимания заслуживает психологическая профилактика виктимного поведения подростков, попавших в ситуацию кибербуллинга. Xiao-Wei Chu и др. [24] обращают внимание на то, что негативные механизмы кибербуллинга пока недостаточно изучены, но вред, наносимый им психическому здоровью, не вызывает сомнения. В исследовании Xiao-Wei Chu и др. описана взаимозависимость между видами кибербуллинга и различными психосоциальными проблемами подростков (низкая самооценка, повышенная тревожность, одиночество, депрессивные состояния). Так, данные опроса 661 китайского подростка 7–8 классов свидетельствуют о том, что дети, испытывающие негативные эмоциональные состояния, чаще подвергаются внушению, запугиванию и склонны к виктимизации. Мальчики с более высоким уровнем одиночества чаще, чем девочки, подвержены кибербуллингу и виктимизации.

С.А. Фалкина пишет о виктимной предрасположенности, т.е. подросток становится жертвой не случайно, этому способствуют личностные качества, возрастные особенности, условия воспитания, а также особенности поведения [25]. Кроме этого, исследователь описывает негативные последствия общения с носителями девиантных форм онлайн-поведения и приходит к выводу, что подростки, ставшие жертвами преступных действий в сети Интернет, начинают реализовывать виктимное поведение не только в интернет-пространстве, но и в реальности [6].

Итак, мы можем определить профилактику виктимного поведения подростков в сети Интернет как систему своевременных, взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на формирование киберсоциализации подростков, в том числе обучение подростков правилам правовой и психологической безопасности в Сети для сохранения, поддержки и защиты нормальной жизнедеятельности, а также на выявление, нейтрализацию и устранение негативных влияний интернет-пространства и действий злоумышленников в Сети [23].

Заключение

Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил обнаружить следующие противоречия между:

− увеличением числа подростков, проводящих массу времени в интернете и демонстрирующих виктимное поведение, и недостаточной разработанностью профилактических воздействий, способствующих девиктимизации;

− социальным заказом общества на формирование процесса киберсоциализации подростков, включающего в себя конструктивное и безопасное использование интернета, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов профилактической работы, направленной на снижение уровня виктимного поведения подростков в интернет-среде, с другой стороны.

Анализируя современные исследования по виктимологии и кибербуллингу (О.О. Андронникова [26], И.Г. Малкина-Пых [27], М.А. Одинцова [28], Е.С. Фоминых [29], С.А. Сашенков [30] и др.), можно констатировать недостаточную сформированность комплекса профилактических мер, в том числе и психопрофилактических. В настоящее время существует актуальная потребность в создании единой стратегии помощи подросткам, демонстрирующим виктимное поведение, с целью снижения проявлений виктимных паттернов поведения в виртуальном и реальном мире.

Для этого необходимо научное переосмысление происходящих изменений в обществе и создание адекватной системы виктимологической профилактики, служащей целям формирования здоровой, созидающей и социально адаптированной личности.


Библиографическая ссылка

Роженко В.А., Валеева Р.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 6. – С. 56-60;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12111 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674